СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по биологии "Флора Среднего Урала" (Программа)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал состоит из программы, рабочей тетради (общий формат и разделённые на 5 частей) и иллюстративного материала

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по биологии "Флора Среднего Урала" (Программа)»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» (УрГПУ)








Рабочая программа

элективного курса «Флора Среднего Урала»





Разработчики: Зяблицев А.Б., Алексеева В.А.,

студенты 3 курса, УрГПУ,

кафедры биологии, химии, экологии

и методики их преподавания


Рецензент: Таршис Л.Г.,

доктор биологических наук, профессор

кафедры биологии, химии, экологии

и методики их преподавания, УрГПУ




Екатеринбург 2023 г.

Пояснительная записка

Элективный курс «Флора Среднего Урала» представляет собой дисциплину, основанную на таких науках, как биология, география и краеведение. Теоретическая основа опирается на знания разделов ботаники и географии, которые изучаются на школьных занятиях.

Данная дисциплина реализуется для учащихся основного общего образования (9 классы) и среднего общего образования (10-11 классы). К изучению курса «Флора Среднего Урала» привлекаются ученики, которые проявляют интерес к вышеперечисленным школьным дисциплинам, а также хотят узнать подробнее о растительном мире родного края.

К курсу прилагается рабочая тетрадь, которая для удобства использования учащимся разделена на V частей:

I-ая часть включает в себя изучение биологического оборудования, методы изготовления срезов, характеристика Уральского региона, характеристика лишайников и водорослей, как представителей растительного мира;

Во II-ой части рассматриваются высшие споровые растения (мхи, хвощи, плауны, папоротники) и их характеристика.

III-ая часть позволят изучить представителей флоры, размножение которых осуществляется семенами. Это растения отдела Голосеменные и отдела Покрытосеменные.

IV-ая часть включает в себя характеристику растений из различных семейств отдела Цветковых.

В V-ой части представлены такие темы, как «Растения Красной книги Урала», «Жизненные формы растений», «Классификация растений по отношению к абиотическим факторам» и «Классификация растений по продолжительности жизни.

В соответствии с программой, в рабочей тетради отведены специальные листы для зарисовки. На рисунках необходимо делать подписи, перечень которых присутствует на нижней стороне страницы. Для более эффективного усвоения информации, помимо простого карандаша, рекомендуется выполнять рисунки цветными карандашами.

Рабочая тетрадь содержит в себе «Задания для классной подготовки», среди которых находятся темы докладов. Они подготавливаются учащимися в качестве сообщений и рассказываются на занятиях. Помимо этого, представляются «Практические работы», выполняющиеся во время учебного процесса в присутствии и под контролем преподавателя. «Задания для внеклассной подготовки» выполняются дома индивидуально и оцениваются учителем при проверке тетради, сданной на проверку.

В конце рабочей тетради присутствуют темы для проектов, которые будут защищаться учащимися в конце изучения элективного курса, что является одним из критериев выставления оценки.

Цели данного курса: способствовать приобретению знаний и навыков у обучающихся 9-ых-11-ых классов в области ботанических дисциплин при изучении краеведения.

Задачи курса:

  1. Рассмотреть с учащимися определение и предмет такой науки, как «Краеведение»;

  2. Узнать подробнее про Средний Урал;

  3. Изучить с учащимися представителей флоры родного края, начиная с низших растений, и их характеристику;

  4. Рассмотреть растения, которые находятся в Красной книге Среднего Урала;

  5. Изучить жизненные формы растений;

  6. Изучить классификацию растений по отношению к свету;

  7. Изучить классификацию растений по продолжительности жизни;

  8. Расширить знания учащихся в области биологии, полученных ранее;

  9. Закрепить теоретические знания, которыми овладели учащиеся в рамках такого раздела, как «Ботаника»;

  10. Развить творческие способности учащихся;

  11. Развить практические навыки и умения;

  12. Сформировать умения закреплять изученный материал на практике;

  13. Развить умение работать с научной литературой, географическими атласами, определителями растений и другими источниками информации;

  14. Подготовить к государственной итоговой аттестации (ГИА).

