СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коллективные работы по рисованию как средство развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование личности на ранних этапах онтогенеза - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Сотрудничество как одна из ценностей культуры задает основания жизненно важным способам поведения и деятельности человека, обеспечивает особенности его самореализации, а также позволяет транслировать опыт позитивного, созидательного взаимодействия.

Дошкольный возраст сензитивен для приобретения ребенком начал ключевых компетентностей. Виды ключевых компетентностей и компетенций ребенка дошкольного возраста соответствуют основным смыслам человеческой деятельности вхождение и поддержание социальных отношений, общение, познание окружающего мира с использованием разнообразных средств, организация деятельности для удовлетворения собственных потребностей. Соответственно, ключевые компетентности соответствующие дошкольному возрасту - социальная, коммуникативная, информационная, деятельностная.

В ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм, а так же формируется чувство коллективизма. При такой модели общения воображение детей, их мышление не скованны страхом неудачи, они более раскрепощены. К достоинствам коллективной формы организации деятельности по рисованию относится и то, что она позволяет мобилизовать творческие личные возможности каждого ребенка.

Освоение опыта совместной деятельности со сверстниками в дошкольном детстве способствует формированию социальной готовности к обучению в школе. Проблема развития коммуникативных навыков дошкольников получила определенное отражение в исследованиях. Изучены аспекты формирования коммуникативных навыков в труде, в игре, в изобразительной деятельности.

На современном этапе Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики представлены новые требования к человеку как главному элементу производительных сил общества, означена необходимость всестороннего развития самого человека, качественного содержания и количественной отдачи его сил и возможностей.

Изобразительная деятельность рассматривается многими педагогами и психологами как наиболее эффективное средство для развития ребенка в детском саду и в условиях семейного воспитания. Продуктивные виды деятельности способствуют развитию разнообразных чувств ребенка, развитию психических познавательных функций, развитию качеств творческой личности. В процессе изобразительной деятельности углубляются представления детей об окружающей действительности, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать в самостоятельной творческой деятельности.

Коллективное творчество дошкольников способствует формированию умений совместной деятельности – договариваться, обсуждать способы действия, распределять задания между участниками деятельности. Руководство детской изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания специфики коллективного творчества детей, умения тактично способствовать приобретению необходимых навыков коммуникативной деятельности (Т.С. Комарова, Е.К. Ривина и др.).

Развитие собственно изобразительной деятельности и коллективного изобразительного творчества детей во многом зависит от форм организации методов обучения, используемых педагогом. В дошкольном образовании вопросы организации коллективного детского творчества рассматривались такими педагогами как Т.С. Комарова. Исследования в этой области ведутся и в настоящее время.

Использование коллективных форм работы в развитии коммуникативных навыков будет наиболее эффективным, если коллективную деятельность сделать эмоциональной, легко осуществимой, способствовать развитию воображения, осознанию своего вклада в общий результат. Занимательные игровые ситуации, приемы художественно-педагогической драматизации способствуют интересу к коллективной деятельности.

Важным обстоятельством, определяющим необходимость внедрения коллективной формы организации изодеятельности, является то, что детям дошкольного возраста очень нравится такая работа. Коллективная форма не снижает значение деятельности каждого ребенка, не оставляет без внимания его собственные усилия и от качества работы каждого воспитанника зависит общий результат: ведь чем лучше ребенок выполнит свою часть изображения, тем красивее, интереснее будет общая композиция. И самое главное то, что дети понимают, что все вместе могут получить более значительное изображение, чем каждый в отдельности.

В процессе коллективной работы создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и воспитателем по поводу того, что они создают, и как это лучше сделать, а по завершении изображения все вместе радуются результатам совместной деятельности, радостные чувства объединяют их.

11.05.2024 18:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!