СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 10 классе  "Характеристика сражений в романе"

Просмотр содержимого документа
«Урок по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"»

Характеристика сражений в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».

Характеристика сражений в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».

Характеристика сражений в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»

Характеристика сражений в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»

Война 1805-1807 гг. Война 1812 г. Шенграбенское сражение Аустерлицкое сражение Бородинское сражение

Война 1805-1807 гг.

Война 1812 г.

Шенграбенское сражение

Аустерлицкое сражение

Бородинское сражение

I Война 1805—1807 гг.  II Австрийские походы  Завязка 1812 г.  Бородино Со стороны России это захватническая война, ее цели не понятны солдатам, Кульминация поэтому Толстой показывает Героический дух русских солдат, способность к самоотверженности и подвигу (Шенграбенская битва) двойственность этой войны:  Это освободительная война, цель которой — защита своей земли, поэтому здесь — единение всего народа, вылившееся в партизанскую войну, т. е. «движение самих масс». Отсюда высокий дух патриотизма, героизм (курган Раевского, полк Андрея) Тяжелое положение армии, неразбериха среди командования, лицемерие штабных офицеров, военные амбиции (военный совет, Аустерлиц) [2]

I

Война 1805—1807 гг.

II

Австрийские походы

Завязка

1812 г. Бородино

Со стороны России это захватническая война, ее цели не понятны солдатам,

Кульминация

поэтому Толстой показывает

Героический дух русских солдат, способность к самоотверженности и подвигу (Шенграбенская битва)

двойственность этой войны:

Это освободительная война, цель которой — защита своей земли, поэтому здесь — единение всего народа, вылившееся в партизанскую войну, т. е. «движение самих масс». Отсюда высокий дух патриотизма, героизм (курган Раевского, полк Андрея)

Тяжелое положение армии, неразбериха среди командования, лицемерие штабных офицеров, военные амбиции (военный

совет, Аустерлиц)

[2]

Война 1805-1807 гг. Война 1805-1807 гг. была бессмысленной и бесполезной, она велась за пределами России, смысл её и цели были непонятны и чужды русскому народу.

Война 1805-1807 гг.

Война 1805-1807 гг. была бессмысленной и бесполезной, она велась за пределами России, смысл её и цели были непонятны и чужды русскому народу.

Шенграбенское сражение Кутузов принял решение послать Багратиона с четырьмя тысячами солдат навстречу французам. Отряду Багратиона удалось опередить французов и даже ввести их в заблуждение.  Маршал Мюрат подумал, что перед ним вся русская армия, и тоже решил дождаться, когда подойдут все наполеоновские войска. Отряд Багратиона получил передышку. Русские расположились возле австрийской деревни Шенграбен и ждали сражения [2  ].

Шенграбенское сражение

  • Кутузов принял решение послать Багратиона с четырьмя тысячами солдат навстречу французам. Отряду Багратиона удалось опередить французов и даже ввести их в заблуждение.
  • Маршал Мюрат подумал, что перед ним вся русская армия, и тоже решил дождаться, когда подойдут все наполеоновские войска.
  • Отряд Багратиона получил передышку. Русские расположились возле австрийской деревни Шенграбен и ждали сражения

[2 ].

 Шенграбенское сражение   1) Как понять слова Кутузова перед Шенграбенским сражением: «Еще впереди много, много всего будет. Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду его благодарить»?  2)Как показан дух защитников в Шенграбенском сражении? Почему часто повторяются слова «веселый», «веселее»?  3)Зачем в сцене трехдневного перемирия автор показывает мирный разговор русских и французских солдат?  4)Почему Багратион выиграл сражение? Багратион ли его выиграл, по мнению Толстого? Как ведут себя участники сражения на военном совете после окончания боя? Сравните поведение этих же людей во время боя и на военном совете   [2].

