Профессиональная образовательная
автономная некоммерческая организация
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Социально-экономический факультет
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
по программе профессиональной
переподготовки «Философия» на тему:
«ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В УСЛОВИЯХ ПОСТМОДЕРНИЗМА»
Выполнил: | Лазарев Арсений Иннокентьевич, слушатель программы переподготовки «Философия» |
Проверил: | Багиян Максим Суренович, руководитель образовательной программы |
Волгоград
2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………... | 3 |
Глава 1. Постмодерн как феномен развития современного человека и общества………………………………………………………………………... | 6 |
Глава 2. Философия образования как отрасль философского знания…...... | 10 |
Глава 3. Высшее образование в эпоху постмодерна………………………... | 14 |
Заключение……………………………………………………………………... | 18 |
Библиографический список…………………………………………………… | 19 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена противоречиями, возникшими в период становления постмодернистской культурной ситуации между:
– Формированием постмодернизма как ведущей категории бытия современного человека и трудностями адаптации общества к этим изменениям;
– Традиционной парадигмой российской высшей школы, преобразованиями в культурно-образовательной сфере жизни современного общества и духовными потребностями молодого поколения;
– Трансформацией ценностных ориентаций субъектов учебной деятельности и закоренелостью образовательной системы, неспособной адаптироваться под текущие изменения;
– Изменением роли высшего образования в обществе и технократическим подходом в реализации образовательной политики, которая не учитывает личностные мотивы поступающих в высшие учебные заведения.
Все эти факторы определили тему итоговой аттестационной работы: «Философские проблемы высшей школы в условиях постмодернизма».
Теоретические вопросы, затронутые в содержании итоговой аттестационной работы, рассматривали в своих исследованиях А. А. Андреев, И. Г. Геращенко, Е. И. Гриднева, М. С. Иванов, Ж.-Ф. Лиотар, Б. Р. Мандель, О. А. Михалина, А. В. Мушич-Громыко, Дж. Р. Найт, Г. Н. Оботурова, И. Г. Фомичева, П. В. Хало, Н. Л. Худякова, М. С. Яницкий.
Цель итоговой аттестационной работы состоит в теоретическом осмыслении философских проблем высшей школы в период становления новой общественной формации – постмодернизма.
Объект – высшая школа в условиях становления постмодернизма.
Предмет – философские проблемы развития высшей школы в парадигме постмодернизма.
Задачи:
Проанализировать теоретические подходы и взгляды учёных к постмодернистской модели жизнедеятельности, представленных в философской и обществоведческой литературе, а также в научной периодике.
Раскрыть содержание понятия «постмодернизм», обозначить его связь с системой высшего образования.
Рассмотреть этапы формирования постмодернизма как общественного явления.
Охарактеризовать систему функционирования и взаимодействия личности и общества в период формирования модели постмодерна.
Дать определение и указать основные подходы философии образования как отрасли науки, анализирующей социальное взаимодействие субъектов образовательной деятельности в новой модели жизни общества.
Обозначить основные направления и тенденции развития высшего образования в постмодернистском дискурсе.
Основным методом, применяемым в процессе изучения темы, являлся метод анализ научной философской и обществоведческой литературы отечественных авторов, в ходе которого применялись частные методы:
Метод деконструкции, заключающийся в возможности анализировать высказывания авторов исследований, отбирать нужный материал и включать его в свой текст с указанием источника и сочетать его с высказываниями других авторов.
Аксиоматический метод, подразумевающий построение текста на основе положений научных исследований, принятых за аксиому и их терминологии, идеи, законов, дополняемых анализом и оценкой.
Комплексный анализ, то есть, межпредметный анализ, обеспечивающий рассмотрение одного и того же предмета исследования в разных науках, в данном случае, – в философии, педагогике, психологии и социологии.
Феноменологический анализ – анализ крупного явления, процесса, системы как феномена науки, а также научное описание их состава и наиболее общих характеристик [7].
Работа содержит титульный лист, оглавление, введение, три главы, последовательно раскрывающие заявленную тему исследования, заключение, а также таблицы. Библиографический список содержит 14 позиций. Совокупный объем работы – 20 страниц.
