Работа по направлению «Юный лингвист», проводимая мною в гимназии с учащимися 7-11 классов способствует не только углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, но и расширяет их лингвистический кругозор, воспитывает языковое чутье, развивать творческие возможности и общую языковую культуру учащихся.
При подготовке учащихся к тем или иным проектам я применяю игровые технологии, что делает работу обучающихся интересной и увлекательной, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Учащиеся сами разрабатывают языковые и лингвострановедческие загадки, что способствует формированию прочных знаний по не только по предмету английский язык, но и развивает интерес к русскому языку, воспитывает в них бережное отношение к слову, любовь и уважение к своему родному языку и языку и культуре других народов, стремление овладевать этими богатствами и совершенствовать свои личностные качества. Учащиеся овладевают навыками осуществления научно-исследовательской деятельности, умениям анализировать, обобщать информацию, работать с графиками, таблицами, приобретают опыт публичных выступлений.
Учащиеся принимают участие в городских конкурсах и конференциях. Так, в феврале 2022г ученицы 7 А Немышева С. и Слепченко Е. заняли 2 место в Региональном конкурсе «Территория европейских и азиатских культур».
В марте 2022г. учащийся 8А класса гимназии Курдогло А. принял участие в конференции Донской академии наук юных исследователей им. Ю. А. Жданова и занял там 3 место с докладом об особенностях слов-загадок в английском и русском языке. Предлагаю Вашему вниманию тезисы его работы.
«Особенности образования и использования «слов-загадок»
в английском и русском языках»
Наш мир полон загадок, и мы с раннего детства пытаемся их разгадать. Значение загадок в жизни и развитии человека невозможно переоценить: они испытывают нас на сообразительность и в то же время открывают нам богатство и красоту языка, дают нам новую информацию о культуре и искусстве целого народа.
Тема исследования: изучение особенностей построения и практического использования «слов-загадок» в английском и русском языках.
Объект исследования: английские и русские загадки, в которых представлено описание не самого предмета, а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего. Мы использовали для них термин «слова-загадки». Предметом нашего исследования являются лингвистические особенности строения и частота использования данных видов загадок в английском и русском языках.
Для решения конкретной задачи на определённом этапе изучения английского или русского языка возникает необходимость обратиться к использованию того или иного вида языковой загадки для облегчения понимания определенных лингвистических явлений, внесения разнообразия в подачу учебного материала, проверки своих знаний.
Гипотеза данного исследования: умение работать с загадками на родном языке, знание особенностей их строения, поможет развить умение узнавать и запоминать новые слова, применять свои знания на практике при изучении иностранного языка.
Цель данной работы: описание и сравнение лингвистических особенностей построения английских и русских «слов - загадок».
Задачи данной работы:
1.Описать понятие «загадка» и «слово-загадка»;
2.Рассмотреть основные категории «слов-загадок» в английском и русском языках;
3.Сравнить лингвистические средства образования «слов-загадок» в русском и английском языках;
4.Сопоставить алгоритмы решения английских и русских «слов-загадок».
5. Выявить наиболее употребляемые типы «слов-загадок» в обоих языках.
Методы исследования: интерпретация, обобщение и классификация анализируемого материала, прием количественных подсчетов.
Анализ практического материала показал, что самым распространённым типом загадок как в русском, так и в английском языках является шарада, меньше всего в обоих языках встречаются логогрифы, а такой тип как логографы характерен только для английского языка. В ходе исследования мы использовали термины «слог-слово» и «переменная буква», которые наглядно показывают принципы построения определенных типов загадок, помогая тем самым их объяснить и разгадать. Актуальность нашего исследования состоит в том, что в настоящее время многие изучающие и преподающие иностранный язык стремятся к использованию в своем арсенале средств, позволяющих развить умения рассуждать, доказывать и логически строить высказывания. Предложенные нами в работе «слова-загадки» могут использоваться на разных этапах урока или для самостоятельного изучения английского языка, а также на интегрированных уроках русского и английского языка или литературы и английского языка в школе.