Шенграбенское сражение 1) Как понять слова Кутузова перед Шенграбенским сражением: «Еще впереди много, много всего будет. Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду его благодарить»? 2)Как показан дух защитников в Шенграбенском сражении? Почему часто повторяются слова «веселый», «веселее»? 3)Зачем в сцене трехдневного перемирия автор показывает мирный разговор русских и французских солдат? 4)Почему Багратион выиграл сражение? Багратион ли его выиграл, по мнению Толстого? Как ведут себя участники сражения на военном совете после окончания боя? Сравните поведение этих же людей во время боя и на военном совете

[2].

капитан Тушин: Князь Андрей : испытывая большое счастье, шел рядом с Багратионом этот маленький спотыкающийся человек решил, что «хорошо было бы зажечь деревню», и зажег ее, и именно это остановило движение французов Поведение героев Солдаты и офицеры: «Началось! Вот оно! Страшно и весело!» - говорило лицо каждого солдата и офицера. Багратион: Выражение: «Началось! Вот оно!» было даже и на лице князя Багратиона Николай Ростов: «Одно нераздельное чувство страха за свою молодую счастливую жизнь владело всем его существом».

капитан Тушин:

Князь Андрей :

испытывая большое счастье, шел рядом с Багратионом

этот маленький спотыкающийся человек решил, что «хорошо было бы зажечь деревню», и зажег ее, и именно это остановило движение французов

Поведение героев

Солдаты и офицеры:

«Началось! Вот оно! Страшно и весело!» - говорило лицо каждого солдата и офицера.

Багратион:

Выражение: «Началось! Вот оно!» было даже и на лице князя Багратиона

Николай Ростов:

«Одно нераздельное чувство страха за свою молодую счастливую жизнь владело всем его существом».

Батарея капитана Тушина Шенграбенское сражение.  План спасения отрядом Багратиона основной части русской армии явился актом воли Кутузова, покоился на нравственном законе и был противопоставлен Толстым произволу решения о сражении под Аустерлицем. Исход сражения решается духом всего войска, который чутко ощущается Багратионом, действиями капитана Тушина. Багратион ведет солдат а атаку. Шенграбенский бой.

Батарея капитана Тушина

Шенграбенское сражение. План спасения отрядом Багратиона основной части русской армии явился актом воли Кутузова, покоился на нравственном законе и был противопоставлен Толстым произволу решения о сражении под Аустерлицем. Исход сражения решается духом всего войска, который чутко ощущается Багратионом, действиями капитана Тушина.

Багратион ведет солдат а атаку. Шенграбенский бой.

Вывод:  Решающее сражение в кампании 1805 – 1807 гг. Шенграбен – это судьба русской армии, а значит, проверка нравственной силы русских солдат. Путь Багратиона с четырехтысячной армией через Богемские горы имел цель  – задержать армию Наполеона и дать русской армии возможность собрать силы, т. е., по сути, сохранить армию  Цель сражения благородна и понятна солдатам  Поведение бойцов  – героизм, подвиги.  Итог: победа   [2  ].

Вывод: Решающее сражение в кампании 1805 – 1807 гг. Шенграбен – это судьба русской армии, а значит, проверка нравственной силы русских солдат. Путь Багратиона с четырехтысячной армией через Богемские горы имел цель  – задержать армию Наполеона и дать русской армии возможность собрать силы, т. е., по сути, сохранить армию Цель сражения благородна и понятна солдатам Поведение бойцов  – героизм, подвиги. Итог: победа

[2 ].

Аустерлицкое сражение

Аустерлицкое сражение

Битва под Аустерлицем — решающее сражение наполеоновской армии против армий третьей антинаполеоновской коалиции, созданной европейскими державами. Сражение вошло в историю как «битва трёх императоров», поскольку против армии императора Наполеона I в этой битве сражались армии императоров австрийского Франца II и русского Александра I. Эта одна из крупнейших битв наполеоновской эпохи произошла 20 ноября (2 декабря) 1805 года.