Глава 1. ПОСТМОДЕРН КАК ФЕНОМЕН РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Термин «модерн» имеет в современном обществе два значения.
Первое значение – это стиль в искусстве, получивший наибольшее распространение в последней декаде XIX – начале XX столетия (от французского «moderne» – современный). Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более «природных», отказ от симметричных форм, широкое использование и смешение элементов из других стилей: барокко, ампир и пр. Предтечей стиля модерн послужил японский стиль эпохи императора Мэйдзи (1868 – 1912).
Второй смысл – это историческая эпоха новейшего времени, характеризуемая новым мировоззрением, сменившим религиозное мировоззрение и традиционные ценности общества [13, с. 187].
Исторический процесс формирования общественного уклада осуществлялся в следующей последовательности (табл. 1):
№ | Эпоха | Период | Краткая характеристика |
1. | Премодерн | До XVII в. | Архаично-религиозное мировоззрение Традиционное иерархическое общество Религиозная абсолютная монархия |
2. | Модерн | XVII – XX вв. | Научное мировоззрение Индустриальное общество Принцип равенства и прогресса Демократия, социализм, коммунизм |
3. | Постмодерн | XXI в. | Мировоззренческий хаос Информационное общество Виртуальная среда Глобализация |
Таблица 1. Сравнение общественных укладов исторических эпох
Социальные процессы, происходящее в последние десятилетия в обществе и культуре развитых стран, большинство мыслителей, оперирующих в рамках исторической системы «Премодерн – модерн –постмодерн», называют «вторым фазовым переходом», т. е. переходом от модерна к постмодерну. Этому переходу отводится еще более серьезная роль в мировом историческом процессе, нежели первому – от премодерна к модерну. Проблема активно обсуждается не только в науке, но и широкой общественности. Сегодня в философии, истории, социологии, культурологии и других науках существуют десятки различных теоретических подходов к проблеме постмодерна [13, с. 187].
Постмодерн – это модель, некоторая научная проекция состояния мира в будущем, прогнозируемая исходя из текущих тенденций развития.
Термин «Постмодернизм» используется как для широкого обозначения специфики ситуации культуры второй половины XX века, так и философской мысли, представленной следующими мыслителями: Ж. Лакан, И. Деррида, Ж. Делёз, М. Фуко и другими [9].
Постмодерн – третья стадия в развитии капитализма после модерна и премодерна, представляющая собой новую эпоху в развитии человечества, для которой характерно качественное увеличение рукотворных неопределенностей, появление новых рисков, что связано с усложнением социокультурной динамики общества, саморазвитием социума, переходом к нелинейности, глоболокальности, а также с возникновением виртуальной реальности. Данное состояние общества объективно ведет к дисфункциональности прежних институциональных форм жизнедеятельности. Неудивительно, что однозначное определение постмодерну весьма трудно определить.
Основными чертами постмодернизма выступают:
– Потеря субъекта;
– Игра со стилями и смыслами предшествующих эпох;
– Стирание любых границ между определённостями, структурами, институтами и формами [9].
Зарождение постмодерна проходило в 1960 – 1970-е гг., оно связано и логически вытекает из процессов эпохи модерна как реакция на кризис ее идей, а также на так называемую «смерть супероснований»: бога (Ф. Ницше), автора (Р. Барт), человека (Э. Монтегю).
В последние годы постмодернизм уже создал собственную специфическую традицию не только социального, но и психолого-педагогического анализа. Здесь существуют различные подходы, которые далеко не всегда можно свести к общему знаменателю. Тем не менее, большинство исследователей постмодернизма указывают на одни и те же явления, которые, очевидно, и выступают проявлениями постмодерна.
Все эти разрозненные характеристики представляется возможным сгруппировать и представить в виде некоторой структуры, более удобной для отражения основных социальных и психологических признаков постмодернистского общества, и включающей особенности межличностных отношений, семейных отношений и социализации детей, норм и ценностей, культуры и образа жизни, идентичности личности.
