СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обучения грамоте "Буква Ч"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по обучению грамоте и русскому родному языку в 1 классе (УМК "Школа России")

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте "Буква Ч"»

МБОУ «Б-Болдинская средняя школа им. А.С. Пушкина»









Интегрированный урок по обучению грамоте и русскому родному языку в 1 классе

УМК «Школа России»



Тема:

«Согласная буква Ч»





Учитель: Смолькина Надежда Анатольевна

















2019 г.

Тема урока: «Согласная буква Ч»


Цель урока: Познакомить учащихся с согласным звуком [ч], буквами Ч, ч.



Задачи урока:

- Развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, отрабатывать навык звукового анализа слов; 

- Учить распознавать новый звук и новую букву в словах;

- Совершенствовать навыки правильного чтения;

- Развивать диалогическую и монологическую речь на родном языке, коммуникативные умения, нравственные и эстетические чувства, способности к творческой деятельности на родном языке;

- Обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках А.С. Пушкина;

- Развивать навыки самоконтроля и самооценки, взаимопроверки;


Оборудование:

1. Интерактивная доска.

2. Магнитная доска.

3. Корзинка с орешками для групповой работы.

4. Фишки для звукового анализа.

5. Звёздочки для хорошо читающих учащихся.

6. Карточки для графического диктанта.

7. Учебники: «Азбука» 2 часть, В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин и др.

8. Демонстрационные буквы.

9. Лента букв.

10. Схема для определения цели урока.

11. Домики для букв.



Планируемые результаты обучения, на достижение которых направлен урок:

Предметные:

- Самостоятельное чтение, слежение, слушание текста.

- Умение определять гласные и согласные звуки, давать им характеристику.

- Умение отвечать на вопросы учителя.

Личностные.

Формировать положительную учебную мотивацию, эмоциональную и эстетическую культуру, ответственность за свои поступки, доброжелательное отношение к сверстникам.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре, группе;

Познавательные УУД.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке;

- осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель;

- делать выводы о результатах совместной работы.



Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.

Используемые методы: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Основные понятия: звук согласный, мягкий, глухой, непарный, буква «ЧЕ», буквица, «червь».














Содержание урока.


Этап урока

цель

приём

Форма работы

Формируемые УУД

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (Организационный момент)

Настрой на работу, выявление эмоционального состояния детей.

«Обращение к детям» в устаревшей форме

Фронтальная.

Л–широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

Р – Учатся высказывать предположения.

2.Актуализация знаний.




1)Дыхательная гимнастика.


2)Актуализация опорных знаний.

Осознание потребности открытия новых знаний и умений.

Помогает ребёнку насытить мозг достаточным количеством кислорода, что, в свою очередь, поможет улучшить умственную активность.






Упражнение «Ветер»


Игра «Помоги найти свой домик»

Фронтальная.

К – умение слышать и слушать, следовать инструкции.

П – (универсальные логические действия) способность производить простейшие логические действия (анализ, сравнение, общение)

П – использовать знаково- символические средства (домики) для отображения учебного материала;

3.Постановка целей и определение темы урока.

Организация постановки цели урока, составления совместного плана действий, определение средств.

Построение схемы «Секреты урока»

Фронтальная

Р –формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, оперировать имеющимися знаниями;

К – строить рассуждения;

П - анализ, обобщение, аналогия, осознанное и произвольное построение высказывания, представлять информацию в виде схемы;

4. Работа по теме урока. 1)Знакомство со звуком [ч].





2)Знакомство с буквами Ч, ч.











3)Чтение слогов, слов, предложений с новой буквой




Развитие фонематического слуха, навыка звукового анализа слова.

Умение распознавать новую букву в словах.

Снятие усталости, напряжения.







Совершенствование навыка правильного чтения.









А) Звуковой анализ слова белочка Б)Характеристика звука[ч]

А) На что похожа буква Ч


Б)Физкультминутка.

В) Заглавная и строчная. Г)Определение места буквы «ч» в ленте букв.






А)Чтение слогов

Б)Чтение предложений





В)Чтение слов

Г) Проверка самостоятельной работы – чтение загадки.



Фронтальная работа


Групповая работа


Работа в парах



Фронтальная работа







Дифференцированная работа по учебнику.

