СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"В человеке всё должно быть прекрасно"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках программы "Этикет, мораль, нравственность"

Просмотр содержимого документа
«"В человеке всё должно быть прекрасно"»



Краевое государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающее социальные услуги, «Алтайский центр помощи детям, оставшихся без попечения родителей,

им. В.С.Ершова», Алтайский район.



КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

По теме: «В человеке все должно быть прекрасно».

( Этикет, мораль, нравственность)











Воспитатель:

Закирова ЗумратАмридиновна





II кв, 2024 год

Схема конспекта воспитательного мероприятия

«В человеке все должно быть прекрасно»

( Этикет, мораль, нравственность)



Ход мероприятия


Цели деятельности воспитателя

-Способствовать формированию нравственных качеств личности воспитанников, их духовному и этическому росту;

-формирование логического мышления;

-развивать умение обоснованно высказывать свои мысли.


Задачи

-Обсудить понятия морали, культуры поведения и их значение для человека.

-Способствовать развитию потребности в соблюдении общепринятых правил поведения в обществе.

-Развивать умение излагать самостоятельно свои мысли.

-Формировать умение оценивать себя (поступки, поведение) и других людей.

Методы и формы обучения

Беседа с элементами рассуждения.

Образовательные

ресурсы

Литература (бумажные носители, интернет-источники) по этикету.

Методическое оснащение

Презентация, сценарий урока-беседы.

Наглядный­

материал

Презентация.

Цикл занятий

Культура поведения.



Организационная структура занятия

Этапы занятия

Обучающие и развива-

ющие компоненты

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения







Подготов

этап

































Определение темы занятия











Изучение нового материала













































































































































Рефлексия







Подведение итога занятия














Вводное слово



Эвристический вопрос

Беседа с определением темы занятия



Легенда











Вопрос – ответ после обсуждения в микрогруппе

Вывод



Вопрос - ответ

Объяснение происхождения слов мораль и этикет







Правила учтивости





















Этикет в эпоху средневековья











Примеры современных правил поведения















Устные задания по правилам этикета



















Вопрос- ответ

Ознакомление с правилами поведения и общения в интернете Ролевой диалог

Обсуждение.



Решение ситуаций.



Эвристические задания















Высказывания философов











Обсуждение нравственных качеств человека









Итоговая беседы
















































































(СЛАЙД 1) ТЕМА МЕРОПРИЯТИЯ

(Слайд 2) - Здравствуйте! Я очень рада видеть всех вас на нашем занятии. Я надеюсь на то, что наша встреча будет не только интересной, но и полезной для нас всех.

(Слайд 3) - Мне бы хотелось сегодня обсудить с вами один вопрос: ЧТО делает человека ЧЕЛОВЕКОМ? Что мы вносим в понятие слова ЧЕЛОВЕК?

-Как вы думаете?


(Слайд 4) В: - спасибо всем! Прежде, чем мы с вами сделаем вывод, я бы хотела рассказать одну легенду.

Это случилось много веков назад. Однажды самый могущественный и богатый хан поспорил со своим звездочетом. Звездочет говорил, что человек приходит в наш мир ничего не знающим, и его нужно всему учить, что знают люди, передавать опыт поколений. Хан же утверждал, что ребенок при рождении не только знает обычаи и дела предков, но и исповедует религию своих отцов. Протесты звездочета привели хана в ярость. Он повелел: если звездочет не прав, ему отрубят голову. В этот же день по приказу хана двух новорожденных мальчиков из семей его подданных поместили в закрытую башню. Слугам, которые стали ухаживать за ними, вырвали языки.

Прошло 16 лет. Хан сам поднялся в башню и приказал открыть дверь. Его взору предстала весьма неприглядная картина: среди вороха разбросанной одежды, посуды, изодранных страниц Корана метались два голых, рычащих человекоподобных существа. Их, нестриженные волосы грязным комком свисали с плеч, длинными ногтями они скребли свое тело, пищу хватали руками, воду лакал. Увидев хана, они попытались на него наброситься. Слуги захлопнули дверь…

Звездочету жизнь хан сохранил, но приказал выдворить его за пределы ханства. Хан всегда должен быть прав!

- Так какой же вывод мы можем сделать? (Слушаем ответы)

(Слайд 5)ВЫВОД: Совершенно верно: Человека Человеком делает воспитанность, знания, накопленные предками, умения жить в обществе по определенным законам, правилам.

- И как же человек постигает эти правила?

В: - Вы говорите совершенно верно: ребенок подражает взрослым, и мораль нам всем читали. А что такое мораль?

(Слайд 6) Мораль – это есть правила, принятые в обществе, отвечающие за поступки человека.

Еще мораль называют этикетом, которым мы должны следовать, если хотим чувствовать себя свободно, естественно и раскованно в любом обществе. И не боятся выглядеть смешными.

(Слайд 7) Этикет – французское слово. В переводе на русский язык оно обозначает «ЯРЛЫК, ЭТИКЕНТКА». Вы помните, что написано на этикетке любой одежды: размер, состав, правила ухода, чтобы одежда дольше нам служила, цена. Похоже на правила поведения в различных ситуациях?

(Слайд 8) Впервые слово ЭТИКЕТ было использовано в этом значении на одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика XIV, где гостям были предложены карточки с перечнем правил поведения – этикетки.

Правила этикета, или как их еще раньше называли «правила учтивости», были весьма разнообразны в каждую эпоху у разных народов, а так же у представителей различных слоев общества.

(Слайд 9) Есть среди этих правил такие, смысл и происхождение которых сейчас понять уже трудно. Например:

  • У некоторых индейских племен принято при виде незнакомого человека до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда они для приветствия снимают обувь.

  • Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо, еще высовывают язык»

  • Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки.

  • Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку самому себе.

  • Лапландцы трутся носами.

  • Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине.

  • Латиноамериканцы обнимаются.

  • Французы целуют друг друга в щеку.

  • Самоанцы обнюхивают друг друга».

(Слайд 10) В эпоху средневековья этикет носил характер закона и имел очень сильное воздействие на высшее общество. Нарушение норм этикета рассматривалось как преступление. Показателен в этом отношении случай, произошедший с испанским королем — Филиппом III.

.Он во имя этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелось пламя, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало ему лицо: в этой стойкости он видел проявление своей монаршей чести. За свою спесь Филипп III был жестоко наказан. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней. Однако в памяти современников он остался человеком чести, до конца следовавшим нормам этикета.

Вопрос: Как вы думаете, хорошие это были правила поведения?


(Слайд 11) Конечно же, некрасивые, вредящие здоровью (опасные для жизни) и унижающие достоинство человека нормы этикета уходят в прошлое. Остаются самые разумные, целесообразные правила поведения, обхождения, учтивости, традиции. Вот некоторые из них: (Слайд 12,13)

  • Первым здоровается тот, кто входит в помещение.

