СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЗА КУРС 8 класса 2024 (с кодификатором и спецификацией) два варианта

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЗА КУРС 8 класса 2024 (с кодификатором и спецификацией) два варианта»

Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация) по литературе за курс 8 класса

1 вариант Часть 1

1.Какой из жанров литературы нельзя отнести к фольклорному?

а) сказка; б) былина; в) народная песня; г) поэма

2. Назовите героев исторических песен:

а) Ермак Тимофеевич; Б) Князь Потемкин; в) Емельян Пугачев; г) М.И. Кутузов

3. Кто учил Митрофана, героя комедии «Недоросль» математическим наукам?
а) Стародум б) Вральман в) Цыфиркин г) Кутейкин

 4. Перечислите не менее трёх отрицательных героев комедии «Недоросль» с говорящими фамилиями, именами.

5. Какие слова вынесены в качестве эпиграфа к произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

а) Мы в фортеции живём, хлеб едим и воду пьём.
б) Сторона ль моя, сторонушка. Сторона незнакомая!
в) Береги честь смолоду.
г) Береги платье снову, а честь смолоду.

6. О ком была сказка Емельяна Пугачёва, рассказанная Гриневу?

а) о Вороне и Лисице, б) о Соколе и Змее, в) о Вороне и Орле
г) о Буревестнике и Чайке

7. Узнайте героя по описанию:

«Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары».

а) Емельян Пугачёв, б) Савельич, в) Алексей Швабрин, г) Зурин

8. Определите жанр произведения «Мцыри».
а)баллада, б)элегия, в)поэма-исповедь, г)притча

9. Какое событие НЕ изображено в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

а) захват русскими войсками пленных, среди которых оказался Мцыри

б) бегство из монастыря во время грозы и общей молитвы

в) бой с барсом

г) предсмертная беседа героя с монахом, которому он рассказывает о трех днях на свободе

10. Действие поэмы «Мцыри» происходит

а) в Грузии, б) в Москве, в) в Германии, г) в Турции

11. Действие пьесы «Ревизор» происходит

а) в Москве, б) в Тульской губернии, в) в уездном городе, г) в Петербурге

12. Какую пословицу Н.В.Гоголь взял в качестве эпиграфа к комедии «Ревизор»?

а) «Не в свои сани не садись»;

б) «На всякого мудреца довольно простоты»; 

в) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»

13. Откуда чиновники города Н. узнают о том, что ревизор ненастоящий?

а) из письма Хлестакова, прочитанного почтмейстером;

б) Хлестаков сам признался в обмане;

в) проговорился Осип, слуга Хлестакова

14. Откуда был родом Василий Теркин? («Василий Теркин», А.Твардовский)

а) с Рязанщины; б) с Орловщины; в) со Смоленщины

15. Выберите произведение, написанное Теффи.

а) Свои и чужие Б) Куст сирени В) история болезни Г) Старый гений

Часть 2

Напишите мини-сочинение на одну из предложенных тем (50-70 слов):

1. Образы животных в баснях И.А.Крылова.

2. Как выполнил Гринев завет отца? ( по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

3. Маша Миронова в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

4. Картины природы в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» и их значение.

5. Образы чиновников в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

6.Как раскрывается тема воспитания и образования в комедии Фонвизина «Недоросль»



Итоговая контрольная работа по литературе за курс 8 класса

2 вариант Часть 1


1.Какой из жанров литературы нельзя отнести к фольклорному?

а) повесть; б) пословица; в) народная песня; г) частушка


2. Назовите героев преданий:

а) Ермак Тимофеевич; Б) Николай Первый; в) Степан Разин


3. Кому из героев комедии «Недоросль» принадлежат слова: «Не хочу учиться, хочу жениться»?
а) Милону б) Митрофану в) Правдину г) Цыфиркину


 4. Перечислите не менее трёх положительных героев комедии «Недоросль» с говорящими фамилиями, именами


5. В чьи уста А.С.Пушкин вкладывает пословицу, ставшую эпиграфом к повести: «Береги честь смолоду»?

а) Савельича; б) Петра Гринева; в) Отца Петруши, Андрея Петровича Гринева


6. Кто является повествователем в произведении?

а) А.С.Пушкин б) автор, в) Маша Миронова г) Пётр Гринёв


 7. Узнай героиню по описанию: «…девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели».