Формы занятий: урок, урок-конференция, практические занятия, экскурсии, самостоятельные творческие работы, работа в парах.

Основной формой является урок. На каждом из них учащимся необходимо формулировать цель, которая должна быть им понятна и интересна. В процесс изучения курса должны активно вовлекаться учащиеся, выступая перед аудиторией с докладами, найденными увлекательными фактами. Подведение итогов проводиться в виде рефлексивного обсуждения, выполнения различных заданий и заполнения рабочей тетради.

Сроки усвоения программы: курс рассчитан на 52-54 часа. Проведение занятий осуществляется два раза в неделю.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран, гербарный материал, микроскопы, предметные и покровные стёкла, пипетки, препаровальные иглы, лезвия, ступка, пестик, химическое оборудование и реактивы, таблицы о содержании витаминов в различных органах покрытосеменных, о содержании химических элементов в берёзовом соке, научная литература, географические атласы, определители растений, Красная книга Урала (несколько экземпляров).

Планируемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • Правила техники безопасности работы в кабинете биологии при работе с гербарными экземплярами, реактивами в процессе работы;

  • Устройство лабораторного оборудования;

  • Характеристику Среднего Урала;

  • Характеристику представителей флоры Среднего Урала;

  • Строение цветка, его функции и процессы, связанные с данным органом;

  • Виды растений, занесённую в Красную книгу Среднего Урала;

  • Признаки одно- и многолетних растений;

  • Признаки светолюбивых, тенелюбивых и теневыносливых растений;

  • Жизненные формы растений и их характеристику;

  • Определение и предмет науки «Краеведение».

Учащиеся должны уметь:

  • Характеризовать отделы и семейства растений;

  • Характеризовать цветок различных семейств;

  • Определять жизненные формы растений;

  • Определять растения по отношению к свету;

  • Определять растения по продолжительности жизни;

  • Изготавливать поперечные и продольные срезы;

  • Определять наличие крахмала и витаминов в наземных и подземных органах растений;

  • Работать с учебной литературой;

  • Выступать перед аудиторией с докладом;

  • Отвечать на вопросы аудитории по представленному материалу.

Система оценивания:

Сообщения учащихся, как и проекты, которые защищаются учащимися в конце изучения элективного курса, оцениваются по критериям, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии оценивания докладов и проектов

Описание критерия

Оценка

Доклад выполнен, повествование шло своими словами (допускается опора на текст) и сопровождался презентацией

«5»

Доклад выполнен, но зачитан с листа, презентация присутствовала

«4»

Доклад выполнен, но зачитан с листа и не сопровождался презентацией

«3»

Доклад не выполнен

«2»

Рабочая тетрадь оценивается преподавателем по критериям, представленных в таблице 2. Наличие и грубость биологических ошибок оценивается по усмотрению преподавателя и может влиять на отметку, выставленную по представленным критериям.

Таблица 2

Критерии оценки рабочей тетради

Описание критерия

Оценка

Рабочая тетрадь сдана, рисунки выполнены в цвете и присутствуют в полном объёме, заполнены все таблицы

«5»

Рабочая тетрадь сдана. Допускается выполнение рисунков (в цвете) и таблиц не в полном объёме, но в данном случае объём выполненной работы должен составлять 65-70% от всего объёма тетради

«4»

Рабочая тетрадь сдана, но рисунки выполнены не все и без цвета. Таблицы заполнены не полностью. В данном случае объём выполненной работы должен составлять 50-65% от всего объёма тетради

«3»

Рабочая тетрадь не сдана для оценивания

«2»

Также преподавателем оцениваются и практические работы, выполненные учащимся во время занятий. Критерии для выставления отметки представлены в таблице 3.