  • Рукопожатие не обязательно, оно — признак повышенного дружелюбия.

  • Опоздал в кино (театр) — сядь на ближайшее место. По ряду проходят лицом к сидящим.

  • Хлеб берут руками, кладут на тарелку (или салфетку).

  • Только проглотив пищу, продолжают разговор.

  • Причесываться, чесаться, икать, зевать за столом недопустимо.

  • За столом не говорят о болезнях и других неприятных для собеседников вещах.

  • Громкие голоса и смех, пристальное разглядывание людей — оскорбительно для них.

  • Кашляют (чихают) не в руку, а в носовой платок.

П:- (Слайд 14,15) Предлагаю вам задания, как бы вы поступили, с учетом совре- современного этикета? ( Раздаю детям карточки с вопросами)

  • Если в новом коллективе все обращаются друг к другу на «ты», а вы привыкли на «вы», как вы поступите?

  • Если вас окликнули «Эй ты!», как вы себя поведете?

  • Если вам надо обратиться к незнакомому человеку, какую форму вы изберете, если... это продавец?, это прохожий?, это подросток?

Продавец, прохожий – будьте добры, подросток - молодой человек- будьте добры…

  • Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? Юноша и девушка? Два юноши? И кстати, кто подает первым руку?

  • Вы идете с другом по улице. Он поздоровался с незнакомым вам человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и вам?

  • Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?

  • С вами, наверное, такое бывало: встречаете вы человека часто, например, в скверике, через который часто ходите. Но не зна­комы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться?



  • Можно ли вместо «здравствуй» говорить «привет» (и в каких случаях)?



В современном обществе большое место занимает общение по телефону.

Как вы думаете, а есть ли этикет общения в этом случае, а если есть, то какие правила он предполагает?

(Слайд 20) «Знатоки этикета»



Вызываю двух воспитанников из группы поучаствовать в ролевом диалоге. Даю задание. (Слайд 21) “Находка”

В: Вы случайно нашли банковскую карточку… Ваши действия.

Дети в диалоге рассуждают о своих действиях.

В: Ребята, давайте обсудим, все ли правильно в поведении ребят.

(Слайд 22) Как бы вы поступили, с учетом правил современного этикета?

1.Вам подарили вещь, которая у вас уже есть, или вам не нужна,

или не нравится. Что вы скажете тому, кто ее вам подарил?

(Слайд 23) 2.В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Игорь Семенович!». Не скажите ли вы, какая допущена ошибка? А может быть все в порядке?

(Слайд 24-28) Рассмотрите иллюстрации. Что вы увидели неправильного в поведении людей?

(Слайд 29) Золотые правила этикета.

(Слайд 30) Какие вежливые слова вы знаете?


(Слайд 31) Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.

И. В. Гетеj

Когда человек совершает тот или другой нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен, он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой характера.

Г. Геге.


Спасибо всем за ваши ответы! Вы хорошо поработали!

Помните:

(Слайд 32) Основное положение всякой морали: делай для твоего ближнего то же, что ты хочешь, чтобы он делал для тебя...

К. Либкнехт

Какими качествами, по–вашему, должен обладать нравственный человек?


Рефлексия:


Наше занятие подошло к концу

- Ребята вам понравилось наше занятие?

Вот пустая ваза. Составляем «Букет вежливых слов» (Цветы ставят в вазу, говоря при этом вежливые слова.) . (Звучит песня)


(Слайд 34) Итог:

Мы сегодня рассмотрели только некоторые этические нормы. Существует очень много правил поведения, в различных ситуациях.

Есть такая наука ЭТИКА, которая учит нас быть человеком среди людей – воспитанным человеком. Есть много хороших книг, которые вы можете сами прочитать, чтобы стать людьми высоконравственными. Но если вы что-то и не знаете, а выглядеть в глазах людей не хочется человеком невоспитанным, безнравственным, то ориентируйтесь на здравый смысл, доброжелательность и чувство меры. Нравственное мышление предполагает наличие навыка сопоставления своих поступков с их последствиями для других.

(Слайд 35) Спасибо всем за активное участие в нашем занятии. Мы с вами не раз еще будем говорить о правилах этикета. До скорых встреч!





Приветствие.





Отвечают на вопрос





Слушают легенду

















Отвечают на вопрос

Делают вывод

Отвечают на вопрос.

Получают информацию

















Смотрят слайды

















Получают информацию









Отвечают на вопрос.

Смотрят слайды и отвечают на вопросы.















Выполняют здание по карточкам.

























Отвечают на вопрос. Смотрят слайд

Работают над заданием



Ответ:Попытаться найти того, кто ее потерял.









Отвечают на вопросы















Отвечают на вопросы











Самостоятельно делают вывод по занятию





























«Приём информации» (осознанное построение речевых высказываний; высказывание своего собственного мнения)




































Групповая





Групповая

















Групповая



Групповая

Групповая

Групповая



















Групповая





















Групповая









Фронтальная



















Фронтальная

























Групповая





Групповая





Групповая













Групповая





























Групповая
























Мотивация на эффективное участие в работе



Дополнительная мотивация для знакомства, с темой занятия













Анализи­руют, выделяют главное.

Ознакомление воспитанников с основными понятиями











Мотивационное восприятие информации











Активное восприятие информации







Мотивационное восприятие информации













Активная мыследеятельность













,









Активное восприятие информации

Войти в образ героя.











Учатся критиче­ски осмысливать результаты дея­тельности











Обмен информацией





Активизация мыслительного процесса, ответы на вопрос









Литература:


1. Э.Бондаренко.Ваш друг Этикет. Калининград 2009г.

  1. Е.Батищева. Вам, дорогие подруги.Киев 2015г.

  2. Г.Дятлева.Энциклопедия этикета. Ростов-на-Дону. 2006г.

  3. Н Козлов. Как относиться к себе и людям или практическая психология на каждый день. Москва 2017г.

  4. Л.Лихачев. Школа зтикета.Екатеринбург.» 2011г.

  5. В Пивовар. Энциклопедия хороших манер.Санкт-Петербург» 2013г.



познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

регулятивные УУД

- уметь определять и формулировать цель занятия с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

- уметь работать по составленному плану;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

коммуникативные УУД

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

























Организационная структура занятия

Этапы занятия

Обучающие и развива-

ющие компоненты

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения





Подготов

этап













































Определение темы занятия









1 Мораль





2 Этикет









Правила учтивости

























Этикет в эпоху средневековья

















Примеры современных правил поведения

















Устные задания по правилам этикета



























































Эвристические задания

















































Итоги беседы

















Рефлексия









Подведение итога занятия
















Вводное слово





Эвристический вопрос















Легенда

































Вопрос – ответ





Вывод

Вопрос - ответ





































































Вопрос- ответ



Обобщение ответа

























Вопросы - - ответы с обсуждением











































Ролевая игра



Вопрос - ответ





Вопрос – ответ после обсуждения в микрогруппе































































Обсуждение нравственных качеств человека


(СЛАЙД 1) ТЕМА МЕРОПРИЯТИЯ



(Слайд 2) - Здравствуйте! Я очень рада видеть всех вас на нашем занятии. Я надеюсь на то, что наша встреча будет не только интересной, но и полезной для нас всех.



