СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

“Использование формативного оценивания на уроках русского языка и литературы”

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Использование формативного оценивания на уроках русского языка и литературы"

Просмотр содержимого документа
«“Использование формативного оценивания на уроках русского языка и литературы”»

“ Использование формативного оценивания на уроках русского языка и литературы”

Использование формативного оценивания на уроках русского языка и литературы”

Оценивание На кого воздействует оценивание? Почему необходимо оценивание? Что означает оценивание? Все группы дают комментарии с позиции своей области: когнитивные, социальные и аффективное

Оценивание

  • На кого воздействует оценивание?
  • Почему необходимо оценивание?
  • Что означает оценивание?

Все группы дают комментарии с позиции своей области: когнитивные, социальные и аффективное

Что такое формативное оценивание?

Что такое формативное оценивание?

Формативное оценивание

Формативное оценивание – это вид оценивания, который проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учеником и учителем и позволяет своевременно корректировать учебный процесс без выставления баллов и оценок.

Принципы ФО :

  • часть преподавания и обучения («оценивание для обучения»); охват всех целей обучения (цели обучения конкретизированы в учебной программе и учебном плане по каждому предмету и классу); безотметочное оценивание; осуществляется в соответствии с критериями оценивания; предоставление обратной связи о прогрессе каждого учащегося; использование результатов для улучшения качества преподавания и обучения, улучшения учебной программы .
  • часть преподавания и обучения («оценивание для обучения»); охват всех целей обучения (цели обучения конкретизированы в учебной программе и учебном плане по каждому предмету и классу); безотметочное оценивание; осуществляется в соответствии с критериями оценивания; предоставление обратной связи о прогрессе каждого учащегося; использование результатов для улучшения качества преподавания и обучения, улучшения учебной программы .
  • часть преподавания и обучения («оценивание для обучения»); охват всех целей обучения (цели обучения конкретизированы в учебной программе и учебном плане по каждому предмету и классу); безотметочное оценивание; осуществляется в соответствии с критериями оценивания; предоставление обратной связи о прогрессе каждого учащегося; использование результатов для улучшения качества преподавания и обучения, улучшения учебной программы .
  • часть преподавания и обучения («оценивание для обучения»); охват всех целей обучения (цели обучения конкретизированы в учебной программе и учебном плане по каждому предмету и классу); безотметочное оценивание; осуществляется в соответствии с критериями оценивания; предоставление обратной связи о прогрессе каждого учащегося; использование результатов для улучшения качества преподавания и обучения, улучшения учебной программы .
  • часть преподавания и обучения («оценивание для обучения»);
  • охват всех целей обучения (цели обучения конкретизированы в учебной программе и учебном плане по каждому предмету и классу);
  • безотметочное оценивание;
  • осуществляется в соответствии с критериями оценивания;
  • предоставление обратной связи о прогрессе каждого учащегося;
  • использование результатов для улучшения качества преподавания и обучения, улучшения учебной программы .

Организация формативного оценивания на уроке

Организация формативного оценивания на уроке

Формативное оценивание 1.Когда проводится? 2. Кого информирует? 3. Какова роль учителя? 4. Какова роль ученика? 5. Каковы формы проведения?

Формативное оценивание

1.Когда проводится?

2. Кого информирует?

3. Какова роль учителя?

4. Какова роль ученика?

5. Каковы формы проведения?

Формативное ОЦЕНИВАНИЕ

Проводится

Информирует

Роль ученика

учащихся, насколько правильно они выполняют задания в период изучения материала;

учителем в течение четверти

активное участие в обучении;

понимание критериев оценивания/ дескрипторов;

учителей о прогрессе учащихся для коррекции процесса преподавания.

самоооценивание/ взаимооценивание.

Роль учителя

Формы проведения

четкое формулирование критериев оценивания в соответствии с целями обучения;

составление заданий в соответствии с целями обучения и критериями оценивания;

разработка дескрипторов к заданиям;

обеспечение учащихся эффективной обратной связью;

корректировка процесса преподавания и оценивания.

