СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по окружающему миру для 2 класса для детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Тема: «Свойства и состояния воды».

Цель: Создать условия для знакомства и изучения свойств и состояний воды в режиме аналитико-поисковой исследовательской деятельности.

Планируемые результаты: формирование положительного устойчивого познавательного интереса и деятельности обучающихся к изучению свойств и состояний воды. Формировать бережное отношение к воде, как к ценному и уникальному веществу на Земле.

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время, мин

1

I. Самоопределение к деятельности (определение темы, целеполагание)

Цель: мотивировать обучающихся к определению и изучению темы

1. Введение в исследование

Задание. Анализируем

Даются для рассмотрения три картинки: лед, пар, вода.

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода

И кажется сказкою это, А, в сущности, только вода.

Безбрежная ширь океана И тихая заводь пруда, Каскад водопада и брызги фонтана, И всё это только вода.

В бирюзовой дали, исчезая, Лебедями плывут облака. Вот туча идёт грозовая, А, в сущности, только вода.

Снег белый пойдёт и укроет Родные леса и поля. Но время придёт - всё растает - И будет простая вода.

Задается загадка:

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост, как синее стекло, -

Скользко, весело, светло.

Чайник лихо засвистел

…? из носика запел.

Анализируют услышанный текст и иллюстрации. Размышляют и высказывают предположения о теме и цели урока.

5

2

II. Учебно-познавательная деятельность

Цель: создать целостное представление о почве, как особом природном теле

2. Что такое вода?

Задание. Рассуждаем и формулируем

Учитель предлагает вопросы для обсуждения:

- Какой может быть вода?

- Что такое лед, пар?

- Может ли вода находится сразу в трех состояниях?

- А какие свойства воды вы знаете?

Предлагает определение состояния и свойства воды

Организует работу в группе для понимания состояний воды. Оказывает помощь в определении незнакомых понятий.

Отвечают на вопросы и формулируют состояния и свойства воды.

Работают с терминологией. Пытаются дать определения незнакомым терминам

3

3

3. Неизведанные свойства воды.

Задание. Планируем исследование

Учитель демонстрирует в стакане воду и предлагает исследовать ее «неизведанные свойства». Акцентирует внимание на том, что это вещество обладает уникальными и очень ценными свойствами для жизни на Земле.

Вопросы: Как вы думаете – как понять, что перед нами? С чего бы начали исследование?»

Записывает на доске все версии детей. Потом предлагает школьникам попробовать сгруппировать эти версии и выдвинуть единственно верный признак воды.

После этого на доске появляется ответ: «Какое это вещество?» (мокрое).

На каждый стол дети получают по стакану с чистой бутилированной водой для каждого.

Обсуждают в группах и высказывают свои предположения-версии: рассмотреть в микроскоп, потрогать, понюхать, попробовать на вкус, определить температуру, определить цвет, определить прозрачность и т.д.

Анализируют и делают вывод о признаке воды.

5

ПЕРЕРЫВ (ФИЗКУЛЬТМИНУТКА):

Встать прямо, ноги на ширине плеч

Руки развести в стороны, вернутся в исходное положение

Мах рукой за голову, руки на пояс, мах другой рукой за голову, руки на пояс

Руки к плечам, руки к плечам с перекрестом на груди

Наклон вперед, достать руками до пола, руки вверх.

Исходное положение стоя. Закончили.

4

4. Свойства воды

Задание 1. Наблюдение

Учитель предлагает детям исследовать это вещество с помощью органа зрения («на глаз»):

- опустите в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в стакане?

Какой вывод можно сделать? – Вода прозрачная.

Дополнительно на столы раскладывается: ложка на чистом блюдечке для каждого, емкость с солью, полоски белой бумаги.

Учащиеся проводят исследование, обсуждают и фиксируют результаты исследования в рабочей тетради.

2

5

Задание 2. Наблюдение

Учитель предлагает детям исследовать это вещество с помощью органа зрения («на глаз»):

- около стакана с водой положите полоску белой бумаги. Сравните цвет жидкости с цветом полоски. Имеет ли вода цвет?

Какой вывод можно сделать? – Вода бесцветная.

Учащиеся проводят исследование, обсуждают и фиксируют результаты исследования в рабочей тетради.

