СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Литературные гостиные"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана для уащихся 8 -ых классов. Литературная гостиная воспитывает чувство гражданственности, патриотизма, способствует духовному воспитанию, пробуждает творческие способности детей, творческое воображение, развивает мыщление.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Литературные гостиные"»

Министерство образования и науки Республики Бурятия Муниципальное образование «Иволгинский район» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Сотниковская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрено: Согласовано: Утверждено: Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор школы _________Павлова А.О. __________ Аюшинова Н.А. ________Доржиев М.Ю. Протокол №___ «31» августа 2023 г. Приказ № 272 от «29» августа 2023 г. от «05» сентября 2023 г.







ПРОГРАММА

кружка «Души прекрасные порывы»

для обучающихся 8 класса

учителя русского языка и литературы

Халбаевой Зинаиды Иннокентьевны















с. Сотниково, 2023 год

Пояснительная записка

Курс обучения рассчитан на 1 год. Возрастная группа детей, для которой предназначена программа - учащиеся 8-10 классов общеобразовательных школ.

Объём занятий - 34 часа. Занятия проводятся раз в неделю по одному часу. Основные формы занятий: теоретическая, практическая. Полученные теоретические знания закрепляются большим количеством разнообразных практических упражнений и выполнением творческих проектов.

Цели и задачи:

● приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой культуры, раскрытие национально-самобытного характера и мирового значения русской литературы;

● создание условий для развития и становления творческой личности;

● воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно- нравственной позиции обучающихся;

●воспитание речевой культуры учеников.

Современное литературное образование выполняет важнейшие культурно-сберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития человека.

Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценная самостоятельность личности. Особое внимание уделяю формированию у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Решению этих важных задач способствует работа кружка «Литературная гостиная»

Предмет «литература» соединяет в своих границах два противоположно организованных языковых пространства – литературу как вид искусства и литературоведение как науку. Непременно в творческой обстановке это соотношение может обеспечить развитие обучающегося, как средствами уроков, так и средствами внеурочной деятельности, например, литературной гостиной.

Литературная гостиная удовлетворяет требованиям ведущего типа деятельности, так как цели литературной гостиной: расширение литературного образования, предусмотренного программой (информационно-предметная цель); формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, творческими людьми (деятельностно-коммуникативная цель); усвоение гуманитарного потенциала искусства, формирование мировоззрения (ценностно-ориентационная цель).

Рамки “Литературной гостиной” позволяют проводить встречи с писателями и поэтами, литературные чтения, ставить спектакли. Работа в литературной гостиной помогает школьникам участвовать в поисковой деятельности по краеведению, редактировать и оформлять материал для бесед и конференций, выполнять исследовательские работы, грамотно строить свою речь, писать сценарии, творческие работы, развивает у детей желание читать книги, участвовать в театрализованных представлениях. Таким образом, литературная гостиная воспитывает чувство гражданственности, патриотизма, способствует духовному воспитанию, пробуждает творческие способности детей, творческое воображение, развивает мышление. Литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрыть любой, даже самый смелый замысел, поскольку объединяет в себе драматическое действо, музыку и пение, игру, диалог со зрителем.

Также интегрированная образовательная деятельность соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия, как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи).

Потребность в интеграции объясняется целым рядом причин: мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве; интегрированные занятия развивают потенциал самих обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей; форма проведения интегрированных занятий посредством литературной гостиной – нестандартна, интересна; снимается утомляемость, перенапряжение детей за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес; интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании; интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагогов.

Поскольку при изучении курса классической литературы отчасти возникают определенные трудности с восприятием художественных произведений, порой школьникам кажется невероятно устаревшим весь спектр проблем, поставленных этой литературой, то мы разрешили данное противоречие путем вовлечения их и отчасти их родителей в современный творческий процесс.

В таком процессе нами выделены наиболее эффективные методы и приемы интегрирования: сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность. Требования к структуре интегрированных занятий, таких как четкость, компетентность, сжатость учебного материала, продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы; взаимообусловленность, взаимосвязанность материла интегрируемого на занятии; необходимость соблюдения временных рамок.