Таблица 3

Критерии оценивания практических работ

Описание критерия

Оценка

Практическая работа сдана, присутствует ход выполнения работы, описание наблюдений и вывод

«5»

Практическая работа сдана, присутствует ход выполнения работы, описание наблюдений, но отсутствует вывод

«4»

Практическая работа сдана, присутствует ход выполнения работы, но отсутствуют описание наблюдений и вывод

«3»

Практическая работа не сдана для оценивания или не была выполнена

«2»

Помимо пунктов, которые были указаны выше, на оценку учащегося также влияет посещение элективного курса. Допускаются пропуски по уважительной причине.

Учебно-тематический план курса представлен в таблице 3.

Таблица 3

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Практические работы

Формы работы

1

Введение

2

-

Урок

2

Уральский регион и его представители низших растений

8

1

Урок, практическая работа, работа в парах, самостоятельные творческие работы

3

Высшие споровые растения Урала

8

7

Урок, практическая работа, работа в парах, самостоятельные творческие работы

4

Семенные растения Урала

4

1

Урок, практическая работа, работа в парах, самостоятельные творческие работы

5

Семейства растений Урала и их представители

16

13

Урок, практическая работа, работа в парах, самостоятельные творческие работы

6

Красная книга Урала

1

-

Урок, самостоятельные творческие работы

7

Классификация растений Среднего Урала

3

4

Урок, практическая работа, работа в парах

8

Зачётное занятие по курсу

2

-

Урок-конференция

9

Экскурсии

8-10

-

Экскурсии

Тематическое планирование элективного курса «Флора Среднего Урала» представлено в таблице 4.

Таблица 4

Тематическое планирование курса «Флора Среднего Урала»

темы

Дата проведения по плану (фактически)

Наименование изучаемой темы

Количество часов

Вид деятельности

1


Организационное занятие. Определение краеведения, предмет и задачи данной науки. История её развития

1

Лекция-беседа

2


Инструктаж по технике безопасности при работе с оборудованием в классе и гербарными экземплярами. Знакомство с программой данного курса

1

Лекция-беседа

3


Характеристика Уральского региона

3

Лекция-беседа, сообщения учащихся

4


Лихенология. Лишайники Урала

3

Лекция-беседа с демонстрацией наглядных пособий, практические работы, сообщения учащихся

5


Альгология. Водоросли Урала

2

Лекция-беседа с демонстрацией наглядных пособий, сообщения учащихся

6


Бриология. Мхи Урала

2

Лекция-беседа с демонстрацией наглядных пособий, сообщения учащихся

7


Птеридология. Папоротники Урала

2

Лекция-беседа с демонстрацией наглядных пособий, практические работы, сообщения учащихся

8


Хвощи Урала

2

Лекция-беседа с демонстрацией наглядных пособий, практические работы, сообщения учащихся

9


Плауны Урала

2

Лекция-беседа с демонстрацией наглядных пособий, практические работы, сообщения учащихся

10


Голосеменные Урала

2

Лекция-беседа с демонстрацией наглядных пособий, практические работы, сообщения учащихся

11


Покрытосеменные Урала

2

Лекция-беседа с демонстрацией наглядных пособий, сообщения учащихся

12


Представители флоры Урала семейства Злаки

2

Лекция-беседа с демонстрацией наглядных пособий, практические работы, сообщения учащихся

13


Представители флоры Урала семейства Лилейные

2

Лекция-беседа с демонстрацией наглядных пособий, практические работы, сообщения учащихся

14


Представители флоры Урала семейства Сложноцветные

2

Лекция-беседа с демонстрацией наглядных пособий, практические работы, сообщения учащихся

15


Представители флоры Урала семейства Паслёновые

2

Лекция-беседа с демонстрацией наглядных пособий, практические работы, сообщения учащихся

16


Представители флоры Урала семейства Бобовые

2

Лекция-беседа с демонстрацией наглядных пособий, практические работы, сообщения учащихся

17


Представители флоры Урала семейства Розоцветные

3

Лекция-беседа с демонстрацией наглядных пособий, практические работы, сообщения учащихся

18


Представители флоры Урала семейства Крестоцветные

3

Лекция-беседа с демонстрацией наглядных пособий, практические работы, сообщения учащихся

