СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие исследовательских умений младших школьников в рамках программы "Смартики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элементы исследовательской деятельности на уроке – это проблемный подход к ведению урока:

1. создание проблемной ситуации и поиск решения проблемы;

2. представление учащимся различных точек зрения по теме, их анализ и дискуссия; вывод утверждений, правил, алгоритмов;

3. доклады учащихся по проблемным вопросам;

4. проведение опытов, экспериментов, наблюдений, отыскание свойств, закономерностей;

5. решение сложной математической или иной задачи;

Простыми примерами включения учащихся в исследовательскую деятельность на уроке могут служить ситуации, когда учитель предлагает детям подумать, что бы они хотели узнать об окружающем мире, о числах, об исторической эпохе и т. д. Можно также предложить обдумать последовательность изучения той или иной темы. То есть исследовательскую деятельность на уроке можно определить как самостоятельное решение учащимися новой для них проблемы с применением таких методов научного познания, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и её проверка, формулирование выводов, закона или закономерности. Необходимо всеми средствами стимулировать исследовательскую деятельность учащихся, используя различные виды учебной деятельности: опору на воображение, использование аналогий, метафор, работу с концептуальными моделями, сравнительно-сопоставительный анализ, эксперимент. Задания исследовательского характера должны быть выполнимы, их необходимо включать в систему уроков на разных этапах: в качестве проблемного введения в тему, актуализируя знания; в ходе практической работы или закрепления материала; в качестве проверочных и домашних заданий, зачетов. Исследовательским может быть и сам урок от начала до конца. В этом случае меняется сама структура урока. Главные компоненты такого урока: завязка, интрига, решение проблемы, рефлексия. Исследование может проходить и через всю тему, охватывая ряд уроков. На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания, учатся формулировать и решать исследовательские задачи. На таких уроках часто используется технология сотрудничества (работа в парах, малых группах). Учащиеся проводят исследования и в домашней работе. Это стимулирует творческие способности: воображение, фантазию, активную мыслительную деятельность, развивает самостоятельность.

Учебно-исследовательская работа предполагает также проведение нетрадиционных уроков в начальной школе:

ü урок – исследование,

ü урок – лаборатория,

ü урок – проект,

ü урок – презентация,

ü урок – экспертиза,

ü урок – путешествие и другие.

При подборе домашнего задания нужно исходить из того, что оно должно быть не тягостным, а привлекательным, необычным, посильным, обязательно проверенным и оцененным. Домашние задания исследовательского характера. Иногда отправной точкой для такого задания могут служить спонтанные вопросы учащихся, заданные на уроке или на перемене. Такие вопросы можно спровоцировать и искусственно, например с помощью материалов стенда в учебном кабинете. Дополнительные параграфы или небольшие тексты, включенные в учебники для расширения кругозора учащихся также могут служить основой для исследовательской деятельности. Например, в учебнике математики 2-го класса есть небольшой рассказ о старинных единицах длины. Следует заметить, что на стр. был только рисунок и не давалась длина пяди в сантиметрах, но устройство таблицы заставляет найти информацию об этом.

Вторым направлением реализации исследовательской работы с учащимися в гимназии является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для применения исследовательской деятельности: факультативные и элективные занятия, работа гимназического научного общества, организация научно-практических конференций, участие в олимпиадах, конкурсах, проектах. Программы элективных курсов «Научный поиск» и «Основы проектной деятельности», реализуемые в 1-4 классах начальной школы позволяют познакомить учащихся с теорией и практикой организации исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, вооружить их методами познания и сформировать познавательную самостоятельность. Наше учебное заведение активно работает с юными исследователями. В ? году в школе было создано научное общество учащихся «Искорка». Научное общество не только знакомит учащихся с методами научной и творческой работы, пробуждает познавательный интерес, любознательность, развивает ключевые компетенции, но и учит общению со сверстниками, даёт учащимся возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. В работе НОУ принимают участие и самые маленькие учащиеся нашей гимназии. С первого класса стараемся вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включаем этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. С этой целью в школе реализуется программа для начальной школы «МИР: мыслим, исследуем, реализуем» в рамках элективного курса «Научный поиск». На занятиях ребята учатся наблюдать за окружающим миром, проводят первые опыты, делают свои собственные выводы. У них формируются основы исследовательской деятельности. Исследования ребята оформляют в виде проектов, которые представляют на ежегодной гимназической научно-практической конференции. В рамках этой программы предусматривается:

ü рецензирование учащимися исследовательских работ друг друга,

ü подготовка научно-практических конференций и конкурсов (и их проведение как форма презентации исследовательской деятельности),

ü проведение экскурсий: постановка индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчетных работ,

ü образовательные экспедиции - походы, поездки, прогулки с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности и формами контроля. Например, это может быть прогулка по центру города с целью выявления симметрии в архитектуре, или с целью изучения флоры и фауны, представленной в городских условиях.

10.05.2024 12:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!