Наиболее ярким проявлением постмодернизма является изменение в содержании, характере и самой природе отношений между людьми. При переходе от традиционного общества к модернистскому в человеческих отношениях уже была существенно редуцирована эмоциональная составляющая. Возросла интернальность человека, что проявлялось, с одной стороны, в усилении интимности и эмпатии в межличностных отношениях, с другой – в сокращении эмоциональности в общественных и деловых отношениях, как отнимающей время у прагматически настроенного на индивидуальную самореализацию человека эпохи модерна. Экономические ценности в обществе преобладают, научно-технический прогресс возведен в культ, культура превратилась в сферу бизнеса, религия превратилась в формальность – на этом фоне и отношения между людьми стали экономическими [4, с. 80].
Концепция и эпоха постмодернизма претендует на создание «нового мышления», «новой идеологии», задача которой – размывание устоев, ценностей и границ традиционного философского европейского знания.
Взамен «классическому проекту» социальной жизнедеятельности представитель постмодерна предлагают:
– Не создавать никаких новых идеалов вместо уже отвергнутых старых. Истина невозможна, её поиски – иллюзия старой философии.
– Создавать новую жизнетворческую культуру, утверждающую полную свободу человека, свободу творчества и личности везде и во всём без границ.
– «Хаос» должен прийти на смену «порядку» в культуре и обществе. Должно быть множество культур, политических систем, между которыми должны быть стерты все грани.
Характерной чертой постмодернизма в философии также является то, что многие постмодернисты выдвигают новый тип философствования – философствование без субъекта.
В целом можно сказать, что постмодернизм представляет собой реакцию на изменение места и кода культуры в обществе и цивилизации в целом: на сдвиги, происходящие в искусстве, религии, морали в связи с новейшей техникой постиндустриального общества.
При всём своём негативизме восприятия постмодернизма в обществе, нельзя забывать и о том, что он настаивает на гуманитаризации, антропологизации знания и содержит в своих сценариях некоторое число позитивных моментов [9].
Глава 2. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК
ОТРАСЛЬ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
Современная отечественная система образования прошла достаточно большой путь своего становления и развития. В разные исторические периоды теоретические формировались и реализовывались на практике цели, приоритетные ценностные мотивы, формы организации обучения и способы взаимодействия в системе отношений «Педагог – ученик», которые соотносились с конкретными государственными задачами и уровнем развития общества.
Термин «Философия образования» был введен философом и литературным критиком Василием Васильевичем Розановым в 1899 г., который впервые в России конца XIX века обосновал идею необходимости научной разработки философии образования и воспитания [14, с. 7].
В. В. Розанов в своих работах пытался осмыслить современное ему образование, игнорирующее, учение о человеке, его месте в природе, истории, культуре. По его мнению, закономерно, что учитель, который вынужденно оперирует абстрактным знанием, лишается возможности и способности вступать в диалог с индивидуальностью ребенка и педагогу приходится работать с безликой толпой. Ученый считал, что именно государство установило такой способ коллективного обучения [3, с. 127].
Философия образования представляет собой рефлексию над педагогическими проблемами. Она есть ответ на кризис системы образования. Именно на стыке философии и педагогики возможна разработка современной концепции образования.
Как отмечает Н. Л. Худякова, только обращение к философскому способу познания помогает осмыслить место образования, как в бытии индивида, так и в общественном бытии и найти способ согласования этих входящих в противоречие аспектов целостного бытия человека [4, с. 17].
Глобальность образовательных проблем в развитии общества связана с потребностью рынка труда в высокопрофессиональных и творчески мыслящих работниках, в повышении роли и значения информации и знаний, которые становятся одной из основных форм собственности, неотделимой от человека.
Признаками развития новой цивилизации становятся:
– приоритет интеллектуальной деятельности;
– преодоление водораздела между трудом, образованием и досугом;
– сдвиг от создания материальных благ к производству услуг;
– развитие информационного общества, информации как новой всеобщей меры труда, как индустрии;
– зависимость социального положения от различий в образовании [11].
Всё это приводит к изменению места и роли образования в развитии общества, требующего полноценно образованных людей; превращает образование в одну из форм реализации прав человека, в стратегически важную сферу человеческой жизни; требует изменений в самой системе образования, воспитания, педагогической деятельности [11].
