СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Немного обо всём

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Технология» – от греческого techne – искусство, мастерство и logos – наука, учение. Термин “педагогическая технология” зародился в США в 60-е гг. в связи с широким внедрением в учебный процесс технических средств обучения в качестве основного способа повышения его эффективности. Тогда “технология обучения” есть “педагогическая технология”.

В 70-е гг. стала шире развиваться идея полного управления учебным процессом для достижения четко определенных целей.

Позже японский ученый Т. Сакамото указал на необходимость «внедрения в педагогику системного способа мышления», а педагогическую технологию назвал «систематизацией классного обучения». Системный подход к обучению как сущностная характеристика понятия “педагогическая технология” отражен в определении ЮНЕСКО. Согласно ему педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

В отечественной педагогике определение термина “педагогическая технология” и его введение в педагогическую науку и практику обязано исследованиям таких ученых, как В.П. Беспалько, Б.Т. Лихачев, М.В. Кларин, Г.К. Селевко. Несмотря на то, что в трактовке данного термина пока еще существуют разночтения, все же представляется вполне возможным определить его содержание.

Сущностными признаками педагогической технологии являются следующие:

концептуальность – разработка педагогического замысла на основе определенной методологической, философской позиции автора;

системность – выстраивание логики учебного процесса, технологической цепочки педагогических действий, операций, коммуникаций строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

эффективность – гарантирование достижения планируемого результата (стандарта обучения) всеми школьниками при оптимальной реализации человеческих и технических возможностей в процессе взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся;

управляемость – включение диагностических процедур, содержащих критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности для целеполагания, планирования и проектирования;

воспроизводимость – возможность применения образовательной технологии любым профессионалом.

Таким образом, педагогическая технология в современном понимании – это:

– во-первых, строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий, применяемых в соответствии с конкретной педагогической парадигмой, соответствующей ей логикой достижения целей;

– во-вторых, системная совокупность и порядок функционирования всех методологических, инструментальных и личностных средств, используемых для достижения целей образования.

В педагогической практике, точнее в дидактической практике, согласие на правомерность использования понятий “технология”, “дидактическая технология”, “технологическая педагогическая система” в основном достигнуто. Полезность технологического подхода к процессу обучения признана. Современная педагогическая теория готова для технологического подхода в образовании, признает его целесообразность и рационализм, не соглашаясь, впрочем, с механическим переносом производственной технологии в сферу образования.

В отличие от производственных процессов, специфические особенности образовательной технологии заключаются в следующем:

– из трех компонентов образования (педагог, ребенок, процесс) два – живые люди, их действия трудно предсказуемы;

– ребенок в процессе обучения – и объект воздействия педагога, и субъект многообразной деятельности, возможно появление “сопротивления образованию”;

– имеет целостный характер: невозможно выделить пошаговую последовательность развития личности и формирования ее качеств; педагогические действия осуществляются не по последовательно-параллельной схеме, а комплексно;

– вариативно-личностная организация процесса образования предусматривает реализацию принципов индивидуализации и дифференциации;

– обучение действует неоднозначно в каждом конкретном случае;

– обучение тесно связано с жизнью: логика и позиция субъектов образовательного процесса могут быть противоречивыми в зависимости от личностной и педагогической позиции;

– образование – процесс многофакторный, многие факторы, в том числе и стихийные, вносят свои коррективы.

Указанные особенности образовательной технологии нередко провоцируют значительные сложности при ее реализации на практике.

Технология программированного обучения

Рационалистический (технократический), а значит, личностно-отчужденный подход в обучении наиболее ярко представлен технологией программированного обучения.

Название происходит от термина, заимствованного из области электронно-вычислительной техники, – “программа”, обозначающего систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату. Основная цель данной технологии – улучшение управления учебным процессом за счет контролирования каждого шага продвижения учащегося по пути познания и благодаря этому оказания ему своевременной помощи. В программированном обучении учение осуществляется как четко управляемый процесс. Изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые “дозы”, которые последовательно предъявляются ученику. После изучения каждой “дозы” следует проверка степени усвоения. Если “доза” усвоена, – переходят к следующей. Это и есть “шаг” обучения: предъявление, усвоение, проверка.

М етодологическую основу технологии программированного обучения составляет теория бихевиоризма (от английского behaviour – поведение), широко распространенная в 60–70-е годы в США. Речь идет о принципиальных основах и процессах функционирования школы, наподобие индустриальной структуры с доминирующей технократической рациональностью. Рационалисты не скрывают “натаскивания”. Так, Б. Скиннер откровенно пишет: «Школа – “фабрика”, ученик – “сырье”, выпускник – “готовая продукция”, обладающая точно очерченными параметрами качества в виде набора определенных умений (так называемый “поведенческий репертуар”). <…> Мы предприняли важный шаг и четко определили, каких действий мы хотим от ученика в результате научения… Любое поведение, которое может быть идентифицировано, поддается программированию» (Цит. по: [3, с. 144]). Никаких педагогических целей, которые нельзя будет опознать в действиях ученика по заданным образцам действий, – вот позиция рационалистов в деятельности целеполагания.