  • индивидуальная
  • в парах
  • в группах

Включить определение Формативное оценивание

Текущее оценивание обучения, которое обеспечивает учителей, обучающихся и других участников педагогического процесса информацией, необходимой для совершенствования обучения. Формативное оценивание осуществляется в процессе повседневной работы в классе, является показателем текущей успеваемости обучающихся, обеспечивает обратную связь между учеником и учителем и позволяет своевременно корректировать учебный процесс

Наиболее успешные моменты формативного оценивания Элективный (выборочный) тест Учитель раздает каждому ученику карточки с буквами «A, Б, B, Г, Д», просит учеников ответить одновременно, т.е. поднять карточку с правильным ответом. Ученикам предоставляется 20 секунд  на выбор ответа. Например: Что обозначает местоимение? А) предмет Б) действие предмета В) указывает, но не называет Г) признак предмета  Затем учитель просит поднять карточки с буквами - правильными ответами. Ученики поднимают одновременно карточки. Учитель обсуждает с учащимися разные варианты ответов и просит их объяснить свой выбор. При необходимости  вызывает к доске одного из учащихся. Ответы позволяют учителю определить уровень и качество понимания учащимися изученной темы и принять решение: продолжить объяснение данной темы или двигаться далее. При необходимости учитель обращает внимание на ошибки, допущенные при выполнении данного задания.

Наиболее успешные моменты формативного оценивания

Элективный (выборочный) тест

Учитель раздает каждому ученику карточки с буквами «A, Б, B, Г, Д», просит учеников ответить одновременно, т.е. поднять карточку с правильным ответом. Ученикам предоставляется 20 секунд  на выбор ответа. Например: Что обозначает местоимение?

А) предмет

Б) действие предмета

В) указывает, но не называет

Г) признак предмета

Затем учитель просит поднять карточки с буквами - правильными ответами. Ученики поднимают одновременно карточки. Учитель обсуждает с учащимися разные варианты ответов и просит их объяснить свой выбор. При необходимости  вызывает к доске одного из учащихся. Ответы позволяют учителю определить уровень и качество понимания учащимися изученной темы и принять решение: продолжить объяснение данной темы или двигаться далее.

При необходимости учитель обращает внимание на ошибки, допущенные при выполнении данного задания.

Речевые образцы (подсказки)  Учитель может давать учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ. Например: 5 класс.  Тема: Глагол  Глагол- это часть речи, которая обозначает_________________ и отвечает на вопросы__________ . Глагол бывает   ________ времени. В предложении глагол является ___________________ и т.д.

Речевые образцы (подсказки) Учитель может давать учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ. Например: 5 класс. Тема: Глагол Глагол- это часть речи, которая обозначает_________________ и отвечает на вопросы__________ . Глагол бывает   ________ времени. В предложении глагол является ___________________ и т.д.

Путеводитель по самооцениванию и оцениванию одноклассников

Путеводитель

по самооцениванию

и оцениванию

одноклассников

Почему необходимо взаимооценивание? Помогает сделать оценивание более объективной - Позволяет создать обратную связь между учителем и учеником - ученик видит свои слабые стороны своей деятельности. -поддержка друг друга

Почему необходимо взаимооценивание?

  • Помогает сделать оценивание более объективной
  • - Позволяет создать обратную связь между учителем и учеником
  • - ученик видит свои слабые стороны своей деятельности.
  • -поддержка друг друга
Самооценивание Самоконтроль Саморегуляция Самостоятельная экспертиза собственной деятельности

Самооценивание

Самоконтроль

Саморегуляция

Самостоятельная экспертиза собственной деятельности

Самооценивание – это процесс, направленный на сбор и анализ информации о своих сильных    и слабых сторонах, о своих возможностях и проблемах . 12

Самооценивание это процесс, направленный на сбор и анализ информации о своих сильных   и слабых сторонах, о своих возможностях и проблемах .

