СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мои размышления о профессии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы любим цитировать великих людей. Красивые и умные мысли делают нашу речь богаче и ярче, наталкивают на размышления. Не буду оригинальной и тоже обращусь к классикам. Мне понравился образ «спящей почки» в романе В.Дудинцева «Белые одежды»: «…есть такое понятие: спящая почка. У яблони её не видно, но садовник умелой обрезкой дерева может заставить её пробудиться, и тогда на гладком листе вдруг выстреливает новый побег. И у человека бывает что-то похожее на это явление. Ты можешь прожить долгую жизнь и даже отойти в лучшие миры, так и не узнав, кто ты – подлец или герой».

Вот они – наши педагогические задачи: помочь каждому ребёнку в детстве осознать, кто он, поверить в себя, в лучшее, что в нём есть; создать условия в школе, в классе, чтобы в каждом пробудились «спящие почки».

Результатом творческой деятельности учителя должно быть становление и (или) изменение личности. Я меняюсь в общении с детьми, они взрослеют и совершенствуются в общении со мной (во всяком случае, хочется думать, что это так). И я, глядя в доверчивые детские глаза, каждый раз говорю себе: не нужно искать истину, она вот здесь, передо мной: путем познания чувствами и разумом, путем деятельности, творческой и любой другой, в стенах школы вырастает человек, который должен стать личностью, узнать путем опытов, проб и ошибок, доказательств и опровержений тот самый смысл жизни, о котором говорилось выше.

На мой взгляд, задача педагога – подготовить ребенка к социуму, к общественным отношениям: правовым, экономическим, культурным. Ученик-личность должен получить запас интеллектуальных и нравственных сил, необходимых не только для того, чтобы адаптироваться, «вписаться» в сегодняшние рыночные отношения, но и достаточных для того, чтобы активно действовать в меняющихся условиях, проявляя заботу об общем благе и самореализовываясь.

Хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим. Урок должен быть всегда открытием, в нем не должно быть шаблонов, тесных рамок, узко поставленных задач. Урок это не монолог, это диалог потенциальных творческих возможностей ученика и учителя, ученик равен учителю, хотя и отличается от него запасом знаний. Учитель и ученики должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, и оба они должны быть интересны друг другу как личности.

И нам, педагогам, необходимо понять, что ребёнок не завтра человек, а человек сегодня. «Основная трагедия воспитания», ошибка учителей заключается в том, что они подменяют интересы сегодняшней жизни ребёнка интересами его будущей жизни. Это значит, что ученик должен поступиться своими интересами, увлечениями, действуя не по собственному желанию, а следуя воле воспитателя.

Поэтому хочу призвать всех учителей: наставляя ребёнка, подготавливая его к социальной действительности, направляя его деятельность, учитывайте его интересы, способности, индивидуальные качества. Будьте лояльны, терпеливы. Если ученик просит у вас совета, посоветуйте, но своё мнение навязывать не стоит.

Задача современного учителя – подготовить ребёнка к жизни. А современная жизнь крайне сложна и противоречива. С одной стороны, технический прогресс, который семимильными шагами идёт по всему миру, с другой стороны, динамизм, жёсткость, отсутствие нравственных ориентиров.

Необходимо сформировать такую систему ценностей, которая позволит человеку занять своё место в современном мире. Что же наиболее ценно? Прежде всего знания, качественные и отвечающие требованиям времени. Кроме этого, формирование личностных качеств, также соответствующих современным требованиям: умение принимать ответственные решения, быть самостоятельным, креативным, компетентным, мобильным.

И конечно, нравственные уроки – добрые или горькие – для большинства детей не проходят впустую, откладываются в душе. Именно в детстве получает ребёнок представление о незыблемых основах нравственности: добре, справедливости, чести, дружбе, любви.

Есть у учителя одна замечательная возможность: наблюдать за своими питомцами на протяжении многих лет, быть свидетелем становления характера, а порой и судьбы. Сколько их, этих судеб, проходит перед нами за время работы в школе. Сколько неразгаданных тайн, необъяснимых поступков… И тогда начинаешь словно прокручивать назад киноленту, на которой шаг за шагом запечатлелись лучшие моменты этих лет.

Чтобы помочь нашим детям понять своё назначение, давайте следовать нехитрым и простым правилам.

Верьте, что в каждом ребёнке заложен источник позитивного развития и роста.

Категория: Искусство
24.03.2024 14:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!