МБОУ «Б-Болдинская средняя школа им. А.С. Пушкина»
Интегрированный урок по обучению грамоте и русскому родному языку в 1 классе
УМК «Школа России»
Тема:
«Согласная буква Ч»
Учитель: Смолькина Надежда Анатольевна
2019 г.
Тема урока: «Согласная буква Ч»
Цель урока: Познакомить учащихся с согласным звуком [ч], буквами Ч, ч.
Задачи урока:
- Развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, отрабатывать навык звукового анализа слов;
- Учить распознавать новый звук и новую букву в словах;
- Совершенствовать навыки правильного чтения;
- Развивать диалогическую и монологическую речь на родном языке, коммуникативные умения, нравственные и эстетические чувства, способности к творческой деятельности на родном языке;
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках А.С. Пушкина;
- Развивать навыки самоконтроля и самооценки, взаимопроверки;
Оборудование:
1. Интерактивная доска.
2. Магнитная доска.
3. Корзинка с орешками для групповой работы.
4. Фишки для звукового анализа.
5. Звёздочки для хорошо читающих учащихся.
6. Карточки для графического диктанта.
7. Учебники: «Азбука» 2 часть, В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин и др.
8. Демонстрационные буквы.
9. Лента букв.
10. Схема для определения цели урока.
11. Домики для букв.
Планируемые результаты обучения, на достижение которых направлен урок:
Предметные:
- Самостоятельное чтение, слежение, слушание текста.
- Умение определять гласные и согласные звуки, давать им характеристику.
- Умение отвечать на вопросы учителя.
Личностные.
Формировать положительную учебную мотивацию, эмоциональную и эстетическую культуру, ответственность за свои поступки, доброжелательное отношение к сверстникам.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД.
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе;
Познавательные УУД.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке;
- осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель;
- делать выводы о результатах совместной работы.
Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.
Используемые методы: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Основные понятия: звук согласный, мягкий, глухой, непарный, буква «ЧЕ», буквица, «червь».
Содержание урока.
Этап урока | цель | приём | Форма работы | Формируемые УУД |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (Организационный момент) | Настрой на работу, выявление эмоционального состояния детей. | «Обращение к детям» в устаревшей форме | Фронтальная. | Л–широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; Р – Учатся высказывать предположения. |
2.Актуализация знаний. 1)Дыхательная гимнастика. 2)Актуализация опорных знаний. | Осознание потребности открытия новых знаний и умений. Помогает ребёнку насытить мозг достаточным количеством кислорода, что, в свою очередь, поможет улучшить умственную активность. | Упражнение «Ветер» Игра «Помоги найти свой домик» | Фронтальная. | К – умение слышать и слушать, следовать инструкции. П – (универсальные логические действия) способность производить простейшие логические действия (анализ, сравнение, общение) П – использовать знаково- символические средства (домики) для отображения учебного материала; |
3.Постановка целей и определение темы урока. | Организация постановки цели урока, составления совместного плана действий, определение средств. | Построение схемы «Секреты урока» | Фронтальная | Р –формулировать цель урока после предварительного обсуждения; -планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, оперировать имеющимися знаниями; К – строить рассуждения; П - анализ, обобщение, аналогия, осознанное и произвольное построение высказывания, представлять информацию в виде схемы; |
