СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру "Государство Русь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века"

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Государство Русь"»

Тема урока: «Государство Русь»


Цель урока: узнать, как образовалось государство Русь?


Задачи урока:

- сформировать у детей первоначальное представление об археологии;

- познакомить учащихся с некоторыми способами изучения истории (археологические раскопки, вещи, письменные документы);

- познакомить учащихся с названиями нашей страны в разные времена, с возникновением слова «Русь»;

-раскрыть происхождение восточных славян;

- воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь;

-развивать творческое воображение;

- воспитывать интерес к изучению истории своей страны;


Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 3 кл. под ред. Виноградова Н.Ф., карточки для практической (групповой) работы, корточки для работы в парах, рабочие тетради, карточки для рефлексии, интерактивная доска, компьютер.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Уметь работать с географической картой и контурной картой.

- Уметь работать с информацией (текст, фотографии).

Личностные.

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

Познавательные УУД.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

- преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;

- делать выводы о результатах совместной работы.


Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления

Используемые методы: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Основные понятия: история, археология, славяне, государство, Русь

Межпредметные связи: русский язык


Содержание урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Активизация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Выявления места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства).

5. Реализация построенного проекта. Групповая работа. Работа в парах.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

8. Включение в систему знаний. Тестирование.

9. Рефлексия деятельности на уроке (итог урока).


Ход урока.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, выполняемые на данных этапах.

  1. Мотивация к учебной деятельности (слайд 1)

- Наш урок я бы хотела начать с замечательного стихотворения.

Дан звонок, и все мы смело
Принимаемся за дело
Путь нелегкий предстоит
В даль дорога побежит
Мы промчимся чрез века
Через многие года
Пронесемся над лесами
И окажемся мы с вами…
Далеко за много лет…

В том истории секрет.

-Назовите синонимы к слову история.

- Что такое история?












- Событие, происшествие.

- История изучает события, которые происходили в разные времена, быт, культуру народов.

- Прием «жизненное самоопределение» (Л);

- Смыслообразование (Л);

- Самоопределение (Л);

- Анализ (П);

- Извлечение необходимой информации из текстов (П);

- Целеполагание (Р);


  1. Активизация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

- Что означают слова, записанные на доске?

(Русь, Киевская Русь, Московское государство, Российская империя, Советский Союз (СССР), Российская Федерация)

- Как вы думаете, как называлась наша страна первоначально?

– Что такое страна?



- Назовите синоним к слову «страна».

– А что такое государство?



- Сформулируйте тему урока.

-Что вы уже знаете по этой теме?

- Какие вопросы вы бы хотели получить ответы?

-Сформулируйте вопросы с помощью вопросительных слов: Когда? Где? Кто? Что? Как?

- Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

- Название нашей страны в разные исторические времена.





- Русь.


- Территория с границами, столицей, в которой находится правительство.

- Государство.


- Механизм управления обществом в какой-либо стране.

- Государство Русь.


- Когда возникло государство Русь?

- Где возникло государство «Русь»?

- Кто был первым правителем?

- Что означает слово «Русь»?

- Как возникло государство Русь?


- Открывать новое знание.

- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- Выполнение пробного учебного действия (Р);

- Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

- Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- Подведение под понятие (П);

- Учёт разных мнений (К);

  1. Выявления места и причины затруднения

- Кто может ответить на эти вопросы?

- У кого возникло затруднение?

- В чём затруднение?

- Кто смог ответить на вопросы, как вы назовёте ваше затруднение?





- Не могу рассказать о государстве Русь.

- Я не уверен, что мои знания достоверные.

- Постановка и формулирование проблемы (П);

- Структурирование знаний (П);

- Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

  1. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства)

- Сформулируйте цель нашего урока.

- Составим план работы.

- У кого вы можете узнать, что происходило в нашей стране 40 лет назад?

- А каким образом вы можете узнать, что было 100 лет назад?

- А как можно узнать, как жили наши предки 1000-2000 лет назад?

- Первый пункт плана – работа в парах, второй – в группах, 3 и 4 – фронтальная работа.



- Узнать, как образовалось государство Русь.


- У бабушки, у дедушки.



- С помощью старых газет, журналов, фотографий, фильмов.


  1. Как люди узнают о прошлом?

  2. Наши предки.

  3. Первый правитель.

  4. Первое название нашей страны.

- Целеполагание (Р);

- Планирование (Р);

-Структурирование знаний (П);

- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

- Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем (П);

- Планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия (К);

  1. Реализация построенного проекта

1.- 2000 лет назад наши предки не умели ни читать, ни писать. Поэтому они не могли оставить нам письменных свидетельств своей жизни. За помощью обратимся к археологам. Кто это?

- Как называются свидетельства прошлого, дошедшие до наших дней?

- Выполните задание № 1 в рабочих тетрадях, работая в парах. Задание: Уч.: стр.6

Физкультминутка «Археологи» (учитель называет действие археологов, а учащиеся изображают):

- Копают археологи лопатами, а если находят какую-то вещь, то продолжают её извлекать из земли, используя ножи и кисточки.

- Археологи выкопали бревно, хорошо обработанное и полое внутри.

-Каково могло быть предназначение этого бревна в далёком прошлом? (В древнем Новгороде в 11 веке был деревянный водопровод)

2.- Археологи находят предметы возрастом 35–40 тыс. лет.