19


Растения Красной книги Урала

1

Лекция-беседа, сообщения учащихся

20


Жизненные формы растений

1

Лекция-беседа, практические работы, сообщения учащихся

21


Классификация растений по отношению по абиотическим факторам

1

Лекция-беседа, практические работы, сообщения учащихся

22


Классификация растений по продолжительности жизни

1

Лекция-беседа, практические работы, сообщения учащихся

23


Защита работ по индивидуальным темам

2

Защита творческих проектов

24


Экскурсии в ботанические сады, на поля, на природу, в лесопарки

8-10

Экскурсии


Содержание курса:

Раздел 1. Введение (2 часа)

Тема 1. Организационное занятие. Выбор старосты и его помощников. Общие требования к учащимся (рабочий журнал, рабочая тетрадь, дисциплина и т.д.). Краеведение как наука, ее связь с биологией и географией. История развития данной науки.

Тема 2. Инструктаж по технике безопасности при работе с оборудованием в классе и гербарными экземплярами. Знакомство с программой данного курса.

Раздел 2. Средний Урал и его представители низших растений (8 часов)

Тема 3. Характеристика Уральского региона: географическое положение, рельеф, климат, минеральные ресурсы, водные ресурсы, почвы, представители фауны, области, входящие в состав.

Тема 4. Лихенология. Лишайники Урала: биологические особенности лишайников, способы размножения, распространение, значение в природе и для человека. Виды лишайников, встречаемые на территории Урала. Практические работы:

№ 1. «Изготовление и рассмотрение поперечного среза слоевища лишайника».

Тема 5. Альгология. Водоросли Урала: биологические особенности, способы размножения, распространение, значение в природе и для человека. Виды, встречаемые на территории Урала.

Раздел 3. Высшие споровые растения Среднего Урала (8 часов)

Тема 6. Бриология. Мхи Урала: биологические особенности, способы размножения, распространение, значение в природе и для человека. Виды, встречаемые на территории Урала.

Тема 7. Птеридология. Папоротники Урала: биологические особенности, способы размножения, распространение, значение в природе и для человека. Виды, встречаемые на территории Урала. Практические работы:

№ 2. «Изготовление и рассмотрение поперечного среза вайи папоротника»;

№ 3. «Изготовление и рассмотрение поперечного среза корневища папоротника».

Тема 8. Хвощи Урала: биологические особенности, способы размножения, распространение, значение в природе и для человека. Виды, встречаемые на территории Урала. Практические работы:

№ 4. «Изготовление и рассмотрение поперечного среза стебля хвоща»;

№ 5. «Изготовление и рассмотрение продольного среза стробила хвоща»;

№ 6. «Изготовление и рассмотрение поперечного среза корневища хвоща».

Тема 9. Плауны Урала: биологические особенности, способы размножения, распространение, значение в природе и для человека. Виды, встречаемые на территории Урала. Практические работы:

№ 7. «Изготовление и рассмотрение поперечного среза стебля плауна»;

№ 8. «Изготовление и рассмотрение продольного среза стробила плауна».

Раздел 4. Семенные растения Среднего Урала (4 часа)

Тема 10. Голосеменные Урала: биологические особенности, способы размножения, распространение, значение в природе и для человека. Виды, встречаемые на территории Урала. Практические работы:

№ 9. «Изготовление и рассмотрение поперечного среза иглы сосны».

Тема 11. Покрытосеменные Урала: биологические особенности, их способы размножения, распространение. Строение цветка и процессы, связанные с данным органом растений. Характеристика плодов растений отдела Покрытосеменные. Класс Однодольные и класс Двудольные.

Раздел 5. Семейства растений Среднего Урала и их представители (16 часов)

Тема 12. Представители флоры Урала семейства Злаки: биологические особенности, распространение, значение в природе и для человека. Виды, встречаемые на территории Урала. Практические работы:

№ 10. «Изготовление и рассмотрение продольного среза семени пшеницы».

