Тема урока: «Государство Русь»
Цель урока: узнать, как образовалось государство Русь?
Задачи урока:
- сформировать у детей первоначальное представление об археологии;
- познакомить учащихся с некоторыми способами изучения истории (археологические раскопки, вещи, письменные документы);
- познакомить учащихся с названиями нашей страны в разные времена, с возникновением слова «Русь»;
-раскрыть происхождение восточных славян;
- воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь;
-развивать творческое воображение;
- воспитывать интерес к изучению истории своей страны;
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 3 кл. под ред. Виноградова Н.Ф., карточки для практической (групповой) работы, корточки для работы в парах, рабочие тетради, карточки для рефлексии, интерактивная доска, компьютер.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Уметь работать с географической картой и контурной картой.
- Уметь работать с информацией (текст, фотографии).
Личностные.
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД.
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.
Познавательные УУД.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
- преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;
- делать выводы о результатах совместной работы.
Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления
Используемые методы: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Основные понятия: история, археология, славяне, государство, Русь
Межпредметные связи: русский язык
Содержание урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Активизация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
3. Выявления места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства).
5. Реализация построенного проекта. Групповая работа. Работа в парах.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
8. Включение в систему знаний. Тестирование.
9. Рефлексия деятельности на уроке (итог урока).
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД, выполняемые на данных этапах. |
Мотивация к учебной деятельности (слайд 1) |
- Наш урок я бы хотела начать с замечательного стихотворения. Дан звонок, и все мы смело Принимаемся за дело Путь нелегкий предстоит В даль дорога побежит Мы промчимся чрез века Через многие года Пронесемся над лесами И окажемся мы с вами… Далеко за много лет… В том истории секрет. -Назовите синонимы к слову история. - Что такое история? | - Событие, происшествие. - История изучает события, которые происходили в разные времена, быт, культуру народов. | - Прием «жизненное самоопределение» (Л); - Смыслообразование (Л); - Самоопределение (Л); - Анализ (П); - Извлечение необходимой информации из текстов (П); - Целеполагание (Р); |
Активизация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии |
- Что означают слова, записанные на доске? (Русь, Киевская Русь, Московское государство, Российская империя, Советский Союз (СССР), Российская Федерация) - Как вы думаете, как называлась наша страна первоначально? – Что такое страна? - Назовите синоним к слову «страна». – А что такое государство? - Сформулируйте тему урока. -Что вы уже знаете по этой теме? - Какие вопросы вы бы хотели получить ответы? -Сформулируйте вопросы с помощью вопросительных слов: Когда? Где? Кто? Что? Как? - Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? | - Название нашей страны в разные исторические времена. - Русь. - Территория с границами, столицей, в которой находится правительство. - Государство. - Механизм управления обществом в какой-либо стране. - Государство Русь. - Когда возникло государство Русь? - Где возникло государство «Русь»? - Кто был первым правителем? - Что означает слово «Русь»? - Как возникло государство Русь? - Открывать новое знание. | - Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - Выполнение пробного учебного действия (Р); - Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); - Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - Подведение под понятие (П); - Учёт разных мнений (К); |
Выявления места и причины затруднения |
- Кто может ответить на эти вопросы? - У кого возникло затруднение? - В чём затруднение? - Кто смог ответить на вопросы, как вы назовёте ваше затруднение? | - Не могу рассказать о государстве Русь. - Я не уверен, что мои знания достоверные. | - Постановка и формулирование проблемы (П); - Структурирование знаний (П); - Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); |
Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства) |
- Сформулируйте цель нашего урока. - Составим план работы. - У кого вы можете узнать, что происходило в нашей стране 40 лет назад? - А каким образом вы можете узнать, что было 100 лет назад? - А как можно узнать, как жили наши предки 1000-2000 лет назад? - Первый пункт плана – работа в парах, второй – в группах, 3 и 4 – фронтальная работа. | - Узнать, как образовалось государство Русь. - У бабушки, у дедушки. - С помощью старых газет, журналов, фотографий, фильмов. Как люди узнают о прошлом? Наши предки. Первый правитель. Первое название нашей страны. | - Целеполагание (Р); - Планирование (Р); -Структурирование знаний (П); - Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); - Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем (П); - Планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия (К); |
Реализация построенного проекта |