Битва под Аустерлицем — решающее сражение наполеоновской армии против армий третьей антинаполеоновской коалиции, созданной европейскими державами. Сражение вошло в историю как «битва трёх императоров», поскольку против армии императора Наполеона I в этой битве сражались армии императоров австрийского Франца II и русского Александра I. Эта одна из крупнейших битв наполеоновской эпохи произошла 20 ноября (2 декабря) 1805 года.

Силы и планы сторон Противники Союзная армия Французская армия (под командованием Кутузова)  (под командованием Наполеона) 200 тыс. человек (Однако на поле боя стояли войска численностью 73.5 тыс. человек). 85 тыс. человек (60-тысячная армия русских, 25-тысячная австрийская армия). [1  ]

Силы и планы сторон

Противники

Союзная армия

Французская армия

(под командованием Кутузова)

(под командованием Наполеона)

200 тыс. человек

(Однако на поле боя стояли войска численностью 73.5 тыс. человек).

85 тыс. человек (60-тысячная армия русских, 25-тысячная австрийская армия).

[1 ]

Карта сражения

Карта сражения

 Аустерлицкое сражение   1)Аустерлицкое сражение было дано вопреки мнению Кутузова. Что дало ему право сказать: «Я думаю, что сражение будет проиграно»?  2)Кем и как задумано Аустерлицкое сражение? Как развивался его ход?  3)Почему Толстой так пишет о подготовке Аустерлицкого сражения: «И чувство энергии, с которым выступали в дело войска, начало обращаться в досаду и в злобу на бестолковые распоряжения»?  4)Как ведут себя во время сражения Николай Ростов, Андрей Болконский? Почему Толстой «заставляет» князя Андрея совершить подвиг здесь, во время обреченного сражения, а не во время Шенграбенской битвы?  5)Почему Аустерлицкое сражение проиграно, ведь солдаты и офицеры те же?

Аустерлицкое сражение 1)Аустерлицкое сражение было дано вопреки мнению Кутузова. Что дало ему право сказать: «Я думаю, что сражение будет проиграно»? 2)Кем и как задумано Аустерлицкое сражение? Как развивался его ход? 3)Почему Толстой так пишет о подготовке Аустерлицкого сражения: «И чувство энергии, с которым выступали в дело войска, начало обращаться в досаду и в злобу на бестолковые распоряжения»? 4)Как ведут себя во время сражения Николай Ростов, Андрей Болконский? Почему Толстой «заставляет» князя Андрея совершить подвиг здесь, во время обреченного сражения, а не во время Шенграбенской битвы? 5)Почему Аустерлицкое сражение проиграно, ведь солдаты и офицеры те же?

Итоги и значение Аустерлица Потери Франция Российская империя, 6935 убито, Австрия 27 000 убито, ранено и взято в плен, 180 пушек потеряно,  6940 ранено,  40 знамён потеряно.  573 захвачено в плен,  1 знамя потеряно. Результатом сражения стал выход из войны Австрии и распад Третьей антифранцузской коалиции европейских держав. Россия продолжала войну с Францией в составе Четвертой коалиции. Австрия вышла из войны, подписав с Францией Пресбургский мир.  Французы же, одержав победу, оказались в положении, не весьма выгодном для преследования и развития успеха против отступающего, но многочисленного и ожесточенного противника. [1  ]

Итоги и значение Аустерлица

Потери

Франция

Российская империя,

6935 убито,

Австрия

27 000 убито, ранено и взято в плен, 180 пушек потеряно,

6940 ранено,

40 знамён потеряно.

573 захвачено в плен,

1 знамя потеряно.

  • Результатом сражения стал выход из войны Австрии и распад Третьей антифранцузской коалиции европейских держав. Россия продолжала войну с Францией в составе Четвертой коалиции. Австрия вышла из войны, подписав с Францией Пресбургский мир.

  • Французы же, одержав победу, оказались в положении, не весьма выгодном для преследования и развития успеха против отступающего, но многочисленного и ожесточенного противника.

