СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие. ОФГ. Семейный бюджет. 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал можно использовать для классного часа, внеклассного мероприятия или на уроках финасовой грамотности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие. ОФГ. Семейный бюджет. 5 класс»

Внеклассное занятие

Тема: «Семейный бюджет»

Цель: познакомить с понятием «семейный бюджет».

Задачи:

-научить ориентироваться в понятиях «доходы» и «расходы» семейного бюджета;

-определить источники формирования бюджета семьи;

-формировать бережное отношение к семейному бюджету;

-развивать познавательный интерес, память, мышление, устную речь.

Материалы и оборудование:

1.Набор гексов №1:

- шесть шестиугольников (белого цвета) с надписями категорий расходов семьи;

- шесть шестиугольников (белого цвета) с надписями категорий расходов семьи;

- один шестиугольник (красного цвета) с подписью «расходы семьи»;

- один шестиугольник с подписью (зеленого цвета) «доходы семьи».

Набор гексов №2.

- один шестиугольник (красного цвета) с подписью «расходы семьи»;

- один шестиугольник с подписью (зеленого цвета) «доходы семьи»;

- двенадцать пустых шестиугольников (белого цвета) с надписями категорий расходов семьи.

Набор гексов №3.

- десять шестиугольников с вписанными в них статьями расходов семейного бюджета и соответствующими суммами расходов;

- десять шестиугольников с вписанными в них статьями доходов семейного бюджета и соответствующими суммами доходов;

- один шестиугольник с надписью «доходы семьи»;

- один шестиугольник с надписью «расходы семьи».


2.кошелек, видеопроектор, магнитная доска, калькулятор,презентация

3. налобные шапочки

«мальчишка-шалунишка», «мама», «папа», «бабушка», «дедушка», «дочка-малышка», «сын студент»


Вид работы:

В вырезанные шестиугольники (гексы), необходимо вписать учебный материал, а затем, в качестве задания, предложить обучаемым собрать пазл. Заполнить гексы можно различными вариантами содержимого по темам финансовой грамотности: термины, условные обозначения, формулы, графики, текстовые описания. Учащимся должны выполнить задание и соединить шестиугольники. Задания также могут быть предложены разные, в зависимости от содержимого гексов: если это картинка, разрезанная на гексы, то собрать ее воедино; если это термин и его определение, то – найти пары, подходящие по смыслу и др.


Ход занятия


Вводная часть

  • Вводная беседа, презентация «Семейный бюджет»

Учитель:

  • - Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с понятием «семейный бюджет». Кто-нибудь из вас знает, что такое «бюджет»? (Высказывания детей).


  • Вводная беседа

  • Бюджет – в переводе с английского языка означает «денежная сумка». Любая семья имеет доходы. Это те деньги, которые зарабатывают и получают все члены семьи. Ни одна семья не может жить и без расходов – на питание, одежду и многое другое. Чтобы правильно вести семейное хозяйство, нужен план доходов и расходов, хотя бы приблизительный, а это и есть бюджет. Конечно, семейный бюджет может быть, и не записан на бумаге. Он, как правило, составляется не на год, а на более короткий срок, например на месяц. Но он должен быть обязательно, иначе могут произойти разные неприятности.


Основная часть

  • Гексы «Бюджет моей семьи»

Обучаемым предлагается распределить гексы, расположенные хаотично, с обозначением отдельных финансовых потоков семьи, по граням гексов, обозначающих обобщающие понятия. Допустим, на гексах с финансовыми потоками обозначены следующие понятия: питание, стипендия, пенсия, одежда, проезд, зарплата мамы, квартплата, зарплата папы, пособия на ребенка, лечение, обучение, дивиденды по акциям (см. Рисунок 1). Обобщающими понятиями для данных гексов будут расходы и доходы семьи. После того как пазл составлен (готовый вариант работы представлен на рисунке 2), учащиеся защищают свою работу.

Цвет гексов вы можете выбирать по желанию. Важно, чтобы гексы, обозначающие подкатегории классификации (финансовые потоки, в данном случае) были одного цвета, а гексы, обозначающие категории классификации (доходы и расходы семьи, в нашем примере) – другого, причем, желательно, чтобы они между собой также отличались по цвету, например, расходы обозначим красным шестиугольником, а доходы – зеленым.

