Педагогическая цель | создать комфортные условия для формирования представлений подводного животного мира; рисование по представлению и с натуры с элементами аппликации. |
Задачи | Образовательная: формировать представление о многообразии аквариумных рыбок; обучать правильному составлению композиции, технике подбора и смешивания красок, соблюдению пропорций; совершенствовать изобразительные навыки. Развивающая: способствовать развитию образного представления, творческого восприятия действительности, наблюдательности, образного мышления, правильной связной речи, памяти, внимания. Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, способствовать воспитанию эмоциональной отзывчивости, эстетического чувства, любовь и бережное отношение к окружающему миру, культуру поведения при фронтальной, коллективной и индивидуальной работе, чувство взаимопомощи, самостоятельности. Здоровьесберегающая: создание благоприятных условий, эмоционального и психологического климата в классе для восприятия учебного материала и раскрытия потенциала каждого ребенка, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка при помощи различных физкультминуток и упражнений. |
Планируемые результаты (предметные) | Познакомятся с разными видами аквариумных рыбок; научатся передавать свои впечатления средствами художественной выразительности, выполнять рисунок на заданную тему; замечать и ценить красоту мира животных, их благотворное влияние на здоровье человека, осознавать необходимость нести ответственность за домашних животных. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: научатся строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, извлекают полученную информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; рассматривают иллюстрации с целью освоения и использования информации; Регулятивные: научатся контролировать свои действия в соответствии с заданием, принимать учебную задачу, планировать алгоритм действий; Коммуникативные: научаться участвовать в коллективных обсуждениях, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы; Личностные: имеют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения. |
Формы и методы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная. Методы: словесный, наглядный, практический. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Художественные материалы, пропорции, композиция. |
Наглядно – демонстрационный материал | Мультимедийная презентация, образец педагогического рисунка; литературный ряд - загадка, музыкальный ряд – К. Сен – Санс «Аквариум» (из цикла «Карнавал животных»). |
Оборудование | доска SMART, магнитная доска, гуашь, кисть, палитра, альбомный лист, баночка с водой, карандаш, тряпочка, клей, ножницы. |
Используемые технологии | Технология деятельностного метода, уровневая дифференциация, ИКТ, здоровьесберегающая технология (физминутки, упражнения по методике В.Ф. Базарного.) технология поддержки и сопровождения в учебной деятельности. |
Ход занятия |
Этапы занятия | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Организационный момент. | Фронтальная, индивидуальная | Приветствие. Эмоциональный настрой. -Здравствуйте, уважаемые гости, ребята! - Давайте улыбнемся друг другу! Мы добры и приветливы. Мы все здоровы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Проверьте, все ли у вас готово к занятию: альбомный лист, краски, кисти, ножницы, клей, баночки с водой? | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к занятию, эмоционально настраиваются на урок. | (Регулятивные УУД) Самоорганизация и организация своего рабочего места. (Личностные УУД) Имеют мотивацию к учебной деятельности. |
II. Самоопределение к деятельности. | Фронтальная индивидуальная коллективная. Словесный, наглядно-демонстрационный, практический. | (Звучит шум морского прибоя.) - Ребята, прислушайтесь. Что это за шум? (Это шумит море.) - Давайте, мы с вами сейчас закроем глаза и немного пофантазируем. Представьте, что мы оказались на берегу моря. Над головой у нас голубое небо с облаками, светит яркое ласковое солнце, под ногами золотистый песок, а впереди – море. Как красиво вокруг! - Сегодня нас ожидает встреча с удивительными представителями подводного мира. А вы знаете, кто живет под водой? (Ответы детей) - Отгадав загадку, вы узнаете, о каких морских обитателях пойдет сегодня речь. У родителей и деток вся одежда из монеток. (рыбки) - Насчитывается около 25 000 разных видов рыб, но мы не всегда можем увидеть их обитателей. Но люди смогли перенести частичку подводного мира домой. Где в домашних условиях можно содержать рыбок? (В аквариуме) - У кого из вас дома есть аквариум? Какие рыбки в нем живут? АКВАРИУМ – “аква” по- гречески означает вода. Искусственный водоём, предназначенный для содержания рыб, других водных животных и растений. - Итак, тема нашего занятия рыбки в аквариуме. Давайте поближе познакомимся с некоторыми аквариумными рыбками. | Отвечают на вопросы учителя. | Познавательные УУД) Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций, нахождение закономерностей, самостоятельное продолжение их по установленному правилу. (Личностные УУД). Осознание своих эмоций, интереса к изучению окружающего мира. (Коммуникативные УУД) Умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать своего товарища, учителя. |
