СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ыыыыыыыыыыыыыыыыыыы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ыыыыыыыыыыыы

Просмотр содержимого документа
«Ыыыыыыыыыыыыыыыыыыы»

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу познакомить вас с принципами моей работы, надеюсь они найдут своё практическое применение.

Тема моей методической работы – «Преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальной школы».

На первый взгляд, тема узкоспецифическая, но если анализировать деятельность учащихся, имеющих речевые нарушения, то можно сделать вывод, что именно речевые нарушения достаточно часто являются причиной низкой успеваемости учащихся . Не всегда уровень речевой подготовки дошкольников соответствует нормам развития речи.

Причины этого могут разные:

1.Врожденные патологии (расщелина верхней губы и твёрдого нёба)

2.Вторичные речевые нарушения( дефекты речи в следствии нарушений со стороны органов слуха и зрения, так же причинами могут являться нарушение интеллекта, полученные травмы и неврологические расстройства)

3.Недостаточная организация логопедической помощи в детских садах.

4.Недостаточное внимание родителей к проблемам нарушения речи собственного ребенка.

Следует сказать, что любое нарушение речи может привести к неприятным последствиям. Например, нарушение фонетического слуха, артикуляционной моторики, слоговой структуры слова затрудняет изучение иностранных языков. Нарушение связной речи, неумение составить пересказ и рассказ приведут позднее к проблемам в изучении литературы, биологии , истории ,

географии, где тоже требуются связные высказывания и ответы. Нарушения мелкой моторики повлекут за собой трудности в обучении рисованию, труду и письму.

Нарушение письма является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения.

Цель данной работы - свести к минимуму нарушения в письменной речи у младших школьников.

Задачи: (на экране)

Нарушение письма, становится причиной неуспеваемости у 15 -25% младших школьников – это связано с несформированностью высших психических функций ( памяти, внимания, мышления)

Такие авторы как Р.И. Лалаева и Е.В. Мазанова выделяет пять форм

дисграфии:

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.

Ребенок, неправильно произносящий те или иные звуки пишет так, как произносит и пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя. (Саса-Саша, Лука-Рука, Зук-Жук )


2. Акустическая форма дисграфии.

Эта форма проявляется в заменах букв, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф Ш-Ж и т.д.) (гласа-глаза, селёный-зелёный, шкавы-шкафы )

и неправильное обозначение мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии .Для нее характерны

такие ошибки как:

-перестановка букв и слогов (журтач-журчат);

-пропуски букв и слогов (вена-весна, поздня -поздняя),

-слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле",

"на ступила")

недописывание слов (зелене…- зеленеют)


4. Аграмматическая дисграфия.

Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день"). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.

5. Оптическая дисграфия.

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

Наиболее часто встречающиеся ошибки этой форы, такие как:

  • недописывание элементов букв (веснои- весной, чаша-чаща, )

  • добавление лишних элементов(стойт- стоит, муна-луна, икола-школа);

  • зеркальное написание букв (зль-ель, вруг-друг).

*В начале учебного года я провожу обследования устной и письменной речи.

-После обследования провожу анализ ошибок в письменных работах

учащихся для подбора эффективных методов коррекционной работы.


-Сейчас я предлагаю вам образцы диктантов для анализа ошибок. Попробуйте определить какая форма дисграфии наиболее характерна для данного

ребёнка.


Если вы готовы поделитесь пожалуйста своим мнением.

Но наиболее встречается смешанная форма дисграфии (сложная для

диагностики и коррекции)

Образцы диктантов детей с которыми мы работаем совместно с учителями начальной школы.


По видам нарушения формируются группы учащихся для дальнейшей

коррекционной работы.

Коррекционная работа проводится поэтапно, в зависимости от нарушений и позволяет скоррегировать специфические ошибки письма.

Отклонения в речевом развитии носят различный характер и степень тяжести, и поэтому результаты коррекционной работы будут проявляться в различные сроки.

Таким образом, своевременная коррекционная работа по нарушению звукопроизношения, развитие фонематического и языкового анализа и синтеза, обогащение словарного запаса, развитие связной речи, высших психических функций, а так же общей и мелкой моторики, даёт возможность овладеть чтением и письмом учащимся младшей школы, и ведет к более успешному обучению в среднем и старшем звене.



Своё выступление хочу закончить словами Выготского:
























Предлагаю вашему вниманию некоторые виды задания.

1.Выделение гласного звука из слога. Предлагаются слоги различной структуры с различными гласными, например: ах, ус, зла, да, кра, аст, зол.

Рекомендуются следующие задания:

Назвать только гласный звук слога.

Поднять букву, соответствующую гласному звуку слога.

Записать только гласные буквы слогов.

Придумать слог с соответствующей гласной.

Определить место гласного звука в слоге и показать соответствующую букву.

Придумать слог, в котором гласный звук на первом, втором или третьем месте.


2. Выделение гласных звуков из слова.

(ус, на, мак, волк, двор).

Определите, какой гласный звук в слове и его место (начало, середина, конец).

Составляется графическая схема слова: слово обозначается прямой линией, гласный звук — кружочком. В зависимости от места гласного звука кружочек ставится либо в начале, либо в середине, либо в конце предлагаемой графической схемы.


3. Назвать гласные звуки слова. Предлагаются слова, произношение которых не отличается от написания (лапа, лужа, дом, диван, кошка, окна, горка, крыша, канава, капуста).

Записать на схеме только гласные данного слова.

Выделить гласные звуки из слова, положить соответствующие буквы разрезной азбуки.


4. Допишите слог из одной буквы, чтобы получилось имя:

…ня, …ля, …ра, …горь.


5.Определить пропущенный слог в названии картинки.

Например: — ва, до — га, ра — та, бел -, — ведь, ка — даш, -рог, по — да.


6.Составить слово из слогов, данных в беспорядке:

та,ка, пус; воз, ро,па; прос, ша, ква, то; руш, пет, ка; вар,мо, са.


7. Поменять местами слоги в слове и прочитать, получившиеся слова:

лыжи, мышка, сосна, нора, кабан, дыра.


8.Упражнения на выделение ударного гласного звука.

Назвать ударный (самый громкий слог) слова. Предлагаются слова, которые начинаются с ударного слога: а) двусложные, б) трехсложные. Далее даются слова с ударением на последнем слоге: а) двусложные слова, б) трехсложные. И, наконец, предлагаются трехсложные слова с ударением в середине слова.


9.-Соединить слова левого и правого столбиков так, чтобы образовались новые слова:

бал рак

приз кот

воз глас

бой рот

кон вой

банк кон


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!