Рабочая программа
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
общеинтеллектуального направления
КРУЖОК «ЮНЫЙ ЛИНГВИСТ»
в 5 классах
Быкова Светлана Алексеевна
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку составлена на основе следующих нормативных документов:
ФГОС ООО (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);
ООО ООП МОУ лицея № 86 (Утверждена приказом директора от 29.08.2013г. №03-01/154в)
Учебный план МОУ лицея № 86 (Утвержден приказом директора от 31.08.2014г. № 03-01/161)
Календарный учебный график МОУ лицея № 86 (Утвержден приказом директора от 31.08.2014г. № 03-01/161)
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Фонетика», «Орфоэпия», «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». Стандарт основного общего образования по русскому языку предполагает «освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств»; формирование различных умений и навыков и как результат – способность учащихся применять полученные знания, приобретенные умения и навыки на практике, т.е. в зависимости от сферы и ситуации общения. Обладание такой способностью – показатель общей языковой культуры человека.
Одной из составляющих языковой культуры является орфографическая грамотность, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания. Ее формирование, образование прочных правописных навыков – процесс длительный и сложный, требует значительного труда и времени.
К тому же орфография своим содержанием малопривлекательна для детей, что также не способствует ее прочному усвоению. Орфографическая грамотность учащихся, а точнее, их безграмотность, формирование правописных умений и навыков – актуальная проблема в обучении языку в современной школе. Поэтому программа первого года обучения призвана способствовать формированию орфографических умений и навыков учащихся.
Программа второго года обучения ориентирована в большей степени на работу с текстом, развитие навыков смыслового чтения, что соответствует требованиям ФГОС. Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через занятия внеурочной деятельности прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.
Цель:
формирование сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной деятельности, использование языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
Задачи:
вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову; создать условия для эстетического развития;
закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях; формирование коммуникативной компетенции;
способствовать развитию творческих способностей школьников.
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;
научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями;
развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений;
воспитание инициативы, целеустремленности;
повышение общей языковой культуры.
Общая характеристика курса
Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области лексики и фразеологии, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи обучающихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка.
Содержание курса обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на развитие личностных, метапредметных УУД и специальных учебных умений и целей, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
В программе реализован системно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Деятельностный подход в этой программе осуществляется через такие формы работы, как конкурсы, КВН, игры, викторины и др. Место проведения занятий — учебный кабинет, библиотека.
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть углублёнными знаниями:
определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;
русское словесное ударение(динамическое, разноместное и подвижное);
основные правила орфоэпии: фонологическая система русского языка;
морфологический и неморфологические способы образования слов;
основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;
принцип русской орфографии;
предмет морфологии(грамматические понятия, категории, формы);
нормы употребления в речи языковых единиц;
виды синтаксической связи в словосочетании и предложении и способы их выражения;
функции знаков препинания;
признаки и характерные особенности текста.
В результате изучения курса учащиеся получат возможность научиться:
адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;
сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
анализировать тексты с точки зрения темы, идеи, типа и стиля речи;
анализировать тексты с точки зрения использования средств художественной выразительности, определять их роль в тексте;
адекватно воспринимать и читать «несплошные» тексты;
рецензировать чужие тексты; создавать и редактировать собственные;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слов;
правильно произносить широко употребляемые слова;
по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
определять способы образования разных частей речи;
соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
конструировать словосочетания по предложенной схеме;
определять синтаксическую роль всех частей речи;
объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
строить пунктуационные схемы предложений.
Система контроля: каждый раздел курса завершается работой в игровой форме, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – 10-11 лет.
Проведение занятий предполагается в форме практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.
Формы проведения занятий
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника
Планируемые результаты
Личностные и метапредметные результаты освоения курса результаты
В ходе занятий у учащихся будут сформированы:
культура речи;
чувство прекрасного ;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
интерес к письму;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
творчесеое мышление.