4. Работа по теме урока. 1)Знакомство со звуком [ч]. 2)Знакомство с буквами Ч, ч. 3)Чтение слогов, слов, предложений с новой буквой | Развитие фонематического слуха, навыка звукового анализа слова. Умение распознавать новую букву в словах. Снятие усталости, напряжения. Совершенствование навыка правильного чтения. | А) Звуковой анализ слова белочка Б)Характеристика звука[ч] А) На что похожа буква Ч Б)Физкультминутка. В) Заглавная и строчная. Г)Определение места буквы «ч» в ленте букв. А)Чтение слогов Б)Чтение предложений В)Чтение слов Г) Проверка самостоятельной работы – чтение загадки. | Фронтальная работа Групповая работа Работа в парах Фронтальная работа Дифференцированная работа по учебнику. Фронтальная работа Самостоятельная работа для хорошо читающих детей Фронтальная работа | П- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; П- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; П – умение проводить несложные наблюдения, делать выводы по результатам, фиксируя их в устной форме; -перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. К – донести свою позицию до других; -слушать и понимать речь других; Р- освоение способов работы в группе; К – умение сотрудничать в группах. Л- проявление внимания к суждениям товарищей. |
5.Подведение итогов урока. | Соотнесение поставленной цели урока с полученными результатами. | Графический диктант | Самостоятельная работа с самопроверкой | Р- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; П – осуществлять кодирование информации в знаково – символической форме; -уметь делать выводы по результатам изученного; Пр – умение обобщать и систематизировать полученные знания; Р – подводить итоги своей познавательной, учебной деятельности; |
6. Рефлексия | Самооценка результатов деятельности. теме | Выбор «орешка-смайлика» | Индивидуальная | П–анализ, использование знаково-символических средств; Л –Оценка и рефлексия собственной деятельности на уроке; П – Выводы о совместной работе класса и учителя. Р – оценка собственного знания или незнания по изученной |
7. Домашнее задание | Практическое применение знаний, умений, навыков при решении учебных задач. | Творческое задание. | Индивидуальная | П – умение оперировать полученными знаниями; Л – проявление познавательного интереса к новому учебному материалу. |
Ход урока
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (Организационный момент)
- Ой вы гой еси,
Добры молодцы,
Красны девицы,
Детки малые,
Детки славные,
Детки милые
Да разумные!
Приглашаю вас в путешествие
По уроку нашему интересному
За секретами да за тайнами,
Чтоб росли вы все
Людьми добрыми,
Прославляя родину нашу
Славное село Болдино.
- В старину на Руси такими словами обращались к людям, если хотели сообщить о чём-то важном. Мы с вами изучаем наш родной русский язык, поэтому мы должны знать историю своего народа, своей Родины.
(слайд 1)
- А почему наше село славное? Кто его прославил? Почему я вспомнила о Пушкине? Герои его произведений помогут нам открыть тайны и узнать секреты нашего урока.
-С каким настроением вы пришли урок?
2. Актуализация знаний.
Дыхательная гимнастика
- В одной из сказок Пушкина есть такие строчки: ( слайд 2)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
- Изобразим ветер, который подгоняет кораблик:
С закрытым ртом втянуть воздух носом, разворачивая грудь и плечи, и задержаться в конечном положении на 1-2 секунды; сделать шумный выдох через рот и занять исходное положение; повторить 2-3 раза.
Актуализация опорных знаний.
- Кораблик приплыл к славному острову …….(Буяну). Но что мы там видим. Жители этого острова – буквы вышли погулять, но тут начался дождик. И мы должны помочь буквам - найти свои домики. (На доске буквы А, У, М, П, Ч и два домика: красный и сине-зелёный). Ваша задача: помочь букве добежать до своего домика и спеть вместе с ней песенку.
- Почему одна буква у нас осталась на улице? (Мы не знаем, в какой домик её поместить. Мы её не изучали.)
3.Постановка целей и определение темы урока.
- Кто знает, как называется буква, которая у нас осталась?
- Сформулируйте тему нашего урока. (Буква Ч)
- Какова цель урока? (Познакомиться с новой буквой.)
-Какой у нас урок? (Открытия нового знания.)
-Вместе с героем, с которым мы встречались на страницах произведений Пушкина, мы сегодня будем открывать секреты новой буквы. Итак, кто наш помощник:
-День и ночь, как заведённый,
По цепи златой кругом
Ходит этот зверь учёный.
Знаешь, речь идёт о ком? (Кот учёный)
- Что мы будем делать, чтобы открыть секрет новой буквы? (Проводить звуковой анализ слова.)
- Первый секрет: Узнать какие звуки обозначает буква ч?
- Что мы должны ещё узнать о букве? (На что она похожа? В каких словах пишется? Определить место буквы в ленте букв.)
- Второй секрет: Какими буквами обозначается.
-Третий секрет: чтение слогов, слов, предложений с буквой ч.