Такое задание может быть выполнено по вариантам, в парах, в группах.


  • Практикум -игра «Экономия семейного бюджета»



Материалы к занятию



Основная часть

Этюд «Муха-Цокотуха»

- Сейчас мы с вами постараемся во всем этом разобраться с помощью сказки «Муха - Цокотуха», как она начинается?

Муха, Муха - Цокотуха,

Позолоченное брюхо,

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Как муха и её семья считали денежки?

- Ребята, давайте представим, что мы с вами попали в сказку, и стали большой и дружной семьёй.

(Распределяются роли: Детям раздаются шапочки-маски).

«Вечером собралась вся семья. Толкаясь в окошко, ворвался мальчишка-шалунишка. Запыхавшись, влетели бабушка и дедушка. Последним влетел отец, усталый после работы. Мальчишкагромко рассказывал всем о появлении у соседского мальчишки нового самоката.

- Так, сейчас разберёмся, только сидите тихо - сказал отец.

- Ты наш будущий ученый, - обратился отец к старшему сыну студенту

- Неси калькулятор, подсчитаем.

Папа взял калькулятор и стал считать «Доход».

- Доход – это денежки, которые мне платят на работе, то есть моя заработная плата. Каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме – 1500 денежек.

Мальчишки с уважением посмотрели на отца.


Дедушка с бабушкой в стороне не остались, встряхнули крылышками.

- Мы тоже получаем денежки, по 300, раз нас двое, то это – 600 денежек.

Вопрос к детям:

- Как вы думаете, какие денежки могли получать бабушка и дедушка? (Бабушка и дедушка тоже работали, получали свою зарплату, а теперь, когда состарились и стали быстро уставать, стали получать денежки, которые называются – пенсией).


Студент заявил, что тоже приносит денежки в доход семьи.

- О каких доходах он говорил?

стипендии, которую платит студенту институт, пока студент не выучится, и не будет самостоятельно зарабатывать денежки).

- Наша малышка тоже получает денежки, и называются они – пособие на ребёнка, - добавила мама.

- А теперь подсчитаем, каков доход нашей семьи, - сказал отец.

Заработная плата – 1500 денежек.

Пенсия бабушки и дедушки – 600 денежек.

Стипендия – 200 денежек.

Пособие на малышку – 200 денежек.

Мама нашла – 500 денежек.

- Ура! Целых 3000 тысячи денежек. Можно купить несколько самокатов! – воскликнул сын.

Вопрос к детям:

- Как вы думаете, так ли это? (ответы воспитанников).

Мама взяла листок и написала «Расход». (Дети знакомятся с понятием «расход».)

- У меня на одни продукты уходит в месяц – 1000 денежек. Зима на носу, вам нужно купить теплые сапожки, варежки – на это я потрачу 600 денежек.

Тут вмешались бабушка и дедушка:

- Надо ещё за квартиру заплатить; за свет, за газ и воду – 100 денежек. Разговор продолжила мама:

- А ещё за Малышкин детский сад – 100 денежек.

Папа и студент потребовали 200 денежек – оплачивать проезд на общественном транспорте, чтобы добраться до места работы и учёбы. Тут вмешался сын:

– Разве я не буду ходить на лыжную секцию, а ещё бабушка обещала купить книгу о компьютерах, а прогулки в кино и парк, а ещё альбомы и краски, и учебники?

Бабушка и дедушка вспомнили, что на следующей неделе собрались в театр. А у Малышки день рождения и надо купить ей куклу. Все это – 300 денежек.

- Все высказались? Тогда подведём баланс - сказал папа.

Что такое баланс не знал даже студент. Папа сложил цифры на том листочке, где было написано «расход» и получилось – 2300 денежек. Затем он вычел из доходов 3000, расходы 2300.

– Ура! Осталось ещё 700 денежек, хватит на самокат! – закричал сын.


— Это совсем не самокатные денежки, это наши накопления – сказал папа.