Фронтальная работа

Самостоятельная работа для хорошо читающих детей

Фронтальная работа

П- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

П- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

П – умение проводить несложные наблюдения, делать выводы по результатам, фиксируя их в устной форме;

-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

К – донести свою позицию до других;

-слушать и понимать речь других;

Р- освоение способов работы в группе;

К – умение сотрудничать в группах.

Л- проявление внимания к суждениям товарищей.

5.Подведение итогов урока.

Соотнесение поставленной цели урока с полученными результатами.

Графический диктант

Самостоятельная работа с самопроверкой

Р- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

П – осуществлять кодирование информации в знаково – символической форме;

-уметь делать выводы по результатам изученного;

Пр – умение обобщать и систематизировать полученные знания;

Р – подводить итоги своей познавательной, учебной деятельности;

6. Рефлексия

Самооценка результатов деятельности.

теме

Выбор «орешка-смайлика»

Индивидуальная

П–анализ, использование знаково-символических средств;

Л –Оценка и рефлексия собственной деятельности на уроке;

П – Выводы о совместной работе класса и учителя.

Р – оценка собственного знания или незнания по изученной

7. Домашнее задание

Практическое применение знаний, умений, навыков при решении учебных задач.

Творческое задание.

Индивидуальная

П – умение оперировать полученными знаниями;

Л – проявление познавательного интереса к новому учебному материалу.






Ход урока

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (Организационный момент)


- Ой вы гой еси,

Добры молодцы,

Красны девицы,

Детки малые,

Детки славные,

Детки милые

Да разумные!

Приглашаю вас в путешествие

По уроку нашему интересному

За секретами да за тайнами,

Чтоб росли вы все

Людьми добрыми,

Прославляя родину нашу

Славное село Болдино.


- В старину на Руси такими словами обращались к людям, если хотели сообщить о чём-то важном. Мы с вами изучаем наш родной русский язык, поэтому мы должны знать историю своего народа, своей Родины.

(слайд 1)

- А почему наше село славное? Кто его прославил? Почему я вспомнила о Пушкине? Герои его произведений помогут нам открыть тайны и узнать секреты нашего урока.

-С каким настроением вы пришли урок?


2. Актуализация знаний.

  1. Дыхательная гимнастика

- В одной из сказок Пушкина есть такие строчки: ( слайд 2)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

- Изобразим ветер, который подгоняет кораблик:

С закрытым ртом втянуть воздух носом, разворачивая грудь и плечи, и задержаться в конечном положении на 1-2 секунды; сделать шумный выдох через рот и занять исходное положение; повторить 2-3 раза.

  1. Актуализация опорных знаний.

- Кораблик приплыл к славному острову …….(Буяну). Но что мы там видим. Жители этого острова – буквы вышли погулять, но тут начался дождик. И мы должны помочь буквам - найти свои домики. (На доске буквы А, У, М, П, Ч и два домика: красный и сине-зелёный). Ваша задача: помочь букве добежать до своего домика и спеть вместе с ней песенку.

- Почему одна буква у нас осталась на улице? (Мы не знаем, в какой домик её поместить. Мы её не изучали.)


3.Постановка целей и определение темы урока.

- Кто знает, как называется буква, которая у нас осталась?

- Сформулируйте тему нашего урока. (Буква Ч)

- Какова цель урока? (Познакомиться с новой буквой.)

-Какой у нас урок? (Открытия нового знания.)

-Вместе с героем, с которым мы встречались на страницах произведений Пушкина, мы сегодня будем открывать секреты новой буквы. Итак, кто наш помощник:

-День и ночь, как заведённый,

По цепи златой кругом

Ходит этот зверь учёный.

Знаешь, речь идёт о ком? (Кот учёный)


- Что мы будем делать, чтобы открыть секрет новой буквы? (Проводить звуковой анализ слова.)

- Первый секрет: Узнать какие звуки обозначает буква ч?

- Что мы должны ещё узнать о букве? (На что она похожа? В каких словах пишется? Определить место буквы в ленте букв.)

- Второй секрет: Какими буквами обозначается.

-Третий секрет: чтение слогов, слов, предложений с буквой ч.

