УМК (авторы): «Гармония» О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин
Планируемые результаты: Дети должны усвоить понятия: дерево, кустарник, травянистое растение, их отличительные признаки;
части дерева (ствол, корни, крона, ветви, листья).
знакомить с понятием признаки растений, строение дерева, уметь выделять главный признак группы растений; закреплять умения сравнивать растения по их строению и распределять на группы по их признакам; расширять словарный запас обучающихся за счет употребления в речи изучаемых терминов и понятий; воспитывать интерес к изучению предмета; приводить примеры представителей разных групп растений; описывать изученные природные объекты.
Образовательная цель: сформировать представление о растительном мире родного края, сформировать умение классифицировать растения на группы, находить сходство и различия, выделять существенный признак дерева, анализировать рисунок-схему дерева и определяют его части, моделировать дерево.
развивать умение работать с научным текстом и схемами, делать выводы на основе практических исследований, развивать познавательный интерес.
Педагогические технологии (педагогические техники): - 1)проблемно-диалогическая технология, 2) информационно-коммуникативная технология; обучение в сотрудничестве; элементы проектной деятельности, здоровьесберегающей и ИКТ технологий.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Средства обучения: учебник «Окружающий мир», тетрадь на печатной основе, презентация (с изображениями деревьев: дуб, сосна, берёза, рябина; кустарников: орешник, можжевельник, сирень, смородина; травы: подорожник, колокольчик, пион, репейник); таблица-пазл с схематическим изображением парковой зоны (для создания проекта); рисунок-схема дерева и его частей.
Формы организации познавательной деятельности: групповая форма работы (4 группы по 5 человек)
тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать
сидеть в классе свободно и непринужденно".
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Занятия, которые приведут к запланированным результататм | Планируемые результаты результаты на уровне обучения (УУД) |
1 Мотивация учебной деятельности (начало урока)2 мин. | - В начале осени мы ходили с вами на экскурсию в парк. - Какие интересные познавательные факты вам запомнились из жизни природы? - Хотелось бы вам что-нибудь изменить в нашем парке. | -Учились различать живую и неживую природу. - Растения – относятся к живой природе, для их жизни необходимы воздух, вода, свет, тепло, почва. -Растения обитают в лесу, на лугу, в поле, в саду, у водоёма и в воде. …ответы детей… | | Дети осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме (познавательные УУД) |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. 2 мин | -Послушайте песню о природе. «Край родной, навек любимый» То берёзка, то рябина, Куст ракиты над рекой. Край родной, навек любимый, Где найдёшь ещё такой! Край родной, навек любимый, Где найдёшь ещё такой! Где найдёшь ещё такой! - Назовите слова этой песни, которые подскажут нам тему урока. О чем сегодня пойдет речь на уроке? Тема урока: Какими бывают растения. Дерево и его строение. | -Берёзка, рябина, куст ракиты. Край, родной, любимый. - Тема нашего урока: Разнообразие растений родного края. | | Дети выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, испытывают желание больше узнать. (личностные УУД) |
3.Постановка целей урока (целеполагание) 2 мин. | - Ребята рассмотрите ваши планы , на них изображён проект нашего поселкового парка. Определите цель нашего урока. - Что необходимо знать, для создания проекта нашего парка. | Цель урока: Узнать, на какие группы делятся растения. Узнать, из каких частей состоит дерево. - Для правильного оформления проекта нам необходимо знать: 1) как будет выглядеть наш парк; 2) какие растения в нем мы разместим; | | Дети принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата. (регулятивные УУД) |
4.Постановка проблемы. 1 мин. 1)Исследовательская работа (12 мин.) А) постановка целей и задач проекта Б) работа над проектом | - Ребята, вспомните, какие растения вам встретились в парке? - Перед тем, как вы начнете работу над проектом парка, определим цели и задачи исследования: - Что бы вы хотели узнать о растениях? - Предположим (гипотеза), что растения имеют в жизни людей большую значимость, исходя из этого, какие задачи мы поставим перед собой? Перед тем, как мы начнем работать над проектом парка нам необходимо разработать план действий: -Ребята, вы разделены на группы, у каждой группы есть часть плана проекта парка, в конверте лежат изображения трёх растений с информацией о них. (по мере разработки плана, на доске вывешиваются названия пунктов) | Дети перечисляют названия растений, которые учитель фиксирует на доске. Цель исследования: Узнать, по каким признакам растения можно разделить на группы. Задачи: Изучить строение растений и сравнить их. Выяснить, какую значимость имеют растения в жизни людей. План действий: (на доске) Распределить растения на группы; Подготовиться рассказать о каждом растении; Правильно разместить растения на плане Сделать выводы Узнать новое о строении деревьев. Защитить проект. (Хорошо читающий ученик читает план) | | Дети высказывают предположения. (познавательные УУД) Дети аргументированно отвечают на вопросы, обосновывают свою точку зрения. (коммуникативныеУУД) |