(Слайд 3) - Мне бы хотелось сегодня обсудить с вами один вопрос: ЧТО делает человека ЧЕЛОВЕКОМ? Что мы вносим в понятие слова ЧЕЛОВЕК?

-Как вы думаете?

Предполагаемые ответы:

- человек рождается человеком;

-человек рождается, как чистый лист бумаги;

-я точно знаю, что я человек






(Слайд 4) В: - спасибо всем! Прежде, чем мы с вами сделаем вывод, я бы хотела рассказать одну легенду.

Это случилось много веков назад. Однажды самый могущественный и богатый хан поспорил со своим звездочетом. Звездочет говорил, что человек приходит в наш мир ничего не знающим, и его нужно всему учить, что знают люди, передавать опыт поколений. Хан же утверждал, что ребенок при рождении не только знает обычаи и дела предков, но и исповедует религию своих отцов. Протесты звездочета привели хана в ярость. Он повелел: если звездочет не прав, ему отрубят голову. В этот же день по приказу хана двух новорожденных мальчиков из семей его подданных поместили в закрытую башню. Слугам, которые стали ухаживать за ними, вырвали языки.

Прошло 16 лет. Хан сам поднялся в башню и приказал открыть дверь. Его взору предстала весьма неприглядная картина: среди вороха разбросанной одежды, посуды, изодранных страниц Корана метались два голых, рычащих человекоподобных существа. Их нестриженные волосы грязным комком свисали с плеч, длинными ногтями они скребли свое тело, пищу хватали руками, воду лакал. Увидев хана, они попытались на него наброситься. Слуги захлопнули дверь…

Звездочету жизнь хан сохранил, но приказал выдворить его за пределы ханства. Хан всегда должен быть прав!

- Так какой же вывод мы можем сделать? (Слушаем ответы)

Предполагаемые ОТВЕТЫ: подражает взрослым, его учат, мораль вечно читают взрослые.





(Слайд 5)ВЫВОД: Совершенно верно: Человека Человеком делает воспитанность, знания, накопленные предками, умения жить в обществе по определенным законам, правилам.

- И как же человек постигает эти правила?

В: - Вы говорите совершенно верно: ребенок подражает взрослым, и мораль нам всем читали. А что такое мораль?

(Слайд 6) Мораль – это есть правила, принятые в обществе, отвечающие за поступки человека.

Еще мораль называют этикетом, которым мы должны следовать, если хотим чувствовать себя свободно, естественно и раскованно в любом обществе. И не боятся выглядеть смешными.

(Слайд 7) Этикет – французское слово. В переводе на русский язык оно обозначает «ЯРЛЫК, ЭТИКЕНТКА». Вы помните, что написано на этикетке любой одежды: размер, состав, правила ухода, чтобы одежда дольше нам служила, цена. Похоже на правила поведения в различных ситуациях?

(Слайд 8) Впервые слово ЭТИКЕТ было использовано в этом значении на одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика XIV, где гостям были предложены карточки с перечнем правил поведения – этикетки.

Правила этикета, или как их еще раньше называли «правила учтивости», были весьма разнообразны в каждую эпоху у разных народов, а так же у представителей различных слоев общества.

(Слайд 9) Есть среди этих правил такие, смысл и происхождение которых сейчас понять уже трудно. Например:

  • У некоторых индейских племен принято при виде незнакомого человека до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда они для приветствия снимают обувь.

  • Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо, еще высовывают язык»

  • Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки.

  • Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку самому себе.

  • Лапландцы трутся носами.

  • Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине.

  • Латиноамериканцы обнимаются.

  • Французы целуют друг друга в щеку.

  • Самоанцы обнюхивают друг друга».

(Слайд 10) В эпоху средневековья этикет носил характер закона и имел очень сильное воздействие на высшее общество. Нарушение норм этикета рассматривалось как преступление. Показателен в этом отношении случай, произошедший с испанским королем — Филиппом III.

.Он во имя этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелось пламя, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало ему лицо: в этой стойкости он видел проявление своей монаршей чести. За свою спесь Филипп III был жестоко наказан. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней. Однако в памяти современников он остался человеком чести, до конца следовавшим нормам этикета.

Вопрос: Как вы думаете, хорошие это были правила поведения?

Предполагаемый ответ: Нет, такие правила поведения вредят людям


(Слайд 11) Конечно же, некрасивые, вредящие здоровью (опасные для жизни) и унижающие достоинство человека нормы этикета уходят в прошлое. Остаются самые разумные, целесообразные правила поведения, обхождения, учтивости, традиции. Вот некоторые из них: (Слайд 12,13)

  • Первым здоровается тот, кто входит в помещение.

  • Рукопожатие не обязательно, оно — признак повышенного дружелюбия.

  • Опоздал в кино (театр) — сядь на ближайшее место. По ряду проходят лицом к сидящим.

  • Хлеб берут руками, кладут на тарелку (или салфетку).

  • Только проглотив пищу, продолжают разговор.

  • Причесываться, чесаться, икать, зевать за столом недопустимо.

  • За столом не говорят о болезнях и других неприятных для собеседников вещах.

  • Громкие голоса и смех, пристальное разглядывание людей — оскорбительно для них.

  • Кашляют (чихают) не в руку, а в носовой платок.

П:- (Слайд 14,15) Предлагаю вам задания, как бы вы поступили, с учетом современного этикета?

  • Если в новом коллективе все обращаются друг к другу на «ты», а вы привыкли на «вы», как вы поступите?

Предполагаемый ответ: Буду обращаться на «Вы». Может быть, со временем перейду на «ты»

  • Если вас окликнули «Эй ты!», как вы себя поведете?

Предполагаемый ответ: Не отвечу. Такое обращение считается оскорбительным.

  • Если вам надо обратиться к незнакомому человеку, какую форму вы изберете, если... это продавец?, это прохожий?, это подросток?

Предполагаемый ответ: Продавец, прохожий – будьте добры, подросток - молодой человек- будьте добры…

  • Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? Юноша и девушка? Два юноши? И кстати, кто подает первым руку?

Предполагаемый ответ: Первым всегда здоровается старший, или мужчина. Среди юношей одного возраста – любой.

  • Вы идете с другом по улице. Он поздоровался с незнакомым вам человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и вам? Предполагаемый ответ: Да, надо.

  • Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?

Предполагаемый ответ: просто кивнуть.

  • С вами, наверное, такое бывало: встречаете вы человека часто, например, в скверике, через который часто ходите. Но не зна­комы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться?

