Итоговая (промежуточная) аттестация по литературе за курс 7 класса
1 вариант
Часть 1
1. Какой традиционной тематической классификации поэзии близко стихотворение А.А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой»: Зреет рожь над жаркой нивой,/
И от нивы и до нивы/Гонит ветер прихотливый/Золотые переливы».
1) Любовная лирика;
2) Свободолюбивая лирика;
3) Философская лирика;
4) Патриотическая лирика;
2. В каком выражении из стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву» звучит основная авторская идея:
1) «Исчезли юные забавы как сон, как утренний туман...»;
2) «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы...»;
3) «Любви, надежды, тихой славы / Недолго нежил нас обман…»;
4) Здесь нет такого выражения, потому что стихотворение в целом содержит основную авторскую идею.
3. Сюжет это:
1) События произведения;
2) Герои и их отношения, поступки, которые они совершают;
3) Это рассуждение автора о реальных проблемах.
4. Жанр произведения «Нищий» И.С. Тургенева
1) рассказ; 2) стихотворение; 3) стихотворение в прозе; 4) басня.
5. Автор произведений «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Вчерашний день, часу в шестом…»
1) Л.Н. Толстой; 2) И.С. Тургенев; 3) М.Ю. Лермонтов; 4) Н.А.Некрасов.
6. Расположите события в рассказе «Шинель» в хронологическом порядке:
1.Портной сшил новую шинель.
2.Шинель прохудилась.
3.Покупка ткани.
4.Консультация с портным.
5.Приход на службу в новой шинели.
7. Соотнесите произведения и героев:
1) Левша а) «Железная дорога»
2) Купец Калашников б) «Левша»
3) Ваня в) «Смерть чиновника»
4) Алеша г) «Песня про царя Ивана Васильевича…»
5) Червяков д) «Детство»
8. Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:
1) антитеза | а) средство художественного изображения, основанное на преувеличении | |
2) былина | б) расположение, построение художественного произведения | |
3) гипербола | в) момент наивысшего напряжения в художественном произведении |
4) композиция | г) эпическое произведение русского фольклора о богатырях и их подвигах | |
5) кульминация | д) противопоставление характеров, обстоятельств, образов для усиления впечатления | |
9.Соотнесите имя героя произведения и его название :
1) И.С. Лесков «Левша» | 2) А. Т.Твардовский «Василий Тёркин» | 3) Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича» | 4) А,П.Чехов «Хамелеон» |
А. Кирибеевич Б. Хрюкин В. Платов Г.Василий Иванович
Часть 2.
1.Определите по портрету героя его имя, автора и название произведения.
Вся она – тёмная, но светилась изнутри - через глаза - неугасимым, весёлым и тёплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная. а двигалась легко и ловко, точно большая кошка…
2. Определите по портрету героя его фамилию, укажите автора и название произведения.
Около самых ворот склада он видит, стоит вышеописанный человек в расстёгнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Уж я сорву с тебя, шельма!»- да и самый палец имеет вид знамения победы.
3. Назовите автора стихотворения, определите стихотворный размер отрывка.
Прощаемся мы с матерями
Задолго до крайнего срока-
Ещё в нашей юности ранней,
Ещё у родного порога.
4. Какое средство художественной выразительности использует автор в данном отрывке?
Снова где-то на задворках
Мёрзлый грунт боднул снаряд
Часть 3
Прочитайте приведённый ниже отрывок:
Волченята между тем росли. Они прозрели и часто выползали теперь из норы. Они весело ползали и визжали, как щенята; а волчица сидела и ласково лизала их. Она холила, растила их и каждую ночь приносила к рассвету какую-нибудь добычу, чаще всего –дохлых птиц…
И вот поздним вечером на другой день он явился в лес, зарядил ружьё картечью, поужинал одним хлебом и лёг спать, твёрдо решившись отправиться наудачу и взять у волчицы детёнышей с бою…
Каждую секунду он ожидал, что из-за камней выскочит волчица, и держал наготове ружьё. Вдруг что-то с визгом шарахнулось из-под его ног. Он остановился и увидел двух маленьких головастых волченят, которые в страхе прижались к камням и, ощетинившись, дико смотрели на него… И не успели волченята опомниться, как уже оба были в мешке. Они отчаянно визжали и барахтались в нем…
1.Укажите фамилию автора и название произведения. Какова тема данного отрывка? С помощью каких художественных средств автору удается передать главную мысль. Какие чувства испытывали вы, читая этот отрывок.
