СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи у детей раннего возраста. Часть 2.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для закрепления можно придумывать свои сказки и разыгрывать их. Например, звери пришли в гости к ребёнку. Взрослый показывает, как зверюшки и птицы идут, поют свои песни. Даже вне игры взрослый предлагает ребёнку: «Помнишь, к нам вчера мышонок приходил? Как он пищал? А курочка? И т.д. Также для закрепления активно используются детские потешки и стихи. Как курочки говорят?– Ко-ко, ко-ко, не ходите далеко! А коровки как говорят?– Му,му, молока кому? Если ребёнок произносит звукоподражания из 2 элементов (пи-пи), начинаем повторять из 3 элементов: пи-пи-пи. В случае, если ребёнку доступно произнесение звукоподражания из 1 элемента, последовательно отрабатываем слова из 2 элементов, затем – из 3. Стимулируем речевую активность в процессе совместной сюжетной игры. Взрослый инициирует игру с куклой, мишкой, в которой разыгрываются часто повторяемые игровые действия. Например, укладываем мишку спать. Взрослый говорит: «Миша, надо спать, надо спать! Не слушается меня мишка, а-я-яй, давай вместе его позовём. Миииша, иди сюда! Надо спать, ложись, миша, баю-бай, баю-бай!» И т.д. Родителями и педагогами в процессе всех бытовых, режимных, учебных моментах используется особый речевой режим: на начальном этапе, когда нет речевого подражания, «режим одностороннего диалога», затем – «режим диалога». Правила реализации речевого режима: «Односторонний диалог». Взрослый не просто комментирует то, что происходит и называет предметы, а постоянно обращается к ребёнку с вопросом; если взрослый будет просто комментировать, то некоторые дети будут воспринимать это как фоновый шум, т.к. у многих недостаточно развито понимание речи; «Говорим только о том, что делаем». Говорить надо только о том, что происходит в данный момент, а не то, что происходит за окном, происходило вчера и т.д.; Например, взрослый сообщает ребёнку о том, что они будут делать и задаёт вопрос, делает паузу, давая возможность ребёнку ответить, поощряя его к ответу и независимо от того, ответил ребёнок или нет, произносит правильный образец. Например, взрослый говорит: «Мы идём гулять. Куда мы идём? … (пауза) Гууляяять, идём гулять, гулять. Как мы пойдём гулять? … Топ-топ, топ-топ, идёёём гуляяяять». И далее, во время прогулки, взрослый 100 раз повторяет то же самое, и так ежедневно, до появления результата; Другой пример, обыгрывающий действие, которое совершается многократно в течение дня: мытьё рук. Взрослый: «Давай мыть руки! Что будем делать? Мыыыть руки. Что ты будешь мыть? Руууки. Где наши руки? Вот руки. Что это, руки или ноги? Рууки. А чем ты будешь мыть руки? Водичкой. Водичка, водичка, вот вода-водичка. «Даём речевой образец». Когда ребёнок обращается с просьбой ко взрослому, используя жесты, возгласы или просто мычание, взрослый фоном произносит образец для ребёнка, не используя слов «скажи, повтори». Например, если ребёнок не использует слово «дай», взрослый в каждой ситуации просьбы повторяет слово «дай-дай», сопровождая его жестом. Если ребёнок говорит «дай» или «да» вместо дай, то взрослый продолжает утрированно и чётко фоном произносить это слово и добавляет другое простое слово: дай пить, дай ам-ам и т.д. «Альтернативные вопросы». Когда ребёнок обращается ко взрослому, тот обязательно задаёт вопрос «что тебе дать?», «что ты хочешь?». Полезно в этом случае задавать альтернативные вопросы: что ты будешь, молоко или хлеб. Напоминаем, что на этом этапе взрослый поощряет любое речевое проявление и не поправляет ребёнка, а только фоном чётко произносит правильный образец. «Говорим мало, чётко артикулируя, утрированно». Когда взрослый говорит очень много, то ребёнку сложно вычленить из речевого потока те слова, которые доступны для его произнесения. «Повторение – мать учения, или помним о том, как образуются условные рефлексы». Составить список слов для отработки и повторения в разных ситуациях: мама, папа, баба, дай, пить, иди, хочу и т.д. Если нет этих слов, то нужно сконцентрироваться на них, если простые слова есть, то повторяем по правилам речевого режима простые сочетания: дай пить, хочу гулять, идём гулять, надо спать и т.д.

Источник: https://soc52.ru/rcdpov-arz-activity/grow-help/rechevoe-razvitie-rebenka/item/6883-razvitie-i-stimulyatsiya-rechevoj-aktivnosti-u-rebenk

Категория: Логопедия
07.05.2024 04:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!