12

САМООЦЕНИВАНИЕ  это оценивание не только конечного результата своей деятельности, но и самого процесса.    Включение самооценивания в ежедневную структуру учебных занятий является решающим фактором в подготовке уверенных, самостоятельных обучающихся.

САМООЦЕНИВАНИЕ

  • это оценивание не только конечного результата своей деятельности, но и самого процесса.

Включение самооценивания в ежедневную структуру учебных занятий является решающим фактором в подготовке уверенных, самостоятельных обучающихся.

Алгоритм самооценки: Чему научился? За что себя можешь похвалить? Над чем ещё надо поработать? Какие задания тебе понравились, оказались трудными? Достиг ли поставленную в начале урока цель?   Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)  Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)  Задание выполнено самостоятельно или с чьей-то помощью, верно или не совсем верно?( Учимся находить и признавать ошибки.) 12

Алгоритм самооценки:

  • Чему научился?
  • За что себя можешь похвалить?
  • Над чем ещё надо поработать?
  • Какие задания тебе понравились, оказались трудными?
  • Достиг ли поставленную в начале урока цель?

  • Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
  • Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
  • Задание выполнено самостоятельно или с чьей-то помощью, верно или не совсем верно?( Учимся находить и признавать ошибки.)

12

Приемы самооценивания Я это умею и могу двигаться дальше. Я понял материал урока и справился со всеми заданиями.  Этот способ деятельности мной еще не освоен, и я пока не могу двигаться дальше. Мне не все понятно, в моей работе есть ошибки, мне нужна помощь.    Не могу самостоятельно двигаться дальше. Я не понял материал, не смог выполнить задание, мне срочно требуется помощь! ЦВЕТОВЫЕ ДОРОЖКИ

Приемы самооценивания

  • Я это умею и могу двигаться дальше. Я понял материал урока и справился со всеми заданиями.
  • Этот способ деятельности мной еще не освоен, и я пока не могу двигаться дальше. Мне не все понятно, в моей работе есть ошибки, мне нужна помощь.

Не могу самостоятельно двигаться дальше. Я не понял материал, не смог выполнить задание, мне срочно требуется помощь!

ЦВЕТОВЫЕ ДОРОЖКИ

Не знаю ДОРОЖКА УСПЕХА Могу научить другого Понимаю   Знаю Понимаю, могу применить

Не знаю

ДОРОЖКА УСПЕХА

Могу научить другого

Понимаю

Знаю

Понимаю,

могу применить

 Лестница успеха  Обучающийся самостоятельно определяет, на какой ступеньке он находится при изучении учебного материала

Лестница успеха

Обучающийся самостоятельно определяет, на какой ступеньке он находится при изучении учебного материала

СВЕТОФОР – у детей 3 карточки тех же цветов. Отвечая на вопросы учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, желтую или зеленую карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача.
  • СВЕТОФОР – у детей 3 карточки тех же цветов. Отвечая на вопросы учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, желтую или зеленую карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача.
Дерево успеха - обучающийся с помощью разноцветных листьев  определяет уровень усвоения учебного материала

Дерево успеха

- обучающийся с помощью разноцветных листьев

определяет уровень усвоения учебного материала

Техника «рефлексивная мишень». На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

Техника «рефлексивная мишень».

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

Метод «Зарядка». Предлагаем через выполнение определенных движений дать рефлексивную оценку. Могут быть предложены следующие движения: - присесть на корточки - очень низкая оценка, нега­тивное отношение; - присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение; - обычная поза стоя, руки по швам - удовлетворитель­ная оценка, спокойное отношение; - поднять руки в локтях - хорошая оценка, позитив­ное отношение; - поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отноше­ние.

Метод «Зарядка».