— Это то, что остается от дохода нашей семьи после того, как мы израсходуем денежки на всё необходимое. Их можно отнести в банк. Если они хранятся в банке, то банк выплачивает проценты.


Тут снова вступила бабушка:

- Я предлагаю вам всем подумать, где можно взять лишние денежки, на чем можно сэкономить?

Игра «Экономия семейного бюджета». Желающим сказать свое мнение, передается кошелек, и дети говорят свои идеи.


(вот из крана капает вода, а в коридоре без надобности горит лампочка, нужно экономить, чтоб не платить лишние денежки).


Составляется гекс «Семейный бюджет» Доход-Расход

Для того чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет


Доход – разные виды поступлений за определенный период времени, выраженный в денежной единице (например: пенсия, зарплата, пособие на ребенка и т. д.)

Расход – затраты материальных и денежных средств на приобретение и потребление чего – либо (например: питание, одежда, оплата квартиры и др.)

Самостоятельное выполнение задания. (набор 1) По группам


2 этап работы

По мере изучения темы обучаемым предлагается заполнить пустые гексы и сгруппировать их вокруг обобщающих понятий.


3 этап работы

Работа по группам

Учащимся предлагается составить гекс условием, чтобы бюджет семьи получился сбалансированным.

Как известно, бюджет семьи считается сбалансированным, если сумма расходов равна сумме доходов бюджета. Если сумма расходов превышает сумму доходов, то бюджет будет считаться дефицитным, если сумма доходов превышает сумму расходов, то бюджет будет профицитным.

Соответственно, обучаемые должны найти комбинацию статей и соответствующих сумм расходов и доходов, при которой доходы бюджета будут равны его расходам (см. Рисунок). После того как гекс составлен, работа должна быть обоснована.

В ходе выполнения остаются гексы, в которых записаны статьи и суммы бюджета, которые не подошли для выполнения данного задания. Они могут быть использованы в других вариациях данного задания, когда нужно составить дефицитный или профицитный бюджет.

Обучаемые должны составить вариант сбалансированного бюджета семьи, вписав возможные варианты сумм расходов в шестиугольники, и выложив их к граням нужных шестиугольников. Сначала выкладывается шесть шестиугольников, представляющих доходы семьи. Подсчитывается итоговая сумма доходов. Затем эта сумма распределяется по различным статьям доходов семьи, данные вписываются в соответствующие шестиугольники. Формируется гекс. Проверяется соответствие итоговых сумм доходов и расходов. После того как гекс составлен, учащиеся защищают свою работу.

Это задание можно предложить для закрепления материала по составлению бюджета семьи и на обобщающих уроках.


  1. Домашнее задание «Расходы семьи за один день»

(Карточки для самостоятельного заполнения детьми).

Составь список расходов твоей семьи за 1 день. Подсчитай общую сумму расходов.

  1. Домашнее задание «Фантазёры»

Представьте, что вам на день рождения подарили лотерейный билет, и он оказался выигрышным. У вас в руках оказалась довольно большая сумма денег. Составьте рассказ о своих возможных расходах.


Заключительная часть.

Подведение итога занятия.


Этюд «Рассуждалочка»

На доске висят пословицы, дети их внимательно читают и поясняют смысл прочитанного.

ПОСЛОВИЦЫ:

ДЕНЬГИ СЧЁТОМ КРЕПКИ

НЕЛЕГКО ДЕНЬГИ НАЖИТЬ, А ЛЕГКО ПРОЖИТЬ

ДЕНЕЖКА БЕЗ НОГ, А ВЕСЬ СВЕТ ОБОЙДЕТ

УГОВОР ДОРОЖЕ ДЕНЕГ

КТО ДО ДЕНЕГ ОХОЧ, ТОТ НЕ СПИТ И НОЧЬ

БЕРЕГИ ДЕНЕЖКУ На ЧЕРНЫЙ ДЕНЬ

НЕ ИМЕЙ СТО РУБЛЕЙ, А ИМЕЙ СТО ДРУЗЕЙ

КОПЕЙКА РУБЛЬ БЕРЕЖЁТ


Дети громко произносят «До скорой встречи!» и уходят с занятия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!