Задания областной олимпиады по биологии и химии по теме:
«Самое необыкновенное вещество в мире»
Задание 1. Выберите 1 правильный ответ.
Какая часть поверхности Земли покрыта океанами и морями:
а/ 59% б/ 63% в/ 71% г/ 79%
Укажите количество воды, которое в среднем содержится в клетка:
а/ 90-100% б/ 75-85% в/ 50% г/ 10%
Где сосредоточены самые большие запасы пресной воды?
а/ в ледниках б/в подземных источниках в/ в реках и озерах
В водах Мирового океана содержатся миллиарды тонн магния, калия, брома,
кальция, миллионы тонн золота, серебра, урана и других редких элементов. Именно поэтому её ещё называют...
а/ жидкой рудой б/ живой рудой в/ драгоценная руда
Когда на Земле появился Мировой океан?
а/ 2,3 млрд лет назад б/ 3,8 млрд лет назад в/ 5 млрд лет назад
Где быстрее распространяется звук?
а/ в воздухе б/ в воде
Какое растение является биоиндикатором чистой воды?
а/ камыш б/ кувшинка в/ аир болотный
У древних народов вода считалась символом плодородия и …
а/ возрождения б/ обновления в/ бессмертия
Какое растение является биоиндикатором загрязненной воды?
а/ кувшинка б/ ряска в/ хвощ
Какая вода полезнее для организма?
а/ сырая б/ кипяченая в/ талая
Какой злак растет под слоем воды?
а/ овес б/ рис в/ бамбук
Представьте, что всю воду, которая есть на Земле, вам удалось поместить в банку объемом 3 литра. Как вы думаете, какой объем придётся на пресную воду?
а/ около 1 мл б/ около 100 мл в/ около 1000 мл
Какое животное может выпить за один раз 250 литров воды?
а/ верблюд б/ бегемот в/ слон
Задание 2. Верно ли утверждение? Занесите ответ в таблицу ответов поставив знак «+» или «-«.
А. Самый крупный айсберг шириной 90 км и протяженностью 350 км.
Б. А. Лавуазье синтезировал воду из «горючего воздуха» 24 июня 1783 года.
В. До конце 19 века не использовали единую химическую символик воды.
Г. В конце 18 века вода открыла путь к практическому воздухоплаванию.
Д. Плотность воды достигает максимума при 3 градусах Цельсия.
Е. Морская и пресная вода обладают одинаковыми физико-химическими свойствами.
Ж. Если стальную иголку осторожно положить на поверхность воды, налитой на блюдце, то иголка тонет.
З. Абсолютно чистая вода кипит при 100 градусах и замерзает при температуре ниже 0 градусов Цельсия.
И. Молекула воды самая большая из трехатомных молекул.
К. Если заливать зимой каток горячей водой, то лед образуется быстрее.
Л. Перегонка- это способ очистки воды от растворенных в ней веществ.
М. Вода вступает в реакции соединения с активными металлами.
Задание 3. Допишите предложение (одно слово).
1/. Вода - одно из начал существующего на Земле, говорили в …………
2/. Вода - простое вещество, единое и неделимое, считали в ……………….века.
3/. Вода состоит из водорода и кислорода, ее можно получить с помощью химической реакции, доказывал ……………….
4/. Свойства воды во многом предопределяют свойства растворов, утверждал ………………
5/. Создал теорию электролитической диссоциации ………………………
6/ Охлаждаясь до 4 градусов Цельсия вода …….. в объеме, а при дальнейшем охлаждении до ноля градусов ……
7/. 14-15 апреля 1912 года с суперлайнером «Титаник» произошла катастрофа. Причина катастрофы……….
Задание 4. Ответьте на вопросы.
1/. Как Вы понимаете слова: «вода дороже золота»?
2/. В жаркие летние дни некоторые напитки часто охлаждают кусочками льда. С чем связано охлаждение?
3/. Почему только очень неглубокие водоемы при резком понижении температуры промерзают до самого дна?
4/. Назовите свойство воды, которое спасает нашу планету от оледенения?
5/. Назовите животное, которое всю жизнь может обходиться без воды?
6/. Назовите какой процесс описывает М.В. Ломоносов: «…частицы соли отделяются от основной массы и, сцепляясь с водными частицами, вместе с ними начинают двигаться поступательно и разносятся по растворителю».
7/. Чем отличается временная жесткость воды от постоянной? Назовите способы устранения жесткости воды.
Задание 5. Подберите коэффициенты в уравнениях следующих реакций. В окислительно-восстановительных реакциях укажите окислитель и восстановитель, а также степени окисления элементов.
1/. ZnO + H2 → Zn + H2O
2/. H2SO4 + Zn(OH)2 → H2O + ZnSO4
3/. H2O2 + KMnO4 + H2SO4 → MnSO4 + K2SO4 + O2 + H2O
4/. H2C2O4 + KMnO4 + H2SO4 → CO2 + MnSO4 + K2SO4 + H2O
5/ H2S + K2Cr2O7 + H2SO4 → S + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2O
Задание 6. Изобразите молекулярную, структурную и электронную формулы воды. Назовите тип химической связи в молекуле воды, а также механизм образования связи, полярность и кратность.
Задание 7. Напишите мини-сочинение на тему «Путешествие капельки воды в растительном (или животном) организме». Используйте биологическую терминологию.
Бланк ответов
Наименование ОО__________________________________________________________
Класс ____ Ф.И.О. ученика __________________________________________________
Задание 1. Выберите 1 правильный ответ и запишите букву. За каждый правильный ответ по 1 баллу.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
| | | | | | | | | | | | |
Задание 2. Верно ли утверждение? Занесите ответ в таблицу ответов поставив знак «+» или «-«. За каждый правильный ответ по 1 баллу.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
| | | | | | | | | | | |
Задание 3. Допишите предложение (одно слово). За каждый правильный ответ по 1 баллу.
Задание 4. Ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ по 2 балла.
Задание 5. Подберите коэффициенты в уравнениях следующих реакций. В окислительно-восстановительных реакциях укажите окислитель и восстановитель, а также степени окисления элементов. Максимальный балл- 8.
1/. ZnO + H2 → Zn + H2O
2/. H2SO4 + Zn(OH)2 → H2O + ZnSO4
3/. H2O2 + KMnO4 + H2SO4 → MnSO4 + K2SO4 + O2 + H2O
4/. H2C2O4 + KMnO4 + H2SO4 → CO2 + MnSO4 + K2SO4 + H2O
5/ H2S + K2Cr2O7 + H2SO4 → S + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2O
Задание 6. Изобразите молекулярную, структурную и электронную формулы воды. Назовите тип химической связи в молекуле воды, а также механизм образования связи, полярность и кратность. Максимальный балл – 4.
Задание 7. Напишите мини-сочинение на тему «Путешествие капельки воды в растительном (или животном) организме». Используйте биологическую терминологию. Максимальный балл – 8.