СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая 160-летию со дня рождения А.П. Чехова "В человеке всё должно быть прекрасно..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий литературно-музыкальной гостиной способствует более глубокому знакомству с творчеством А.П. Чехова и оказывает влияние на воспитание интеллигентного человека и читателя, способного воспринимать литературу как эстетическое явление.

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая 160-летию со дня рождения А.П. Чехова "В человеке всё должно быть прекрасно..."»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОНЕЦКИЙ ЭЛЕКТРОМЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»









г. ДОНЕЦК

2020

Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной

160-летию со дня рождения А.П. Чехова

«В человеке должно быть все прекрасно…»


Сценарий праздника способствует более глубокому знакомству с его творчеством и оказывает влияние на воспитание интеллигентного человека и читателя, способного воспринимать литературу как эстетическое явление.

Цель мероприятия: расширить представление студентов о личности писателя; показать современность и актуальность его произведений в наше непростое время.

Задачи:

• формировать интерес к произведениям А.П.Чехова, особенностям его драматургии;

• развивать речь, мышление, актёрские способности студентов;

• воспитывать на основе знакомства с жизненными принципами писателя и его творчеством у студентов порядочность, интеллигентность, серьезную жизненную позицию.

Оформление сцены:

Портрет А.П. Чехова и эпиграф на плакате:

Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой

жизни и вообще на земле.

А.П.Чехов


Музыкальное оформление: фонограммы из «Времен года», цикла «Осенняя песнь», «Баркаролы» П.И.Чайковского, Ф.Шопена «Ноктюрн № 2».



План проведения праздника:

1. Выступления чтецов-ведущих гостиной (в течение всего мероприятия).

2. Инсценировки рассказов А.П.Чехова: «Хирургия», «Медведь», «Предложение», «Злоумышленник».

3. Заключение – монолог из рассказа А.П.Чехова «Крыжовник» – исполняет студент в роли А.П.Чехова.



Методы и приёмы:

Использование мультимедийной презентации.


Оборудование и средства:

Компьютер, проекционное оборудование.

Выставка книг, посвящённая творчеству писателя.





Слайд №1

Танец (вальс), в конце танца - чтение студентом стихотворения Юрия Левитанского «Время, бесстрашный художник»


Слайд №2

Время, бесстрашный художник,

Словно на белых страницах,

Что-то все пишет и пишет

На человеческих лицах


Грифелем водит по коже.

Перышком тоненьким тоже.

Острой иглою гравера

Точной рукою гримера…


Таинство света и тени.

Стрелы, круги и квадраты

Ранние наши потери,

Поздние наши утраты


Черточки нашего скотства

Пятна родимые страха

Бремя фамильного сходства

С Богом и с горсточкой праха


Скаредность наша и щедрость

Суетность наша и тщетность

Ханжество или гордыня,

Мужество и добродетель…


Отсветы. Отблески. Блики

Пятна белил и гуаши

Наши безгрешные лики

Лица греховные наши…


Слайд №3

Слово преподавателей

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня мы собрались в этом зале на честь юбилея Антона Павловича Чехова, родившемуся 29 января 1860 года в г. Таганроге.

С произведениями Чехова мы знакомимся с раннего детства. Кто не помнит впервые прочитанный мамой рассказ «Каштанка»? Этот рассказ, наверное, до сих пор остаётся одним из самых любимых произведений для многих, сидящих в этом зале.


Слайд №4

Однако в мире всегда что-то изменяется... Мы взрослеем, а из жизни уходят талантливые художники, музыканты, писатели и поэты, уходят эпохи, разрушая великие цивилизации. Войны сметают города, Великие памятники превращаются в прах. Но у человечества есть защита от духовного вымирания – это вечные истины, завещанные нам предками и заложенные в художественной литературе. Эти истины учат нас добру, человеколюбию, милосердию, являются основой человеческой души.

Литература помогает нам увидеть красоту, почувствовать радость жизни, ведь надо обладать зоркостью, чтобы заметить, например, что-то чудесное в обычном пейзаже или увидеть прекрасное в человеке.

Кому не известны цитаты: «Человек – это то, во что он верит», «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Но далеко не все помнят, что их автором был Антон Павлович Чехов, великий русский писатель, чья слава распространилась далеко за пределы нашей страны и не померкла до сегодняшнего дня.

Итак, наш праздник посвящен 160-летию со дня рождения А.П. Чехова.


Слайд №5 (Звучит мелодия)


1 Ведущий:

В далеком скучном Таганроге

Над морем серо-голубым,

В степной глуши, где вдоль дороги

Стоят желтеющие стоги

И пыль клубится, точно дым

Родился он…


2 Ведущий:

В далеком скучном Таганроге

Он видел жизни серый тон,

Пустые радости, тревоги,

Заботы, дрязги, лень и сон,

Среди тупой мертвящей тины

Он видел скучные картины

Тоскливой жизни без лучей,

Смешных и сумрачный людей,


1 Ведущий:

И, покидая степь родную,

Их жизни скуку вековую

Он сохранил в душе своей.