Тема 13. Представители флоры Урала семейства Лилейные: биологические особенности, распространение, значение в природе и для человека. Виды, встречаемые на территории Урала. Практические работы:

№ 11. «Характеристика цветка семейства Лилейные».

Тема 14. Представители флоры Урала семейства Сложноцветные: биологические особенности, распространение, значение в природе и для человека. Виды, встречаемые на территории Урала. Практические работы:

№ 12. «Характеристика цветка семейства Сложноцветные».

Тема 15. Представители флоры Урала семейства Паслёновые: биологические особенности, распространение, значение в природе и для человека. Виды, встречаемые на территории Урала. Практические работы:

№ 13. «Характеристика цветка семейства Паслёновые»;

№ 14. «Определение крахмала у подземных органов/плодов семейства Паслёновые».

Тема 16. Представители флоры Урала семейства Бобовые: биологические особенности, распространение, значение в природе и для человека. Виды, встречаемые на территории Урала. Практические работы:

№ 15. «Рассмотрение строения семени бобов»;

№ 16. «Характеристика цветка семейства Бобовые».

Тема 17. Представители флоры Урала семейства Розоцветные: биологические особенности, распространение, значение в природе и для человека. Виды, встречаемые на территории Урала. Практические работы:

№ 17. «Характеристика цветка семейства Розоцветные»;

№ 18. «Определение содержания витаминов в плодах семейства Розоцветные»;

№ 19. «Определение содержания витаминов и наличие химических элементов в берёзовом соке».

Тема 18. Представители флоры Урала семейства Крестоцветные: биологические особенности, распространение, значение в природе и для человека. Виды, встречаемые на территории Урала. Практические работы:

№ 20. «Характеристика цветка семейства Крестоцветные»;

№ 21. «Определение содержания крахмала в подземном органе редиса»;

№ 22. «Определение содержания витаминов в подземном органе редьки».

Раздел 6. Красная книга Среднего Урала (1 час)

Тема 19. Растения Красной книги Среднего Урала: виды, занесённые в Красную книгу, их характеристика.

Раздел 7. Классификация растений Среднего Урала (3 часа)

Тема 20. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники, полукустарнички, травы. Практические работы:

№ 23. «Определение жизненных форм представителей флоры, которые находятся в кабинете».

Тема 21. Классификация растений по отношению к абиотическим факторам: вода, свет, почва, засолённость и кислотность почвы. Практические работы:

№ 23. «Определение растений в классе по отношению к воде»;

№ 24. «Определение растений в классе по отношению к свету».

Тема № 22. Классификация растений по продолжительности жизни: моно- и поликарпики. Практические работы:

№ 25. «Определение растений в классе по продолжительности жизни».

Зачётное занятие по курсу – защита проектов (2 часа)

Тема 23. Защита творческих проектов по индивидуальным темам.

Экскурсии (8-10 часов)

Тема 24. Экскурсии в ботанические сады, на поля, на природу, в лесопарки. Возможен вариант похода на несколько дней (с родителями) на природу с «вылазками» для знакомства и определения растений Среднего Урала.

Перечень тем для проектов:

  1. Краеведение. Предмет изучения данной науки. История её развития;

  2. Средний Урал, его характеристика;

  3. Гербаризация растений;

  4. Сельское хозяйство Среднего Урала;

  5. Растения, выращиваемые на Среднем Урале;

  6. Адаптации растений к жизни на Среднем Урале;

  7. Декоративные растения Среднего Урала;

  8. Растения Среднего Урала из семейства Брусничные;

  9. Растения Среднего Урала из семейства Зонтичные;

  10. Растения Среднего Урала из семейства Маслинные;

  11. Растения Среднего Урала из семейства Губоцветные;

  12. Растения Среднего Урала из семейства Норичниковые;

  13. Растения Среднего Урала из семейства Лютиковые;

  14. Растения Среднего Урала из семейства Жимолостные;

  15. Растения Среднего Урала из семейства Валериановые;

  16. Растения Среднего Урала из семейства Осоковые;

  17. Растения Среднего Урала из семейства Орхидные;

  18. Растения Среднего Урала из семейства Ивовые;