- Четвёртый секрет: оценивание своей деятельности на уроке.
- Чтобы открыть все эти секреты, как мы должны работать на уроке? (Активно, слушать учителя и своих одноклассников….
- Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости захотели,
Снова в гости к нам прийти!
На доске составляется план-схема урока:
4.Работа по теме урока.
1) Знакомство со звуком [ч].
А) звуковой анализ слова белочка (фронтальная работа).
-Кот учёный предлагает нам открыть первый секрет новой буквы. А поможет нам в этом следующий герой:
Что за зверь в хрустальном доме
Князю прибыль создает.
«Во саду ли, в огороде…»
Громко песенку поет. (слайд 3)
- Выполним звуковой анализ слова белочка.
- Я попрошу вас 5-ый звук обозначить пока жёлтой фишкой.
- А что же делала белочка в своём хрустальном доме? Продолжите предложение:
-Белка песенки поет
И ………….(орешки все грызет)
Б) характеристика звука [ч] (групповая работа)
- Я вам тоже сейчас предлагаю разделиться на группы и разгрызть орешек, который вам приготовила белочка. (слайд 4)
(Представитель от каждой группы берёт из корзинки орех, в котором спрятано задание. После выполненной работы на доске появляются карточки:
1.Согласный
2.Мягкий
3.Глухой (шипящий)
4.Непарный
5.Буква «ЧЕ»
- Какой фишкой вы замените жёлтую фишку? (зелёной)
- Первый секрет мы открыли?
2)Знакомство с буквами Ч, ч.
А) На что похожа буква Ч (работа в парах).
- Кто в старину доставлял письма?
Шлёт с письмом она…..(Гонца) (слайд 5)
- Вот и нам гонец доставил новую букву.
- Кто выступил в роли гонца. У Пушкина этого животного в сказках нет. (Дети называют животных, в которых есть буква ч).
- Что вы знаете о черепахе?
- На что похожа эта буква? (слайд 5)
- Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя. (слайд 6)
- Работая в парах, с помощью фишек выложите эту букву у себя на партах. (Дети работают в парах за партами, а двое работают на интерактивной доске). (слайд 7)
- Животного на букву Ч мы у Пушкина не нашли, а вот героя мы найти сможем.
Б) Физкультминутка
Выполним физкультминутку, которая нам поможет вспомнить этого героя: (слайд 8)
В Лукоморье мы пришли
И высокий дуб нашли.
Кот учёный ходит кругом,
Повернись и ты друг с другом.
Влево, вправо наклонись,
Сказку слушать не ленись.
В небе коршун злой летит,
Хочет лебедь захватить.
Рыбка, рыбка, помоги,
Ты старуху усмири.
Знают взрослые и дети –
Чудеса живут на свете!
(Выполняют движения под музыку)
В) Заглавная и строчная.
- В отрывке «У Лукоморья…» есть такой герой: (слайд 9)
-….Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря….
- Как звали этого колдуна?
- И также звали старого дядьку, который руководил 33 богатырями.
- Черномор. Кто сможет записать это слово?
(Из букв на доске: ч, Ч, е, р, н, о, м, о, р нужно составить слово)
- Как мы его запишем? (С заглавной буквы)
- Почему? (Это имя)
- Какими буквами можно записать новую букву? (Заглавной и строчной буквами Ч, ч)
- Заглянем в старославянский алфавит. Как раньше называлась буква Ч? («Червь») (слайд 10)
Г) определение места буквы «ч» в ленте букв
- В одной из сказок Пушкина одна героиня была недовольна своим местожительством. Она желала улучшить своё жилище. Кто эта героиня? В каких домах она жила? (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке». Сначала она жила в землянке, затем в избе, потом в тереме, в царских палатах.)
- Все дома на Руси назывались по-разному. Одни слова обозначали крестьянские дома: изба, хата, хижина, землянка. Другие – дома знатных людей: терем, хоромы, палаты.
- Нам тоже нужно найти дом для буквы Ч. Куда мы её поселим? (На улице согласных, в переулке глухих.) (слайд 11)
- Каким цветом вы раскрасите её дом? Почему? (Зелёным, потому что она обозначает только мягкий звук.)