В свою очередь чтение литературных текстов в рамках литературной гостиной, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению школьником окружающего мира, учит его понимать любить прекрасное. Как развивать интерес к чтению? Как постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь? Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование, театрализация литературных произведений. Все эти задачи помогает нам решить – литературная гостиная.

Литературная гостиная – это способ реализации творческого потенциала детей, увлекательная форма погружения в художественный мир произведения. Это собственный взгляд на художественное произведение, ролевая деятельность, которая развивает ассоциативное мышление, творческое воображение, способствует эстетическому воспитанию. 

Планируемые результаты

По окончании проведения ряда литературных гостиных школьники знают:

– жанры литературных произведений,

– виды театральной деятельности,

– некоторые виды кукольного театра,

– основные этапы работы над созданием образов,

– правила выхода из различных ситуаций.

Умеют:

– выразительно исполнить стихотворение,

– изображать образ в разном эмоциональном состоянии,

– работать с воображаемым предметом,

– инсценировать литературные произведения,

– правильно организовать и провести игру.

Литературные гостиные – это не только углубление в школьную программу по литературе и искусству, более близкое знакомство с писателями, поэтами, но и привлечение учащихся к искусству слова, к работе с текстом, расширение их кругозора, возможность каждому ученику проявить себя, показать, развить свой талант и способности. Участие школьников в литературных гостиных помогает также решать и еще одну очень важную задачу, ставшую особо актуальной именно в век информационных технологий – развивает речь учащихся. Без грамотной речи невозможно воспитать гармонично развитого и образованного человека.

На уроках русского языка и литературы по известным объективным причинам (большая наполняемость классов, недостаточное количество учебных часов на литературу особенно в старшем звене, невысокая мотивация учащихся, несовершенство учебных программ и пособий по литературе) далеко не всегда есть возможность работать со словом и текстом, обратить внимание учеников на красоту и изящество мысли автора, метко выраженную словом. И именно внеурочная деятельность дает такую возможность.

Таким образом, организуя внеурочную деятельность, наши литературные гостиные в школе, мы создаем условия учащимся для их успешного самосовершенствования и мотивируем их на дальнейшее саморазвитие и самопознание. Кроме этого формируется и совершенствуется не менее важный для современного школьника навык чтения художественной литературы, что также способствует формированию общего гуманитарного знания и гуманитарной образованности.

































Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема

Коли-чество часов

Виды и формы работы

06.09

Рассказ о работе кружка. Демонстрация проектных работ учащихся прошлых лет с использование ИКТ. Обсуждение достоинств и недостатков работ


1

Лекция учителя, беседа, просмотр и обсуждение различных работ учащихся с использованием ИКТ

13.09

20.09

Презентация на литературную тему1

Выбор темы литературной гостиной.

Написание сценария гостиной.

2

Выбор темы, сбор материала, написание сценария

27.09

04.10

Распределение мизансцен. Работа над декламацией, жестикуляцией, мимикой. Планирование сценического пространства. Создание костюмов и декораций. Подбор музыкального сопровождения.

2

Чтение и обсуждение сценариев, подбор иллюстративного и звукового материала. Проектирование костюмов. Редактирование работ, взаимопроверка.

11.10

Анализ стихотворений. Работа над их выразительным чтением стихотворения.

1

Декламация

18.10

Распределение ролей. Репетиция.

1

Декламация

25.10

Репетиция 1-ой сцены

1

Декламация

08.11

Репетиция 2-ой сцены

1

Декламация

15.11

Репетиция 3-ой сцены

1

Декламация

29.11

Репетиция танцевальных фрагментов

2

Постановка танцев

06.12

Подбор художественного оформления спектакля

1

Рисование

13.12

20.12

Репетиция пения.

2

Пение

27.12

Генеральная репетиция. Выступления

1

Декламация, пение, танцы

10.01

11.01

Презентация на литературную тему2

Выбор темы литературной гостиной.

Написание сценария гостиной.

2

Выбор темы, сбор материала, написание сценария

17.01

24.01

Распределение мизансцен. Работа над декламацией, жестикуляцией, мимикой. Планирование сценического пространства. Создание костюмов и декораций. Подбор музыкального сопровождения.

2

Чтение и обсуждение сценариев, подбор иллюстративного и звукового материала. Проектирование костюмов. Редактирование работ, взаимопроверка.