- Четвёртый секрет: оценивание своей деятельности на уроке.

- Чтобы открыть все эти секреты, как мы должны работать на уроке? (Активно, слушать учителя и своих одноклассников….

- Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости захотели,

Снова в гости к нам прийти!


На доске составляется план-схема урока:

?





Ч ? ч


. .



4.Работа по теме урока.

1) Знакомство со звуком [ч].

А) звуковой анализ слова белочка (фронтальная работа).

-Кот учёный предлагает нам открыть первый секрет новой буквы. А поможет нам в этом следующий герой:

Что за зверь в хрустальном доме

Князю прибыль создает.

«Во саду ли, в огороде…»

Громко песенку поет. (слайд 3)

- Выполним звуковой анализ слова белочка.

- Я попрошу вас 5-ый звук обозначить пока жёлтой фишкой.

- А что же делала белочка в своём хрустальном доме? Продолжите предложение:

-Белка песенки поет

И ………….(орешки все грызет)


Б) характеристика звука [ч] (групповая работа)

- Я вам тоже сейчас предлагаю разделиться на группы и разгрызть орешек, который вам приготовила белочка. (слайд 4)

(Представитель от каждой группы берёт из корзинки орех, в котором спрятано задание. После выполненной работы на доске появляются карточки:

1.Согласный

2.Мягкий

3.Глухой (шипящий)

4.Непарный

5.Буква «ЧЕ»

- Какой фишкой вы замените жёлтую фишку? (зелёной)

- Первый секрет мы открыли?


2)Знакомство с буквами Ч, ч.

А) На что похожа буква Ч (работа в парах).

- Кто в старину доставлял письма?

Шлёт с письмом она…..(Гонца) (слайд 5)

- Вот и нам гонец доставил новую букву.

- Кто выступил в роли гонца. У Пушкина этого животного в сказках нет. (Дети называют животных, в которых есть буква ч).

- Что вы знаете о черепахе?

- На что похожа эта буква? (слайд 5)

- Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя. (слайд 6)

- Работая в парах, с помощью фишек выложите эту букву у себя на партах. (Дети работают в парах за партами, а двое работают на интерактивной доске). (слайд 7)

- Животного на букву Ч мы у Пушкина не нашли, а вот героя мы найти сможем.


Б) Физкультминутка

Выполним физкультминутку, которая нам поможет вспомнить этого героя: (слайд 8)

В Лукоморье мы пришли

И высокий дуб нашли.

Кот учёный ходит кругом,

Повернись и ты друг с другом.

Влево, вправо наклонись,

Сказку слушать не ленись.

В небе коршун злой летит,

Хочет лебедь захватить.

Рыбка, рыбка, помоги,

Ты старуху усмири.

Знают взрослые и дети –

Чудеса живут на свете!

(Выполняют движения под музыку)


В) Заглавная и строчная.

- В отрывке «У Лукоморья…» есть такой герой: (слайд 9)

-….Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря….

- Как звали этого колдуна?

- И также звали старого дядьку, который руководил 33 богатырями.

- Черномор. Кто сможет записать это слово?

(Из букв на доске: ч, Ч, е, р, н, о, м, о, р нужно составить слово)

- Как мы его запишем? (С заглавной буквы)

- Почему? (Это имя)

- Какими буквами можно записать новую букву? (Заглавной и строчной буквами Ч, ч)

- Заглянем в старославянский алфавит. Как раньше называлась буква Ч? («Червь») (слайд 10)



Г) определение места буквы «ч» в ленте букв

- В одной из сказок Пушкина одна героиня была недовольна своим местожительством. Она желала улучшить своё жилище. Кто эта героиня? В каких домах она жила? (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке». Сначала она жила в землянке, затем в избе, потом в тереме, в царских палатах.)

- Все дома на Руси назывались по-разному. Одни слова обозначали крестьянские дома: изба, хата, хижина, землянка. Другие – дома знатных людей: терем, хоромы, палаты.

- Нам тоже нужно найти дом для буквы Ч. Куда мы её поселим? (На улице согласных, в переулке глухих.) (слайд 11)

- Каким цветом вы раскрасите её дом? Почему? (Зелёным, потому что она обозначает только мягкий звук.)

