Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пронская средняя общеобразовательная школа» Пронского района Рязанской области
Конспект открытого урока по русскому языку,
проведенного в 10 классе 16.02.2021 года
учителем русского языка и литературы
Стариковой Г.А.
Пронск 2021 год
Тема урока: «Местоимение как часть речи: разряды по значению, употребление в речи».
Цели урока:
Образовательные: повторение и обобщение ранее изученного материала по теме «Местоимение», отработка навыка определения разряда местоимения, употребления их в речи (соблюдения орфографических и грамматических норм), подготовка к ЕГЭ.
Развивающие: формирование познавательного интереса, самостоятельности в изучении предмета на основе соединения теоретического материала с пониманием его практического применения, использование потенциала художественной литературы.
Воспитательные: воспитание читательского вкуса, трудолюбия, самостоятельности, ответственности.
Оборудование:
-УМК Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. «Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2ч. Ч 1.-М., ООО «Русское слово», 2019 год.
-поурочные разработки по русскому языку к учебнику. Будникова Н.Н., Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г. М., «ВАКО», 2016 год.
-презентация к уроку, компьютер, проектор.
-Некрасов Н.А. Сборник стихотворений.
-раздаточный материал с заданиями.
План урока.
1. Организационный момент.
-контроль за готовностью класса к уроку
- формирование атмосферы, благожелательно влияющей на ход урока
-настрой учащихся на работу.
2. Орфоэпическая разминка (1слайд). Списать слова, расставить ударения.
Мельком, красивее, досыта, звонишь, балуешь, повторишь, конечно, квартал, торты.
Проверить задание.
- Вопрос учащимся: «Зачем нужно выполнять такие задания?»
(Тренироваться выполнять задание 4 ЕГЭ)
3. Мотивация к изучению темы урока. Слово учителя.
-сегодня на уроке мы будем говорить об одной из самых загадочных, на мой взгляд, частей речи. Мы её изучали в 6 классе. Эта часть речи может не изменяться совсем или может измениться до неузнаваемости. Она всегда в маске, всегда скрывает своё истинное лицо, но, несмотря на такую её изменчивость, мы не можем обойтись без неё ни дня. Мы часто не узнаём её в лицо, но в неё мы узнаём себя. Какая это часть речи?
(Местоимение)
- Что вы знаете о местоимении? Что это за часть речи?
(Учение даёт ответ).
Запись темы урока в тетрадь. (2 слайд)
4. Актуализация знаний учащихся по теме. Слово учителя.
- Мир местоимений чрезвычайно широк и разнообразен. Мы постоянно пользуемся ими в речи. По частоте употребления местоимения занимают 3 место после существительных и глаголов. О местоимениях много высказываний, одно можно взять в качестве эпиграфа к нашему уроку.
Местоимения, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на арену, когда освобождают место знаменательные слова. Реформатский А.А. ( 3слайд ).
-Как вы понимаете это высказывание? (Ученик отвечает).
5. Целеполагание. Сформулируйте цели сегодняшнего урока. (Повторить и обобщить знания по теме, отработать полученные ранее навыки) (4 слайд).
-Где вам могут пригодиться эти знания? (Много вопросов встречается в заданиях ЕГЭ, в ежедневной речевой практике).
6. Изучение темы. Выполнение заданий.
-Творческий диктант (Учитель называет местоимение, учащиеся записывают это местоимение в форме родительного падежа). Наблюдаем за тем, как одни слова изменяются, другие остаются неизменными.
Я (меня), мы (нас), он (его), она (её), они (их), некто, нечто, нисколько.
-Работа с текстом:
а) чтение текста (5 слайд)
Раз мы поймали молодого журавля и дали журавлю лягушку. Журавль лягушку проглотил. Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал журавль за женой всюду ходить. Жена корову доить – и Журка с женой, и в огород за женой, и на полевые работы ходит с женой, и за водой. Привыкла к журавлю жена, и без журавля жене уж скучно, без журавля никуда. Крикнет: «Фру-фру», журавль к жене бежит. Такой умница!
б) списать, заменить, где есть повторы слова, местоимениями.
в) проверить по тексту М.М.Пришвина (ученик читает свой вариант, другие проверяют)
( 6 слайд)
Раз мы поймали молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал он за женою всюду ходить. Жена корову доить – и Журка с ней, и в огород за ней, и на полевые работы ходит с ней, и за водой. Привыкла к журавлю жена, и без него ей уж скучно, без него никуда. Крикнет: «Фру-фру», и он бежит к ней. Такой умница!
-Слово учителя.
-Один из морфологических признаков местоимения – его разряд. Какие разряды местоимений вы помните? (Учащиеся отвечают по цепочке).
-Слайд 7. Заполните примерами таблицу с разрядами местоимений.
Личные
Возвратное
Вопросительные/относительные
Указательные
Неопределённые
Отрицательные
Притяжательные
Определительные
-Проверка по таблице, заполненной примерами (слайд 8). Добавить свои примеры к уже имеющимся.
Личные – вы, я, они.
Возвратное – себя.
Вопросительные/ относительные – кто, что, который, какой, сколько.
Указательные – этот, тот, такой, столько, таков, то.
Неопределённые – некто, нечто, кто-то…
Отрицательные – никто, ничто, ничей…
Притяжательные – мой, твой, ваш…
Определительные – сам, самый, весь, всякий, другой, каждый…
-Лирическая минутка. Прослушивание записи песни на стихи М.Цветаевой «Мне нравится…». Чтение отрывков из стихотворений Н.А.Некрасова подготовленными учащимися:
Я не люблю иронии твоей.
Оставь её отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Ещё остаток чувства сохранившим, -
Нам рано предаваться ей!
Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется так вдохновенно
Твой весёлый, насмешливый ум…
-Вопрос: о чём говорит использование поэтом местоимений в произведении? ( О частоте их употребления)
-Работа в парах. Раздаточный материал (употребление местоимений в пословицах). Подчеркнуть местоимение в пословице, обозначить его разряд.
Чем богаты, тем и рады.
Сам не научишься, никто не научит.
Тот не ошибается, кто ничего не делает.
Сын у меня мой, а ум у него свой.
Храни себя от бед, пока их нет.
Скажи мне, кто твой друг, а я скажу, кто ты.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
-Проверка работы.
-Выполнение упражнения 254 (по учебнику) стр. 238. Объяснить фразеологизмы, в которых использованы местоимения.
-Домашнее задание: прочитать п.48, выполнить упр.252 стр.238.
- Подведение итогов. Рефлексия.
Известный лингвист Пешковский А.М. утверждал: «У каждой части речи свои достоинства». Какие, на ваш взгляд, достоинства у местоимений. (Ответ учащегося).