– Эти предметы сделаны людьми?

– Можем ли мы сказать, что люди жили на территории нашей страны 35–40 тыс. лет назад?

- Посмотрите на карту стр. 10, определите, в каком веке сложилось государство Русь.

- Почему возникает такое противоречие?

- Определим, кто были наши предки. Прочитаем текст.


- Что вы можете сказать о выделенных в тексте словах?

- Вы узнаете, как называли наших предков, если дополните схему, используя корень данных однокоренных слов.

- Выполним практическую работу в группах и выясним, где жили наши предки и, из каких племён формировалось Русское государство.

- Между племенами возникали распри. В конце концов противники помирились и решили поискать себе князя.

Кроссворд «Первый князь»

1.Наш родной язык (русский).

2.В летописи на с. 9 найдите название племени, написанное с современной орфографической ошибкой. (Чюдь).

3.Как называется наша страна сейчас. (Россия)

4.Президент нашей страны. (Путин).

5.Автор картины «Северная баллада». (П.Д. Корин)

- Рассмотрите фотографию первого русского князя в учебнике на стр. 8.







- Люди, которые ведут раскопки.

- Исторические источники

(остатки жилищ, предметы быта, украшения, орудия труда, оружие, монеты, берестяные грамоты).



























- Да.





- Да.

В 9 веке.

- До IX века люди на территории России жили, но единой страны ещё не было.

- Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных предков наших, воинов-богатырей, часто вовлекали в войны как союзников. Славно сражались они в пешем строю мечом и копьём, в простых рубахах, а то и полуголые.

- Это однокоренные слова, у них общее значение и общий корень слав.

е


…… + ян =


- Славяне.


Практическая работа – с. 11.



1

р

у

с

с

к

и

й

2

ч

ю

д

ь


3

р

о

с

с

и

я

п

у

т

и

н

5

к

о

р

и

н









- Анализ, обобщение, аналогия (П);

- Структурирование знаний (П);

- Осознанное и произвольное построение высказывания (П);

- Контроль, коррекция, оценка (Р);

- Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- Умение работать в паре и в группах (К);

-Представлять информацию в виде схемы (П);


  1. Первичное закрепление во внешней речи

- Рюрик начал княжить в 862 году. Какой это век?

- Потомки Рюрика, Рюриковичи правили в нашем Отечестве до 1598 года. Сколько лет?

4.- Вопрос о том, как произошли названия «Русь», «Россия», очень давно волнует учёных, но до сих пор ответить на него с абсолютной точностью невозможно.

- Прочитайте в учебнике на стр. 7 последний абзац.






- 9 век.



Около 700 лет



-Рюрик приплыл по Балтийскому морю в Новгород вместе со своей дружиной варягов-русов.


- Синтез, классификация (П);


  1. Самостоятельная работа

Работа с контурной картой в рабочей тетради.



- Подведение под понятие (П);

- Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

  1. Включение в систему знаний

- Выполним небольшой тест. Если вы согласны с утверждением, то ставьте «+», если не согласны – ставьте «-»:

1. Люди, которые ведут раскопки – это археологи.

2. Государство Русь сложилось в 9 веке.

3.Первым русским князем был Владимир.

4.Наши предки – это славяне.

5.Слово «Русь» произошло от названия горы.

Самостоятельно выполняют тест, затем производят взаимопроверку, сверяются с образцом и оценивают работу соседа.

+,+,-,+,-

- Анализ (П);

- Использование знаково-символических средств (П);

- Контроль, коррекция, оценка (Р);

- Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

  1. Рефлексия деятельности на уроке (итог урока)

- В начале урока мы составили список вопросов, на которые вам хотелось бы получить ответы. Посмотрим на эти вопросы, сможем ли сейчас ответить на них?

- Достигли ли мы цели сегодняшнего урока?

- У вас на партах листок с утверждениями. Заполните его.



- Домашнее задание: стр. 7, 8

Учащиеся отвечают на вопросы.



Учащиеся заполняют листок утверждений.


1.На уроке я работал

Активно

/пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен/

не доволен

3.Урок для меня показался

интересным/

скучным

4.За урок я

устал/не устал

5.Моё настроение стало

лучше/хуже

6.Материал урока был

понятен/

не понятен


полезен/

бесполезен


- Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- Рефлексия способов и условий действий (П);

- Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- Самооценка на основе критерия успешности (Л);

- Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

- Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- Формулирование и аргументирование своего мнения, учёт разных мнений (К);




Практическая работа

Тема. Расселение славянских и финно-угорских племён.

Цель. Расширить знания о формировании Русского государства.

Задание. Рассмотрим карту (с.10). Прочитаем названия племён. Обратим внимание на географические названия (названия морей, озёр, рек, городов). Найдём на карте озеро Ильмень. Как назывались славяне, которые жили в этом северном краю?

Сделаем вывод: ответим на вопрос. По берегам каких рек и озёр расселились славянские и неславянские (финно-угорские) племена? Как эти племена назывались?

моря

озёра

города

реки

Славянские племена

Неславянские (финно-угорские) племена

















































































Урок по окружающему миру

в 3 «в» классе

Тема урока: «Государство Русь»

(УМК «Школа XXI века»

Авторы программы: Н.Ф.Виноградова



Учитель: Смолькина Надежда Анатольевна




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!