Объектом философии образования является обобщенная педагогическая реальность прошлого и настоящего, выраженная в форме идей, направлений, концепций, систем, моделей, программ, теорий, технологий и т.д., т.е. сумма документально зафиксированных знаний, относящихся к воспитательно-образовательной сфере.
Предметом философии образования являются закономерные и устойчивые взаимосвязи методологических знаниевых структур, относящихся к педагогической сфере, возможности и условия их сочетания, совмещения, взаимодействия в реальном образовательном процессе.
Основные задачи философии образования:
– анализ и осмысление современного состояния систем образования;
– исследование направленности стратегических изменений в сфере образования;
– изучение способов систематизации и структуризации педагогических знаний;
– выявление наиболее оптимальных критериев и способов структуризации педагогического знания;
исследование психолого-педагогических механизмов образовательных взаимодействий в рамках разных моделей и типов воспитания [12, с. 9]
Философия образования вырабатывает философскую систему знаний, составляющую теоретическую основу образования. Источником такой системы знаний будет вся философия.
Философские знания, составляющие содержание философии образования, необходимы:
– для понимания и объяснения структуры образования человека из ее соотнесения со структурой мира в целом и бытия человека в частности;
– для прогнозирования направленности развития системы образования;
– для проектирования и организации образовательного процесса [6, с. 40].
Рассматривать философию образования как самостоятельную научную дисциплину и определить ее содержание можно с позиций:
1. Системного подхода, позволяющего подойти к изучению и построению образовательного процесса как к целостности.
2. Деятельностного подхода, позволяющего построить модель образовательного процесса с точки зрения теории деятельности. При этом выделяется предмет педагогической деятельности и устанавливается необходимость изучения закономерностей существования и развития этого предмета для определения средств педагогической деятельности и способов её организации.
2. Генетического подхода, позволяющего исследовать и проектировать образовательный процесс исходя из ориентации на всеобщие закономерности развития.
3. Антропологического подхода, позволяющего исследовать и проектировать образовательный процесс исходя из ориентации на закономерности развития человека как такового.
4. Культурологического подхода, позволяющего исследовать и проектировать образовательный процесс исходя из закономерностей социокультурного развития человека и закономерностей существования различных культур.
5. Аксиологического подхода, позволяющего исследовать и проектировать образовательный процесс исходя из закономерностей развития ценностного мира человека.
6. Гносеологического подхода, позволяющего исследовать и проектировать образовательный процесс исходя из закономерностей познания человеком действительности и закономерностей развития целостной картины мира в его сознании [14, с. 32].
В рамках философии образования могут быть элементы научных знаний, но лишь определенных характеристик. Например, это знания междисциплинарные, знания фундаментальные, знания на уровне закономерностей и принципов. Такие знания являются системными и структурированными, функционально взаимозависимыми и многоуровневыми [1, c. 28].
Таким образом, в рамках философии образования возможно решение различного ряда проблем педагогической теории и практики, как частного, так и общего характера. Философия образования это одновременно рефлексия и обобщенная система взглядов на образование, это некое размышление об образовании и анализ философских проблем, но в тоже время это и система обобщенных взглядов на образование.
Глава 3. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНА
Изменения в экономике, культуре, технологиях во второй половине ХХ века и в начале ХХI века вызвали к жизни необходимость философской рефлексии, выдвигающей новую ценностную парадигму для истолкования мира, в том числе и образования. Ответом на эти изменения являются идеи постмодернизма, предлагающего критический и трансформирующий взгляд на современность [8, с. 59].
Наиболее известными представителями западной философии образования в рамках постмодернистской теории являются Ж. Бодрийяр, Г. Жиру, А. Ларо, Ж.-Ф. Лиотар.
В рамках постмодерна разрабатывается оригинальная философско-экономическая концепция современного информационного образования. Постмодерн представляет собой многостороннее социальное явление, где затрагиваются проблемы образования, экономики, философии, политики, искусства и др. [2, с. 10].
Актуальными задачами обращения к данной теме становятся необходимость нового подхода к образованию и изменение концептуальных рамок философии образования [8, с. 60].