III. Усвоение новых знаний и способов деятельности. Физминутка для глаз. 2. Беседа «Аквариумные рыбки». | Словесный, наглядно-демонстрационный, практический. | - Чтобы замечать красоту этих прекрасных обитателей подводного мира, нужно быть внимательными и наблюдательными. Давайте выполним упражнения для глаз. Комплекс 1 (по В. Ф. Базарному): исходное положение: стоя. Сделать глубокий вдох, затем, наклоняясь вперед к крышке парты, выдох (повторить 5 раз); Крепко зажмурим, глаза, потом открыть (4 раза); Руки на пояс, поворачивая голову в стороны, смотреть попеременно на правый и левый локоть (4 - 5 раз); Смотреть сначала на доску 2-3 секунды, затем на кончик пальца перед собой 3-5 секунд (5-6 раз); Руки вытянуть вперед и, глядя на кончики пальцев, поднимать их и опускать (5 - 6 раз); Держа указательный палец правой руки перед собой, проводить рукой слева направо (4 - 5 раз, "маятник") Посмотрели глазами в окно, теперь на зеленые комнатные растения, стоящие на подоконнике. Просмотр презентации (Каждый слайд сопровождается рассказом учителя) Разнообразие аквариумных рыбок велико: (Слайд 1) они отличаются друг от друга продолжительностью жизни, размером, окраской, формой хвоста и плавников. (Слайд 2)Сегодня я предлагаю познакомиться с наиболее распространенными видами этих прекрасных созданий. Гуппи – самая распространенная популярная аквариумная рыбка. Размеры у них небольшие 1,5-3 см. Могут иметь различную окраску. (Слайд 3) Меченосец – красивая, ярко окрашенная рыбка. Тело вытянутое, плотное, приплюснутое по бокам. Меченосцы характеризуются вытянутым в виде меча нижним краем хвостового плавника. (Слайд 4) Гурами – рыбка, украшенная блестящими пятнышками, напоминающими жемчужины. Необычны у этого жителя аквариума брюшные плавники, превратившиеся в нити. Они используются как осязательный орган, так как в природе эти рыбки живут в мутной воде. В аквариумах у гурами то же сохранилась привычка все ощупывать этими плавниками. (Слайд 5) Данио – рерио – изящные, проворные рыбки, тело которых украшено продольными полосками, которые проходят по всему телу. Обычно держатся стайкой. Длина около 5 см. Родина этих рыбок – Индия. (Слайд 6) Золотая рыбка выведена в Китае. Существует много разновидностей золотой рыбки: комета, вуалехвост, телескоп, львиноголовка и другие. (Слайд 7) Вуалехвост замечателен хвостовым плавником, похожим на вуаль. Комета отличается длинным хвостовым плавником, по форме напоминающим хвост летящей в небе кометы. Львиноголовка – свое название получила благодаря необычным выростам на голове, похожими на гриву льва. Телескоп – имеет огромные выпуклые глаза. Конечно не обойтись в аквариуме без растений. (Слайд 8) Живые растения совместно с бактериями осуществляют естественную очистку воды, благодаря чему вода избавляется от вредных для рыб веществ. Рыбки часто общипывают молодые листья, получая дополнительную витаминную добавку к корму, так же служат укрытием для некоторых рыб. Аквариумные растения служат прекрасным фоном, подчеркивающим окраску рыб и их красоту, радуют глаз наблюдателя. Многие экзотические растения красивы и необычны сами по себе. Обратите внимание на цвет, форму растений. | Выполняют движения за учителем. Слушают учителя, смотрят слайды, делятся впечатлениями. | (Познавательные УУД). Анализируют полученную информацию. Регулятивные УУД). Умение принимать и сохранять учебную задачу. (Коммуникативные УУД) Умение вступать в учебное сотрудничество, слушать учителя. (Личностные УУД) Ориентирование на красоту подводного мира, проявление интереса к учебному предмету. Умение применять правила охраны своего здоровья. |
Работа с ИД | Фронтальная. Словесный, практический с использованием ИД. | -Мы посмотрели на изображения разных рыб. Скажите, а чем похожи все эти рыбки? ( Формой, частями тела). - У меня есть аквариум (вывешиваю на доску заранее приготовленный макет). Но он пустой, давайте заселим его. Вспомните, кроме рыбок, что еще должно быть в аквариуме? (Растения водоросли, камешки, ракушки). - Давайте попробуем составить композицию на ИД. - Что поместим в аквариум в первую очередь? (растения, камушки) - Вот такая примерно композиция у нас с вами должна получиться. Итак, за работу! | Слушают учителя, отвечают на поставленный вопрос. Дети на ИД составляют схему будущей готовой аппликации. | (Познавательные УУД) Понимание смысла задания, возможность применить ранее полученные знания. (Регулятивные УУД) Проявление самостоятельности и самоконтроля. (Коммуникативные УУД) Умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать и понимать речь других. |