Он понял царство душ туманных,

Тоскливо спящих вечным сном,

И ряд страниц благоуханных

Он написал о них потом…


3 ведущий: Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему писатель пишет свои произведения? Он делает это не просто потому, что ему нравится сочинять всякие истории, как, например, кому-то нравится рисовать, а кому-то играть на скрипке или трубе. Писатель пишет потому, что ему надо сказать людям что-то очень, с его точки зрения, важное. И если это великий писатель, то мысли, которые кажутся важными ему, действительно оказываются важными для многих и многих людей.


Слайд 6

4 ведущий: Антон Павлович Чехов был великим писателем. Он прожил недолгую жизнь. Но он была духовно наполненной. Каким был великий писатель? Как он стал таким? С чего начинал? Вопросы, которые интересуют всех, кто любит и читает Чехова.


Преподаватель: «Глава о Чехове ещё не кончена, её ещё не прочли, как следует, не вникли в её сущность и преждевременно закрыли книгу. Пусть её раскроют вновь, изучат и дочтут до конца», - сказал великий режиссёр, актёр и педагог Константин Сергеевич Станиславский.


Слайд №7 Фильм о Чехове


Слайд №8

5 ведущий: Путь писателя от Антоши Чехонте к Антону Чехову, путь самовоспитания, не может не восхищать. Ценность каждого человека, по мнению Чехова, определяется его отношением к труду. Лень, бездеятельность губительны для человека и несовместимы с красотой и правдой жизни.


Слайд №9 (звучит музыка)

6 ведущий: В его записной книжке есть заметка: «Мусульманин для спасения души копает колодезь. Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-нибудь вроде этого, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно». И Чехов построил в Мелихове и его окрестностях три школы, позже, в Крыму, – четвертую.


Музыка затихает

1 ведущий: В ранних рассказах Чехова смех весел и заразителен, не «смех сквозь слёзы», что было характерно для русской литературы, а смех до слез. «Жизнерадостный по природе, одаренный редкою наблюдательностью, отменным остроумием и чисто гоголевской способностью подмечать и схватывать смешные черточки в поступках и характерах людей», - таким был Антон Павлович, по утверждениям современников.


2 ведущий: Чехов сочинял не только сатирические, но и юмористические произведения, - веселые, добродушные. В основе этих рассказов всегда лежит какая-нибудь комичная ситуация, в которой мы тщетно стали бы искать нечто многозначительное. Это часто рассказ-эпизод, рассказ-шутка. В нём, как в зеркале, отражаются многие человеческие пороки и недостатки. Автор как бы приглашает нас остановиться и внимательнее присмотреться не только к окружающим, но и к самим себе.


Слайд №10

Сценка по рассказу "Предложение"

Гостиная в доме Чубукова

I

Чубуков Голубушка, кого вижу! Иван Васильевич! Весьма рад! Сюрприз, Как поживаете?

Ломов. Благодарю вас. А вы как изволите поживать?

Чубуков. Живем помаленьку, ангел мой, вашими молитвами и прочее. Садитесь, покорнейше прошу... Вот именно, нехорошо соседей забывать, мамочка моя. Что же вы это так официально

Ломов. Видите ли, в чем дело. (Берет его под руку.) Я приехал к вам, уважаемый Степан Степаныч, чтобы обеспокоить вас одною просьбою. (Пьет воду.)

Чубуков (в сторону). Денег приехал просить! Не дам! (Ему.) В чем дело, красавец?

Ломов. Видите ли, Уважай Степаныч... виноват, Степан Уважаемыч... то есть, я ужасно волнуюсь, как изволите видеть... Вы один только можете помочь...

Чубуков. Ах, да не размазывайте, мамочка! Говорите сразу! Ну?

Ломов. Сейчас... Дело в том, что я приехал просить руки у вашей дочери Натальи Степановны.

Чубуков (перебивая). Голубушка моя... Я так рад и прочее.... (Обнимает и целует.) Пойду позову Наташу

Ломов (растроганный). Уважаемый Степан Степаныч, могу я рассчитывать на ее согласие?

Чубуков. Такой, вот именно, красавец и.. вдруг она не согласится! Влюблена, небось, как кошка и прочее... Сейчас! (Уходит.)

II

Ломов (один). Холодно... Я весь дрожу, как перед экзаменом. Главное — нужно решиться. Если же долго думать, колебаться никогда не женишься... Наталья Степановна отличная хозяйка, недурна, образованна... чего ж мне еще нужно? Во-первых, мне уже 35 лет — возраст, так сказать, критический. Во-вторых у меня постоянные сердцебиения, я вспыльчив и всегда ужасно волнуюсь... Сейчас вот у меня губы дрожат и на правое веко прыгает... Но самое ужасное у меня — это сон. Едва только лягу в постель и только что начну засыпать, как вдруг в левом боку что-то — дерг! и бьет прямо в плечо и в голову... И этак раз двадцать...