Что означает «Ученик должен изучить закон Ома»? Он должен запомнить и воспроизвести определение? Вот так и следует ставить цель на данном уроке. А может быть, он должен уметь читать формулу и переводить ее в вербальное выражение, объясняя смысл? Это будет уже иная цель, направленная на понимание учеником изучаемых процессов и явлений. В конечном счете, ученик выступает реципиентом знаний, умений и навыков, приобретая адаптивный поведенческий репертуар.

Суть программированного подхода к обучению заключается в следующем: последовательность коротких логически связанных шагов, выполняя которые, ученик не делает ошибок, за что немедленно получает положительное подкрепление (например, путем сообщения результата) и, таким образом, ученик последовательно приближается к правильному ответу, что и является целью обучения.

Последовательно выполняемые этапы реализации технологии программированного обучения представлены в табл. 9.

Таблица 9

Характеристика действий учителя и ученика в технологии программированного обучения

Этап

Учитель (учебник, компьютер)

Ученик

I

Предъявляет первую дозу материала

Воспринимает информацию

II

Объясняет первую дозу материала и действия с ним

Выполняет операции по усвоению первой дозы

III

Ставит контрольные вопросы

Отвечает на вопросы

IV

Если ответ верный, предъявляет вторую дозу материала; если нет, – объясняет ошибку, возвращает к работе с первой дозой

Если ответ верный, – переходит к следующей дозе материала. Если ответ неверный, то возвращается к изучению первой дозы

При программированном обучении прямая и обратная связь осуществляется с использованием специальных средств, т. е. программированных пособий разного вида и обучающих машин. Различаются внутренняя и внешняя обратная связь, при этом внутренняя – получение информации самим учеником (оценка ответа), а внешняя – получение информации учителем о ходе научения учащихся. Контроль за итогами выполнения учебных заданий также может быть машинным – с применением различных технических средств, вплоть до компьютера, или безмашинным – с использованием простых приспособлений (перфокарты, планшеты). Наиболее распространенным методом организации контроля в технологии программированного обучения является альтернативный выбор правильного ответа из нескольких правдоподобных.

Существуют три вида построения программ: линейная, разветвленная и смешанная. В линейной программе (подход разработан Б. Скиннером) материал разбивается на маленькие порции (дозы) логически законченной информации, которые последовательно (линейно) предъявляются для изучения, а затем следует вопрос, на который должен дать ответ ученик. Вопрос может быть задан в форме пропуска в тексте, который должен заполнить ученик, либо сконструировать ответ на вопрос. Линейное программирование имеет следующий вид:

Порция информации (А) → Тестовый контроль Порция информации (В) Тестовый контроль Порция информации (С) и т. д.

Учебный материал разветвленного программирования (подход разработан Н. Краудером) предоставляется ученику не малыми порциями, а логически законченными блоками и предполагает путь познания в зависимости от уровня подготовленности школьников за счет индивидуализации программ. Например, в разветвленную программу вводятся для оказания помощи дополнительные разъяснения в тех случаях, когда учащиеся ошибаются или затрудняются с ответами, либо предъявляется материал повышенной степени сложности для углубленного изучения более продвинутых учащихся. Смешанная программа представляет собой комбинацию линейной и разветвленной.

Достоинства программированного обучения состоят в следующем: оно позволяет установить прочную обратную связь, т. е. получать информацию о результатах усвоения знаний; открывает возможность каждому ученику работать в присущем ему темпе и ритме, а при разветвленном типе построения обучаться по своей программе, осуществляя индивидуализацию обучения; обеспечивает твердое и правильное усвоение учебного материала, т. к. мелкие дозы усваиваются легко.

В то же время мелкие шаги обучения не дают ученику целостного и системного представления об изучаемом материале, следовательно, не позволяют видеть общие цели. Важно отметить, что технология программированного обучения не вскрывает самого хода научения. Данная технология не может быть применена при изучении всех учебных дисциплин из-за характера изучаемого материала и, кроме того, не все темы поддаются делению на мелкие дозы.

В ней не используются положительные стороны группового обучения. Кроме того, ответ учащегося в форме заполнения пробела (конструирование ответа) ограничивает развитие интеллекта, не стимулирует творчества, не способствует развитию инициативы. И, наконец, данная технология имеет значительные ограничения в применении, в том числе из-за сложностей материального обеспечения.

Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер)

Ш тейнер Рудольф (1861–1925) – немецкий философ и педагог, автор системы школьного образования, получившей название вальдорфской от названия местной фабрики «Вальдорф-Астория» в Штутгарте, при которой в 1919 году была организована школа.

В вальдорфской педагогике ребенок – существо духовное, имеющее помимо физического тела еще и душу – божественное начало. Ребенок приходит на Землю с определенной миссией. Основная задача школы в связи с этим – высвободить душу ребенка, дать свершиться этой миссии. Вальдорфская педагогика является одной из разновидностей воплощения идей “свободного воспитания” и “гуманистической педагогики”, она может быть охарактеризована как система самопознания и саморазвития индивидуальности при партнерстве с учителем.

Целевые ориентации:

· воспитание призвано сформировать целостную личность:

– стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей (самореализация и самоактуализация);

– открытую для восприятия нового опыта;

– способную на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях;

· обеспечить не столько усвоение знаний, сколько развитие способностей ребенка;

· развить индивидуальную ответственность за свои действия, способствовать самоопределению личности.

Концептуальные положения:

Свободное воспитание и обучение. Всё без принуждения, без насилия духовного и телесного. Свобода как средство воспитания. Педагогика отношений, а не требований. Ребенок в центре педагогической системы, имеет право выбора всего (от формы урока до его плана). Учитель – старший товарищ. С детьми к предмету, а не с предметом к детям: не знания давать, а давать детям жить на уроке. Опора на авторитет педагога. Школа одного учителя на 8–9 лет (во избежание стрессов). Совместная духовная жизнь педагога и учащихся. Не говорить ребенку «нет», «нельзя».

Природосообразность. Развитие происходит по заранее заданной, генетически детерминированной программе, идет впереди обучения и определяет его. Спонтанность свободного развития природных задатков, “исходя из ребенка”. Создание максимально благоприятных условий для выявления природных способностей ребенка. Ожидание созревания сил, заложенных природой. Воспитание и обучение приспосабливаются к ребенку, а не он к ним. Школа для всех. Принимать ребенка таким, какой он есть, все дети талантливы. Отсутствие выделения слабых и сильных. Ребенок в педагогическом процессе сам проходит, постигает все этапы развития человечества, поэтому не надо усекать детство, интеллектуализировать развитие раньше времени. Обучение самостоятельности, самоконтролю.

Обучение неотделимо от воспитания. Всякое обучение есть одновременно и воспитание определенных качеств личности. Ученик подводится к открытию личностной значимости знаний, умений и навыков и на этой мотивационной основе осваивает содержание предметов. Отношения ответственной зависимости с коллективом. Обучение без учебников, без жестких программ. Широкое дополнительное просвещение (музеи, театры и др.). Отсутствие деления на классную и внеклассную работу. Много игры. Отрицание отметки.

Единство развития ума, сердца и руки. Межпредметные связи. Метод погружения, “эпохальная” методика. Обязательные предметы искусства (живопись, графика, музыка, эвритмия). Большая роль отводится трудовому воспитанию. Коллективное познавательное творчество на уроке. Культ творчества, творческой личности, развитие индивидуальности средствами искусства. Экология здоровья, культ здоровья. Соединение европейской и восточной культур.

Технология свободного труда (С. Френе)

Модернизация французской школы в 20–30-е гг. XX в. связана в первую очередь с именем виднейшего педагога и мыслителя, сельского учителя Селестена Френе (1896–1966). Включившись в движение за новое воспитание, он создал и до конца жизни руководил экспериментальной сельской начальной школой, где и реализовал свою альтернативную технологию. С. Френе показал, что считать обучение ребенка в школе как подготовку к будущей настоящей жизни взрослого есть непонимание значения детства как самостоятельного важного периода для развития личности.

Целевая ориентация – всестороннее воспитание личности.

Концептуальные положения:

– приоритетом учебно-воспитательного процесса признаются ценностные ориентации и отношения между детьми. Педагог никого не воспитывает, не развивает, а участвует в решении общих проблем. Нет правил, но классом правят принятые самими детьми нормы общежития. Нет назидательной дисциплины, но дисциплинирует само ощущение собственной и коллективной безопасности и совместного продвижения. Нет класса в общем смысле, а есть детско-взрослая сообщность. Нет традиционного учителя, но учат сами формы организации общего дела, проектируемые педагогом совместно с детьми;

обучение – процесс природосообразный, проходит естественно, в соответствии с развитием. Учитываются особенности возраста и разнообразие способностей детей. Культ здоровья: забота о здоровье ребенка включает занятия, связанные с движением,

09.03.2024 13:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!