В ходе занятий у учащихся получат возможность для формирования:
- умения осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– умения осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- умения чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- потребности в чтении;
- умения создавать собственные тексты;
- интереса к письменной форме общения;
Метапредметные результаты
Ученик научится:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Ученик получит возможность для формирования умений:
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
Ученик получит возможность для формирования умений:
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Ученик получит возможность для формирования умений:
Содержание курса
№п/п | Содержание занятий | Виды деятельности учащихся |
1 | Организационное : 1)распределение поручений; знакомство с целями и задачами кружка, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы; 2) 4-5 занимательных задач, интересных по содержанию, по форме проведения. | 1. Заполнение анкеты: а) Ф.И., б) класс, в) о чем бы вы хотели узнать на кружке и какие умения и навыки приобрести? 2. Разгадка «лингвистических фокусов». |
2 | Фонетика и орфография: предмет изучения раздела «Фонетики»; история происхождения термина; звуки речи: гласные и согласные; исторические чередования, фонетические мены; принципы русской орфографии: морфологические, фонетические, традиционные; фонетическая транскрипция; орфоэпические нормы: длагозвучие; звукопись. | Запись понятий, терминов; списывание текста, фонетический разбор, транскрибирование, работа с орфоэпическим словарем. |
3 | Лексика: предмет изучения раздела «Лексика»; история происхождения термина; сфера употребления русской лексики; лексическая стилистика: а)смысловая точность слова; б)стилистическое использование синонимов, антонимов, омонимов; в) паронимия; г) стилистическая окраска слов. | Работа с текстом: 1)выделение ( подчеркивание слов одного семантического ряда); 2)выписывание слов одного семантического ряда; 3)классификация слов по какому- либо признаку; 4) перегруппировка слов в синонимических рядах по градационному признаку. Работа с толковым словарем, словарем синонимов, антонимов, омонимов, этимологическим словарем. Кроссворд. Игра «Третий лишний». |
4 | Фразеология: 1) предмет изучения раздела «Фразеология»; 2)история происхождения термина; 3)признаки фразеологизмов и сфера их употребления . Фразеологическая стилистика: 1)синонимия, антонимия, омонимия фразеологизмов; 2)речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. | Работа с текстом: объяснение семантики слов; сопоставление синонимов, этимологический экскурс. Исследовательская деятельность: «Почему это так?» |
5 | Состав слова и словообразование: способы словообразования; экспрессивное словообразование в художественной и публицистической речи. Устранение недочетов и ошибок в словообразовании при стилистической правке текста. | Списывание, составление схем слова, распределение слов по гнездам. Игра «Четвертый лишний». |
6 | Морфология: 1) предмет изучения раздела «Морфология» 2)история происхождения термина; 3) связь морфологии с другими разделами науки о языке; 4)грамматические признаки частей речи. Стилистика частей речи. | Работа с текстом: 1)выписывание слов одной категории или формы; 2)морфологический разбор; 3)устранение недочетов и ошибок в употреблении частей речи в контексте художественного и публицистического стилей. |
7 | Синтаксис и пунктуация: 1)предмет изучения синтаксиса; 2) синтаксическая единица; 3)принципы русской пунктуации ( смысловой, грамматический, интонационный). Синтаксическая стилистика: стилистическое использование различных типов простого предложения; устранение речевых недочетов в строе простого и сложного предложений; 3)стилистические средства экспрессивной речи. | Обсуждение темы мини- проекта: составление плана работы. Работа с текстами разных стилей: выписывание предложений с заданной синтаксической конструкцией; составление схем – линейные , разветвленные, графические. Синтаксический разбор предложений. Составление предложений по заданной схеме. |
8 | Итоговое занятие. | Анкета: 1)Ф.И. 2) Класс. 3) Что нового и интересного узнали вы на занятиях кружка? 4) Ваши рекомендации. |
Курс рассчитан на 68 часов: 2 часа в неделю.
Тематическое планирование
№ | Тема | Виды учебной деятельности |
Кол. часов | |
1 | Вводные занятия. Язык и речь. Язык и народ. | 6 | Активное слушание, фронтальная беседа. Лингвистическая игра. Коллективная работа с текстом по определению принадлежности к функциональной разновидности языка; анализ текстов с точки зрения цели высказывания. Работа в парах по определению темы текста. |