III

Наталья Степановна. Здравствуйте, Иван Васильевич!

Ломов. Здравствуйте, уважаемая Наталья Степановна!

Наталья Степановна. Извините, я в фартуке.... Садитесь...Хотите завтракать?

Ломов. Нет, благодарю вас, я уже кушал.

Наталья Степановна. Вы, кажется, во фраке! Вот новость! На бал едете, что ли? Зачем вы таким франтом?

Ломов. Наши семейства родственных отношениях. моя земля тесно соприкасается с вашею. Если вы изволите припомнить, мои Воловьи Лужки граничат с вашим березняком…

Наталья Степановна. Позвольте, Вы говорите «мои Воловьи Лужки»... Да разве они ваши?

Ломов. Мои-с...

Наталья Степановна. Это для меня новость. Откуда же они ваши?

Ломов. Из бумаг это видно, уважаемая Наталья Степановна. Воловьи Лужки были когда-то спорными, это — правда; но теперь всем известно, что они мои. Бабушка моей тетушки отдала эти Лужки в бессрочное и в безвозмездное пользование крестьянам дедушки вашего батюшки.

Наталья Степановна. Дедушка, бабушка, тетушка... ничего я тут не понимаю! Лужки наши, вот и всё.

Ломов. Мои-с!

Наталья Степановна. Наши! Хоть вы два дня доказывайте, хоть наденьте пятнадцать фраков, а они наши, наши, наши!.. Вашего я не хочу и своего терять не желаю...

Ломов. Если угодно, то, извольте, я вам подарю их.

Наталья Степановна. Я сама могу подарить вам их, они мои!... Всё это, по меньшей мере, странно, Иван Васильевич! До сих пор мы вас считали хорошим соседом, другом, в прошлом году давали вам свою молотилку, и через это самим нам пришлось домолачивать свой хлеб в ноябре, а вы поступаете с нами, как с цыганами. Дарите мне мою же землю. Извините, это не по-соседски!

Ломов. Сударыня, никогда я чужих земель не захватывал и обвинять меня в этом никому не позволю... (Быстро идет к графину и пьет воду.) Воловьи Лужки мои!

Наталья Степановна. Неправда, наши!

Ломов. Если бы, сударыня, не, мучительное сердцебиение, то я поговорил бы с вами иначе! (Кричит.) Воловьи Лужки мои!

IV Те же и Чубуков.

Чубуков (входя). Что такое? О чем кричите?

Наталья Степановна. Папа, объясни, пожалуйста, этому господину, кому принадлежат Воловьи Лужки?

Чубуков (ему). Цыпочка, Лужки наши!

Ломов. Да помилуйте, Степан Степаныч, откуда они ваши? Будьте хоть вы рассудительным человеком! Бабушка моей тетушки отдала Лужки во временное, безвозмездное пользование крестьянам вашего дедушки.

Чубуков. Позвольте, драгоценный... Вы забываете, что именно крестьяне не платили вашей бабушке, потому что Лужки тогда были спорными... А теперь всякая собака знает, что они наши!

Ломов. Вот она, шляпа... Сердце... Куда идти? Где дверь? Ох!.. Умираю, кажется... Нога волочится... (Идет к двери.)

Чубуков (ему вслед). Идите и чтоб ноги вашей больше не было у меня в доме!

Наталья Степановна. Подавайте в суд! Мы увидим!

V Чубуков и Наталья Степановна.

Наталья Степановна. Каков негодяй? Вот и верь после этого добрым соседям!

Чубуков. Мерзавец! Чучело гороховое!

Наталья Степановна. Урод этакий! Присвоил себе чужую землю, да еще смеет браниться.

Чубуков. И эта кикимора осмеливается еще делать предложение!

Наталья Степановна. Какое предложение?

Чубуков. Как же! Приезжал за тем, чтоб тебе предложение сделать.

Наталья Степановна. Предложение? Мне? Отчего же ты раньше мне этого не сказал?

Чубуков. И во фрак потому нарядился! Сосиска этакая! Сморчок!

Наталья Степановна. Мне? Предложение? Ах! (Падает в кресло и стонет.) Вернуть его! Вернуть! Ах!

В дверях показывается Ломов.

Чубуков Ну, разговаривай сама с ним! (Уходит.)

VI

Ломов (входит, изнеможенный). Страшное сердцебиение... Нога онемела... в боку дергает...

Наталья Степановна. Простите, мы погорячились, Иван Васильевич... Я теперь припоминаю: Воловьи Лужки в самом деле ваши. Скоро собираетесь на охоту?