5. Обсуждение решение проблемы. В) практическая работа | Вам необходимо: 1)изучить изображения растений, сравнить их по высоте; 2)Прочитать текст, выяснить значимость растения; 3)Разместить на карте, оформить красочно (эстетично) 4)сделать выводы; 5) Выяснить, из каких частей состоит дерево. (после создания полного проекта в центре парка появляется фонтан, как символ источника знаний) 6) Защитить проект. | Дети работают по плану: изучают растения, сравнивают их по высоте, находят различия, читают, готовятся к выступлению. 1 группа: изображения – дуб, орешник, подорожник. 2 группа: сосна, можжевельник, репейник. 3 группа: берёза, сирень, колокольчик. 4 группа: рябина, смородина, пион. | Сотрудничество детей друг с другом, обсуждение проблемы, построение речевых высказываний, высказывают свою точку зрения. Дети наклеивают деревья, кустарники и травянистые растения на план парка. Затем вывешивают на доску, собирая в общий план. | Дети высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, извлекают необходимую информацию из текста, рисунка-схемы. (познавательные УУД) |
6. Решение учебных задач. | - Ребята, что вы заметили интересного? - Назовите отличительные признаки каждого из них? Как вы назовёте каждую группу? (есть подсказка в учебнике) одновременно идет работа с учебником -Что необходимо знать, чтобы правильно рассадить их в нашем парке? - Рассмотрите рисунок –схему строения дерева, какие части можно выделить ? - Расскажите, что интересного вы узнали о деревьях? - Какой общий отличительный признак выделим у дерева? - Расскажите о следующей группе растений. - Назовите общий отличительный признак? -Расскажите, чем полезны травы для человека. -Каково отличие от остальных растений? | - Эти три растения имеют разную высоту: Деревья - высокие Кустарники - средней высоты Травы – низкие - Правильным будет:- рассадить саженцы деревьев подальше от дорожки, ближе к дорожке посадить кустарники, для цветов необходимо оформить клумбы. Корни Ствол Крона дерева (ветви и листья) Из каждой группы выходит выступающий и рассказывает о дереве. - У дерева от корня идёт один ствол. - Дети рассказывают о кустарниках. -От корня идёт несколько тонких стволов, которые могут гнуться. - Травы состоят из сочных зелёных листьев, часто имеют цветы. | По центру изображение фонтана учителем вывешивается схема строения дерева. Рассматривание иллюстрации в учебнике и сравнение с планом парка на доске. Дети рассказывают 1 группа: о дубе 2 группа: о сосне 3 группа: о берёзе 4 группа: о рябине 1 группа: орешник 2 группа: можжевельник 3 группа: сирень 4 группа: смородина О пользе 1 группа: подорожник 2 группа: репейник 3 группа: колокольчик 4 группа: пион | Дети осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение к процессу познания: умеют проявлять внимание, удивление, испытывают желание больше узнать. (личностные УУД) |
7. Организация деятельности с эталоном (учебником) стр.78-82 Оздоровительная пауза (1 мин) | В учебнике на стр.78 - Сравните свой вывод с эталоном. В учебнике на стр.79 - Сравните свой вывод с эталоном. В учебнике на стр.82 - Сравните свой вывод про деревья… про кустарники… про травы… Представьте, что вы дерево. Наклонитесь к корням. Поднимите ветви –руки вверх, помашите ими. (движения повторяются несколько раз) « Учись стоять как крепкое дерево, перемещайся как лёгкий ветер» Будьте сильными и крепкими и здоровыми. Будьте мягкими и доброжелательными в общении с людьми. - Подведём итог нашей исследовательской работы. Сделаем выводы: - Какое свойство растений нам позволило красиво оформить парк? - Как вы считаете, подтвердилась ли наша гипотеза? | В учебнике находят, один ученик читает вслух: «Растения можно распределить на три группы: деревья, кустарники и травянистые растения». Рассматривание схемы –рисунка в учебнике. Дети следят, один ученик читает: «У дерева один твёрдый, одревесневший стебель – ствол. Он покрыт корой. От ствола отходят ветви, которые образуют крону дерева.» «Кустарник растёт несколькими деревянистыми стволиками». «Травянистые растения обычно имеют мягкие, сочные зелёные стебли». - Растения были разными по высоте, дети называют названия: дуб, сосна, берёза, рябина – они высокие. - Орешник, можжевельник, сирень, смородина – эти растения невысокого роста. - Самые низкие по росту – травы, цветы. – подорожник, колокольчик, репейник, пион. - Да, подтвердилась, т.к. растения необходимы человеку: они дают кислород; ими можно любоваться, получать эстетическое наслаждение; применять как лекарства, используя их лечебные свойства | | Дети осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, испытывают желание больше узнать. (личностные УУД) |
8. Контроль знаний, обратная связь. (3 мин) Рефлексия 2) Самоконтроль. | - Подведём итог. - Как вы думаете , мы достигли на уроке поставленной цели?(на слайде предложения, которые необходимо закончить) - Где вы можете применить эти знания в жизни? - Почему необходимо заботиться о благоустройстве родного посёлка? - Что вы можете для этого сделать? - Какое задание вызвало у вас затруднение (интерес)? - Какие интересные факты из жизни изученных растений вам запомнились больше всего? - О каких растениях вам бы хотелось ещё узнать? Домашнее задание: Выполнить в тетради на печатной основе стр.22 задание 4,5 | - Мы узнали, что все растения делятся на 3 группы по высоте: деревья, кустарники, травянистые растения. - Мы узнали, из каких частей состоит дерево. - Эти знания можно применить в жизни при оформлении садового участка, при озеленении двора у дома, в котором мы живем, парковой зоны. - Мы должны быть патриотами своей малой Родины, своего посёлка Прогресс. - Мы можем поддерживать чистоту, не сорить на улицах, не ломать деревья, беречь и охранять природу. | Дети отвечают на вопросы, используя начало предложений. 1.Теперь я знаю… 2.Теперь я умею… 3.Теперь я могу применить полученные знания… Стремиться узнать больше о растениях, которые произрастают в Амурской области. Узнать о растениях, обладающих лечебными свойствами дикорастущих и культурных. | Дети сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей. (регулятивные УУД) Осознают значимость чтения. (личностные УУД) |