31.01

Анализ стихотворений. Работа над их выразительным чтением стихотворения.

1

Декламация

7.02

Распределение ролей. Репетиция.

1

Декламация

14.02

Репетиция 1-ой сцены

1

Декламация

21.02

Репетиция 2-ой сцены

1

Декламация

28.02

Репетиция 3-ой сцены

1

Декламация

06.03

13.03

Репетиция танцевальных фрагментов

2

Постановка танцев

20.03

Подбор художественного оформления спектакля

1

Рисование

03.04

10.04

Репетиция пения.

2

Пение

17.04

Генеральная репетиция

1

Декламация, пение, танцы

24.04

Резервный

1


08.05

Выступления

2



Итого

34




















Литература

1. Внеклассная и внешкольная работа по литературе. Методика преподавания литературы. Под ред. Я.А.Ротковича. М., 1985.

2. Качурин М.Г. Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе. Методика преподавания литературы. Под ред. З.Я.Рез. М.: Просвещение, 1985.

3. Коновалова Л.И. Развитие читательского воображения школьников. СПб., 2001.

4. Копылова Н.А. После уроков. М.: Просвещение, 1989.

5. Шадрина С.Б. Литературная гостиная. Волгоград.: Учитель, 2009.



























































Приложение№1

План работы

В течение 2023-2025 учебного года мною и участниками кружка запланирована следующая работа:

  • стать учредителями школьного Конкурса чтецов «Души прекрасные порывы» и принять участие в нем (ноябрь 2024г.)

  • запланировать подготовку и размещение на сайте информационную газету к юбилею школы или репортаж с юбилея (2024г);

  • провести заседание литературной гостиной на тему: “Волшебство из детства: история новогодней открытки” (2024, 2025)

  • принять участие в школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее»

  • принять участие во Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку и литературе;

  • принять участие в Республиканском конкурсе «Фразеологический биатлон» (8 классы);

  • посетить с членами кружка спектакль «А зори здесь тихие» Бурятского театра драмы;

  • подготовить литературную гостиную «Души прекрасные порывы» (2025);

  • подготовить литературную гостиную о поэтах – бардах.

  • подготовить литературную гостиную «Да будут незабвенны ваши имена»(2025)

  • принять участие в конкурсе «Пушкинский диктант» (июнь 2024, 2025)

















Приложение№2

«Души прекрасные порывы»

Цель: формирование у воспитанников интереса к чтению, расширение читательского кругозора, знакомство с произведениями русской литературы.

Задачи:

• обучение умению сопоставлять факты из жизни и художественный сюжет;

• пробуждение эмоциональной отзывчивости, активизация читательского интереса;

• раскрытие творческих способностей воспитанников;

• развитие духовного мира воспитанников;

• развитие эстетического вкуса, привитие чувства красоты.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.


(Видеозаставка музыкальная)


Ведущий:

Родился в мире новый человек,

Играючи звезду схватил он с неба.

Он в жизнь свою вдруг совершил побег,

Чтоб посетить миры, где ещё не был,

Свершить открытия, сломать стереотип,

Построить дом, сад развести с цветами

И книг прочесть, чтоб ни единый том,

И облака, чтоб развести руками.

Иди! Живи! НЕ бойся ничего!

Стремись! Расти! Умней!

И покоряй вершины!

Учись смирять себя! Дерзай!

Другим отдай

Тепла души своей

Хоть половину.

Здравствуйте, дорогие гости и участники нашего мероприятия. Мы рады приветствовать вас в нашей литературной гостиной. Тема нашего мероприятия «Души прекрасные порывы».

Ведущий: Что же такое душа? Ведь никто и никогда на свете её не видел. Её нельзя пощупать и понюхать, нельзя разглядеть её ни в темноте, ни при свете дня. Мы не можем сказать какого она цвета и размера. И всё же…

Все мы не похожи друг на друга, но каждый из нас имеет свою душу, не похожую на другие…

(Стихотворение читает…гр. №3)

Людские души - души разные.

Людские души - души разные,

Не перечислить их, не счесть.

Есть злые, добрые и праздные

И грозовые души есть.

Иная в силе не нуждается,

Ее дыханием коснись -

И в ней чистейший звук рождается,

Распространяясь вдаль и ввысь.