Ломов. По тетеревам, уважаемая Наталья Степановна, думаю после жнитва начать. Ах, вы слышали? Представьте, какое у меня несчастье! Мой Угадай, которого вы изволите знать, захромал.

Наталья Степановна. Какая жалость! Отчего же?

Ломов. Не знаю. Должно быть, вывихнул ногу или другие собаки покусали. (Вздыхает.) Самая лучшая собака, не говоря уж о деньгах! Ведь я за него Миронову 125 рублей заплатил.

Наталья Степановна. Папа дал за своего Откатая 85 рублей, а ведь Откатай куда лучше вашего Угадая!

Ломов. Откатай лучше Угадая? Что вы! (Смеется.) Откатай лучше Угадая!

Наталья Степановна. Конечно, лучше! Откатай, правда, молод, еще не опсовел, но лучше его нет

Ломов. Позвольте, Наталья Степановна, но ведь вы забываете, что он подуздоват, а подуздоватая собака всегда непоимиста!

Наталья Степановна. Подуздоват? В первый раз слышу!

Ломов. Уверяю вас, нижняя челюсть короче верхней.

Наталья. А вы мерили?наш Откатай породистый, густопсовый, а ваш стар и уродлив, как кляча...

Ломов. Я вижу, Наталья Степановна, поймите, что ваш Откатай подуздоват!

Наталья Степановна. Неправда.

Ломов. Подуздоват!

Наталья Степановна (кричит). Неправда!

Ломов. Что же вы кричите, сударыня?

Наталья Степановна. Зачем же вы говорите чушь? Вашего Угадая подстрелить пора!

Ломов. Во сто раз хуже! Чтоб он издох, ваш Откатай!

VII

Чубуков (входит). Что еще?

Наталья Степановна. Папа, скажи искренно, по чистой совести: кто лучше — наш Откатай или его Угадай?

Ломов. Степан Степанович, умоляю вас, скажите вы только одно: подуздоват ваш Откатай или нет?

Чубуков. Вы не волнуйтесь, драгоценный... Позвольте... Ваш Угадай, вот именно, имеет свои хорошие качества... Он чистопсовый, на твердых ногах, крутобедрый и т.п. Но у этой собаки, если хотите знать, красавец мой, два существенных недостатка: стара и с коротким щипцом.

Ломов. Извините, у меня сердцебиение...

Наталья Степановна (дразнит). Сердцебиение... Какой вы охотник? Вам в кухне на печи лежать да тараканов давить, а не лисиц травить! Сердцебиение...

Чубуков. Вы вовсе не охотник!

Ломов. Вы интриган!

Чубуков. Что-с? Я интриган? (Кричит.) Замолчать! Мальчишка! Щенок!

Ломов. Старая крыса! Иезуит!

Чубуков. Замолчи, а то я подстрелю тебя из поганого ружья, как куропатку!

Наталья Степановна. Папа! Что с ним? Папа! Погляди, папа! (Взвизгивает.) Иван Васильевич! Он умер!

Чубуков. Кто умер? (Поглядев на Ломова.) В самом деле помер! Батюшки! Воды! Доктора! (Подносит ко рту Ломова стакан. Выпейте!..

Ломов. Где я?

Чубуков. Женитесь вы поскорей и — ну вас к лешему! Она согласна! (Соединяет руки Ломова и дочери.) Благословляю вас и прочее. Целуйтесь и оставьте вы меня в покое!

Наталья Степановна. Он жив... Да, да, я согласна...

Чубуков. Целуйтесь!

Ломов. А? Кого? (Целуется с Натальей Степановной.) Я счастлив, Наталья Степановна... (Целует руку.)

Наталья Степановна. Я... я тоже счастлива...

Наталья Степановна. Но... все-таки, согласитесь хоть теперь: Угадай хуже Откатая.

Ломов. Лучше!

Наталья Степановна. Хуже!

Чубуков. Ну, начинается семейное счастье! Шампанского!


2 Ведущий: А. П. Чехов в своем коротком юмористическом рассказе «Хирургия» отточил текст настолько, что каждое слово в нем имело вес единственно возможного. В своих записях писатель отмечал, что «искусство писать – это искусство сокращать». Смотрите сценку по рассказу А.П. Чехова «Хирургия» в исполнении студентов.


Слайд №11

Инсценировка рассказа «Хирургия»

АВТОР: Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором, потом вынимает из красного платочка просфору и с поклоном кладёт её перед фельдшером.

ФЕЛЬДШЕР: А - а - а. . . моё вам! С чем пожаловали?