2.Напишите небольшое сочинение-рассуждение о проблеме, поднятой в данном отрывке.
Итоговая (промежуточная) аттестация по литературе за курс 7 класса
2 вариант
Часть 1
1. В центре внимания С.А. Есенина в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая» оказывается:
1) описание русской природы;
2) описание внешности человека;
3) образ русской женщины;
4) образ Родины.
2. В каком выражении стихотворения В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским на даче»звучит основная мысль стихотворения:
1.Я крикнул солнцу: «Дармоед!
занежен в облака ты, а тут - не знай ни зим, ни лет,/сиди, рисуй плакаты!»
2.»Слеза из глаз у самого – /жара с ума сводила.»
3. «Светить всегда,/светить везде, /до дней последних донца.»
4. «А вот идёшь-/взялось идти,/идёшь и светишь в оба.»
3.Фольклор – это:
1) народное искусство;
2) народное словесное искусство;
3) это сказки.
4. Повесть «Шинель» входит в цикл повестей (выберите правильный ответ):
1-«Миргород»
2 –«Петербургские повести»
3. -«Арабески»
5. А.С.Пушкин написал «… победой прославлено имя твое; твой щит на вратах Цареграда…» о …
1) князе Олеге 2) Дмитрии Донском 3) Петре Первом 4) царе Салтане
6. Расставьте в хронологическом порядке компоненты.
1.Кульминация;
2.Развитие действия;
3.Завязка;
4.Развязка;
7. Соотнесите авторов и их произведения:
1) Д.И.Фонвизин а) «Песнь о вещем Олеге»
2) Н.В.Гоголь б) «Недоросль»
3) А.П.Чехов в) «Шинель»
4) А.С.Пушкин г) «Легенда о Данко»
5) М.Горький д) «Хамелеон»
8. Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:
1) антитеза | а) средство художественного изображения, основанное на преувеличении |
2) былина | б) расположение, построение художественного произведения |
3) гипербола | в) момент наивысшего напряжения в художественном произведении |
4) композиция | г) эпическое произведение русского фольклора о богатырях и их подвигах |
5) кульминация | д) противопоставление характеров, обстоятельств, образов для усиления впечатления |
9. Имя героя произведения и его название:
1) Д.Фонвизин «Недоросль» | 2) М.Горький «Легенда о Данко» | 3) М.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича» | 4) А.Чехов «Хамелеон» |
А. Иван Васильевич Б. Правдин В. Елдырин Г. Изергиль
Часть 2
1.Узнайте по характеристике имя героя, запишите фамилию автора и название произведение:
Избалованный сынок. Его имя означает «подобный матери». Он, как и мать, невежествен, груб, жесток по отношению к окружающим. Лентяй (испытывает отвращение к труду и учению), капризен, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне. Признаёт только право сильного. Пока мать держит в своих руках власть, он с ней; как только она эту власть утрачивает, сын её предаёт.
2. Напишите имя, фамилию персонажа по его описанию, название произведения:
«Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низкого роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется, геморроидальным…
3. Определите стихотворный размер отрывка.
Назовите автора стихотворения
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их, Ванечка, знаешь ли ты.
4. Какое средство художественной выразительности использует автор?
Усадьба по-осеннему молчала. / Весь дом был мёртв в полночной тишине...
Часть 3.
Почитайте приведенный ниже отрывок:
Он был приёмыш, за что его и прозвали Кукушкой. В детстве он стерёг скотину в качестве подпаска, в юности – в качестве пастуха и, значит, каждый год проводил месяцев по шести вдали от людей. Потом его взяли в солдаты. Возвратясь в родную деревню, он женился и попробовал зажить жизнью «настоящего человека». Но из этого ничего не вышло. Он нанимался в будочники на чугунку, в конюха, в работники – отовсюду его скоро увольняли. А жена его бросила.
-Шатается, как волк, говорили про него мужики, - непутёвый малый!