1.- 2000 лет назад наши предки не умели ни читать, ни писать. Поэтому они не могли оставить нам письменных свидетельств своей жизни. За помощью обратимся к археологам. Кто это? - Как называются свидетельства прошлого, дошедшие до наших дней? - Выполните задание № 1 в рабочих тетрадях, работая в парах. Задание: Уч.: стр.6 Физкультминутка «Археологи» (учитель называет действие археологов, а учащиеся изображают): - Копают археологи лопатами, а если находят какую-то вещь, то продолжают её извлекать из земли, используя ножи и кисточки. - Археологи выкопали бревно, хорошо обработанное и полое внутри. -Каково могло быть предназначение этого бревна в далёком прошлом? (В древнем Новгороде в 11 веке был деревянный водопровод) 2.- Археологи находят предметы возрастом 35–40 тыс. лет. – Эти предметы сделаны людьми? – Можем ли мы сказать, что люди жили на территории нашей страны 35–40 тыс. лет назад? - Посмотрите на карту стр. 10, определите, в каком веке сложилось государство Русь. - Почему возникает такое противоречие? - Определим, кто были наши предки. Прочитаем текст. - Что вы можете сказать о выделенных в тексте словах? - Вы узнаете, как называли наших предков, если дополните схему, используя корень данных однокоренных слов. - Выполним практическую работу в группах и выясним, где жили наши предки и, из каких племён формировалось Русское государство. - Между племенами возникали распри. В конце концов противники помирились и решили поискать себе князя. Кроссворд «Первый князь» 1.Наш родной язык (русский). 2.В летописи на с. 9 найдите название племени, написанное с современной орфографической ошибкой. (Чюдь). 3.Как называется наша страна сейчас. (Россия) 4.Президент нашей страны. (Путин). 5.Автор картины «Северная баллада». (П.Д. Корин) - Рассмотрите фотографию первого русского князя в учебнике на стр. 8. | - Люди, которые ведут раскопки. - Исторические источники (остатки жилищ, предметы быта, украшения, орудия труда, оружие, монеты, берестяные грамоты). - Да. - Да. В 9 веке. - До IX века люди на территории России жили, но единой страны ещё не было. - Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных предков наших, воинов-богатырей, часто вовлекали в войны как союзников. Славно сражались они в пешем строю мечом и копьём, в простых рубахах, а то и полуголые. - Это однокоренные слова, у них общее значение и общий корень слав. е …… + ян = - Славяне. Практическая работа – с. 11. 1 | р | у | с | с | к | и | й | 2 | ч | ю | д | ь | | 3 | р | о | с | с | и | я | п | у | т | и | н | 5 | к | о | р | и | н | | - Анализ, обобщение, аналогия (П); - Структурирование знаний (П); - Осознанное и произвольное построение высказывания (П); - Контроль, коррекция, оценка (Р); - Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - Умение работать в паре и в группах (К); -Представлять информацию в виде схемы (П); |
Первичное закрепление во внешней речи |
- Рюрик начал княжить в 862 году. Какой это век? - Потомки Рюрика, Рюриковичи правили в нашем Отечестве до 1598 года. Сколько лет? 4.- Вопрос о том, как произошли названия «Русь», «Россия», очень давно волнует учёных, но до сих пор ответить на него с абсолютной точностью невозможно. - Прочитайте в учебнике на стр. 7 последний абзац. | - 9 век. Около 700 лет -Рюрик приплыл по Балтийскому морю в Новгород вместе со своей дружиной варягов-русов. | - Синтез, классификация (П); |
Самостоятельная работа |
Работа с контурной картой в рабочей тетради. | | - Подведение под понятие (П); - Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); |
Включение в систему знаний |
- Выполним небольшой тест. Если вы согласны с утверждением, то ставьте «+», если не согласны – ставьте «-»: 1. Люди, которые ведут раскопки – это археологи. 2. Государство Русь сложилось в 9 веке. 3.Первым русским князем был Владимир. 4.Наши предки – это славяне. 5.Слово «Русь» произошло от названия горы. | Самостоятельно выполняют тест, затем производят взаимопроверку, сверяются с образцом и оценивают работу соседа. +,+,-,+,- | - Анализ (П); - Использование знаково-символических средств (П); - Контроль, коррекция, оценка (Р); - Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); |
Рефлексия деятельности на уроке (итог урока) |
- В начале урока мы составили список вопросов, на которые вам хотелось бы получить ответы. Посмотрим на эти вопросы, сможем ли сейчас ответить на них? - Достигли ли мы цели сегодняшнего урока? - У вас на партах листок с утверждениями. Заполните его. - Домашнее задание: стр. 7, 8 | Учащиеся отвечают на вопросы. Учащиеся заполняют листок утверждений. 1.На уроке я работал | Активно /пассивно | 2.Своей работой на уроке я | доволен/ не доволен | 3.Урок для меня показался | интересным/ скучным | 4.За урок я | устал/не устал | 5.Моё настроение стало | лучше/хуже | 6.Материал урока был | понятен/ не понятен | | полезен/ бесполезен | | - Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - Рефлексия способов и условий действий (П); - Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - Самооценка на основе критерия успешности (Л); - Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); - Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - Формулирование и аргументирование своего мнения, учёт разных мнений (К); |
Практическая работа
Тема. Расселение славянских и финно-угорских племён.
Цель. Расширить знания о формировании Русского государства.
Задание. Рассмотрим карту (с.10). Прочитаем названия племён. Обратим внимание на географические названия (названия морей, озёр, рек, городов). Найдём на карте озеро Ильмень. Как назывались славяне, которые жили в этом северном краю?
Сделаем вывод: ответим на вопрос. По берегам каких рек и озёр расселились славянские и неславянские (финно-угорские) племена? Как эти племена назывались?
моря | озёра | города | реки | Славянские племена | Неславянские (финно-угорские) племена |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Урок по окружающему миру
в 3 «в» классе
Тема урока: «Государство Русь»
(УМК «Школа XXI века»
Авторы программы: Н.Ф.Виноградова
Учитель: Смолькина Надежда Анатольевна