ДЬЯЧОК: С воскресным днём вас, Сергей Кузьмич... К вашей милости. Истинно и правдиво в Псалтыри сказано: «Питие мое с плачем растворях». Сел намедни со старухой чай пить и хоть ложись и помирай... Хлебнёшь чуточку — и силы моей нету! Вот (Показывает на щёку). Так и ломит, так и ломит! В ухо отдаёт, словно в нём гвоздик или какой другой предмет: так и стреляет, так и стреляет! За грехи, Сергей Кузьмич, за грехи!

ФЕЛЬДШЕР: М - да... Садитесь. Раскройте рот!

(Дьячок садится на стул и открывает рот. Фельдшер смотрит в рот и находит больной зуб).

ДЬЯЧОК: Отец диакон велели водку с хреном прикладывать — не помогло. Гликерия Анисимовна, дай бог им здоровья, дали на руку ниточку поносить с Афонской горы да велели тёплым молоком зуб полоскать, а я, признаться, ниточку - то надел, а в отношении молока не соблюл: бога боюсь, пост. . .

ФЕЛЬДШЕР: Предрассудок. . . Вырвать его нужно, Ефим Михеич!

ДЬЯЧОК: Вам лучше знать, Сергей Кузьмич. На то вы и обучены, на то вы, благодетели, и поставлены, дай бог вам здоровья. Вам раз плюнуть... Намедни тоже, вот как и вы, приезжает в больницу помещик Александр Иваныч Египетский. Тоже с зубом... Человек образованный, обо всём расспрашивает. Руку пожимает, по имени и отчеству... В Петербурге семь лет жил, всех профессоров перенюхал... Христом - богом молит: вырвите вы мне его, Сергей Кузьмич! Только тут без понятия нельзя... Зубы разные бывают. Один рвёшь щипцами, другой козьей ножкой, третий ключом... Кому как.

АВТОР: Фельдшер берёт козью ножку, минуту смотрит на неё вопросительно, потом кладёт и берёт щипцы.

ФЕЛЬДШЕР (подходя к стулу): Ну - с, раскройте рот пошире... Сейчас мы его... Тово... Раз плюнуть... Десну подрезать только... Тракцию сделать по вертикальной оси... и всё... и всё...

ДЬЯЧОК: Благодетели вы наши... Нам, дуракам, и невдомёк, а вас господь просветил...

ФЕЛЬДШЕР: Не рассуждайте, ежели у вас рот раскрыт... Этот легко рвать, а бывает так, что одни только корешки... Этот — раз плюнуть... (Накладывает щипцы) Постойте, не дёргайтесь. Сидите неподвижно... Главное, чтоб поглубже взять. (Тянет). Чтоб коронка не сломалась...

ДЬЯЧОК (кричит): Отцы наши... Мать пресвятая... Ввв...

ФЕЛЬДШЕР: Не тово... не тово...? Не хватайте руками! Пустите руки! (Тянет) Сейчас... Вот, вот. . . Дело - то ведь не лёгкое. . .

ДЬЯЧОК (вопит)'. Отцы... - Ангелы! Ого - го... Да дёргай же, дёргай! Чего пять лет тянешь?

АВТОР: Вонмигласов поднимает колени до локтей, шевелит пальцами, выпучивает глаза, прерывисто дышит... На багровом лице его выступает пот, на глазах слёзы. Курятин сопит, топчется перед дьячком и тянет... Проходят мучительные полминуты — и щипцы срываются с зуба. Дьячок вскакивает и пальцами в рот. Во рту нащупывает он зуб на старом месте.

ДЬЯЧОК (плачущим и в то же насмешливым голосом): Тянул!.. Чтоб тебя так на том свете потянуло! Благодарим покорно! Коли не умеешь рвать, так не берись! Света Божьего не вижу...

ФЕЛЬДШЕР (сердито): А ты зачем руками хватаешь. Я тяну, а ты под руку толкаешь и разные слова глупые... Дура!

ДЬЯЧОК: Сам ты дура!

ФЕЛЬДШЕР: Ты думаешь, мужик, легко зуб - то рвать? Возьмись-ка. Это не то, что на колокольню да в колокола отбарабанил! (Дразнит) «Не умеешь, не умеешь!» Скажи, какой указчик нашёлся! Ишь ты… Господину Египетскому рвал, да и тот ничего не хватал руками... Садись, тебе говорю!

ДЬЯЧОК: Света не вижу. . . Дай дух перевести… Ох! (Садится) Не тяни только долго. Сразу!

ФЕЛЬДШЕР: Учи учёного! Экий, господин необразованный! Живи вот с этакими, очумеешь! Раскрой рот. . . (Накладывает щипцы). Хирургия, брат, не шутка. Не дёргайся! Зуб, выходит, застарелый, глубоко корни пустил. Так…Не шевелись... Ну, ну… (Слышен хруст) Так и знал!

АВТОР. Вонмигласов сидит минуту неподвижно, словно без чувств. Он ошеломлён... Глаза его тупо глядят в пространство, на бледном лице пот.