Большинство сочинений исследователей-постмодернистов обращены к социальным аспектам образования.
Суть любой постмодернистской педагогической философии включает следующие положения:
– объективная истина неопределима;
– язык не осуществляет нашего контакта с реальностью;
– язык и смысл бытия созданы обществом;
– метаистория есть социальная конструкция, развивающаяся господствующими классами с целью узаконить свои позиции и привилегии;
– знание – сила;
– школы традиционно функционируют как факторы этой силы для обеспечения социального контроля через манипулирование знанием.
Для постмодернистского подхода к образованию характерны также такие идеи, как:
– важность понимания плюрализма различных взглядов,
– важность для противоположных групп иметь диалог между друг другом
– потребность демократического общения, которое является решающим условием осуществления перемен [10, с. 94].
Многоаспектно анализирует проблемы и особенности высшего образования в ситуации постмодернизма И. Г. Геращенко [2]. Он отмечает, что в условиях постиндустриального общества существенные изменения претерпевают субъекты педагогического процесса. Наиболее восприимчива к ним молодежь, поскольку она непосредственно реагирует на модернизацию духовности.
Отличительной особенностью современного человека, к сожалению, стало потребительское отношение к жизни. Общество потребления, несомненно, обладает рядом притягательных черт, однако, негативных характеристик в нем не меньше. Рыночная идеология формирует человека с раннего возраста, благодаря чему он очень быстро учится все считать и просчитывать. Любое педагогическое действие оценивается, прежде всего, с точки зрения его полезности. Это типичная ситуация экономического детерминизма, когда из поля зрения человека вытесняются все иные факторы, кроме экономического.
В постмодернистском обществе преподаватель вуза уже не воспринимается в качестве нравственного образца, как это было в эпоху классических университетов. Поскольку деформируются этические нормы, то не может избежать подобной участи и этикет. Внешняя воспитанность перестает быть показателем образованности. Это относится и к сфере современного предпринимательства, где этикет не всегда в почете. Такие дисциплины, как например, «Деловая этика и этикет» во многих вузах просто убрали из программы.
Эталон образованного и всесторонне развитого человека все в большей степени заменяются компетенциями. Стандартизация программ высшей школы ведет к потере всестороннего подхода в преподавании, что было характерно для классических университетов. Формируются страты узких специалистов, задействованных на конкретную профессию. Если данная профессия уходит с рынка, то специалисту с высшим образованием предлагают переучиваться, осваивая новую узкую специальность.
Традиционная интеллектуальная элита претерпевает существенные изменения. Как отмечал один из основателей постмодерна Ж.-Ф. Лиотар, нынешнее высшее образование «звонит отходную по эре Профессора» [5, с. 122], поскольку специалисты высшей квалификации не способны конкурировать с запоминающими устройствами в деле простой передачи информации.
Не способствует повышению авторитета профессорско-преподавательского состава и сложившаяся пагубная традиция высмеивания науки и ученых в средствах массовой информации, особенно на телевидении. Здесь они, чаще всего, изображаются оторванными от жизни чудаками.
Обостряется и проблема безопасности и стресса в образовательной среде. Большинство учащихся знакомо с этими проблемами не понаслышке. Ситуация незащищенности и стресса сопутствует таким характеристикам постиндустриального общества, как открытость, высокая конкуренция, сложность жизни, отчуждение и др. Большинство студентов сталкивается с необходимостью оплаты обучения, кредитов, со сложными взаимоотношениями в семье, и со сверстниками. Результатом этого становится постоянный стресс, приводящий нередко к психосоматическим заболеваниям [2, с. 10].
Таким образом, следует отметить следующие аспекты развития высшего образования в поле постмодерна:
Несмотря на достаточно проработанную теоретическую концепцию постмодернизма в образовании, особенно в трудах европейских философов, необходимо подчеркнуть, что у данной концепции много противоречий и негативных черт, противоречащих ценностям классической науки.
Отсутствие готовности системы высшего образования к изменениям, хаос в ценностной и бытийной структуре образовательного процесса среди организаторов, преподавателей и обучающихся не дает возможности оперативно подготовиться к переходу к новому типу общества.