Другая хмуро-неотзывчива,

Другая каменно-глуха

Для света звезд, для пенья птичьего,

Для музыки и для стиха.

Она почти недосягаема,

Пока не вторгнутся в неё

Любви тревога и отчаянье,

Сердечной боли остриё.

Смятенная и беззащитная,

Она очнется, и тогда

Сама по-птичьи закричит она

И засияет как звезда. (Вероника Тушнова)

Музыкальная вставка Песня на слова Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…»


Ведущий: Итак, душа людская всегда полна волнений, переживаний и тревог. Какие порывы души можно назвать прекрасными?

Прекрасные порывы души – это дар, который человек щедро преподносит ближним. Люди, способные на такие поступки, дорожат другими больше, чем собой.

Чем не прекрасно - обладать умением дружить?

(Стихотворение читает …гр. №2)

Берегите друзей

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши.

Гнев на друга, может быть, мгновенный,

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай.

Провинился друг и повинился —

Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять,

Не вини его — вини дорогу

И коня не торопись менять.

Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много:

Опасайтесь потерять друзей.

Я иных придерживался правил,

В слабости усматривая зло.

Скольких в жизни я друзей оставил,

Сколько от меня друзей ушло.

После было всякого немало.

И, бывало, на путях крутых

Как я каялся, как не хватало

Мне друзей потерянных моих!

И теперь я всех вас видеть жажду,

Некогда любившие меня,

Мною не прощенные однажды

Или не простившие меня. (Расул Гамзатов)

Музыкальная вставка (песня В.Высоцкого о друге)


Ведущий: Да, действительно, жизнь не стоит на месте, наш облик со временем изменяется, и не всегда, как нам кажется, в лучшую сторону, но если есть у человека добро в душе, там оно и останется.

Послушайте стихотворение Марии Фурманской "История одной души" в исполнении гр. №1… :

Осенний сад… Промокшая скамейка.

И листья подметает не спеша

Усталый дворник в ветхой телогрейке,

А под скамейкой съежилась душа…

Да, да - душа. Обычная, вот только

Промокла и от холода дрожит,

И вспоминает, как хозяин колко

Сказал: «Душа, ты мне мешаешь жить.

Болишь по каждой убиенной мошке,

Сжимаешься от плача малыша,

Мой завтрак отдаешь бездомной кошке -

Я больше не могу с тобой, душа…

Мои глаза давно устали плакать.

Прошу тебя, как друга, уходи».

Она ушла в сентябрьскую слякоть,

И вместе с нею плакали дожди.

Блуждала долго мокрыми дворами,

Заглядывала в окна и глаза.

Над нею осень хлопала ветрами,

И вслух с судьбою спорила гроза.

Осенний сад. Промокшая скамейка.

И листья снова падают, шурша…

Работу кончил дворник в телогрейке,

А под скамейкой умерла душа…

Ведущий: Я хочу вам пожелать, чтобы с вашими душами такого не случилось:

Все, что мы отдаем, возвращается вновь:

Возвращается вера, надежда, любовь.

Возвращается помощь, поддержка, участье,

Возвращаются - радостью, мудростью, счастьем.

Ведущий: Нельзя сегодня не сказать о таком проявлении человеческой души как самопожертвование и героизме. С любым человеком может произойти такой момент, когда он должен будет, несмотря ни на что, порой ценой собственной жизни прийти на помощь другому или другим. И не важно, кто это будет – человек или другое живое существо…

(Стихотворение читает гр. №6)

Героизм

Героизм… Героизм!

Это то, что нам предки, рискуя собой, завещали,

Что в себе заключает благодатную силу прошедших веков.

Это то, что бойцы в битвах страшных кровавых впитали,

Когда землю свою защищали от смертных врагов.

Героизм — это в космос поднялся отважный Гагарин,

Он — герой, но героем был тот, кто к просторам Вселенной его возносил,

Кто был духом своим крепче сплава титана и стали,

Кто наград для себя за свой подвиг земной не просил.

Героизм — это друга в беде не бросаешь,

Мчишься людям на помощь, о себе позабыв.

Героизм — это слабого ты защищаешь

И солдат, на ученьях собою гранату накрыв.

Героизм — это сальсу без ног ты задорно танцуешь

Так, что глаз восхищенных нельзя оторвать.