ФЕЛЬДШЕР (бормочет): Надо было б мне козьей ножкой …!

АВТОР: Придя в себя, дьячок суёт в рот пальцы и на месте больного зуба находит два торчащих выступа.

ДЬЯЧОК: Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!

ФЕЛЬДШЕР (тихо): Поругайся мне ещё тут... Невежа... Мало тебя в бурсе берёзой потчевали... Господин Египетский, в Петербурге семь лет жил... один костюм рублей сто стоит. . . да и то не ругался. . . А ты что за пава такая! Ничего, не околеешь!

АВТОР: Дьячок берёт со стола свою просфору и, придерживая щёку рукой, уходит восвояси.


Слайд №12 (Звучит музыка)

3 ведущий: Ещё в ранней молодости у Антона Павловича сформировался некий моральный кодекс, который он отрывочно излагал в письмах к своим братьям Александру и Николаю (кажется, только к ним Чехов позволял себе обращаться с чем-то вроде наставлений, вообще же наставлять и поучать кого-либо избегал). Речь там идёт даже не о морали, а о воспитанности — о качествах, подобающих воспитанному человеку.


4 ведущий: Воспитанные люди «уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы...», «они сострадательны», «они уважают чужую собственность, а потому и платят долги...», «не лгут даже в пустяках», «не суетны», «не болтливы». Чехов сам воспитывал (и воспитал) себя в духе этих правил.


Слайд №13

Сценка из рассказа «Медведь»


СМИРНОВ. Я вот тут сяду и пока вы не выплатите мне долг за мужа своего усопшего, никуда не уйду.

ПОПОВА. (наступает с кулаками на Смирнова). Вот так, да? Извольте убираться вон!

СМИРНОВ. Не угодно ли вам быть повежливее?

Попова (сжимая кулаки и топая ногами). Вы мужик, грубый медведь! Бурбон, монстр!

СМИРНОВ. Как? Что вы сказали?

ПОПОВА Я сказала, что вы медведь, монстр!

СМИРНОВ (наступая). Позвольте, какое же вы имеете право оскорблять меня?

ПОПОВА. Да, оскорбляю... Ну так что же? Вы думаете, я вас боюсь?

СМИРНОВ. А вы думаете, что если вы поэтическое создание, то имеете право оскорблять безнаказанно? Да? К барьеру! Стреляться!

ПОПОВА. Если у вас здоровые кулаки и бычье горло, то, думаете, я боюсь вас? А? Бурбон вы этакий!

СМИРНОВ. К барьеру! Я никому не позволю оскорблять себя и не посмотрю на то, что вы женщина, слабое создание!

ПОПОВА (стараясь перекричать). Медведь! Медведь! Медведь!

СМИРНОВ Пора, наконец, отрешиться от предрассудка, что одни только мужчины обязаны платить за оскорбления! Равноправность так равноправность, черт возьми! К барьеру!

ПОПОВА. Стреляться хотите? Извольте!

СМИРНОВ Сию минуту!

ПОПОВА. Сию минуту! После мужа остались пистолеты... Я сейчас принесу их сюда... (Торопливо идет и возвращается.) С каким наслаждением я влеплю пулю в ваш медный лоб! Черт вас возьми! (Уходит.)

СМИРНОВ. Я подстрелю ее, как цыпленка! Я не мальчишка, не сентиментальный щенок, для меня не существует слабых созданий! Стреляться — вот это и есть равноправность, эмансипация! Тут оба пола равны! Подстрелю ее из принципа! Но какова женщина? (Дразнит.) «Черт вас возьми... Влеплю пулю в ваш медный лоб...» Какова? Раскраснелась, глаза блестят... Вызов приняла! Честное слово, первый раз такую вижу. Это — женщина! Вот это я понимаю! Настоящая женщина! Не кислятина, не размазня, а огонь, порох, ракета! Даже убивать жалко! Она мне положительно нравится! Положительно! Хоть и ямочки на щеках, а нравится! Готов даже долг ей простить... и злость прошла... Удивительная женщина! (Уходит со сцены.)


5 ведущий: Чехов-писатель всесторонне, последовательно и объективно, без каких бы то ни было иллюзий изучал жизнь и фиксировал «историю болезни» окружающего его общества. Чехов пишет о тех, кто приспосабливался, кто хотел показаться деловым и благородно целеустремленным.


6 ведущий: Чехов рассчитывал на умного, думающего читателя с чувством юмора. Влюбленность в жизнь, изображение бесконечных человеческих изменений, любовь к человеку, каким бы он ни был, - вот в чем тонкость его рассказов.


