СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Тема: «Свойства и состояния воды».
Цель: Создать условия для знакомства и изучения свойств и состояний воды в режиме аналитико-поисковой исследовательской деятельности.
Планируемые результаты: формирование положительного устойчивого познавательного интереса и деятельности обучающихся к изучению свойств и состояний воды. Формировать бережное отношение к воде, как к ценному и уникальному веществу на Земле.
№ п/п |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время, мин |
1 |
I. Самоопределение к деятельности (определение темы, целеполагание) Цель: мотивировать обучающихся к определению и изучению темы |
1. Введение в исследование Задание. Анализируем Даются для рассмотрения три картинки: лед, пар, вода. В кружево будто одеты Деревья, кусты, провода И кажется сказкою это, А, в сущности, только вода. Безбрежная ширь океана И тихая заводь пруда, Каскад водопада и брызги фонтана, И всё это только вода. В бирюзовой дали, исчезая, Лебедями плывут облака. Вот туча идёт грозовая, А, в сущности, только вода. Снег белый пойдёт и укроет Родные леса и поля. Но время придёт - всё растает - И будет простая вода. Задается загадка: Без досок, без топоров Через речку мост готов. Мост, как синее стекло, - Скользко, весело, светло.
Чайник лихо засвистел …? из носика запел. |
Анализируют услышанный текст и иллюстрации. Размышляют и высказывают предположения о теме и цели урока.
|
5 |
2 |
II. Учебно-познавательная деятельность Цель: создать целостное представление о почве, как особом природном теле |
2. Что такое вода? Задание. Рассуждаем и формулируем Учитель предлагает вопросы для обсуждения: - Какой может быть вода? - Что такое лед, пар? - Может ли вода находится сразу в трех состояниях? - А какие свойства воды вы знаете? Предлагает определение состояния и свойства воды Организует работу в группе для понимания состояний воды. Оказывает помощь в определении незнакомых понятий. |
Отвечают на вопросы и формулируют состояния и свойства воды. Работают с терминологией. Пытаются дать определения незнакомым терминам |
3 |
3 |
3. Неизведанные свойства воды. Задание. Планируем исследование Учитель демонстрирует в стакане воду и предлагает исследовать ее «неизведанные свойства». Акцентирует внимание на том, что это вещество обладает уникальными и очень ценными свойствами для жизни на Земле. Вопросы: Как вы думаете – как понять, что перед нами? С чего бы начали исследование?» Записывает на доске все версии детей. Потом предлагает школьникам попробовать сгруппировать эти версии и выдвинуть единственно верный признак воды. После этого на доске появляется ответ: «Какое это вещество?» (мокрое). |
На каждый стол дети получают по стакану с чистой бутилированной водой для каждого. Обсуждают в группах и высказывают свои предположения-версии: рассмотреть в микроскоп, потрогать, понюхать, попробовать на вкус, определить температуру, определить цвет, определить прозрачность и т.д.
Анализируют и делают вывод о признаке воды. |
5 |
|
ПЕРЕРЫВ (ФИЗКУЛЬТМИНУТКА): Встать прямо, ноги на ширине плеч Руки развести в стороны, вернутся в исходное положение Мах рукой за голову, руки на пояс, мах другой рукой за голову, руки на пояс Руки к плечам, руки к плечам с перекрестом на груди Наклон вперед, достать руками до пола, руки вверх. Исходное положение стоя. Закончили. |
||||
4 |
|
4. Свойства воды
Задание 1. Наблюдение Учитель предлагает детям исследовать это вещество с помощью органа зрения («на глаз»): - опустите в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в стакане? Какой вывод можно сделать? – Вода прозрачная. |
Дополнительно на столы раскладывается: ложка на чистом блюдечке для каждого, емкость с солью, полоски белой бумаги. Учащиеся проводят исследование, обсуждают и фиксируют результаты исследования в рабочей тетради.