Предполагаемый ответ: Желательно здороваться, или улыбнуться.

  • Можно ли вместо «здравствуй» говорить «привет» (и в каких случаях)?

Предполагаемый ответ: можно только близким людям, хорошим знакомым равным по возрасту и статусу (ученик - ученику) (Слайд 16)



В современном обществе большое место занимает общение по телефону.

Как вы думаете, а есть ли этикет общения в этом случае, а если есть, то какие правила он предполагает?

Предполагаемый ответ: Правила этикета соблюдаются и при разговоре по телефону (Слайды 17, 18,19)

(Слайд 20) «Знатоки этикета»



(Слайд 21) “Находка”

Вы случайно нашли банковскую карточку… Ваши действия:

А) Попытаетесь найти того, кто ее потерял.

Б) Рассчитываетесь в магазине этой карточкой.

В) Сомневаетесь, боитесь неприятностей, но о карточке никому не говорите.

Г) В растерянности не знаете, что с ней делать.

(Обсуждение)

Предполагаемый ответ: А)

(Слайд 22) Как бы вы поступили, с учетом правил современного этикета?

  1. Вам подарили вещь, которая у вас уже есть, или вам не нужна, или не нравится. Что вы скажете тому, кто ее вам подарил?

Предполагаемый ответ: Нужно искренне поблагодарить за подарок, ведь человек очень хотел вам подарить эту вещь, потому, что она ему понравилась. Он дарит лучшее.

(Слайд 23) 2.В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Игорь Семенович!». Не скажите ли вы, какая допущена ошибка? А может быть все в порядке?

Предполагаемый ответ: Нужно просто поздороваться со всеми учителями. Прерывать беседу старших некрасиво. Поэтому, вопросы задавать не надо.

(Слайд 24-28) Рассмотрите иллюстрации. Что вы увидели неправильного в поведении людей?

(Слайд 29) Золотые правила этикета.

(Слайд 30) Какие вежливые слова вы знаете?


(Слайд 31) Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.

И. В. Гетеj

Когда человек совершает тот или другой нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен, он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой характера.

Г. Геге.


Спасибо всем за ваши ответы! Вы хорошо поработали!

Помните:

(Слайд 32) Основное положение всякой морали: делай для твоего ближнего то же, что ты хочешь, чтобы он делал для тебя...

К. Либкнехт

Какими качествами, по–вашему, должен обладать нравственный человек?

Предполагаемый ответ: (Слайд 33)




Рефлексия:


Вот пустая ваза. Что сейчас нужно сделать?

Составляем «Букет вежливых слов» (Закрашивают цветы и прикрепляют их к вазе, говоря при этом вежливые слова.) . (Звучит песня)





(Слайд 34) Итог:

Мы сегодня рассмотрели только некоторые этические нормы. Существует очень много правил поведения, в различных ситуациях.

Есть такая наука ЭТИКА, которая учит нас быть человеком среди людей – воспитанным человеком. Есть много хороших книг, которые вы можете сами прочитать, чтобы стать людьми высоконравственными. Но если вы что-то и не знаете, а выглядеть в глазах людей не хочется человеком невоспитанным, безнравственным, то ориентируйтесь на здравый смысл, доброжелательность и чувство меры. Нравственное мышление предполагает наличие навыка сопоставления своих поступков с их последствиями для других.

(Слайд 35) Спасибо всем за активное участие в нашем занятии. Мы с вами не раз еще будем говорить о правилах этикета. До скорых встреч!







Приветствие.







Отвечают на вопрос













Слушают легенду































Отвечают на вопрос





Делают вывод

Отвечают на вопрос.

Получают информацию



































Активное восприятие информации

































Отвечают на вопрос





























Работают над заданием











Отвечают на вопросы









































Отвечают на вопросы викторины





































Активное восприятие информации







































Самостоятельный вывод по занятию















Групповая















Групповая

































Групповая







Групповая



Групповая



















Групповая



















































Групповая































Групповая















Групповая











































Групповая



















































Групповая





























Групповая






















Активизация мыслительного процесса, ответы на вопрос



Мотивация на эффективное участие в работе









Дополнительная мотивация для знакомства, с темой занятия

























Анализи­руют, выделяют главное.











Восприятие информации











Мотивационное восприятие информации





Мотивация участников на восприятие информации























Ознакомление воспитанников с основными понятиями, характеризующими человеческую доброту





























Активная мыследеятельность































Обмен информацией












Литература:


1. Э.Бондаренко.Ваш друг Этикет. Калининград 2009г.

  1. Е.Батищева. Вам, дорогие подруги.Киев 2015г.

  2. Г.Дятлева.Энциклопедия этикета. Ростов-на-Дону. 2006г.

  3. Н Козлов. Как относиться к себе и людям или практическая психология на каждый день. Москва 2017г.

  4. Л.Лихачев. Школа зтикета.Екатеринбург.» 2011г.

  5. В Пивовар. Энциклопедия хороших манер.Санкт-Петербург» 2013г.





Организационная структура занятия

Этапы занятия

Обучающие и развива-

ющие компоненты

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения





Подготов

этап













































Определение темы занятия



1 Мораль





2 Этикет









Правила учтивости

























Этикет в эпоху средневековья

















Примеры современных правил поведения

















Устные задания по правилам этикета



























































Эвристические задания

















































Итоги беседы

















Рефлексия









Подведение итога занятия
















Вводное слово





Эвристический вопрос











Легенда

































Вывод



Вопрос - ответ





































































Вопрос- ответ



Обобщение ответа

























Вопросы - - ответы с обсуждением

































Ролевая игра





















Вопрос - ответ





Вопрос – ответ после обсуждения в микрогруппе































































Обсуждение нравственных качеств человека


(СЛАЙД 1) ТЕМА МЕРОПРИЯТИЯ



(Слайд 2) - Здравствуйте! Я очень рада видеть всех вас на нашем занятии. Я надеюсь на то, что наша встреча будет не только интересной, но и полезной для нас всех.



(Слайд 3) - Мне бы хотелось сегодня обсудить с вами один вопрос: ЧТО делает человека ЧЕЛОВЕКОМ? Что мы вносим в понятие слова ЧЕЛОВЕК?

-Как вы думаете?






(Слайд 4) В: - спасибо всем! Прежде, чем мы с вами сделаем вывод, я бы хотела рассказать одну легенду.

Это случилось много веков назад. Однажды самый могущественный и богатый хан поспорил со своим звездочетом. Звездочет говорил, что человек приходит в наш мир ничего не знающим, и его нужно всему учить, что знают люди, передавать опыт поколений. Хан же утверждал, что ребенок при рождении не только знает обычаи и дела предков, но и исповедует религию своих отцов. Протесты звездочета привели хана в ярость. Он повелел: если звездочет не прав, ему отрубят голову. В этот же день по приказу хана двух новорожденных мальчиков из семей его подданных поместили в закрытую башню. Слугам, которые стали ухаживать за ними, вырвали языки.