Слайд №14

Сценка “Допрос” (по мотивам рассказа “Злоумышленник”)


Следователь и крестьянин Денис Григорьев:

– Денис Григорьев! Подойди поближе и отвечай на мои вопросы. Седьмого числа сего июля железнодорожный сторож Иван Семенов Акинфов, проходя утром по линии, на 141-й версте, застал тебя за отвинчиванием гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам. Вот она, эта гайка!.. С каковою гайкой он и задержал тебя. Так ли это было?

– Чаво?

– Так ли всё это было, как объясняет Акинфов?

– Знамо, было.

– Хорошо; ну, а для чего ты отвинчивал гайку?

– Чаво?

– Ты это свое “чаво” брось, а отвечай на вопрос: для чего ты отвинчивал гайку?

– Коли б не нужна была, не отвинчивал бы, – хрипит Денис, косясь на потолок.

– Для чего же тебе понадобилась эта гайка?

– Гайка-то? Мы из гаек грузила делаем...

– Кто это – мы?

– Мы, народ... Климовские мужики, то есть.

– Послушай, братец, не прикидывайся ты мне идиотом, а говори толком. Нечего тут про грузила врать!

– Отродясь не врал, а тут вру... – бормочет Денис, мигая глазами. – Да нешто, ваше благородие, можно без грузила? Ежели ты живца или выполозка на крючок сажаешь, то нешто он пойдет ко дну без грузила?

– Для чего ты мне про это рассказываешь?

– Чаво? Да ведь вы сами спрашиваете! У нас и господа так ловят. Самый последний мальчишка не станет тебе без грузила ловить. Конечно, который непонимающий, ну, тот и без грузила пойдет ловить. Дураку закон не писан...

– Так ты говоришь, что ты отвинтил эту гайку для того, чтобы сделать из нее грузило? Но для грузила ты мог взять свинец, пулю... гвоздик какой-нибудь...

– Свинец на дороге не найдешь, купить надо, а гвоздик не годится. Лучше гайки и не найтить... И тяжелая, и дыра есть.

– Дураком каким прикидывается! Точно вчера родился или с неба упал. Разве ты не понимаешь, глупая голова, к чему ведет это отвинчивание? Не догляди сторож, так ведь поезд мог бы сойти с рельсов, людей бы убило! Ты людей убил бы!

– Избави господи, ваше благородие! Зачем убивать? Нешто мы некрещеные или злодеи, какие? Слава те господи, господин хороший, век свой прожили и не токмо что убивать, но и мыслей таких в голове не было... Спаси и помилуй, царица небесная... Что вы-с! (Денис усмехается и недоверчиво щурит на следователя глаза).

– Ну! Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем, и хранил господь, а тут крушение... людей убил... Ежели б я рельсу унес или, положим, бревно поперек ейного пути положил, ну, тогды, пожалуй, своротило бы поезд, а то... тьфу! гайка!


Преподаватель. Как же относится Чехов к своим героям? Сочувствует ли он им или смеется над ними? Знавший Чехова М. Горький сказал об этом так: “он был как-то целомудренно скромен, он не позволял себе громко и открыто сказать людям: “да будьте же вы… порядочнее!”- тщетно надеясь, что они сами догадаются о настоятельной необходимости для них быть порядочнее”.


5 ведущий: А то, что невозможно выразить словами, дает возможность Чехову выразить музыка. Музыка в его рассказах вызывает глубоко скрытые чувства. Кроме того, он видел в ней силу, эмоционально воздействующую на человека.

6 ведущий: Один из его современников вспоминает: «Он возил меня к соседям по имению, чтобы послушать Бетховена: хозяйка дома превосходно играла. А когда он слушал мелодии, его лицо было серьезно и прекрасно.


Слайд №15

Преподаватель: Звучит любимая мелодия А. П. Чехова «Баркарола».

Композитор – Пётр Ильич Чайковский.


Слайд №16

Чтец (наизусть): К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное... Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, враньё... Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился... Всё тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то сошло с ума, столько-то вёдер выпито, столько-то детей погибло от недоедания... И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут своё бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других". ("Крыжовник", 1898 г.)


Слайд №17 (Звучит мелодия)

5, 6 ведущие:

Жизненный путь Чехова – яркий пример для подражания:

- сотни произведений, посвященных своему народу;

- героическая поездка на остров каторжников – Сахалин;

- бескорыстная врачебная деятельность;

- организация сбора средств для голодающих в России, открытие столовых;

- неустанная врачебная помощь населению во время эпидемии холеры;

- строительство на личные средства школ для крестьянских детей;

- строительство городской библиотеки в Таганроге.

  1. Ведущий:

Его я часто вспоминаю.

Вот и теперь передо мной

Стоит он, точно, как живой,

Такой, каким его люблю и знаю:

Сухие, тонкие черты,

Волос седеющие пряди

И эта грусть в глубоком взгляде,

Сосредоточенном и полном доброты.

Больной и бесконечно милый,

Он был похож на первоцвет,

Сквозь снег, пробившийся на свет.