- Мы открыли второй секрет буквы.
3) Чтение слогов, слов, предложений с новой буквой
(дифференцированная работа по учебнику)
А) Чтение слогов (фронтальная работа)
- Работаем на стр. 5 Азбуки 2 части. Познакомим букву Ч с гласными: а, о, е, у, и. Прочитаем хором так, как бы прочитало животное, которое принесло нам букву. (Черепаха – медленно) (слайд 12)
- Прочитаем так, как бы прочитали герои, в которых превращался князь Гвидон. (Комар, муха, шмель – быстро)
- Кто хотел убить царевну Лебедь? Прочитаем так. (Коршун – очень быстро)
- Как вы думаете, почему не со всеми гласными мы познакомили букву Ч?
- С гласными Я и Ю буква Ч не дружится. Прочитаем правило на стр. 5.
ЧА пиши с буквой А.
ЧУ пиши с буквой У.
Б) Чтение предложений. (Самостоятельная работа для хорошо читающих детей)
- Для тех, у кого на партах лежат звёздочки, звездочёт – герой «Сказки о золотом петушке» приготовил задание на стр. 4 учебника: прочитать загадку, отгадать и составить схему слова-отгадки.
В) Чтение слов (фронтальная работа)
- Прочитаем слова и скажем, что они обозначают.
Часы - прибор для определения текущего времени.
Чудо - неизученное явление.
Черника – ягода.
Чистота - чистое состояние, чистый вид чего-нибудь.
- Прочитайте слова, состоящие из 1-го, 2-х, 3-х слогов.
- Как мы определяем количество слогов. (По количеству гласных)
Г) Проверка самостоятельной работы – чтение загадки.
Один ученик составляет схему слова-отгадки на доске. (слайд 7)
Остальные читают загадку. Хорошо читающий ученик читает текст о часах на стр. 5 учебника.
- Вот и третий секрет мы открыли.
- Как вы думаете, почему именно с котом учёным мы сегодня открывали секреты? (В названии этого героя есть буква Ч: кот учёный)
Подведение итогов урока.
Графический диктант.
Один ученик выполняет с обратной стороны доски, остальные на местах, затем сверяют ответы: + - + - +
- Я читаю утверждения, если вы согласны, ставьте «+», если не согласны с утверждением, ставьте «-» :
1) Буква «Ч» обозначает согласный звук.
2) [ч]-всегда твёрдый звук.
3)На уроке мы встречались с героями сказок А.С. Пушкина.
4)ЧА нужно писать с буквой Я.
5)В старославянской азбуке буква Ч называлась «Червь»
6.Рефлексия
- Остался последний 4-ый секрет урока – оценить себя и работу класса на уроке. (слайд 13)
- Белочка просит вас разложить её орешки в 3 корзинки: в первую положить зелёный, во вторую – жёлтый, в третью – красный.
Зелёный – Всё выполнил правильно. Молодец!
Жёлтый – Допустил ошибки. Надо ещё поработать!
Красный – Не выполнил большинство заданий. Придётся начать сначала!
Учащиеся подходят поочереди к интерактивной доске и двигают в корзинки, выбранные орешки.
- Завершается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарались всё понять?
Учились тайны открывать?
Ответы полные давали?
На уроке не зевали?
- Изменилось ли у вас настроение за урок?
-Какую оценку вы бы поставили себе за урок, всему классу?
7. Домашнее задание.
- В Древней Руси заглавную букву в начале текста – буквицу – рисовали разноцветными красками, украшали рисунками и узорами. (слайд 14)
- Попробуйте букву Ч изобразить в виде буквицы.
1 Произнеси: [ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч] Воздух: Свободно – несвободно Преграда - зубы | 2 ? Проведи звуковой анализ слов: |
3 Звонкий или глухой? Произнеси: [ ч-ч-ч-ч-ч] горло не дрожит (нет голоса) Звенит? Шипит? Свистит? | 4 Найди пару г п б к д ч т |
5 Прочитай Как «т» ЭЧ - ? ЧЕ - ? ЧА - ? | |