2 | Секреты фоне-тики и орфоэпии, графики и орфографии | 9 | Коллективный анализ текста в соответствии с поставленной задачей. Работа в группах (анализ языковых явлений по алгоритму, предложенному учителем). Индивидуальная работа (творческие задания по решению и составлению шарад, метаграмм, анаграмм и т. п.) с дальнейшим выходом в классы с творческими работами. |
3 | Лексика и фразеология | 15 | Коллективный анализ текста в соответствии с поставленной задачей. Работа в группах (анализ языковых явлений по алгоритму, предложенному учителем ). Групповой и индивидуальный анализ языковых явлений повседневной ситуации речевого общения; структуризация и обобщение полученной информации. Лингвистическая игра.Участие в «Интеллектуальном поезде» (в рамках «Недели науки»). |
4 | Секреты пунктуации | 1 | Коллективный анализ текста. Работа в группах (анализ текста в соответствии с поставленной задачей). Индивидуальная работа по составлению предложений, смысл которых определяется в зависимости от места знака препинания. |
5 | Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология. ) | 13 | Комплексное повторение, работа в парах «сильный-слабый». Индивидуальное словотворчество на основе известных алгоритмов словообразования (внеаудиторное занятие: «Впечатления одного дня»). Анализ текста в соответствии с поставленной задачей. Лингвистическая игра(для параллели – акт.зал). |
6 | Знакомые незнакомцы (Секреты морфологи) | 16 | Групповой и индивидуальный анализ языковых явлений. Творческая работа (лингвистическая сказка, загадка, рассказ на предложенную тему и выход с творческой работой в классы). Лингвистическое исследование (внеаудиторное занятие). Лингвистическая командная игра (работа в группах). |
7 | Обобщающие занятия. Что мы знаем о тексте | 8 | Комплексный анализ текста. Работа в группах (составление плана текста). Индивидуальная работа по составлению текстов разных типов на основе личных впечатлений. Лингвистический турнир. Работа в группах по переработке текстового материала в соответствии с поставленной задачей. |
Итого: | 68 | |
Календарно-тематическое планирование
Дата план. | Дата факт | № | Тема | | Аудитор. занятия | | Внеаудитор занятия |
| | 1 | Организационное занятие | | + | | |
| | | Язык и речь. Язык и народ(5 ч) | | | |
| | 2 | Язык и речь – чудо из чудес. | | + | | |
| | | | | | | |
| | 3 | О славянах и других народах (из истории русского языка). | | | | +(библ) |
| | 4 | Живой как жизнь. Русский язык как развивающееся явление. | | | | +(библ) |
| | 5 | Т. Искусство вдумчивого чтения. Что такое текст? Внеаудиторное занятие | | +(библ) | |
| | 6 | Т. О чем и для чего? Тема и задача текста. Тематическое единство текстов. Старт проекта «Текст в мире и мир в тексте». | | + | | |
| | 1 | Секреты фонетики и орфоэпии, графики и орфографии (9ч) Письмо. Возникновение и развитие письменности. Зачем нужна письменная речь? | | + | | |
| | 2 | Секреты русского алфавита. Метаграмма | | | | + школьн библиотека |
| | 3 | Хитрый звук [й’]. Обозначение мягкости на письме | | + | | |
| | 4 | Чудеса с парными согласными (озвончение, оглушение, слияние). Омофоны | | + | | |
| | 5 | «Пульс» в слове, или особенности русского ударения. Омографы | | | | +(библ. – работа со словарями) |
| | 6 | Строение слога. Закон открытого слога и его влияние на развитие русского языка | | + | | |
| | 7 | Полногласие | | + | | |
| | 8 | Звукопись в литературе и в жизни. Внеаудиторное занятие | | | | +(Выход в парк) |
| | 9 | Умники и умницы. Внеаудиторное занятие. | | | | +(акт. Зал) |
| | | Тайны русского слова. Лексика (15 ч) | | | |
| | 1 | | Полисемия как источник богатства русского языка. Внеаудиторное занятие. | | | | +(выход парк) |
| | 2 | | Слова-близнецы. Каламбуры | | + | | |
| | 3 | | Слова-тёзки. Понятие о контекстных синонимах и антонимах | | + | | |
| | 4 | | Жизнь слова. Причины изменения словарного состава языка. Паронимы | | + | | |
| | 5 | | Умники и умницы. Внеаудиторное занятие. | | | | +(акт зал) |
| | 6 | | Приметы «чужаков». Учимся различать исконно русские и заимствованные слова. | | + | | |
| | 7 | | Наше прошлое и будущее в слове. Устаревшие слова и неологизмы. | | | | + |
| | 8 | | Лингвистическая игра «Как это по-русски?» Лексика ограниченной сферы употребления. Внеаудиторное занятие | | | | +(акт зал) |
| | 9 | | Занимательная фразеология. | | + | | |
| | 10 | | Прямое и переносное значение слов. Метафоры пространства и времени. Внеаудиторное занятие | | | | +(работа со словарями в библ) |
| | 11 | | Т. Средства художественной выразительности. | | | | + |
| | 12 | | Т. Определяем роль языковых явлений. Анализ текста. | | + | | |
| | 13 | | Т. Учимся понимать прочитанное. Определение общего содержания и поиск заданной информации в тексте. | | + | | |