2 Ведущий:

Он о своей судьбе молчал,

Хотя до дна источник видел,

Страдая, жизнь не ненавидел,

Жалея всех людей, он их не презирал.


Неумолимый рок унес его в могилу,

Болезнь тяжелая туда его свела.

Она была в груди и всюду с ним ходила:

Вся жизнь страны родной – болезнь его была!

О чем бы ни писал А.П.Чехов на протяжении всего своего творческого пути,

эти размышления всегда были в основе его произведений.


Слайд №18 (Звучит музыка)


3-й ведущий.

Ялта стала последним приютом больного Чехова.


4-й ведущий.

Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой,

Вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой,

Как мне ни странно и как ни печально, увы,

Старый мой доктор, я старше сегодня, чем вы.


Грустная старая лампа в окне мезонина,

Чай на веранде, вечерних теней мешанина,

Белые бабочки вьются над желтым огнем,

Дом заколочен, и все позабыли о нем.

5-й ведущий

Пахнет грозою, в погоде видна перемена.

Это ружье еще выстрелит – о, непременно!

Съедутся гости – покинутый дом оживет.

Маятник медный качнется, струя запоет…


6-й ведущий

Дышит в саду запустелом прохлада,

Мы старомодны, как запах вишневого сада.

Сад тот Россией был Чеховым назван

И сохранить его каждый обязан!


Слайд №19

Преподаватель. Чехов - великий писатель не только потому, что обладал огромным художественным изобразительным талантом, но также потому, что он внес своими произведениями в историю отечественной литературы новое большое слово.

Он создал свой особый литературный жанр, особую форму маленького рассказа. Он своеобразен во всём, чрезвычайно самобытен как писатель. Ни за кем из писателей он не следовал. За ним следовали и следуют. «Чехов неисчерпаем», – написал когда-то с радостным удивлением К.С.Станиславский. С этим трудно не согласиться. Впереди вас ждут новые встречи с удивительным миром чеховских героев. А сегодня мы прощаемся с Вами с тем, чтобы осмыслить его уроки. Все, кто соприкасается с его творчеством, неизбежно испытывает влияние его личности и грусть от того, что нет среди нас этого необыкновенного человека. Слышите? Он обращается и будет обращаться к нам.

Я вам желаю, чтобы каждый из вас стал таким человеком, каким хотел видеть своего читателя Чехов.

Он, верно, с нами здесь, печален, но и кроток.

Он с нами навсегда! И в каждом сером дне,

И в русских сумерках, и в летней дреме сада,

И в нежной девушке с задумчивостью взгляда,

И в скорбной женщине с надломанной душой…

В молитвенной тоске, и чистой, и большой,

В осеннем вечере и в музыке Шопена…


Слайд №20

1 ведущий. Он близок духом, современник, нам,

Хоть жил в далеком позапрошлом веке.

Он стал сродни грядущим временам

Мечтой о гордом и прекрасном человеке.


2. ведущий. Антон Павлович – тоже Россия:

И улыбка её, и слеза…

Увлажнялись и самые злые

От его сочинений глаза!


3 ведущий Он любил всех живущих в России:

Даже злобных, бесчестных, тупых…

Будь они сколь угодно плохие,

Нет презренья – жалеет он их!


4 ведущий. У него нет героев, злодеев –

Все лишь жертвы неправды земной:

И прощая, любя и жалея,

Как бы просит: жалейте со мной!



5 ведущий. Будто совесть больная стучится

К нам в сердца со страниц его книг…

И живою водою струится

Слов его драгоценный родник.


Слайд №21

Преподаватель. Вот и подошло к концу наше мероприятие. Мы рады, если оно вам понравилось. До новых встреч!


∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞


Приложение 1


Высказывания А.П. Чехова:


  • В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли.


  • Без труда не может быть чистой и радостной жизни.


  • Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.


  • Умный любит учиться, а дурак - учить.


  • Призвание всякого человека в духовной деятельности - в постоянном искании правды и смысла жизни.


  • Надо чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других.


  • Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом.


  • Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!


  • Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа.
















Литература


  1. Школьные вечера и мероприятия. Сборник сценариев литературно-музыкальных мероприятий (вечера, встречи, литературные гостиные, праздники) 5-11 классы. / авт.-сост. В. К. Чеботаева и др. – Волгоград: Учитель, 2006.

  2. Чехов А. П. Сочинения: В 2-х т. Том.1. Повести и рассказы. 1880-1894. / А. П. Чехов. – М.: Худож. лит., 1982.

  3. Чехов А.  П. Сочинения: В 2-х т. Том.2. Повести и рассказы. Пьесы. 1894-1903. / А. П. Чехов. – М.: Худож. лит., 1982.


Интернет-ресурсы:

http://www.tverlib.ru/chehov/

http://www.casaderusia.org/fechas_R3-1.php






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!