Прошло 16 лет. Хан сам поднялся в башню и приказал открыть дверь. Его взору предстала весьма неприглядная картина: среди вороха разбросанной одежды, посуды, изодранных страниц Корана метались два голых, рычащих человекоподобных существа. Их нестриженные волосы грязным комком свисали с плеч, длинными ногтями они скребли свое тело, пищу хватали руками, воду лакал. Увидев хана, они попытались на него наброситься. Слуги захлопнули дверь…

Звездочету жизнь хан сохранил, но приказал выдворить его за пределы ханства. Хан всегда должен быть прав!

- Так какой же вывод мы можем сделать? (Слушаем ответы)

(Слайд 5)ВЫВОД: Совершенно верно: Человека Человеком делает воспитанность, знания, накопленные предками, умения жить в обществе по определенным законам, правилам.

- И как же человек постигает эти правила?

В: - Вы говорите совершенно верно: ребенок подражает взрослым, и мораль нам всем читали. А что такое мораль?

(Слайд 6) Мораль – это есть правила, принятые в обществе, отвечающие за поступки человека.

Еще мораль называют этикетом, которым мы должны следовать, если хотим чувствовать себя свободно, естественно и раскованно в любом обществе. И не боятся выглядеть смешными.

(Слайд 7) Этикет – французское слово. В переводе на русский язык оно обозначает «ЯРЛЫК, ЭТИКЕНТКА». Вы помните, что написано на этикетке любой одежды: размер, состав, правила ухода, чтобы одежда дольше нам служила, цена. Похоже на правила поведения в различных ситуациях?

(Слайд 8) Впервые слово ЭТИКЕТ было использовано в этом значении на одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика XIV, где гостям были предложены карточки с перечнем правил поведения – этикетки.

Правила этикета, или как их еще раньше называли «правила учтивости», были весьма разнообразны в каждую эпоху у разных народов, а так же у представителей различных слоев общества.

(Слайд 9) Есть среди этих правил такие, смысл и происхождение которых сейчас понять уже трудно. Например:

  • У некоторых индейских племен принято при виде незнакомого человека до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда они для приветствия снимают обувь.

  • Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо, еще высовывают язык»

  • Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки.

  • Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку самому себе.

  • Лапландцы трутся носами.

  • Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине.

  • Латиноамериканцы обнимаются.

  • Французы целуют друг друга в щеку.

  • Самоанцы обнюхивают друг друга».

(Слайд 10) В эпоху средневековья этикет носил характер закона и имел очень сильное воздействие на высшее общество. Нарушение норм этикета рассматривалось как преступление. Показателен в этом отношении случай, произошедший с испанским королем — Филиппом III.

.Он во имя этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелось пламя, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало ему лицо: в этой стойкости он видел проявление своей монаршей чести. За свою спесь Филипп III был жестоко наказан. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней. Однако в памяти современников он остался человеком чести, до конца следовавшим нормам этикета.

Вопрос: Как вы думаете, хорошие это были правила поведения?


(Слайд 11) Конечно же, некрасивые, вредящие здоровью (опасные для жизни) и унижающие достоинство человека нормы этикета уходят в прошлое. Остаются самые разумные, целесообразные правила поведения, обхождения, учтивости, традиции. Вот некоторые из них: (Слайд 12,13)

  • Первым здоровается тот, кто входит в помещение.

  • Рукопожатие не обязательно, оно — признак повышенного дружелюбия.

  • Опоздал в кино (театр) — сядь на ближайшее место. По ряду проходят лицом к сидящим.

  • Хлеб берут руками, кладут на тарелку (или салфетку).

  • Только проглотив пищу, продолжают разговор.

  • Причесываться, чесаться, икать, зевать за столом недопустимо.

  • За столом не говорят о болезнях и других неприятных для собеседников вещах.

  • Громкие голоса и смех, пристальное разглядывание людей — оскорбительно для них.

  • Кашляют (чихают) не в руку, а в носовой платок.

П:- (Слайд 14,15) Предлагаю вам задания, как бы вы поступили, с учетом современного этикета?

  • Если в новом коллективе все обращаются друг к другу на «ты», а вы привыкли на «вы», как вы поступите?

  • Если вас окликнули «Эй ты!», как вы себя поведете?

  • Если вам надо обратиться к незнакомому человеку, какую форму вы изберете, если... это продавец?, это прохожий?, это подросток?

Продавец, прохожий – будьте добры, подросток - молодой человек- будьте добры…

  • Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? Юноша и девушка? Два юноши? И кстати, кто подает первым руку?

  • Вы идете с другом по улице. Он поздоровался с незнакомым вам человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и вам?

  • Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?

  • С вами, наверное, такое бывало: встречаете вы человека часто, например, в скверике, через который часто ходите. Но не зна­комы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться?



  • Можно ли вместо «здравствуй» говорить «привет» (и в каких случаях)?



В современном обществе большое место занимает общение по телефону.

Как вы думаете, а есть ли этикет общения в этом случае, а если есть, то какие правила он предполагает?

(Слайд 20) «Знатоки этикета»



(Слайд 21) “Находка”

Вы случайно нашли банковскую карточку… Ваши действия:

А) Попытаетесь найти того, кто ее потерял.

Б) Рассчитываетесь в магазине этой карточкой.

В) Сомневаетесь, боитесь неприятностей, но о карточке никому не говорите.

Г) В растерянности не знаете, что с ней делать.

(Обсуждение)

(Слайд 22) Как бы вы поступили, с учетом правил современного этикета?

1.Вам подарили вещь, которая у вас уже есть, или вам не нужна, или не нравится. Что вы скажете тому, кто ее вам подарил?



(Слайд 23)

2.В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Игорь Семенович!». Не скажите ли вы, какая допущена ошибка? А может быть все в порядке?

(Слайд 24-28) Рассмотрите иллюстрации. Что вы увидели неправильного в поведении людей?

(Слайд 29) Золотые правила этикета.

(Слайд 30) Какие вежливые слова вы знаете?


(Слайд 31) Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.

И. В. Гетеj

Когда человек совершает тот или другой нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен, он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой характера.

Г. Геге.


Спасибо всем за ваши ответы! Вы хорошо поработали!

Помните:

(Слайд 32) Основное положение всякой морали: делай для твоего ближнего то же, что ты хочешь, чтобы он делал для тебя...

К. Либкнехт

Какими качествами, по–вашему, должен обладать нравственный человек?




Рефлексия:


Вот пустая ваза. Что сейчас нужно сделать?

Составляем «Букет вежливых слов» (Закрашивают цветы и прикрепляют их к вазе, говоря при этом вежливые слова.) . (Звучит песня)





(Слайд 34) Итог:

Мы сегодня рассмотрели только некоторые этические нормы. Существует очень много правил поведения, в различных ситуациях.