|
2 |
5 |
Задание 2. Наблюдение Учитель предлагает детям исследовать это вещество с помощью органа зрения («на глаз»): - около стакана с водой положите полоску белой бумаги. Сравните цвет жидкости с цветом полоски. Имеет ли вода цвет? Какой вывод можно сделать? – Вода бесцветная. |
Учащиеся проводят исследование, обсуждают и фиксируют результаты исследования в рабочей тетради. |
2 |
|
6 |
|
Задание 3. Опыт Учитель предлагает детям исследовать это вещество с помощью органа вкуса («на вкус»): - наберите в ложку воду из стакана и положите воду из ложки в рот, ложку на блюдечко. Подержите во рту воду 5-7 сек. Что вы ощущаете? Какой вывод можно сделать? – Вода бесвкусная. |
Учащиеся проводят исследование, обсуждают и фиксируют результаты исследования в рабочей тетради. |
2 |
7 |
|
Задание 4. Опыт Учитель предлагает детям исследовать это вещество с помощью органа обоняния («понюхать»): - наклонитесь над стаканом на расстоянии 10-15 см, и несколькими быстрыми движениями руки (не касаясь стакана) проведите над ним в сторону вашего носа и сделайте вдох (показывает). Определите запах воды. Какой вывод можно сделать? – Вода не имеет запаха. |
Учащиеся проводят исследование, обсуждают и фиксируют результаты исследования в рабочей тетради. |
2 |
8 |
|
Задание 5. Наблюдение Учитель предлагает детям исследовать это вещество с помощью органа зрения («на глаз»): - возьмите с блюдечка ложку, наберите в нее из стакана воду и вылейте обратно в стакан, повторите 3-4 раза. Что происходит с водой? Какой вывод можно сделать? – Вода текучая. |
Учащиеся проводят исследование, обсуждают и фиксируют результаты исследования в рабочей тетради. |
2 |
9 |
|
Задание 6. Эксперимент - возьмите с блюдечка ложку, зачерпните ею из емкости с солью, соль без верха, опустите ложку с солью в стакан с водой и интенсивно размешайте придерживая др рукой стакан, после положите ложку на блюдечко. Что случилось с солью? Какой вывод можно сделать? – Вода растворитель. |
Учащиеся проводят исследование, обсуждают и фиксируют результаты исследования в рабочей тетради. |
2 |
10 |
III. Интеллектуально-преобразовательная деятельность Цель: начать формирование естественнонаучного мышления учащихся |
6. Анализируем Задание 1. Что получилось? Учитель предлагает детям внимательно посмотреть на заполненную таблицу «Свойства воды», а также вспомнить состояния и признак воды. |
Анализируют полученные данные и приходят к выводу, что вода имеет один единственный признак, также у нее есть три состояния, и свойства. |
3 |
11 |
Задание 2. Сравнение и анализ Учитель предлагает просмотреть фрагмент из мультфильма «Шапокляк», и сравнить с водой в стакане на столе. - Почему дети после речки стали грязные? - Что способствовало этому? - Изменятся ли свойства у грязной воды и как? |
Анализируют увиденное во фрагменте мультфильма, сравнимают, делают выводы, сопоставляют, конкретизируют. |
5 |
|
12 |
IV. Диагностика качества освоения темы Цель: убедиться, что обучающиеся понимают, что такое признак, состояние и свойство воды |
Задание. Закрепление полученных знаний путем выполнения интерактивного задания самостоятельно. Учитель предлагает вопросы для анализа: 1. Лед – это состояние воды в … виде: Жидком Газообразном Твердом 2. Выберите правильное утверждение: - вода имеет цвет, но нет запаха; - вода прозрачная, у нее нет запаха и нет формы; - вода прозрачная, у нее есть форма, она является растворителем. 3. Туман в лесу – это: - жидкое состояние воды; - газообразное состояние воды; - твердое состояние воды. 4. Признак воды: Сухая Мокрая Сыпучая 5. Как определить прозрачная ли вода? - положить в стакан с водой соль, интенсивно размешать и посмотреть; - понюхать стакан с водой; - положить ложку в стакан с водой и посмотреть. |
Анализируют полученные данные и приходят к выводу, что признак воды – это то, что она мокрая; лед, пар, вода – это состояния воды (твердое, газообразное, жидкое); свойства воды – нет запаха, нет цвета, нет формы, текучая, прозрачная (чистая), нет вкуса, является растворителем. |
4 |
13 |
V. Рефлексивная деятельность Цель: продолжить формирование навыка проводить рефлексию и самооценку своей деятельности на уроке |
Задание 1. Самоанализ Учитель предлагает обучающимся выбрать и закончить предложение
Задание 2. Самооценка Учитель предлагает обучающимся оценить свою деятельность на уроке. |
Проводят рефлексию и самооценку собственной деятельности |
3 |
© 2024, Королева Ольга Евгеньевна 50