[1 ]

Вывод:  Аустерлиц  – «сражение трех императоров». Цель его – закрепить достигнутый успех. Но на самом деле Аустерлицкое сражение стало эпохой «срама и разочарования для всей России и отдельных людей и торжеством Наполеона-победителя»  Цель сражения не понята солдатами  Поведение бойцов  – неразбериха среди солдат; бессмысленный подвиг князя Андрея  Поражение

Вывод: Аустерлиц  – «сражение трех императоров». Цель его – закрепить достигнутый успех. Но на самом деле Аустерлицкое сражение стало эпохой «срама и разочарования для всей России и отдельных людей и торжеством Наполеона-победителя» Цель сражения не понята солдатами Поведение бойцов  – неразбериха среди солдат; бессмысленный подвиг князя Андрея Поражение

Бородинское сражение

Бородинское сражение

Бородинское сражение (во французской истории — сражение на Москве-реке, фр. Bataille de la Moskova) — крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 года у села Бородино, в 125 км на запад от Москвы.   В ходе 12-часового сражения французской армии удалось захватить позиции русской армии в центре и на левом крыле, но после прекращения боевых действий французская армия отошла на исходные позиции. На следующий день командование русской армии начало отвод войск.   Считается самым кровопролитным в истории среди однодневных сражений [6].

Бородинское сражение (во французской истории — сражение на Москве-реке, фр. Bataille de la Moskova) — крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 года у села Бородино, в 125 км на запад от Москвы. В ходе 12-часового сражения французской армии удалось захватить позиции русской армии в центре и на левом крыле, но после прекращения боевых действий французская армия отошла на исходные позиции. На следующий день командование русской армии начало отвод войск. Считается самым кровопролитным в истории среди однодневных сражений [6].

М. И. КУТУЗОВ И РУССКАЯ АРМИЯ В 1812 г. Во главе русской армии в решающий период войны 1812г. был старый боевой русский генерал Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. Свыше пятидесяти лет прослужил Кутузов в русской армии. Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов

М. И. КУТУЗОВ И РУССКАЯ АРМИЯ В 1812 г.

Во главе русской армии в решающий период войны 1812г. был старый боевой русский генерал Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. Свыше пятидесяти лет прослужил Кутузов в русской армии.

Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов

В 1805 году М. И. Кутузов подобен могучей пружине, которая готова в любую минуту победно распрямиться, но пока ещё сдерживается, так как полководец не видит целесообразности в участии русской армии в войне 1805–1807 гг. В 1812 г. Отечество в опасности. Полководческий талант М. И. Кутузова раскрывается в полную силу. Именно в это время происходит максимальное растяжение «пружины» полководческого дара. С изгнанием врагов с территории России и вступлением русских войск в Европу (с началом европейской кампании 1813 г.) «пружина» ослабевает, так как Россия освобождена и поставлена на высшую ступень славы [4].

В 1805 году М. И. Кутузов подобен могучей пружине, которая готова в любую минуту победно распрямиться, но пока ещё сдерживается, так как полководец не видит целесообразности в участии русской армии в войне 1805–1807 гг. В 1812 г. Отечество в опасности. Полководческий талант М. И. Кутузова раскрывается в полную силу. Именно в это время происходит максимальное растяжение «пружины» полководческого дара. С изгнанием врагов с территории России и вступлением русских войск в Европу (с началом европейской кампании 1813 г.) «пружина» ослабевает, так как Россия освобождена и поставлена на высшую ступень славы

[4].

1) Почему решающий бой был дан только на Бородинском поле? Какую мысль проводит Толстой, рассуждая о расположении войск?  2) Зачем Толстой показывает войну глазами Пьера, человека невоенного?  3) Найдите ключевые слова в следующих отрывках:  - «Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня...»;  - «...Он был поглощен в созерцанье этого все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался в его душе»;  - «Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер».  Какой символической смысл проявляется в слове «огонь»?

1) Почему решающий бой был дан только на Бородинском поле? Какую мысль проводит Толстой, рассуждая о расположении войск? 2) Зачем Толстой показывает войну глазами Пьера, человека невоенного? 3) Найдите ключевые слова в следующих отрывках: - «Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня...»; - «...Он был поглощен в созерцанье этого все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался в его душе»; - «Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер». Какой символической смысл проявляется в слове «огонь»?