Есть такая наука ЭТИКА, которая учит нас быть человеком среди людей – воспитанным человеком. Есть много хороших книг, которые вы можете сами прочитать, чтобы стать людьми высоконравственными. Но если вы что-то и не знаете, а выглядеть в глазах людей не хочется человеком невоспитанным, безнравственным, то ориентируйтесь на здравый смысл, доброжелательность и чувство меры. Нравственное мышление предполагает наличие навыка сопоставления своих поступков с их последствиями для других.

(Слайд 35) Спасибо всем за активное участие в нашем занятии. Мы с вами не раз еще будем говорить о правилах этикета. До скорых встреч!







Приветствие.









Отвечают на вопрос







Слушают легенду



























Отвечают на вопрос



Делают вывод

Отвечают на вопрос.

Получают информацию























Смотрят слайды















Получают информацию































Отвечают на вопрос















Работают над заданием











Отвечают на вопросы



















Отвечают на вопросы



































Активное восприятие информации







































Самостоятельный вывод по занятию

















Групповая







Групповая





























Групповая





Групповая



Групповая



Групповая



























Групповая

















Групповая































Групповая















Групповая











































Групповая



















































Групповая





























Групповая


































Мотивация на эффективное участие в работе



Дополнительная мотивация для знакомства, с темой занятия





















Анализи­руют, выделяют главное.





Мотивационное восприятие информации























Активное восприятие информации













Мотивационное восприятие информации









Ознакомление воспитанников с основными понятиями, характеризующими человеческую доброту





















Активная мыследеятельность































Обмен информацией



Активизация мыслительного процесса, ответы на вопрос












Литература:


1. Э.Бондаренко.Ваш друг Этикет. Калининград 2009г.

  1. Е.Батищева. Вам, дорогие подруги.Киев 2015г.

  2. Г.Дятлева.Энциклопедия этикета. Ростов-на-Дону. 2006г.

  3. Н Козлов. Как относиться к себе и людям или практическая психология на каждый день. Москва 2017г.

  4. Л.Лихачев. Школа зтикета.Екатеринбург.» 2011г.

  5. В Пивовар. Энциклопедия хороших манер.Санкт-Петербург» 2013г.









Организационная структура занятия

Этапы занятия

Обучающие и развива-

ющие компоненты

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения





Подготов

этап













Подготов

этап











Определение темы занятия









1 Мораль





2 Этикет









Правила учтивости

















Этикет в эпоху средневековья













Примеры современных правил поведения



















Устные задания по правилам этикета



















































Эвристические задания

































Итоги беседы





Рефлексия





Подведение итога занятия
















Вводное слово





Эвристический вопрос











Легенда

































Вопрос – ответ





Вывод

Вопрос - ответ



























































Вопрос- ответ





















Вопросы - ответы с обсуждением











































Ролевая игра



























































Обсуждение нравственных качеств человека













Обобщение ответа




(СЛАЙД 1) ТЕМА МЕРОПРИЯТИЯ



(Слайд 2) - Здравствуйте! Я очень рада видеть всех вас на нашем занятии. Я надеюсь на то, что наша встреча будет не только интересной, но и полезной для нас всех.



(Слайд 3) - Мне бы хотелось сегодня обсудить с вами один вопрос: ЧТО делает человека ЧЕЛОВЕКОМ? Что мы вносим в понятие слова ЧЕЛОВЕК?

-Как вы думаете?



(Слайд 4) В: - спасибо всем! Прежде, чем мы с вами сделаем вывод, я бы хотела рассказать одну легенду.

Это случилось много веков назад. Однажды самый могущественный и богатый хан поспорил со своим звездочетом. Звездочет говорил, что человек приходит в наш мир ничего не знающим, и его нужно всему учить, что знают люди, передавать опыт поколений. Хан же утверждал, что ребенок при рождении не только знает обычаи и дела предков, но и исповедует религию своих отцов. Протесты звездочета привели хана в ярость. Он повелел: если звездочет не прав, ему отрубят голову. В этот же день по приказу хана двух новорожденных мальчиков из семей его подданных поместили в закрытую башню. Слугам, которые стали ухаживать за ними, вырвали языки.

Прошло 16 лет. Хан сам поднялся в башню и приказал открыть дверь. Его взору предстала весьма неприглядная картина: среди вороха разбросанной одежды, посуды, изодранных страниц Корана метались два голых, рычащих человекоподобных существа. Их нестриженные волосы грязным комком свисали с плеч, длинными ногтями они скребли свое тело, пищу хватали руками, воду лакал. Увидев хана, они попытались на него наброситься. Слуги захлопнули дверь…

Звездочету жизнь хан сохранил, но приказал выдворить его за пределы ханства. Хан всегда должен быть прав!

- Так какой же вывод мы можем сделать?

(Слайд 5)ВЫВОД: Совершенно верно: Человека Человеком делает воспитанность, знания, накопленные предками, умения жить в обществе по определенным законам, правилам.

поместили в закрытую башню. Слугам, которые стали ухаживать за ними, вырвали языки.

Прошло 16 лет. Хан сам поднялся в башню и приказал открыть дверь. Его взору предстала весьма неприглядная картина: среди вороха разбросанной одежды, посуды, изодранных страниц Корана метались два голых, рычащих человекоподобных существа. Их нестриженные волосы грязным комком свисали с плеч, длинными ногтями они скребли свое тело, пищу хватали руками, воду лакал. Увидев хана, они попытались на него наброситься. Слуги захлопнули дверь…

Звездочету жизнь хан сохранил, но приказал выдворить его за пределы ханства. Хан всегда должен быть прав!

- Так какой же вывод мы можем сделать? (Слушаем ответы)

Предполагаемые ОТВЕТЫ: подражает взрослым, его учат, мораль вечно читают взрослые.





(Слайд 5)ВЫВОД: Совершенно верно: Человека Человеком делает воспитанность, знания, накопленные предками, умения жить в обществе по определенным законам, правилам.

- И как же человек постигает эти правила?

В: - Вы говорите совершенно верно: ребенок подражает взрослым, и мораль нам всем читали. А что такое мораль?

(Слайд 6) Мораль – это есть правила, принятые в обществе, отвечающие за поступки человека.

Еще мораль называют этикетом, которым мы должны следовать, если хотим чувствовать себя свободно, естественно и раскованно в любом обществе. И не боятся выглядеть смешными.

(Слайд 7) Этикет – французское слово. В переводе на русский язык оно обозначает «ЯРЛЫК, ЭТИКЕНТКА». Вы помните, что написано на этикетке любой одежды: размер, состав, правила ухода, чтобы одежда дольше нам служила, цена. Похоже на правила поведения в различных ситуациях?