а) Василиса Егоровна Миронова, б) Маша Миронова, в) Палашка г) Екатерина II


8. Что можно назвать символом свободы в поэме «Мцыри»?
а)степь, б)Кавказ, в)барса, г)девушку-грузинку


9. Каков эпиграф к поэме «Мцыри»?

а) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива». б) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».

в) «Береги честь смолоду». г) «Стрелялись мы».


10. Какова форма поэмы «Мцыри»

а) рассказ героя, б) исповедь героя, в) рассказ автора о Мцыри г) рассказ монаха о Мцыри


11. Произведение «Ревизор»

а) комедия, б) роман, в) трагедия, г) драма


12.Знакомством с каким писателем хвалится Хлестаков?

а) с Гоголем; б) с Пушкиным; в) с Лермонтовым


13. Кто из героев комедии  Н.В.Гоголя «Ревизор» говорил о себе, что у него «легкость в мыслях необыкновенная»?

а) Бобчинский; б) Хлестаков; в) городничий


14. Почему герой рассказа «После бала» оставил службу?

а) по религиозным убеждениям; б) его потряс случай с избиваемым беглым солдатом; в)он ее не оставлял.


15. Зачем Теркин отправился вплавь через реку в главе «Переправа»?

а) в разведку; б) связаться с теми, кто остался на другом берегу, и доложить обстановку;  в) наладить сорванную переправу.


Часть 2

Напишите мини-сочинение на одну из предложенных тем (50 -70 слов):

1. Образы животных в баснях И.А.Крылова.

2. Как выполнил Гринев завет отца? ( по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

3. Маша Миронова в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

4. Картины природы в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» и их значение.

5. Образы чиновников в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

6. Проблема воспитания к комедии Фонвизина «Недоросль».












Критерии оценивания

За верное выполнение задания ученик получает:

Часть1

1 -15 задание – 1 балл;

Часть 2 (0-10 баллов)

Максимальная сумма за все правильно выполненные задания – 25 балл


Шкала перевода в пятибалльную оценку

Количество балов

0-11

17-12

21-18

25-22

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»



Задание Часть1

1 вариант

2 вариант

1

г

а

2

ав

ав

3

в

б

4

Простакова Скотинин Митрофан…

Правдин Софья (мудрая) Милон…

5

г

В

6

в

Г

7

а

Б

8

в

б

9

а

б

10

а

б

11

в

а

12

в

б

13

а

б

14

в

в

15

а

б

Часть 3

Соответствие теме сочинения и наличие примеров из текста произведения - 5б.

Логика – 3 б

Грамотность – 2 б.


Соответствие теме сочинения и наличие примеров из текста произведения - 5б.

Логика – 3 б

Грамотность – 2 б.



Кодификатор

итоговой работы по литературе в 8 классе



Код контролируемого элемента

Элементы содержания, проверяемые в ходе контрольной работы

1

Основные теоретико-литературные понятия

1.1

Художественная литература как искусство слова

1.2

Художественный образ

1.4

Литературные роды и жанры

1.5

Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм

1.6

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой

1.7

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория

2

Из русского фольклора

2.1

Фольклорные жанры: русские народные песни, предания

4

Из русской литературы XVIII в.

4.2

Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».

5

Из русской литературы первой половины XIX в.

5.1

И.А. Крылов. Басни «Обоз»

5.9

А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»,

5.12

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

5.14

Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»

6

Из русской литературы второй половины XIX в.

6.8

Н.С. Лесков. Рассказ «Старый гений»

6.9

Л.Н. Толстой. Рассказы «После бала»,

7

Из русской литературы ХХ в.

7.6

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин»

7.82

М. Зощенко. Рассказ «История болезни»

7.89

А.И. Куприн. «Куст сирени».


Спецификация

итоговой работы по литературе в 8 классе


1.Назначение контрольной работы:

выявить уровень сформированности знаний, умений, навыков учащихся за курс 7 класса по литературе


2. Документы, определяющие содержание КИМ

Итоговая работа составляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

3.Время тестирования: 45 мин.

4.Условия проведения:

При проведении тестирования дополнительные материалы не используются.

5.Содержание работы:

Содержание теста охватывает учебный материал, изученный за год в 8 классе до момента тестирования, а также некоторые вопросы на повторение материала, изученного в предыдущие годы обучения.