В теории постмодерна, сформировавшейся в настоящий момент, нет духовных основ, на которые может опереться личность обучающегося в вузе человека. Отсутствует гарантия успешного поиска своего места в жизни, профессии и труде у выпускника с высшим образованием.
Реализация концепции постмодерна в высшем образовании слишком зависима от личностных воззрений субъектов, притворяющих ее в жизнь, и не всегда стыкуется с постулатами данной концепции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги аттестационной работы, отметим основные результаты теоретического анализа темы.
В первой главе мы дали определение понятию постмодернизма, обозначили основные этапы формирования концептуальной модели «Премодерн – модерн – постмодерн», характеризовали основные черты постмодерна и его влияние на жизнь современного человека и общества.
Задачей второй главы было раскрытие содержания термина «Философия образования», т.к. без понимания предназначения, истории формирования, предмета, методов и направленности этой философской дисциплины было бы невозможно анализировать проблемы высшего образования в условиях постмодернизма.
Третья, заключительная, глава дала ответ на вопрос о том, какими преобладающими чертами можно описать систему функционирования высшей школы и проблемы трансформации, обусловленные ее приоритетными положениями.
Содержание глав итоговой аттестационной работы указывают на то, что цель и задачи исследования были реализованы, чему способствовали достоверные научные публикации ученых гуманитарной направленности – философов, педагогов, социологов, использованных в тексте аттестационной работы с указанием точных библиографических сведений в системе ссылок и их обозначением в списке использованной литературы.
Настоящая работа может быть использована преподавателями философских дисциплин и студентами философских факультетов для ознакомления с темой философских проблем высшей школы в условиях постмодернизма.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Андреев, А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс / А. А. Андреев. – Москва: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. – 264 с.: ил.
Геращенко, И. Г. Философия и экономика образования постмодерна / И. Г. Геращенко // Credo New. – 2019. – № 2. – С. 10.
Гриднева, Е. И. Философия образования В. В. Розанова: от прошлого к современности / Е. И. Гриднева // Вестник Волгоградского государственного университета. – Серия 7 «Философия». – 2010. – № 2. – С. 127 – 130.
Иванов, М. С. Образование в постмодернистском обществе: проблемы и перспективы / М. С. Иванов, М. С. Яницкий // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 9. – С. 78–84.
Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. – Санкт-Петербург: Алетейя, 1998. – 160 с.
Мандель, Б. Р. Философия образования: учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б. Р. Мандель. – Москва: Директ-Медиа, 2017. – 501 с.
Методы работы с текстом // Как написать выпускную квалификационную работу?: сайт для студентов кафедры информатики, теории и методики обучения информатике Глазовского государственного педагогического института им. В. Г. Короленко. – Режим доступа: https://www.sites.google.com/site/thisdiplomaworks/lit/lit2
Михалина, О. А. Философия образования и постмодернизм / О. А. Михалина // Мировоззрение – философия – религия: сборник научных трудов. – 2012. – Вып. 2. – С. 58–68.
Мушич-Громыко, А. В. Основные черты постмодернизма в философии / А. В. Мушич-Громыко // Rusnauka: база данных. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/15_NPN_2009/Philosophia/45928.doc.htm
Найт, Дж. Р. Философия и образование / Джордж Р. Найт; перевод с английского, предисловие и примечание М. В. Бахтина. – Санкт-Петербург: Анима, 2001. – 244 c.
Оботурова Г. Н. Философское осмысление образовательного мифотворчества / Г. Н. Оботурова. – Вологда: Русь, 1998. – 157 с.
Фомичева, И. Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме / И. Г. Фомичева. – Новосибирск: Изд-во Сибирского отделения РАН, 2004. – 242 с.
Хало, П. В. Наука и образование в эпоху постмодерна / П. В. Хало // Вестник Таганрогского института им. А. П. Чехова. – 2017. – № 2. – С. 186–193.
Худякова, Н. Л. Философия и развитие образования: учебное пособие / Н. Л. Худякова. – Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2009. – 230 с.
13