(Слайд 8) Впервые слово ЭТИКЕТ было использовано в этом значении на одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика XIV, где гостям были предложены карточки с перечнем правил поведения – этикетки.

Правила этикета, или как их еще раньше называли «правила учтивости», были весьма разнообразны в каждую эпоху у разных народов, а так же у представителей различных слоев общества.

(Слайд 9) Есть среди этих правил такие, смысл и происхождение которых сейчас понять уже трудно. Например:

  • У некоторых индейских племен принято при виде незнакомого человека до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда они для приветствия снимают обувь.

  • Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо, еще высовывают язык»

  • Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки.

  • Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку самому себе.

  • Лапландцы трутся носами.

  • Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине.

  • Латиноамериканцы обнимаются.

  • Французы целуют друг друга в щеку.

  • Самоанцы обнюхивают друг друга».

(Слайд 10) В эпоху средневековья этикет носил характер закона и имел очень сильное воздействие на высшее общество. Нарушение норм этикета рассматривалось как преступление. Показателен в этом отношении случай, произошедший с испанским королем — Филиппом III.

.Он во имя этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелось пламя, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало ему лицо: в этой стойкости он видел проявление своей монаршей чести. За свою спесь Филипп III был жестоко наказан. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней. Однако в памяти современников он остался человеком чести, до конца следовавшим нормам этикета.

Вопрос: Как вы думаете, хорошие это были правила поведения?

(Слайд 11) Конечно же, некрасивые, вредящие здоровью (опасные для жизни) и унижающие достоинство человека нормы этикета уходят в прошлое. Остаются самые разумные, целесообразные правила поведения, обхождения, учтивости, традиции. Вот некоторые из них: (Слайд 12,13)

  • Первым здоровается тот, кто входит в помещение.

  • Рукопожатие не обязательно, оно — признак повышенного дружелюбия.

  • Опоздал в кино (театр) — сядь на ближайшее место. По ряду проходят лицом к сидящим.

  • Хлеб берут руками, кладут на тарелку (или салфетку).

  • Только проглотив пищу, продолжают разговор.

  • Причесываться, чесаться, икать, зевать за столом недопустимо.

  • За столом не говорят о болезнях и других неприятных для собеседников вещах.

  • Громкие голоса и смех, пристальное разглядывание людей — оскорбительно для них.

  • Кашляют (чихают) не в руку, а в носовой платок.

П:- (Слайд 14,15) Предлагаю вам задания, как бы вы поступили, с учетом современного этикета?

  • Если в новом коллективе все обращаются друг к другу на «ты», а вы привыкли на «вы», как вы поступите?

  • Если вас окликнули «Эй ты!», как вы себя поведете?

  • Если вам надо обратиться к незнакомому человеку, какую форму вы изберете, если... это продавец?, это прохожий?, это подросток?

  • Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? Юноша и девушка? Два юноши? И кстати, кто подает первым руку?

  • Вы идете с другом по улице. Он поздоровался с незнакомым вам человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и вам?

  • Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?

  • С вами, наверное, такое бывало: встречаете вы человека часто, например, в скверике, через который часто ходите. Но не зна­комы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться?

  • Можно ли вместо «здравствуй» говорить «привет» (и в каких случаях)?

(Слайд 16)



В современном обществе большое место занимает общение по телефону.

Как вы думаете, а есть ли этикет общения в этом случае, а если есть, то какие правила он предполагает?



(Слайд 20) «Знатоки этикета»



(Слайд 21) “Находка”

Вы случайно нашли банковскую карточку… Ваши действия:

А) Попытаетесь найти того, кто ее потерял.

Б) Рассчитываетесь в магазине этой карточкой.

В) Сомневаетесь, боитесь неприятностей, но о карточке никому не говорите.

Г) В растерянности не знаете, что с ней делать.

(Обсуждение)

(Слайд 22) Как бы вы поступили, с учетом правил современного этикета?

-Вам подарили вещь, которая у вас уже есть, или вам не нужна, или не нравится.

Что вы скажете тому, кто ее вам подарил?

(Слайд 23) 2.В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Игорь Семенович!». Не скажите ли вы, какая допущена ошибка? А может быть все в порядке?

(Слайд 24-28) Рассмотрите иллюстрации. Что вы увидели неправильного в поведении людей?

(Слайд 29) Золотые правила этикета.

(Слайд 30) Какие вежливые слова вы знаете?


(Слайд 31) Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.

И. В. Гетеj

Когда человек совершает тот или другой нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен, он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой характера.

Г. Геге.


Спасибо всем за ваши ответы! Вы хорошо поработали!

Помните:

(Слайд 32) Основное положение всякой морали: делай для твоего ближнего то же, что ты хочешь, чтобы он делал для тебя...

К. Либкнехт

Какими качествами, по–вашему, должен обладать нравственный человек?





Рефлексия:

Вот пустая ваза. Что сейчас нужно сделать?

Составляем «Букет вежливых слов» (Закрашивают цветы и прикрепляют их к вазе, говоря при этом вежливые слова.) . (Звучит песня)


(Слайд 34) Итог:

Мы сегодня рассмотрели только некоторые этические нормы. Существует очень много правил поведения, в различных ситуациях.

Есть такая наука ЭТИКА, которая учит нас быть человеком среди людей – воспитанным человеком. Есть много хороших книг, которые вы можете сами прочитать, чтобы стать людьми высоконравственными. Но если вы что-то и не знаете, а выглядеть в глазах людей не хочется человеком невоспитанным, безнравственным, то ориентируйтесь на здравый смысл, доброжелательность и чувство меры. Нравственное мышление предполагает наличие навыка сопоставления своих поступков с их последствиями для других.

(Слайд 35) Спасибо всем за активное участие в нашем занятии. Мы с вами не раз еще будем говорить о правилах этикета. До скорых встреч!







Приветствие.





Отвечают на вопрос.







Слушают легенду



























Отвечают на вопрос

Делают вывод

Отвечают на вопрос

Отвечают на вопрос.



Получают информацию











































Получают информацию

















Отвечают на вопрос





























Работают над заданием





























Отвечают на вопросы





Самостоятельный вывод по занятию

































Рассматривают иллюстрации.

Отвечают на вопросы

















Отвечают на вопрос









Составляют букет.





































Активизация мыслительного процесса, ответы на вопрос


























Групповая









Групповая





























Групповая



Групповая

Групповая





Групповая













































Групповая





















Групповая





Групповая































Групповая































Групповая











Групповая

























Групповая





Групповая



















Групповая











Групповая






























Мотивация на эффективное участие в работе



Дополнительная мотивация для знакомства, с темой занятия





















Анализи­руют, выделяют главное.