И вот в том, что почти все отзывались о нём таким образом, и заключалась одна из причин его непригодности к службе и работе. В кличках, которыми награждали Кукушку («неудельный», «лодырь», с «дурью») была большая доля правды. Он действительно не отличался умом; но от кого ему было научиться разуму? Он был не «серьёзный» не «хозяйственный» человек, но ведь он с детства слышал эти клички, с детства привык смотреть на себя как на «неудельного», обездоленного человека и невольно стал таким.
1.Укажите фамилию автора и название произведения. Какова тема данного отрывка? С помощью каких художественных средств автору удается передать главную мысль. Какие чувства испытывали вы, читая этот отрывок.
2.Напишите небольшое сочинение-рассуждение о проблеме, поднятой в данном отрывке.
Критерии оценивания
За верное выполнение задания ученик получает:
Часть 1 и Часть 2 : по 1 баллу за каждый верный ответ
Часть 3 – по 5 баллов за каждое задание
Максимальная сумма за все правильно выполненные задания – 42 баллов
Шкала перевода в пятибалльную оценку
Количество балов | 0-16 | 27-17 | 37-28 | 42-38 |
Оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Ответы
Задание | 1 вариант | 2 вариант |
Часть1 1 | 3 | 4 |
2 | 2 | 3 |
3 | 1 | 2 |
4 | 3 | 2 |
5 | 4 | 1 |
6 | 24315 =5 б. | 3214 =5 б. |
7 | 1б,2г,3а,4б,5в =5 б. | 1б,2в,3д,4а,5г =5 б. |
8 | 1д,2г,3а, 4б,5в =5 б. | 1д,2г,3а, 4б,5в =5 б. |
9 | 1В,2Г,3А,4Б = 4 б. | 1Б,2Г,3А,4В = 4 б. |
Часть 2 1 | Акулина Ивановна, бабушка Алеши = 2б. | Фонвизин «Недоросль» Митрофанушка = 2б. |
2 | Хрюкин, золотых дел мастер =2 б. | Гоголь «Шинель А.А. Башмачкин =2 б. |
3 | Твардовский амфибрахий = 2 б | Некрасов «Железная дорога» дактель = 2 б |
4 | Метафора = 2 б. | Олицетворение = 2 б. |
Часть 3 1 | Бунин «Кукушка» - 5 б. | Бунин «Кукушка» - 5 б. |
2 | - 5 б. | - 5 б. |
Кодификатор
итоговой работы по литературе в 7 классе
Код контр элем. | Элементы содержания, проверяемые в ходе контрольной работы |
1 | Основные теоретико-литературные понятия |
1.1 | Художественная литература как искусство слова |
1.2 | Художественный образ |
1.3 | Фольклор. Жанры фольклора |
1.4 | Литературные роды и жанры |
1.5 | Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм |
1.6 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой |
1.7 | Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория |
1.8 | Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа |
2 | Из русского фольклора |
2.1 | Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных – по одной сказке) |
2.3 | Былины |
3. | Из древнерусской литературы |
3.2 | Жанры древнерусской литературы: повесть, житие, поучение, слово. «Сказание о белгородском киселе», «Поучение Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских» |
4. | Из русской литературы XVIII в. |
4.1 | М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» |
5. | Из русской литературы первой половины XIX в. |
5.5 | А.С. Пушкин. Стихотворения: «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «И.И. Пущину», «Зимняя дорога «Зимнее утро», «Туча», поэмы «Медный всадник», «Полтава» |
5.8 | А.С. Пушкин. «Повести Белкина» |
5.10 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Парус», «Бородино», «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Тучи», «Ангел»* |
5.11 | М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» |
5.17 | Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» |
6. | Из русской литературы второй половины XIX в. |
6.2 | И.С. Тургенев. Одна повесть по выбору |
6.5 | Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Железная дорога». «Размышление у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» |
6.6 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пескарь» |
6.9 | Л.Н. Толстой. Одна повесть по выбору |
6.10 | А.П. Чехов. Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска», «Толстый и тонкий», «Злоумышленник» |
7 | Из русской литературы ХХ в. |
7.1 | И.А. Бунин. Рассказы: «Косцы» |
7.3 | В.В. Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям» |
7.4 | С.А. Есенин. Стихотворения: «Береза», «Пороша», «Край любимый! Сердцу снятся…» |
7.81 | М. Горький. «Детство» |
7.10 | Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, В.П. Астафьев, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, Е.И. Носов |
7.11 | Поэзия второй половины XX в. Н.М. Рубцов. |
Спецификация
итоговой работы по литературе 7 класс
1.Назначение контрольной работы:
1. Определение уровня образовательных достижений в усвоении содержания курса литературы учащимися 7 класса.
2. Выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Итоговая работа составляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
3.Время тестирования: 45 мин.
4.Условия проведения:
При проведении тестирования дополнительные материалы не используются.
5.Содержание работы:
Содержание теста охватывает учебный материал, изученный за год в 7 классе до момента тестирования, а также некоторые вопросы на повторение материала, изученного в предыдущие годы обучения.
Составлено 2 варианта диагностической работы, каждый вариант содержит задания трех уровней: базовый уровень, основной уровень и творческий уровень.
Часть 1 (базовый уровень) включает 9 заданий. К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным, если ученик отметил номер правильного ответа. Задание признается невыполненным, если ученик отметил номер неправильного ответа или отметил номера двух и более ответов, или вообще не отметил ни одного номера ответа.
Часть 2 (основной уровень) состоит из 4 заданий , требующих краткого ответа. Ответы к этим заданиям дети должны сформулировать самостоятельно. В заданиях с кратким ответом ответ дается в виде комбинации цифр или слов. Задание считается выполненным, если верный ответ зафиксирован в той форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания.
Часть 3 (творческий уровень) состоит из задания, требующего развернутого ответа (сочинения-рассуждения), который оценивается в соответствии с установленными критериями оценки.
В табл. 1 приведены основные разделы курса литературы, вынесенные на контроль.
Таблица 1.
№ | Разделы |
1 | Основные теоретико-литературные понятия |
2 | Из древнерусской литературы |
3 | Из русской литературы первой половины XIX в. |
4 | Из русской литературы второй половины XIX в. |
5 | Из русской литературы ХХ века. |
В табл. 2 приведены элементы содержания диагностической работы по литературе для 7 класса.
Таблица 2.
№ | Проверяемые элементы содержания |
1 | Основные теоретико-литературные понятия |
2 | Художественная литература как искусство слова |
3 | Художественный образ |
4 | Литературные роды и жанры |
5 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой |
6 | Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория |
7 | Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа |
8 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» |
9 | А.С. Пушкин. Поэмы «Медный всадник», «Полтава» |
10 | А.С. Пушкин. «Повести Белкина» |
11 | М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» |
12 | Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» |
13 | Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» |
14 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» |
15 | Л.Н. Толстой. «Детство» |
16 | А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон» |
17 | Л.Н.Андреев «Кусака» |
18 | М. Горький. «Детство» |
19 | В.В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» |
20 | С.А. Есенин. Стихотворения |
21 | Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади», |
22 | Ю.П. Казаков «Тихое утро», Е.И. Носов «Кукла» |
23 | Поэзия второй половины XX в. Н.М. Рубцов, Н.А. Заболоцкий |
В табл. 3 приведены умения и виды деятельности проверочной работы по литературе для 7 класса.
Таблица 3.
| Умения и виды деятельности |
1 | знать/понимать: образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов; изученные теоретико-литературные понятия |
2 | уметь: воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа; строить письменные высказывания в связи с изученным произведением; понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения |
3 | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка. |
Критерии оценивания развернутого ответа
Критерии оценивания | Баллы |
Содержание ответа (сочинение) |
Работа соответствует теме и заданию | 1 |
Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием темы и задания | 0 |
Речевое оформление ответа (сочинения) |
Соблюдение смысловой цельности, речевая связность и логика изложения | 2 |
Допущена одна логическая ошибка | 1 |
Допущено более 1 логической ошибки | 0 |
Грамотность | |
Соблюдены орфографические нормы | 2 |
Допущено 1-2 ошибки | 1 |
Допущено более 2 ошибок | 0 |
Максимальное количество баллов | 5 |
Критерии выставления оценок:
От 0% до 38% (0-8 баллов) | «2» |
От 39% до 66% (9-13 баллов) | «3» |
От 67% до 88% (14-18 баллов) | «4» |
От 89% до 100% (19-20 баллов) | «5» |