IV. Творческая практическая деятельность 1. Пальчиковая гимнастика. 2. Практическое задание. | Групповая, индивидуальная. Словесный, практический. | - Для выполнения творческой работы я предлагаю вам разбиться на группы. - Каждая группа должна будет выполнить свою работу. 1 группа – рисует аквариумных рыбок. 2 группа – среду обитания – водоросли, камушки. -Помните о соотношении форм и размеров, используйте свою фантазию, ведь подводный мир еще так мало изучен. - Подготовим к работе наши руки, выполним пальчиковую гимнастику. «Рыбки» Мы аквариум помыли (движения руками из стороны в сторону), Рыбок кормом покормили (перетирающие движения пучками пальцев). Подрастайте, наши рыбки (широко разводим руки в стороны), И дарите нам улыбки (улыбаемся). (По ходу работы контролирую правильность приёмов работы, оказываю помощь учащимся, затрудняющимся в выполнении задания. Во время работы тихо звучит музыка: К. Сен – Санс «Аквариум» (из цикла «Карнавал животных»). - Пофантазируйте, представьте себе, как бы могло выглядеть морское дно с его обитателями и подводными растениями. Теперь воображаемое изобразите в своем рисунке. -Рыб прописываем цветом, показываем их яркость, необычность форм, разнообразие. Подсохший рисунок прорисовываем, подчеркивая контуры, линии, мелкими деталями придаем выразительность, проработанность. Уточняем особенности внешнего вида (чешуя, плавники). - Камни и водоросли разной формы, размера и цвета, не забываем смешивать краски. | Дети делятся на группы Выполняют движения за учителем. | (Личностные УУД) Сориентированы на плодотворную работу, соблюдают нормы и правила поведения. (Регулятивные УУД) Удерживают цель деятельности до получения её результата; планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий) (Познавательные) Умеют анализировать информацию, план работы, выделяя основные этапы и приемы рисования, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение). (Коммуникативные УУД) Понимают смысл заданий, умеют формулировать ответы на вопросы. |
3. Физминутка. | Коллективная. Практический. | - А сейчас давайте отдохнем. Мы ногами топ – топ, (Топают ногами) Мы руками хлоп – хлоп, (Хлопают в ладоши). Мы глазами миг – миг, (Моргают глазами). Мы плечами чик – чик . (Поднимают поочередно то правое, то левое плечо.) Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг себя. (Повороты.) Раз присели, два – все встали. (Приседают, поднимаются, руки на поясе.) Руки кверху все подняли (Поднимают руки вверх.) Сели – встали, сели – встали, Ванькой – встанькой словно стали. (Легкое покачивание головой влево – вправо.) Раз – два, раз – два, заниматься нам пора. (Шагают на месте.) | Выполняют движения по тексту за учителем | (Личностные УУД) Понимают необходимость в сохранении своего здоровья, осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физминутке. |
5. Выполнение коллективной аппликации. | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный, практический. | - А теперь вырезаем готовые рисунки, помним правила пользования ножницами. - Закончим нашу работу, приклеив вырезанные детали нашего аквариума в такой последовательности: водоросли, камни и наконец, рыбки. - Посмотрите, какой замечательный аквариум у нас получился! | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Дети подходят к доске и приклеивают свои работы на макет аквариума | (Регулятивные УУД). Умеют планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, осуществляют итоговый контроль деятельности. (Коммуникативные УУД). Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, осуществление взаимоконтроля по ходу выполнения задания. |
V. Рефлексивно-оценочный. | Фронтальная. Словесный. Беседа. | - Какую работу мы сегодня выполняли? - Какие аквариумные рыбки понравились? - Хотели бы вы, чтобы у вас дома был аквариум? -Аквариумные рыбки - красивые создания, многие из которых были искусственно выведены из - за своего красочного и необычного облика. За всеми рыбками, за аквариумом, где они обитают, для того, чтобы они всегда радовали нас, нужен тщательный уход. -Понравилось вам занятие? Те, кто чувствовал себя на занятии уверенно, работал в полную силу и у кого прекрасное настроение – возьмите золотую рыбку и поместите ее в аквариум; Те ребята, которые чувствовали неуверенность, которые считают, что могли бы работать лучше – синюю. - Молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали. Спасибо всем. Занятие окончено. До свидания. | Отвечают на вопросы учителя, оценивают работу на уроке. Дети выходят по одному и перемещают рыбок в аквариум на ИД | (Личностные УУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Регулятивные УУД) Умение адекватно оценивать свою деятельность. (Коммуникативные УУД) Умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. |