Мотивация участников на



Восприятие информации

















Мотивация участников на восприятие информации

















Мотивационное восприятие информации





















Активное восприятие информации

















Ознакомление воспитанников с основными понятиями, характеризующими человеческую доброту











































Обмен информацией





















































Активное восприятие информации

















Активное восприятие информации





Вопросы - ответы с обсуждением

Самостоятельный вывод по занятию









Литература:


1. Э.Бондаренко.Ваш друг Этикет. Калининград 2009г.

  1. Е.Батищева. Вам, дорогие подруги.Киев 2015г.

  2. Г.Дятлева.Энциклопедия этикета. Ростов-на-Дону. 2006г.

  3. Н Козлов. Как относиться к себе и людям или практическая психология на каждый день. Москва 2017г.

  4. Л.Лихачев. Школа зтикета.Екатеринбург.» 2011г.

  5. В Пивовар. Энциклопедия хороших манер.Санкт-Петербург» 2013г.























Воспитатель: А теперь, я думаю, вы готовы совершить путешествие,но сначала отгадайте загадку:

Дом по улице идёт

На работу всех везёт.

Не на курьих ножках,

А в резиновых сапожках.

Дети: Автобус.

Воспитатель: Правильно, это автобус, и сейчас мы с вами отправимся на автобусную остановку. (Все подходят к «автобусу», построенному из стульев).

Воспитатель: Вот и наш автобус, осталось подойти водителю. (В это время заранее подготовленный ребёнок достаёт из кармана обёртки от конфет и со словами«Какой-то мусор в кармане», - бросает их на пол).

Воспитатель: Что же ты делаешь? Ребята, красиво ли поступает тот, кто бросает мусор на тротуар? (Ответы детей) А как вы думаете, почему нельзя мусорить ни дома, ни на улице, ни в лесу, ни в других общественных местах? (Ответы детей).

(«Провинившийся» подбирает мусор, извиняется и выбрасывает его в мусорную корзину, стоящую около автобусной остановки).

Воспитатель: Во всех общественных местах есть специальные корзины, и давайте впредь мусор выбрасывать только в них. Тогда вокруг будет чисто и красиво.

Приходит водитель, все усаживаются на места. Ребёнок, с которым заранее договорились, начинает вертеться на стуле, очень громко разговаривать, прыгать с места на место, толкаться.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на то, как ведёт себя один из пассажиров. Он очень громко разговаривает, оттолкнул соседа от окна, залез на сиденье с ногами и всех перепачкал.

Дети: Так себя нельзя вести в общественном транспорте. (Ответы детей как надо себя вести).

Воспитатель: Я надеюсь, вы усвоили правила поведения в общественном транспорте. Наш автобус отправляется, следующая остановка «Поликлиника». (На остановке «Поликлиника» входит ребёнок в костюме бабушки).

Воспитатель: Ребята, обратите внимание - в автобус вошёл пожилой человек. Как нужно поступить? (Дети уступают место «бабушке»).

Водитель: Осторожно! Двери закрываются. Следующая остановка магазин «Детский мир». (На этой остановке входит «мама с дочкой на руках»).

Воспитатель: Ребята, а сейчас в автобус вошла мама с дочкой. Как нужно поступить? (Дети уступают место «маме с дочкой»).

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться «домой». А вот и наша остановка! Сейчас я посмотрю, насколько вы взаимно вежливы при выходе из автобуса, кого пропустите вперёд, кому поможете. (Дети стараются сделать всё правильно).

Воспитатель: Я думаю, что после нашего путешествия вы стали более воспитанными и культурными, и взрослым никогда не придётся за вас краснеть.






Задание: команде «Актеров и режиссер» – представьте, что вы актеры вам необходимо поставить спектакль « В гости к другу». На основе реальной жизненной ситуации, составьте сценарий мини спектакля на 5 -7 минут и обыграйте его. Чтобы выполнить это творческое задание вам необходимо определиться: 1) кто будет играть роль режиссера, человека, который руководит и отвечает за постановку спектакля и игру актеров, 2)распределить роли в спектакле.

Группа « Актеры и режиссер» обсуждают поставленную проблему. Ребята самостоятельно создают театральное действие, разыгрывают, выход из поставленной жизненной ситуации.

Вторая команда – «Критики». Ребята, также получают сценарий спектакля, обсуждают нюансы в действиях, которые должны быть разыграны. При просмотре спектакля должны внимательно смотреть, фиксировать правильность поведения актеров при разыгрывании данной проблемы. Задача команды « Критиков», при повторном показе сценки, останавливать актеров там, где, по их мнению, была допущена ошибка, давать свое мнение, как надо было сделать.

Ребятам предлагается разыграть следующую ситуацию.

У Никиты 24 января день рождения, ему исполняется 16 лет. С согласия своих родителей, он приглашает своих друзей в гости. Никита обзванивает своих друзей: двух юношей Витю и Колю и трех девушек Марину, Свету и Наташу, приглашает их к себе на праздник. Когда Никита, позвонил Свете, то телефон взяла ее мама. Он попросил ее передать приглашение Светлане прийти на его день рождения. Все ребята соглашаются к нему прийти в гости. Встреча намечена на 24 января в 18 часов вечера. Накануне 22 января один из друзей Никиты, Коля заболел, и прийти не смог.

На день рождения Света и Витя пришли вместе, они добирались до дома , где живет Никита на автобусе. Наташа и Марина пришли в гости по отдельности. Но Марина пришла позже всех, опоздав на 35 минут.

Ребята, разыгрывая данную ситуацию, должны показать следующие моменты: — разговор Никиты по телефону с друзьями о приглашении в гости;

— Света и Витя должны показать, как они будут ехать в автобусе, т.е. зайти в автобус, сесть на свободные места, а затем выйти из автобуса.

— Никита встречает гостей;

— что будет делать хозяин и гости в ожидании опаздывающей Марины;

— действия Коли, который заболел, ведь он дал согласие на то, что придет, как он должен поступить в сложившейся ситуации?

На обсуждение и подготовку сценки дается 10 — 15 минут.

Ребята, команды «Критиков», так же в подготовительное время обсуждают нюансы разрешения поставленной задачи перед актерами.

Показ ситуации группой «Актеры и режиссер».

Показ ситуации второй раз, но уже с комментариями «Критиков», там где, по их мнению, были сделаны ошибки.

Подведение итогов игры.

3) заключительная часть:

Учитель: спасибо, ребята, за вашу работу.

Рефлексия:

— понравилось ли вам занятие?

— получили ли вы удовольствие от своих ролей?

— сложно ли соблюдать правила этикета?

— что не хватило вам для четкого выполнения своих действий в предложенных ситуациях?

Педагог: — Уметь контролировать свои эмоции и вести себя достойно – признаки сильной личности. Воспитанным человеком можно считать того, у кого выработаны устойчивые привычки поведения. Навыки правильного поведения формируются не от случая к случаю, а ежедневно в повседневной жизни. Основой культурного поведения является уважительное отношение к окружающим.

Наше занятие мне хочется закончить китайской мудростью «Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток».














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!