  19. Растения Среднего Урала из семейства Берёзовые;

  20. Растения Среднего Урала из семейства Крапивные;

  21. Растения Среднего Урала из семейства Гречишные;

  22. Растения Среднего Урала из семейства Крыжовниковые;

  23. Растения Среднего Урала из семейства Маревые;

  24. Растения Среднего Урала из семейства Гвоздичные;

  25. Растения Среднего Урала из семейства Кувшинковые;

  26. Способы размножения покрытосеменных растений;

  27. Цветок. Его строение и значение;

  28. Витамины, содержащиеся в плодах семейства Розоцветные;

  29. Деревья и травы Среднего Урала;

  30. Растения Среднего Урала, используемые в медицине;

  31. Растения Среднего Урала, занесённые в Красную книгу;

  32. Заповедники Среднего Урала;

  33. Экологические проблемы Среднего Урала;

  34. Факторы, негативно влияющие на растения;

  35. Лесопосадки на Среднем Урале;

  36. Монокарпики Среднего Урала;

  37. Поликарпики Среднего Урала;

  38. Ботаники Среднего Урала;

  39. Ботанические сады Среднего Урала;

  40. Растения Среднего Урала, произрастающие близь воды;

  41. Растения-суккуленты, выращиваемые на Среднем Урале в качестве комнатных;

  42. Растения Среднего Урала, произрастающие на почвах с различной кислотностью;

  43. Растения Среднего Урала, произрастающие на почвах с различной солёностью;

  44. Растения, выращиваемые в городах Среднего Урала.

Рекомендованная литература:

  1. Васильев А.Е., Воронин Н.С., Еленевский А.Г., и др. Ботаника: Морфология и анатомия растений. 2-е изд. / общ. ред. Т. И. Серебряковой. - М.: Просвещение, 1988. - 480 с.;

  2. Васфилова Е. С., Третьякова А.С. и др. Дикорастущие лекарственные растения Урала: [учеб. пособие] /  [Е.С. васфилова и др. ; под общ. ред. В.А. Мухина]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург : изд-во урал. ун-та, 2014 - 204 с. : цв. ил.;

  3. Горчаковский П.Л., Шурова Е.А., Князев М.С. и др. Определитель сосудистых растений Среднего Урала / П.Л. Горчаковский, Е.А. Шурова, М.С. Князев и др. - М.: Наука, 1994. - 525 с.;

  4. Гуревич А.А. Пресноводные водоросли. - М.: Просвещение, 1996. - 111 с.;

  5. Капустин В.Г., Корнев И.Н. География Свердловской области. Учебное пособие для учащихся старших классов. – Екатеринбург : изд-во «Сократ», 2006. – 400 с.;

  6. Красная книга Свердловской области: животные, растения, грибы / отв. ред. Н.С. Корытин. – Екатеринбург : ООО «Мир», 2018. – 450 с.: ил.;

  7. Рабинович А.М. "Экскурсия в природу. Лекарственные растения". Выпуск II. Комплект из 23 цветных открыток. Издательство "Планета". Москва, 1977 г.;

  8. Фёдоров А.А. под ред. Тахтаджяна А.Л. Жизнь растений. Том 3: лишайники, водоросли. – М.: Просвещение, 1977, 509 с.;

  9. Фёдоров А.А. под ред. Тахтаджяна А.Л. Жизнь растений. Том 4: мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные растения. – М.: Просвещение, 1978, 512 с.;

  10. Фёдоров А.А. под ред. Тахтаджяна А.Л. Жизнь растений. Том 5. Часть 1: цветковые растения. – М.: Просвещение, 1980, 496 с.;

  11. Фёдоров А.А. под ред. Тахтаджяна А.Л. Жизнь растений. Том 5. Часть 2: цветковые растения. – М.: Просвещение, 1981, 576 с.;

  12. Фёдоров А.А. под ред. Тахтаджяна А.Л. Жизнь растений. Том 5. Часть 1: цветковые растений. – М.: Просвещение, 1982, 608 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!