РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА
«Литературная гостиная»
1 класс
2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка.
Программа «Литературная гостиная» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.
В качестве учебного материала для формирования первоклассников-читателей выбрана фольклорная (народная) сказка. Выбор сделан не случайно. Младший школьник – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Целью образования в начальной школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностного ориентированного подхода в обучении и воспитании и постепенного перехода к личностно-деятельностному, формирование духовно богатой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной адаптироваться к условиям новой жизни.
Основное содержание программы основывается на работе со сказкой.
Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя второклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.
Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей шести – семи лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они обогащают представление юного читателя о прошлом и настоящем нашей Родины, помогают усвоить высокие нравственные принципы народа, раскрывают красоту подвига человека, способствуют развитию у детей образного мышления, обогащают их речь. Их образность, эмоциональность содействуют развитию эстетического вкуса у детей.
К.И. Чуковский писал о цели сказок: «Она заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою… Сказочники хлопочут о том, чтобы ребёнок с малых лет научился мыслить, участвовать в жизни воображаемых людей и зверей и вырвался бы этим путём за узкие рамки эгоцентрических интересов и чувств».
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Личностными результатами являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя, учащихся;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Содержание программы.
Цель программы: мотивировать и формировать интерес к детским книгам.
Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, программа может и должна готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.
Задачи:
открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
используя сказки о животных, вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
формировать навык чтения;
учить демонстрировать свои умения и знания перед зрителями
Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка, где школьник выступает в роли читателя, сочинителя, художника, исполнителя, режиссера.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами произведений УНТ возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, а элементы театрализации помогут воспитать чувства прекрасного приобщить к культуре и искусству.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
игра
беседа
иллюстрирование
инсценированнию прочитанного произведения
постановка спектакля
работа в малых группах
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Программа рассчитана на 32 часа.
Календарно-тематическое планирование
Кол-во часов раздела | № занятия | Тема занятия. | Дата проведения |
По плану | Факт |
1ч. | 1 | «Клуб почемучек» | | |
4ч. | 2 | Где живут книги? | | |
3 | Из чего состоит книга? | | |
4 | Беседа о бережном отношении к книге. | | |
5 | Экскурсия в школьную библиотеку. | | |
1ч. | 6 | «Заколдованные буквы». Игры с буквами-шалунишками. | | |
1ч. | 7 | Игровая программа для первоклассников в форме КВНа «Игры деда Буквоеда» | | |
3ч. | 8 | «Во поле береза стояла». Малые фольклорные жанры: народные песенки, потешки. | | |
9 | «На дворе трава, на траве дрова». Малые фольклорные жанры: веселые скороговорки, забавные считалки. | | |
10 | Настольный театр. | | |
2ч | 11 | Маленький читатель. | | |
12 | «Кузовок сказок» | | |
2ч | 13 | Русские народные сказки. | | |
14 | Сказки народов мира. | | |
3ч | 15 | Стихи «Сами о себе» (о детях и для детей) | | |
16 | Рассказы о животных: «Ребятам о зверятах» | | |
17 | Праздник «В гостях у сказки» | | |
5ч | 18 | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Инсценирование. | | |
19 | Хаврошечка» Инсценирование. | | |
20 | «Гуси-лебеди» Инсценирование. | | |
21 | «Три сестры» Инсценирование. | | |
22 | «Морозко» Инсценирование. | | |
5ч | 23 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | | |
24 | В.Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик» | | |
25 | А.Алиш (татарская сказка) «Болтливая утка» | | |
26 | Г.Х. Андерсен «Огниво», «Дюймовочка» | | |
27 | Братья Гримм «Белоснежка» Инсценирование. | | |
3ч | 28 | Театральная игра. Репетиция и инсценирование сказки «Колобок» за ширмой. | | |
29 | Театральный видеосалон. Просмотр музыкальной сказки-спектакля «Волк и семеро козлят». Анализ произведения. | | |
30 | Театральный видеосалон. Просмотр сказки-спектакля «Приключения Маши и Вити». Анализ произведения. | | |
| 31 | Книжки с моей полки | | |
32 | Подведение итогов работы. Творческий отчет | | |
Используемая литература:
ГендинаН.И., Косолапова Е.В. «Основы информационной культуры школьника»: учебно-методический комплекс для учащихся 1-2-х классов общеобразовательных учебных организаций [Текст] / Н.И.Гендина, Е.В.Косолапова – М.: РШБА, 2014. - 208 с.
Илдаркина, Е.В. Библиотечные уроки. Выпуск 1. Обучение школьников основам библиотечно – библиографических знаний. Методическое пособие/ 1 класс/ Сост. Е. В. Илдаркина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 160 с. – (Школа).
Информационные компетенции младших школьников: библиотечно – библиографические уроки/авт. – сост. М.А. Багаева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 247 с.
Лопатина А., Скребцова М. Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. Кн.1. – М.: «Армита-Русь», 2007. – 288 с.- (Серия «Образование и творчество»)
Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ. – СПб.: Речь, 2011. – 220 с.
Прудовская С.Н. История книги своими руками: [для ср. шк. возраста]/ С.Н. Прудовская. – 2-е изд., испр. – М.: КомпасГид, 2012. – 60 с. :ил. – (Серия «Книги своими руками»).
Путешествие в Читай-город: сценарии мероприятий, библиотечные уроки. 1-4 классы / авт.-сост.З.А.Чурикова, М.А. Багаева, И.А.Хапилина. – Волгоград: Учитель,2009. - 173 с.
Дополнительная литература
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.– М.: Просвещение, 2011
«Русские народные сказки». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005
Тумина Л.Е. Кружок «Сочини сказку». - Москва, Перспектива. 1995
Белоусенко А.В. Волшебный мир сказок. – Волгоград: учитель, 2009
«Родничок». Книга для внеклассного чтения в 1 классе. – Тула: «Родничок», 1998
Восточнославянские волшебные сказки. – Москва: Просвещение, 1992
Сказки народов мира. – М.: Детская литература, 1985.
Газета «Педсовет». - 2005 №3;
Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.1 класс – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011
Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя. М.: Просвещение, 2011.
Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.
Хрестоматия по литературе для 1-4кл. Саратов. Регион.
Интернет-ресурсы.
Григорьев Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение,2010
Сказки нашего детства. СПб: ИГ «Весь», 2011