(СЛАЙД 1) ТЕМА МЕРОПРИЯТИЯ (Слайд 2) - Здравствуйте! Я очень рада видеть всех вас на нашем занятии. Я надеюсь на то, что наша встреча будет не только интересной, но и полезной для нас всех. (Слайд 3) - Мне бы хотелось сегодня обсудить с вами один вопрос: ЧТО делает человека ЧЕЛОВЕКОМ? Что мы вносим в понятие слова ЧЕЛОВЕК? -Как вы думаете? Предполагаемые ответы: - человек рождается человеком; -человек рождается, как чистый лист бумаги; -я точно знаю, что я человек (Слайд 4) В: - спасибо всем! Прежде, чем мы с вами сделаем вывод, я бы хотела рассказать одну легенду. Это случилось много веков назад. Однажды самый могущественный и богатый хан поспорил со своим звездочетом. Звездочет говорил, что человек приходит в наш мир ничего не знающим, и его нужно всему учить, что знают люди, передавать опыт поколений. Хан же утверждал, что ребенок при рождении не только знает обычаи и дела предков, но и исповедует религию своих отцов. Протесты звездочета привели хана в ярость. Он повелел: если звездочет не прав, ему отрубят голову. В этот же день по приказу хана двух новорожденных мальчиков из семей его подданных поместили в закрытую башню. Слугам, которые стали ухаживать за ними, вырвали языки. Прошло 16 лет. Хан сам поднялся в башню и приказал открыть дверь. Его взору предстала весьма неприглядная картина: среди вороха разбросанной одежды, посуды, изодранных страниц Корана метались два голых, рычащих человекоподобных существа. Их нестриженные волосы грязным комком свисали с плеч, длинными ногтями они скребли свое тело, пищу хватали руками, воду лакал. Увидев хана, они попытались на него наброситься. Слуги захлопнули дверь… Звездочету жизнь хан сохранил, но приказал выдворить его за пределы ханства. Хан всегда должен быть прав! - Так какой же вывод мы можем сделать? (Слушаем ответы) Предполагаемые ОТВЕТЫ: подражает взрослым, его учат, мораль вечно читают взрослые. (Слайд 5)ВЫВОД: Совершенно верно: Человека Человеком делает воспитанность, знания, накопленные предками, умения жить в обществе по определенным законам, правилам. - И как же человек постигает эти правила? В: - Вы говорите совершенно верно: ребенок подражает взрослым, и мораль нам всем читали. А что такое мораль? (Слайд 6) Мораль – это есть правила, принятые в обществе, отвечающие за поступки человека. Еще мораль называют этикетом, которым мы должны следовать, если хотим чувствовать себя свободно, естественно и раскованно в любом обществе. И не боятся выглядеть смешными. (Слайд 7) Этикет – французское слово. В переводе на русский язык оно обозначает «ЯРЛЫК, ЭТИКЕНТКА». Вы помните, что написано на этикетке любой одежды: размер, состав, правила ухода, чтобы одежда дольше нам служила, цена. Похоже на правила поведения в различных ситуациях? (Слайд 8) Впервые слово ЭТИКЕТ было использовано в этом значении на одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика XIV, где гостям были предложены карточки с перечнем правил поведения – этикетки. Правила этикета, или как их еще раньше называли «правила учтивости», были весьма разнообразны в каждую эпоху у разных народов, а так же у представителей различных слоев общества. (Слайд 9) Есть среди этих правил такие, смысл и происхождение которых сейчас понять уже трудно. Например: У некоторых индейских племен принято при виде незнакомого человека до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда они для приветствия снимают обувь. Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо, еще высовывают язык» Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки. Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку самому себе. Лапландцы трутся носами. Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине. Латиноамериканцы обнимаются. Французы целуют друг друга в щеку. Самоанцы обнюхивают друг друга». (Слайд 10) В эпоху средневековья этикет носил характер закона и имел очень сильное воздействие на высшее общество. Нарушение норм этикета рассматривалось как преступление. Показателен в этом отношении случай, произошедший с испанским королем — Филиппом III. .Он во имя этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелось пламя, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало ему лицо: в этой стойкости он видел проявление своей монаршей чести. За свою спесь Филипп III был жестоко наказан. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней. Однако в памяти современников он остался человеком чести, до конца следовавшим нормам этикета. Вопрос: Как вы думаете, хорошие это были правила поведения? Предполагаемый ответ: Нет, такие правила поведения вредят людям (Слайд 11) Конечно же, некрасивые, вредящие здоровью (опасные для жизни) и унижающие достоинство человека нормы этикета уходят в прошлое. Остаются самые разумные, целесообразные правила поведения, обхождения, учтивости, традиции. Вот некоторые из них: (Слайд 12,13) Первым здоровается тот, кто входит в помещение. Рукопожатие не обязательно, оно — признак повышенного дружелюбия. Хлеб берут руками, кладут на тарелку (или салфетку). Только проглотив пищу, продолжают разговор. Причесываться, чесаться, икать, зевать за столом недопустимо. За столом не говорят о болезнях и других неприятных для собеседников вещах. Громкие голоса и смех, пристальное разглядывание людей — оскорбительно для них. Кашляют (чихают) не в руку, а в носовой платок. П:- (Слайд 14,15) Предлагаю вам задания, как бы вы поступили, с учетом современного этикета? Если в новом коллективе все обращаются друг к другу на «ты», а вы привыкли на «вы», как вы поступите? Предполагаемый ответ: Буду обращаться на «Вы». Может быть, со временем перейду на «ты» Если вас окликнули «Эй ты!», как вы себя поведете? Предполагаемый ответ: Не отвечу. Такое обращение считается оскорбительным. Если вам надо обратиться к незнакомому человеку, какую форму вы изберете, если... это продавец?, это прохожий?, это подросток? Предполагаемый ответ: Продавец, прохожий – будьте добры, подросток - молодой человек- будьте добры… Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? Юноша и девушка? Два юноши? И кстати, кто подает первым руку? Предполагаемый ответ: Первым всегда здоровается старший, или мужчина. Среди юношей одного возраста – любой. Вы идете с другом по улице. Он поздоровался с незнакомым вам человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и вам? Предполагаемый ответ: Да, надо. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? Предполагаемый ответ: просто кивнуть. С вами, наверное, такое бывало: встречаете вы человека часто, например, в скверике, через который часто ходите. Но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? Предполагаемый ответ: Желательно здороваться, или улыбнуться. Предполагаемый ответ: можно только близким людям, хорошим знакомым равным по возрасту и статусу (ученик - ученику) (Слайд 16) В современном обществе большое место занимает общение по телефону. Как вы думаете, а есть ли этикет общения в этом случае, а если есть, то какие правила он предполагает? Предполагаемый ответ: Правила этикета соблюдаются и при разговоре по телефону (Слайды 17, 18,19) (Слайд 20) «Знатоки этикета» (Слайд 21) “Находка” Вы случайно нашли банковскую карточку… Ваши действия: А) Попытаетесь найти того, кто ее потерял. Б) Рассчитываетесь в магазине этой карточкой. В) Сомневаетесь, боитесь неприятностей, но о карточке никому не говорите. Г) В растерянности не знаете, что с ней делать. (Обсуждение) Предполагаемый ответ: А) (Слайд 22) Как бы вы поступили, с учетом правил современного этикета? Вам подарили вещь, которая у вас уже есть, или вам не нужна, или не нравится. Что вы скажете тому, кто ее вам подарил? Предполагаемый ответ: Нужно искренне поблагодарить за подарок, ведь человек очень хотел вам подарить эту вещь, потому, что она ему понравилась. Он дарит лучшее. (Слайд 23) 2.В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Игорь Семенович!». Не скажите ли вы, какая допущена ошибка? А может быть все в порядке? Предполагаемый ответ: Нужно просто поздороваться со всеми учителями. Прерывать беседу старших некрасиво. Поэтому, вопросы задавать не надо. (Слайд 24-28) Рассмотрите иллюстрации. Что вы увидели неправильного в поведении людей? (Слайд 29) Золотые правила этикета. (Слайд 30) Какие вежливые слова вы знаете? (Слайд 31) Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик. И. В. Гетеj Когда человек совершает тот или другой нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен, он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой характера. Г. Геге. Спасибо всем за ваши ответы! Вы хорошо поработали! Помните: (Слайд 32) Основное положение всякой морали: делай для твоего ближнего то же, что ты хочешь, чтобы он делал для тебя... К. Либкнехт Какими качествами, по–вашему, должен обладать нравственный человек? Предполагаемый ответ: (Слайд 33) Рефлексия: Вот пустая ваза. Что сейчас нужно сделать? Составляем «Букет вежливых слов» (Закрашивают цветы и прикрепляют их к вазе, говоря при этом вежливые слова.) . (Звучит песня) (Слайд 34) Итог: Мы сегодня рассмотрели только некоторые этические нормы. Существует очень много правил поведения, в различных ситуациях. Есть такая наука ЭТИКА, которая учит нас быть человеком среди людей – воспитанным человеком. Есть много хороших книг, которые вы можете сами прочитать, чтобы стать людьми высоконравственными. Но если вы что-то и не знаете, а выглядеть в глазах людей не хочется человеком невоспитанным, безнравственным, то ориентируйтесь на здравый смысл, доброжелательность и чувство меры. Нравственное мышление предполагает наличие навыка сопоставления своих поступков с их последствиями для других. (Слайд 35) Спасибо всем за активное участие в нашем занятии. Мы с вами не раз еще будем говорить о правилах этикета. До скорых встреч! |