2

6

Задание 3. Опыт

Учитель предлагает детям исследовать это вещество с помощью органа вкуса («на вкус»):

- наберите в ложку воду из стакана и положите воду из ложки в рот, ложку на блюдечко. Подержите во рту воду 5-7 сек. Что вы ощущаете?

Какой вывод можно сделать? – Вода бесвкусная.

Учащиеся проводят исследование, обсуждают и фиксируют результаты исследования в рабочей тетради.

2

7

Задание 4. Опыт

Учитель предлагает детям исследовать это вещество с помощью органа обоняния («понюхать»):

- наклонитесь над стаканом на расстоянии 10-15 см, и несколькими быстрыми движениями руки (не касаясь стакана) проведите над ним в сторону вашего носа и сделайте вдох (показывает). Определите запах воды.

Какой вывод можно сделать? – Вода не имеет запаха.

Учащиеся проводят исследование, обсуждают и фиксируют результаты исследования в рабочей тетради.

2

8

Задание 5. Наблюдение

Учитель предлагает детям исследовать это вещество с помощью органа зрения («на глаз»):

- возьмите с блюдечка ложку, наберите в нее из стакана воду и вылейте обратно в стакан, повторите 3-4 раза. Что происходит с водой?

Какой вывод можно сделать? – Вода текучая.

Учащиеся проводят исследование, обсуждают и фиксируют результаты исследования в рабочей тетради.

2

9

Задание 6. Эксперимент

- возьмите с блюдечка ложку, зачерпните ею из емкости с солью, соль без верха, опустите ложку с солью в стакан с водой и интенсивно размешайте придерживая др рукой стакан, после положите ложку на блюдечко. Что случилось с солью?

Какой вывод можно сделать? – Вода растворитель.

Учащиеся проводят исследование, обсуждают и фиксируют результаты исследования в рабочей тетради.

2

10

III. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель: начать формирование естественнонаучного мышления учащихся

6. Анализируем

Задание 1. Что получилось?

Учитель предлагает детям внимательно посмотреть на заполненную таблицу «Свойства воды», а также вспомнить состояния и признак воды.

Анализируют полученные данные и приходят к выводу, что вода имеет один единственный признак, также у нее есть три состояния, и свойства.

3

11

Задание 2. Сравнение и анализ

Учитель предлагает просмотреть фрагмент из мультфильма «Шапокляк», и сравнить с водой в стакане на столе.

- Почему дети после речки стали грязные?

- Что способствовало этому?

- Изменятся ли свойства у грязной воды и как?

Анализируют увиденное во фрагменте мультфильма, сравнимают, делают выводы, сопоставляют, конкретизируют.

5

12

IV. Диагностика качества освоения темы

Цель: убедиться, что обучающиеся понимают, что такое признак, состояние и свойство воды

Задание. Закрепление полученных знаний путем выполнения интерактивного задания самостоятельно.

Учитель предлагает вопросы для анализа:

1. Лед – это состояние воды в … виде:

Жидком Газообразном Твердом

2. Выберите правильное утверждение:

- вода имеет цвет, но нет запаха;

- вода прозрачная, у нее нет запаха и нет формы;

- вода прозрачная, у нее есть форма, она является растворителем.

3. Туман в лесу – это:

- жидкое состояние воды;

- газообразное состояние воды;

- твердое состояние воды.

4. Признак воды:

Сухая Мокрая Сыпучая

5. Как определить прозрачная ли вода?

- положить в стакан с водой соль, интенсивно размешать и посмотреть;

- понюхать стакан с водой;

- положить ложку в стакан с водой и посмотреть.

Анализируют полученные данные и приходят к выводу, что признак воды – это то, что она мокрая; лед, пар, вода – это состояния воды (твердое, газообразное, жидкое); свойства воды – нет запаха, нет цвета, нет формы, текучая, прозрачная (чистая), нет вкуса, является растворителем.

4

13

V. Рефлексивная деятельность

Цель: продолжить формирование навыка проводить рефлексию и самооценку своей деятельности на уроке

Задание 1. Самоанализ

Учитель предлагает обучающимся выбрать и закончить предложение

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал, что…
  • У меня получилось …
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Задание 2. Самооценка

Учитель предлагает обучающимся оценить свою деятельность на уроке.

Проводят рефлексию и самооценку собственной деятельности

3

24.04.2024 08:31


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!