Героизм — это честью и совестью ты не торгуешь

И готов свою жизнь за Отчизну в любую минуту отдать.

Героизм наши предки с любовью нам даровали.

В каждом может родиться подлец или смелый герой.

Не из легких нам выбор от рождения дали.

Но он есть. Героизму ты сердце без страха открой.

Героизм… Героизм!

Как бы с нами года ни менялись,

Но для всякого времени нужен отважный герой.

В нашей памяти многие люди-герои остались.

Подвиг свой соверши, но останься с родными, живой! (Татьяна Подцветова)

Музыкальная вставка. (Песня из кинофильма «Офицеры» . «О героях былых времен…)


Ведущий: Можно бесконечно много говорить о прекрасных порывах души, но…Ни в чем так полно и светло не выражается душа человека, как в отношении любви. Когда к человеку приходит любовь - могущественная сила, движущая мирами и сердцами, низводящая небо на землю и землю преобразующая, в его душе умирает все случайное и раскрываются лучшие ее стороны. Любовь- это ожидание, это верность, это порой и жертвенность.

(гр. №5 и гр. №6)

«С любимыми не расставайтесь!»

— Как больно, милая, как странно,

Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-

Как больно, милая, как странно

Раздваиваться под пилой.

Не зарастет на сердце рана,

Прольется чистыми слезами,

Не зарастет на сердце рана —

Прольется пламенной смолой.

— Пока жива, с тобой я буду —

Душа и кровь нераздвоимы,-

Пока жива, с тобой я буду —

Любовь и смерть всегда вдвоем.

Ты понесешь с собой повсюду —

Ты понесешь с собой, любимый,-

Ты понесешь с собой повсюду

Родную землю, милый дом.

— Но если мне укрыться нечем

От жалости неисцелимой,

Но если мне укрыться нечем

От холода и темноты?

— За расставаньем будет встреча,

Не забывай меня, любимый,

За расставаньем будет встреча,

Вернемся оба — я и ты.

— Но если я безвестно кану —

Короткий свет луча дневного,-

Но если я безвестно кану

За звездный пояс, в млечный дым?

— Я за тебя молиться стану,

Чтоб не забыл пути земного,

Я за тебя молиться стану,

Чтоб ты вернулся невредим.

Трясясь в прокуренном вагоне,

Он стал бездомным и смиренным,

Трясясь в прокуренном вагоне,

Он полуплакал, полуспал,

Когда состав на скользком склоне

Вдруг изогнулся страшным креном,

Когда состав на скользком склоне

От рельс колеса оторвал.

Нечеловеческая сила,

В одной давильне всех калеча,

Нечеловеческая сила

Земное сбросила с земли.

И никого не защитила

Вдали обещанная встреча,

И никого не защитила

Рука, зовущая вдали.

С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь!

Всей кровью прорастайте в них,-

И каждый раз навек прощайтесь!

И каждый раз навек прощайтесь!

И каждый раз навек прощайтесь!

Когда уходите на миг!

Танец - вальс

Ведущий: Да…

Все нужно пережить на этом свете,

Все нужно испытать и оценить.

Несчастье, боль, измену, горе, сплетни -

Все нужно через сердце пропустить.

Но главное - во тьме безумной века,

Что б ни случилось в жизни - устоять!

Быть чутким к горю, оставаться человеком

И теплоту сердец не потерять. (Алёна Карасенко)

Музыкальная вставка….О любви Визбор «Милая моя»

Ведущий:

Неумолимо летит время. Вот и подошло к концу наше мероприятие - литературная гостиная «Души прекрасные порывы», посвящённое высшим проявлениям человеческой души. Мы затронули только самую малую часть литературных произведений поэтов. Многое осталось недосказанным. Стихи многих поэтов остались непрочитанными, но вы имеете возможность сделать это самостоятельно.

Я искренне надеюсь, что этот день и наша встреча для всех вас останется в памяти, как добрый и счастливый день, проведённый в кругу друзей.

А закончить мероприятия хочется стихотворением Самуила Маршака (музыкальный фон) :

Пожелания друзьям

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути —

Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Дается нам недешево!

Наша литературная гостиная закрывается. До свидания! До новых встреч, друзья!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!