СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Литературная гостиная"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Литературная гостиная"»
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


КРУЖКА


«Литературная гостиная»


1 класс


























2021 – 2022 учебный год



Пояснительная записка.

         Программа «Литературная гостиная» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.

    В качестве учебного материала для формирования первоклассников-читателей выбрана фольклорная (народная) сказка.  Выбор сделан не случайно. Младший школьник – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Целью образования в начальной школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностного ориентированного подхода в обучении и воспитании и постепенного перехода к личностно-деятельностному, формирование духовно богатой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной адаптироваться к условиям новой жизни.

     Основное содержание программы основывается на работе со сказкой.

Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя второклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.

    Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей шести – семи лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они обогащают представление юного читателя о прошлом и настоящем нашей Родины, помогают усвоить высокие нравственные принципы народа, раскрывают красоту подвига человека, способствуют развитию у детей образного мышления, обогащают их речь. Их образность, эмоциональность содействуют развитию эстетического вкуса у детей.

   К.И. Чуковский писал о цели сказок: «Она заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою… Сказочники хлопочут о том, чтобы ребёнок с малых лет научился мыслить, участвовать в жизни воображаемых людей и зверей и вырвался бы этим путём за узкие рамки эгоцентрических интересов и чувств».

     

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

Личностными результатами являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на занятии;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя, учащихся;

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

  • подробно пересказывать текст;

  • составлять устный рассказ по картинке;

  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.


Содержание программы.

Цель программы: мотивировать и формировать интерес к детским книгам.

Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, программа может и должна готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.

   Задачи:  

  • открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;

  • используя сказки о животных, вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;

  • формировать навык чтения;

  • учить демонстрировать свои умения и знания перед зрителями

        Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка, где школьник выступает в роли читателя, сочинителя, художника, исполнителя, режиссера.

       Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами произведений УНТ возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, а элементы театрализации помогут воспитать чувства прекрасного приобщить к культуре и искусству.

      Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

            Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

  1. игра

  2. беседа

  3. иллюстрирование

  4. инсценированнию прочитанного произведения

  5. постановка спектакля

  6. работа в малых группах

   Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

    Программа рассчитана на 32 часа.

Календарно-тематическое планирование


Кол-во часов раздела

занятия

Тема занятия.

Дата проведения

По плану

Факт

1ч.

1

«Клуб почемучек»




4ч.

2

Где живут книги?



3

Из чего состоит книга?



4

Беседа о бережном отношении к книге.



5

Экскурсия в школьную библиотеку.



1ч.

6

«Заколдованные буквы». Игры с буквами-шалунишками.



1ч.

7

Игровая программа для первоклассников в форме КВНа «Игры деда Буквоеда»



3ч.

8

«Во поле береза стояла». Малые фольклорные жанры: народные песенки, потешки.



9

«На дворе трава, на траве дрова». Малые фольклорные жанры: веселые скороговорки, забавные считалки.



10

Настольный театр.



11

Маленький читатель.



12

«Кузовок сказок»



13

Русские народные сказки.



14

Сказки народов мира.



15

Стихи «Сами о себе» (о детях и для детей)



16

Рассказы о животных: «Ребятам о зверятах»



17

Праздник «В гостях у сказки»





18

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Инсценирование.



19

Хаврошечка» Инсценирование.



20

«Гуси-лебеди» Инсценирование.



21

«Три сестры» Инсценирование.



22

«Морозко» Инсценирование.





23

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»



24

В.Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик»



25

А.Алиш (татарская сказка) «Болтливая утка»



26

Г.Х. Андерсен «Огниво», «Дюймовочка»



27

Братья Гримм «Белоснежка» Инсценирование.



28

Театральная игра. Репетиция и инсценирование сказки «Колобок» за ширмой.



29

Театральный видеосалон. Просмотр музыкальной сказки-спектакля «Волк и семеро козлят». Анализ произведения.



30

Театральный видеосалон. Просмотр сказки-спектакля «Приключения Маши и Вити». Анализ произведения.




31

Книжки с моей полки



32

Подведение итогов работы. Творческий отчет



Используемая литература:


  1. ГендинаН.И., Косолапова Е.В. «Основы информационной культуры школьника»: учебно-методический комплекс для учащихся 1-2-х классов общеобразовательных учебных организаций [Текст] / Н.И.Гендина, Е.В.Косолапова – М.: РШБА, 2014. - 208 с.

  1. Илдаркина, Е.В. Библиотечные уроки. Выпуск 1. Обучение школьников основам библиотечно – библиографических знаний. Методическое пособие/ 1 класс/ Сост. Е. В. Илдаркина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 160 с. – (Школа).

  2. Информационные компетенции младших школьников: библиотечно – библиографические уроки/авт. – сост. М.А. Багаева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 247 с.

  3. Лопатина А., Скребцова М. Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. Кн.1. – М.: «Армита-Русь», 2007. – 288 с.- (Серия «Образование и творчество»)

  4. Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ. – СПб.: Речь, 2011. – 220 с.

  5. Прудовская С.Н. История книги своими руками: [для ср. шк. возраста]/ С.Н. Прудовская. – 2-е изд., испр. – М.: КомпасГид, 2012. – 60 с. :ил. – (Серия «Книги своими руками»).

  6. Путешествие в Читай-город: сценарии мероприятий, библиотечные уроки. 1-4 классы / авт.-сост.З.А.Чурикова, М.А. Багаева, И.А.Хапилина. – Волгоград: Учитель,2009. - 173 с.




Дополнительная литература

  • Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.– М.: Просвещение, 2011

  • «Русские народные сказки». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005

  • Тумина Л.Е. Кружок «Сочини сказку». - Москва, Перспектива. 1995

  • Белоусенко А.В. Волшебный мир сказок. – Волгоград: учитель, 2009

  • «Родничок». Книга для внеклассного чтения в 1 классе. – Тула: «Родничок», 1998

  • Восточнославянские волшебные сказки. – Москва: Просвещение, 1992

  • Сказки народов мира. – М.: Детская литература, 1985.

  • Газета «Педсовет». - 2005 №3;

  • Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.1 класс – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011

  • Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя. М.: Просвещение, 2011.

  • Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.

  • Хрестоматия по литературе для 1-4кл. Саратов. Регион.

  • Интернет-ресурсы.

  • Григорьев Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение,2010

  • Сказки нашего детства. СПб: ИГ «Весь», 2011



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!