Вывод:  Бородинское сражение считается одним из самых кровопролитных сражений XIX века. По самым скромным оценкам совокупных потерь, каждый час на поле погибало 8500 человек, или каждую минуту — рота солдат. Некоторые дивизии потеряли до 80 % состава. Со стороны французов было сделано 60 тысяч пушечных и почти полтора миллиона ружейных выстрелов. Не случайно Наполеон назвал сражение под Бородино самым великим своим сражением, хотя его результаты более чем скромны для привыкшего к победам великого полководца.

Вывод: Бородинское сражение считается одним из самых кровопролитных сражений XIX века. По самым скромным оценкам совокупных потерь, каждый час на поле погибало 8500 человек, или каждую минуту — рота солдат. Некоторые дивизии потеряли до 80 % состава. Со стороны французов было сделано 60 тысяч пушечных и почти полтора миллиона ружейных выстрелов. Не случайно Наполеон назвал сражение под Бородино самым великим своим сражением, хотя его результаты более чем скромны для привыкшего к победам великого полководца.

Вывод:  Для Наполеона генеральное сражение окончилось безрезультатно. Ни одной из поставленных целей он не достиг.   Напротив, Кутузов имел все основания считать сражение своим успехом. Несмотря на большие потери, его армия не дала себя победить и сохранила до конца сражения высокий боевой дух.    М.И.Кутузов об итогах сражения написал так: «Баталия, 26-го числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которую пришел нас атаковать».    А вот оценка Наполеона: «Битва на Москве-реке была одной из тех битв, где проявлены наибольшие достоинства и достигнуты наименьшие результаты. Французы в ней показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми».

Вывод: Для Наполеона генеральное сражение окончилось безрезультатно. Ни одной из поставленных целей он не достиг. Напротив, Кутузов имел все основания считать сражение своим успехом. Несмотря на большие потери, его армия не дала себя победить и сохранила до конца сражения высокий боевой дух. М.И.Кутузов об итогах сражения написал так: «Баталия, 26-го числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которую пришел нас атаковать». А вот оценка Наполеона: «Битва на Москве-реке была одной из тех битв, где проявлены наибольшие достоинства и достигнуты наименьшие результаты. Французы в ней показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми».

Список литературы и Интернет-ресурсов : 1.Антонова Н. Аустерлицкое сражение в истории и судьбах людей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/226915/  2. Беляева Н. В. Литература. 10 класс. Поурочные разработки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/belaeva_literatura_10kl/13.html  3. Карпова С.Н. Изображение войны 1805-1807гг на страницах «Войны и мира» Л.Толстого . [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uchportal.ru/load/258-1-0-16624   4. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.testsoch.com/kartiny-vojny-1812-goda-v-romane-vojna-i-mir-smysl-protivopostavleniya-kutuzova-i-napoleona-osuzhdenie-vojny/  5. Толстой Л.Н. Война и мир. 1-2 т., 3-4 т. Изд-во: «Художественная литература», 1983.  6. Энциклопедия «Вокруг света». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/?title

Список литературы и Интернет-ресурсов :

1.Антонова Н. Аустерлицкое сражение в истории и судьбах людей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/226915/ 2. Беляева Н. В. Литература. 10 класс. Поурочные разработки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/belaeva_literatura_10kl/13.html 3. Карпова С.Н. Изображение войны 1805-1807гг на страницах «Войны и мира» Л.Толстого . [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uchportal.ru/load/258-1-0-16624 4. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.testsoch.com/kartiny-vojny-1812-goda-v-romane-vojna-i-mir-smysl-protivopostavleniya-kutuzova-i-napoleona-osuzhdenie-vojny/ 5. Толстой Л.Н. Война и мир. 1-2 т., 3-4 т. Изд-во: «Художественная литература», 1983. 6. Энциклопедия «Вокруг света». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/?title


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!