| | 14 | | Т. Раскрываем тайны текста. Явная и неявная информация в тексте. Внеаудиторное занятие | | | | +(библ) |
| | 15 | | Т. О чем может рассказать заголовок? Учимся определять содержание текста по названию. Внеаудиторное занятие | | | | +(библ) |
| | | Секреты пунктуации (1 ч) | | +(опрос учащихся лицея) | |
| | 1 | | Пунктуация. Зачем нужны знаки препинания? | | | | |
| | | Загадки русского словообразования. ( Морфемика. Словообразование. Этимология) (13 ч) | + | | |
| | 1 | | Смотри в корень. Чередование гласных и согласных в корне. | | | | |
| | 2 | | Анатомия слова. | | + | | |
| | 3 | | Служебные морфемы. Нужно ли знать значения приставок и суффиксов? | | + | | |
| | | | О чём рассказывает словообразовательная модель слова. | | | | + |
| | 4 | | | | | | |
| | 5 | | Иноязычные словообразовательные элементы. | | + | | |
| | 6 | | Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. | | | + | | |
| | 7 | | Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова | | | + | | + |
| | 8 | | Словотворчество. Внеаудиторное занятие | | | | + |
| | 9 | | Т. Учимся понимать прочитанное. Выводы и суждения на основе текста. | | | | + |
| | 10 | | Умники и умницы. Внеаудиторное занятие. | | | | + |
| | 11 | | Т. Адресат и адресант текста. Внеаудиторное занятие | | | | + |
| | 12 | | Т. Стили речи. Выделяем стилевые черты текста. Стилистический анализ текста. | | + | | |
| | 13 | | Своя игра. Внеаудиторное занятие | | | | + |
| | | Знакомые Незнакомцы. (Секреты морфологии) (16 ч) | | | |
| | 1 | | Парад частей речи. | | + | | |
| | 2 | | Существительное: категория числа. Какие существительные изменяются по числам? | | + | | |
| | 3 | | Имя существительное: категория рода и склонения. Общий род. Сложности склонения. | | + | | |
| | | | | | | | |
| | 4 | | Всегда ли в русском языке было 6 падежей? Трудные случаи образования падежных форм | | | | + |
| | 5 | | Имя прилагательное. Степени сравнения и разряды | | | | + |
| | 6 | | Преданность прилагательных. Прилагательные-эпитеты. Субстантивированные прилагательные. Прилагательные полные и краткие | | + | | |
| | | | | | | | |
| | 7 | | Живость глаголов. Постфикс –СЯ | | | | + |
| | 8 | | Глаголы труда. Глаголы звуков и цвета, их роль в художественных произведениях | | + | | |
| | 9 | | Употребление глагольных форм. Трудные случаи образования глагольных форм | | | | + |
| | 10 | | «Побывал я недавно в стране, где исчезла частица НЕ…» Трудности правописания. | | + | | |
| | 11 | | Сорок сороков :Считаем правильно. Внеаудиторное занятие | | | | + |
| | 12 | | Т. Что такое авторская позиция? Идея текста. | | | | + |
| | 13 | | Вместо имени. Местоимения и их роль в речи. | | | | |
| | | | | | | | + |
| | 14 | | Умники и умницы. Внеаудиторное занятие. | | | | |
| | 15 | | Зачем нам нужна морфология? | | + | | |
| | 16 | | «Я расскажу вам о частях речи» Внеаудиторное занятие. | | | + |
| | | | Что мы знаем о тексте? Тайны текста (8ч) | | | + |
| | 1 | | Т. Типы текста. Структура текстов разных типов. | | + | |
| | 2 | | Т. Составление плана текста. Виды планов. | | + | |
| | 3 | | Т. Описываем, повествуем. Составление текстов типа повествование, описание. Внеаудиторное занятие | | | + |
| | 4 | | Т. Рассуждаем, доказываем. Выдвижение тезиса, подбор аргументов. | | | + |
| | 5 | | Т. Такие разные тексты. Виды переработки текстовой информации: планы, конспекты, таблицы, диаграммы. Внеаудиторное занятие | | | + |
| | 6 | | Т. Комплексный анализ текста. Переработка текстового материала, создание собственных текстов в соответствии с задачей. | | + | |
| | 7 | | Презентация проектов. | | | + |
| | 8 | | Презентация проектов. | | | + |
| | | Итого часов 68 | 34 | 34 | |
Материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса, и обеспечивает реализацию учебной программы.
Список литературы для педагога
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М., Просвещение, 2000.
Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. – М., Просвещение, 1991.
Волина В.В. Весѐлая грамматика. – М., Знание, 2005.
Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка. – М., Мнемозина, 2007.
Павлова Т.И., Чигвинцева О.Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В. Львова. – Р/н/Д, 2007.
Чачина Т.М., Денисова А.А.,Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. – Электронное учебное издание,Дрофа, 2007.
Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., Дрофа, 2007.
Список литературы для учащихся
Львова С.И. Русский язык. 5-7 классы. – М., Дрофа, 2007.
Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. – М., Дрофа, 2007.
Панов М.В. Занимательная орфография. – М., Просвещение, 1981.
Тумина Л.Е. Сочини сказку. – М., Дрофа, 2006.