СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовете: Роль дополнительного образования в формировании метапредметных и личностных результатов обучения.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современной школе ученики не только приобретают определенные знания по отдельным предметам, но и развивают свои познавательные и созидательные способности, получают навыки успешной социализации в обществе.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете: Роль дополнительного образования в формировании метапредметных и личностных результатов обучения.»

МБОУ «Куйбышевская СОШ» Курская обл. Рыльский район

Учитель физической культуры: Миреева Лариса Николаевна

дата: 27.03.2024.


Тема выступления на педсовете:

Роль дополнительного образования в формировании метапредметных и личностных результатов обучения.


Сегодня в современной системе образования детей одним из важнейших требований становится создание условий, в которых обучающиеся смогут достигать метапредметных и личностных образовательных результатов. В современной школе ученики не только приобретают определенные знания по отдельным предметам, но и развивают свои познавательные и созидательные способности, получают навыки успешной социализации в обществе. При подобном подходе роль дополнительного образования возрастает, так как оно дает возможность самореализации обучающихся в разных направлениях деятельности. Дополнительное образование может учитывать социальную среду и социальный заказ каждого образовательного учреждения.

Система дополнительного образования детей в Российской Федерации в её новом качественном состоянии - важная составляющая непрерывного образования. Она имеет свои специфические особенности: это многомерное пространство – информационное, культурное, правовое, способствующее становлению и развитию личности ребёнка. Это возможность решения жизненно важных для него проблем образования, организации досуга, выбора круга общения, духовно-нравственных ценностей и ориентиров, профессионального и личностного самоопределения, саморазвития и самореализации.

В системе дополнительного образования обучающиеся овладевают многими метапредметными умениями. Они учатся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Система дополнительного образования детей основана на огромном потенциале содержания, средств и ресурсов, способствующих достижению метапредметных результатов.

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования, метапредметные результаты освоения дополнительной образовательной общеразвивающей программы должны отражать:

  1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  7. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;


  • воспитательные (способствующие личностному развитию обучающегося),

  • метапредметные (способствующие развитию УУД, «гибких навыков»)

  • Образовательные подходы реализации программ.

  • Содержание программы с обязательным указанием образовательных технологий, деятельности обучающихся.

  • Планируемые результаты освоения программы (личностные, предметные и метапредметные).

  • Система оценки достижений планируемых результатов.

2. Использование метапредметных технологий на учебных занятиях

Именно на конкретных учебных занятиях происходит реализация метапредметного подхода в сфере дополнительного образования. Для достижения метапредметных результатов образования необходимо, чтобы в образовательном процессе соблюдались следующие принципы:

  • отказ от шаблона в структуре учебного занятия и формализма в его проведении;

  • максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность на занятии с использованием различных форм индивидуальной и групповой работы;

  • поддержка альтернативности и множественности мнений;

  • развитие функции общения на занятии, как условие побуждения к действию и ощущению эмоционального удовлетворения;

  • занимательность и эмоциональный тон занятия;

  • педагогически целесообразная дифференциация обучающихся по учебным возможностям;

  • уважительное отношению к мнению каждого;

  • развитие навыков сотрудничества и сотворчества;

  • включенность в практическую деятельность, формирующую профессиональные навыки.

  • Базовые коммуникативные навыки, которые помогают человеку развивать отношения с людьми, поддерживать разговор, эффективно вести себя в критических ситуациях при общении с окружающими (умение слушать, убеждение и аргументация, проведение презентаций, самопрезентация, публичные выступления, командная работа, нацеленность на результат).

  • Навыки self-менеджмента: помогают эффективно контролировать свое состояние, время, процессы.

  • Навыки эффективного мышления: системное мышление, креативное мышление, структурное мышление, логическое мышление, поиск и анализ информации, выработка и принятие решений, проектное мышление, тактическое и стратегическое мышление.

  • Управленческие навыки


3. Разработка системы оценки метапредметных результатов в системе

дополнительного образования

Особенностью образовательного процесса в системе дополнительного образования можно считать его практическую деятельностную направленность, ориентацию не столько на усвоение знания, сколько на способность его применения, использования на практике. Поэтому при оценивании индивидуальных достижений обучающихся педагоги ориентируются на созданный ребенком продукт, имеющий прикладную ценность.

К основным принципам оценивания в дополнительном образовании относят: системность, вариативность, осознанность, доступность.

Системность предполагает регулярность проведения процедур оценивания.

Вариативность – использование разнообразных видов, форм и методик оценивания, исходя из возраста обучающихся, содержания деятельности, педагогических задач и т.д.

Осознанность строится на понимании обучающимися критериев оценивания и подхода педагога.

Доступность оценивания заключается в определенной легкости проведения его процедур и обработки результатов.

В целом, оценивание в дополнительном образовании детей является эффективным педагогическим средством развития деятельности обучающихся при условии его систематического использования, понимания ребенком критериев и оснований оценки, а также использования педагогом разнообразных видов оценки и развития оценочной деятельности в соотнесении с задачами развития творческой деятельности и личностного развития обучающихся.

Отсутствие в дополнительном образовании единых образовательных стандартов существенно осложняет оценивание результативности деятельности обучающихся в ходе освоения дополнительных образовательных программ. Педагоги дополнительного образования сами определяют и зачастую разрабатывают необходимые и наиболее эффективные методики оценивания, исходя из своих педагогических целей и задач.

Таким образом, в сфере дополнительного образования детей принято выделять несколько параметров, по которым оценивается деятельность обучающихся, их достижения образовательных, личностных и воспитательных результатов.

1. Освоение обучающимися содержания дополнительной образовательной программы.

Критериями данного параметра могут выступать глубина и широта знаний, грамотность (соответствие существующим нормативам, правилам, технологиям), уровень компетенций, разнообразие умений и навыков в практических действиях.

2. Устойчивость интереса обучающихся к деятельности по программе и изучаемой образовательной области.

Критериями данного параметра являются характер мотивов прихода в коллектив, продолжительность пребывания в коллективе, характер мотивов ухода ребенка из коллектива, характер участия ребенка в деятельности.

3. Личностные достижения обучающихся.

Критериями данного параметра может стать направленность динамики личностных изменений.

Формирование и развитие метапредметных компетенций обучающихся в учреждении дополнительного образования детей будет способствовать обновлению содержания деятельности детских объединений, росту профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования детей, повышению качества дополнительного образования.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!