- Мы открыли второй секрет буквы.


3) Чтение слогов, слов, предложений с новой буквой

(дифференцированная работа по учебнику)

А) Чтение слогов (фронтальная работа)

- Работаем на стр. 5 Азбуки 2 части. Познакомим букву Ч с гласными: а, о, е, у, и. Прочитаем хором так, как бы прочитало животное, которое принесло нам букву. (Черепаха – медленно) (слайд 12)

- Прочитаем так, как бы прочитали герои, в которых превращался князь Гвидон. (Комар, муха, шмель – быстро)

- Кто хотел убить царевну Лебедь? Прочитаем так. (Коршун – очень быстро)

- Как вы думаете, почему не со всеми гласными мы познакомили букву Ч?

- С гласными Я и Ю буква Ч не дружится. Прочитаем правило на стр. 5.

ЧА пиши с буквой А.

ЧУ пиши с буквой У.


Б) Чтение предложений. (Самостоятельная работа для хорошо читающих детей)

- Для тех, у кого на партах лежат звёздочки, звездочёт – герой «Сказки о золотом петушке» приготовил задание на стр. 4 учебника: прочитать загадку, отгадать и составить схему слова-отгадки.


В) Чтение слов (фронтальная работа)

- Прочитаем слова и скажем, что они обозначают.

Часы - прибор для определения текущего времени.

Чудо - неизученное явление.

Черника – ягода.

Чистота - чистое состояние, чистый вид чего-нибудь.

- Прочитайте слова, состоящие из 1-го, 2-х, 3-х слогов.

- Как мы определяем количество слогов. (По количеству гласных)


Г) Проверка самостоятельной работы – чтение загадки.

Один ученик составляет схему слова-отгадки на доске. (слайд 7)

Остальные читают загадку. Хорошо читающий ученик читает текст о часах на стр. 5 учебника.

- Вот и третий секрет мы открыли.

- Как вы думаете, почему именно с котом учёным мы сегодня открывали секреты? (В названии этого героя есть буква Ч: кот учёный)


  1. Подведение итогов урока.

Графический диктант.

Один ученик выполняет с обратной стороны доски, остальные на местах, затем сверяют ответы: + - + - +

- Я читаю утверждения, если вы согласны, ставьте «+», если не согласны с утверждением, ставьте «-» :

1) Буква «Ч» обозначает согласный звук.

2) [ч]-всегда твёрдый звук.

3)На уроке мы встречались с героями сказок А.С. Пушкина.

4)ЧА нужно писать с буквой Я.

5)В старославянской азбуке буква Ч называлась «Червь»


6.Рефлексия

- Остался последний 4-ый секрет урока – оценить себя и работу класса на уроке. (слайд 13)

- Белочка просит вас разложить её орешки в 3 корзинки: в первую положить зелёный, во вторую – жёлтый, в третью – красный.

Зелёный – Всё выполнил правильно. Молодец!

Жёлтый – Допустил ошибки. Надо ещё поработать!

Красный – Не выполнил большинство заданий. Придётся начать сначала!

Учащиеся подходят поочереди к интерактивной доске и двигают в корзинки, выбранные орешки.

- Завершается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарались всё понять?

Учились тайны открывать?

Ответы полные давали?

На уроке не зевали?

- Изменилось ли у вас настроение за урок?

-Какую оценку вы бы поставили себе за урок, всему классу?

7. Домашнее задание.

- В Древней Руси заглавную букву в начале текста – буквицу – рисовали разноцветными красками, украшали рисунками и узорами. (слайд 14)

- Попробуйте букву Ч изобразить в виде буквицы.



























1

Произнеси:

[ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч]





Воздух:

Свободно – несвободно


Преграда - зубы



2

?

Проведи звуковой анализ слов:







?






?

3

Звонкий или глухой?

Произнеси: [ ч-ч-ч-ч-ч]

горло не дрожит (нет голоса)


Звенит?

Шипит?

Свистит?

4

Найди пару


г п

б к

д ч

т

5

Прочитай


Как «т»

ЭЧ - ?

ЧЕ - ?

ЧА - ?







1

2

3

4

5









1

2

3

4

5









1

2

3

4

5









1

2

3

4

5






















































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!