Предлагаем через выполнение определенных движений дать рефлексивную оценку. Могут быть предложены следующие движения:

- присесть на корточки - очень низкая оценка, нега­тивное отношение;

- присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение;

- обычная поза стоя, руки по швам - удовлетворитель­ная оценка, спокойное отношение;

- поднять руки в локтях - хорошая оценка, позитив­ное отношение;

- поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отноше­ние.

Метод «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю Плюс Минус Интересно

Метод «Плюс-минус-интересно».

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю

Плюс

Минус

Интересно

 Метод «Анкета». Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ. 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я активно / пассивно доволен / не доволен 3. Урок для меня показался 4. За урок я коротким / длинным не устал / устал 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был стало лучше / стало хуже понятен / не понятен   полезен / бесполезен интересен / скучен 7. Домашнее задание мне кажется легким / трудным интересным / неинтересным

Метод «Анкета».

Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

активно / пассивно

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

4. За урок я

коротким / длинным

не устал / устал

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7. Домашнее задание мне кажется

легким / трудным

интересным / неинтересным

 Вопросы, требующие многовариантных ответов: Почему было трудно? Что открыли, узнали на уроке? Оправдались ли ваши ожидания от урока? Что вы взяли с сегодняшнего урока? Над чем заставил задуматься урок?

Вопросы, требующие многовариантных ответов:

  • Почему было трудно?
  • Что открыли, узнали на уроке?
  • Оправдались ли ваши ожидания от урока?
  • Что вы взяли с сегодняшнего урока?
  • Над чем заставил задуматься урок?
Метод «Благодарю…». В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убеди-тельные слова признательности и этому участнику событий.

Метод «Благодарю…».

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убеди-тельные слова признательности и этому участнику событий.

 Удивился Узнал что-то новое  Расстроился  «Лист самооценки». Получил удовольствие  Ничего не понял  Узнал что-то новое

Удивился

Узнал что-то новое

Расстроился

«Лист самооценки».

Получил удовольствие

Ничего не понял

Узнал что-то новое

Выберите 1 фразу для соседа по парте: Ты молодец. Я доволен твоей работой на уроке. Ты мог бы поработать лучше.

Выберите 1 фразу

для соседа по парте:

  • Ты молодец.
  • Я доволен твоей работой на уроке.
  • Ты мог бы поработать лучше.
Залив правил « Запустите корабль в море Знаний.»   Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил. Море знаний

Залив правил

« Запустите корабль в море Знаний.»  

Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил.

Море знаний

Пути преодоления. Разрабатывать критерии оценивания совместно с учащимися Подбирать критерии согласно характеру работ Критерии должны быть заданы очень конкретно.

Пути преодоления.

  • Разрабатывать критерии оценивания совместно с учащимися
  • Подбирать критерии согласно характеру работ
  • Критерии должны быть заданы очень конкретно.
  Что такое взаимооценивание ?

Что такое взаимооценивание ?

Взаимооценивание это совместная работа, коллективное творчество, умение работать в паре,   возможность сообща решать проблемы и приходить к общему решению. В  ходе сотрудничества приобретают навыки устного общения, получают возможность рассмотреть проблему и проанализировать всевозможные варианты ее решения.

Взаимооценивание

  • это совместная работа, коллективное творчество, умение работать в паре,  

возможность сообща решать проблемы

и приходить к общему решению.

В  ходе сотрудничества приобретают навыки устного общения,

получают возможность рассмотреть проблему и проанализировать всевозможные варианты ее решения.

 Формы взаимооценивания:   « Большой палец» «Аплодисменты»  «Словесная оценка» «Светофор» «Недорисованная фигура» «Таблица готовности к уроку»

Формы взаимооценивания:

  • « Большой палец»
  • «Аплодисменты» 
  • «Словесная оценка»
  • «Светофор»
  • «Недорисованная фигура»
  • «Таблица готовности к уроку»


Скачать

© 2018, 13813 383

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!