Составлено 2 варианта диагностической работы, каждый вариант содержит задания двух уровней: базовый уровень и творческий уровень.

Часть 1 (базовый уровень) включает 15 заданий (1-15). К каждому из них даны несколько вариантов ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным, если ученик отметил номер правильного ответа. Задание признается невыполненным, если ученик отметил номер неправильного ответа или отметил номера двух и более ответов, или вообще не отметил ни одного номера ответа.

Часть 2 (творческий уровень) состоит из задания, требующего развернутого ответа (сочинения-миниатюры) который оценивается в соответствии с установленными критериями оценки.

В табл. 1 приведены основные разделы курса литературы, вынесенные на контроль.

Таблица 1.

Разделы

1

Основные теоретико-литературные понятия

2

Из русского фольклора

3

Из русской литературы XVIII века

4

Из русской литературы первой половины XIX в.

5

Из русской литературы второй половины XIX в.

В табл. 2 приведены элементы содержания диагностической работы по русскому языку для 8 класса.

Таблица 2.

Проверяемые элементы содержания

1

Основные теоретико-литературные понятия

2

Художественная литература как искусство слова

3

Художественный образ

4

Литературные роды и жанры

5

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой

6

Русская литература и история. Интерес русских пиcателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.


7

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий


8

Денис Иванович Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленное п. комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в драматическом произведении.

9

Иван Андреевич Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Мораль баснен. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

10

А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления).

11

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему мире. Свободный, мятежный, ильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении.


Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой, романтическая поэма.

12

Н.В. Гоголь. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков

13

Александр Иванович Куприн. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

14

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.


15

Михаил Андреевич Осоргин. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.


16

Александр Трифонович Твардовский. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина.

В табл. 3 приведены умения и виды деятельности проверочной работы по литературе для 8 класса.

Таблица 3.


Умения и виды деятельности

1

знать/понимать:

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов;

изученные теоретико-литературные понятия

2

уметь:

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику

изученного произведения; давать характеристику героев;

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

владеть различными видами пересказа;

строить письменные высказывания в связи с изученным произведением;

понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения


3

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.

6.Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За верное выполнение каждого задания 1 части работы (1-15) выставляется 1балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший 15 тестовых заданий первой части работы, – 15 баллов.

Творческий уровень – 10 баллов

Максимальное количество баллов за всю работу – 25 баллов.


Критерии оценивания сочинения



Критерии


Баллы


1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений



учащийся раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию; при необходимости формулирует свою точку зрения;

убедительно обосновывает свои тезисы; фактические ошибки и неточности отсутствуют


2


учащийся раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне, не опираясь на авторскую позицию,

и/или не обосновывает свои тезисы,

и/или допускает три-четыре фактические ошибки

1


учащийся не раскрывает тему сочинения и/или допускает более четырёх фактических ошибок


0


2. Обоснованность привлечения текста произведения



текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно (цитаты с комментариями к ним, пересказ фрагментов текста с их оценкой, ссылки на текст произведения)


2


текст привлекается, но не всегда обоснованно (т.е. вне прямой связи с выдвинутым тезисом)


1


текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются


0


3. Композиционная цельность и логичность изложения



сочинение характеризуется композиционной цельностью, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности


2


в сочинении есть нарушения композиционной цельности: части высказывания логически связаны между собой,

но мысль повторяется,

и/или есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри смысловых частей высказывания),

и/или есть отступления от темы сочинения


1


в сочинении не прослеживается композиционный замысел,

и/или допущены грубые нарушения в последовательности изложения,

и/или нет связи между частями и внутри частей


0


4. Следование нормам речи



а) допущено не более двух речевых ошибок


1


б) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено пять и более речевых ошибок)

0


5. Оценка грамотности

Соблюдение орфографических норм  


а) орфографических ошибок нет, или допущено не более1 ошибки

2

б) допущены 2 –3 ошибки

1

в) допущены 4 ошибки и более.

0

Фактическая точность письменной речи  


а) фактических  ошибок  в  изложении  материала,  а  также  в

понимании и употреблении терминов нет.  

1

б)  допущены 2 (и  более)  ошибки  в изложении материала или  в употреблении терминов.

0

Максимальное количество баллов за сочинение

10







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!