СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формативное оценивание на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе предложены разные формы формативного оценивания на уроке

Просмотр содержимого документа
«Формативное оценивание на уроках русского языка и литературы»


Формативное оценивание как путь повышения качества знания.


«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться».( Л.Толстой)
Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем лучше будет учиться ученик.

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет.

1. По желанию.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

Разделитесь на группы по ... человек.

Разделитесь на ... равные группы.

2. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.

3. По определенному признаку.

Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).

4. По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».

5. По выбору педагога.

В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.

Поведение учителя во время проведения групповой работы.

Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:

  • Он может контролировать.

  • Организовывать.

  • Оценивать работу учеников.

  • Участвовать в работе группы.

  • Предлагать участникам разные варианты решений.

  • Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

А вот чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:

  • сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;

  • воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из класса;

  • уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;

  • исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);

  • оказывать давление на участников или мешать им высказываться.

  • нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;

  • нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на участников подавляюще;

  • не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.

  • и не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.

10 правил работы в группе:

  • уважение к говорящему (слушай внимательно не перебивай, когда один говорит - остальные слушают)

  • активное участие в работе (говорить не запрещаем, но и не заставляем, однако нам важно мнение всех)

  • критикуя, не обижай, а предлагай лучшее

  • говори сначала о хорошем, а потом критикуй

  • говори точно и только по делу, не повторяясь

  • говори от себя - "Я думаю, я считаю..."

  • умей видеть и отметить хорошее в каждом

  • откровенность и искренность приветствуются и не критикуются

  • доброжелательность в высказываниях обязательна

  • цель любого обсуждения - узнать больше о себе, о других, сделать мир лучше

Принципы выбора заданий для групповой работы.

1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

Целесообразно использовать:

  • задания, которые требуют выполнения большого объема работы;

  • задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;

  • задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;

  • задания, требующие принятия решений, непосредственно касающихся будущей деятельности данной группы.

2. Содержание работы должно быть интересно детям.

3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.



Критерии эффективности групповой работы. 

Учитель может оценить эффективность групповой работы на уроке по критериям.

Советы учителю.

В заключение несколько советов по учителю по организации групповой работы:

  • нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

  • следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

  • групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;

  • нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);

  • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

  • В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Группы формируются учителем по принципу сообразности. Формирование групп по случайному признаку или с учетом конкретных сильных сторон индивидуальных участников групп, все это зависит от того, какие цели учителя ставят и что хотят получить в конечном итоге. Групповая деятельность имеет преимущества перед индивидуальной, так как она способна решать более сложные задачи при «совместном мышлении». Важно при групповой работе выработать общие правила коммуникации участников группы. Количество человек в группе также будет зависеть от того, что учителя хотят достичь. Так, малые группы (4-6 учащихся) эффективны для многих видов деятельности учащихся, но для совместных мыслительных задач высокого уровня и для обучения сверстников выгодно организовать взаимодействие в парах. Большие группы (7-10 человек) удобны при решении каких-либо проблем, при наличии множества точек зрения. 

Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. Что такое фишбоун?

 В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета.

Схемы Фишбоун дают возможность:

  • организовать работу участников индивидуально, в парах или группах;

  • развивать критическое мышление;

  • визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;

  • ранжировать факторы по степени их значимости.

С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.

Мы все знаем, что с помощью зрительных образов ребёнок быстрее запоминает любую информацию. Так вот фишбоун как раз дает ребенку зрительно запомнить  факты или определения.

Схема «рыбьего скелета» позволяет подбирать подходящее решение для любой проблемной ситуации, генерируя новые идеи, направленные на ускорение и облегчение процесса мышления. Особенно полезно пользоваться приёмом во время «мозгового штурма», чтобы дети учились быстро и чётко формулировать мысли.

«Фишбоун» – универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему с чёткими взаимосвязями между элементами.

 Что касается места технологии в конспекте урока, то она может выступать как способ организации части урока, либо же в качестве стратегии всего занятия по теме.


«Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:

головы, в которой обозначается вопрос или проблема;

косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы; факты

косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин; примеры.

хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.


Составление записей на «теле» рыбы проводится по правилу «КТЛ» (кратко, точно, лаконично): лучше использовать всего 1–2 существительных для обозначения того или иного пункта, которые будут чётко отражать суть явления.


Принципы оценивания:

1.Доверить оценку детям! Самооценка, взаимооценка,индивидуальная оценка должны стать неотъемлемой частью учебной деятельности каждого школьника.

2. Давать детям время на оценивание.

3. Процесс оценивания должен строиться на основе понятных детям критериев и дескрипторов.

4. Оцениваться должен не только результат оценивания. Но и процесс обучения.

5. Не скупиться на похвалу. Нет такого «двоечника», которого не за что было бы похвалить.

6. Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение.

7. «На ложку дегтя- бочка меда» - даже в море неуспеха можно найти островок успеха и закрепиться на нем.

8. Ставить перед ребенком только конкретные цели.

9. «За двумя зайцами…». Не надо ставить перед школьником несколько задач одновременно.

10. Формула «Опять ты не…» - верный способ выращивания Неудачника.

11. Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его вчерашними неуспехами.

12. Ставить перед ребенком достижимые цели, и он их попытается достичь.


Критерии оценки «Фишбоун».:

1.Соответствие содержания теме

2. Самостоятельное грамотное формулирование проблемы.

3.Аргументированные доводы ( факты)

4. Аргументированные примеры

5. Самостоятельное решение поставленной проблемы.


Дескриптор для взаимооценивания в групповой работе

Критерии оценки «Фишбоун»

Баллы

1

Содержание работы соответствует теме

1

2

Самостоятельное грамотное формулируют проблему.

2

3

Приводит аргументированные доводы ( факты) ( верхние кости)

2

4

Приводит аргументированные примеры ( нижние кости)


2

5

Самостоятельно представляют решение поставленной проблемы.

2

6

Работа представили на контроль в срок.

1

Итого

10 баллов

.

Принципы оценивания:


1.Доверить оценку детям! Самооценка, взаимооценка, индивидуальная оценка должны стать неотъемлемой частью учебной деятельности каждого школьника.

2. Давать детям время на оценивание.

3. Процесс оценивания должен строиться на основе понятных детям критериев и дескрипторов.

4. Оцениваться должен не только результат оценивания. Но и процесс обучения.

5. Не скупиться на похвалу. Нет такого «двоечника», которого не за что было бы похвалить.

6. Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение.

7. «На ложку дегтя- бочка меда» - даже в море неуспеха можно найти островок успеха и закрепиться на нем.

8. Ставить перед ребенком только конкретные цели.

9. «За двумя зайцами…». Не надо ставить перед школьником несколько задач одновременно.

10. Формула «Опять ты не…» - верный способ выращивания Неудачника.

11. Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его вчерашними неуспехами.

12. Ставить перед ребенком достижимые цели, и он их попытается достичь.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!