Урок
«Загадки Древнего мира»
Цель: закрепить знания, полученные при изучении темы. Проверить знания учащихся об основных событиях, процессах Древней Греции.
УУД:
Личностные УУД: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу группы
Регулятивные УУД: Определять цели и задачи урока; выполнять индивидуальные и групповые задания различного вида в соответствии с поставленной целью; оценивать данную учебную ситуацию.
Познавательные УУД: Работать с таблицей; сравнивать и находить отличия; работа с электронным приложением, с рабочим листом
Коммуникативные УУД: Организовывать плодотворное сотрудничество; уважать мнение товарища
Развивать умение работать в группах, выполнять задания, аргументировано представлять свою точку зрения на события, вести интересный рассказ, работать с историческими понятиями.
Способствовать воспитанию взаимоуважения, интереса к истории.
Оборудование.
Карта « Древняя Греция в Vв. до н. э.»
Маршрутные листы для групп, вещественные памятники истории вырезанные из бумаги (карточки с историческими понятиями), столы расставлены для работы 4-х групп.
Ход урока.
Организационный этап.
Дети рассаживаются по группам (на столах стоят таблицы с надписью
Здравствуйте, ребята. Предлагаю вам обратить внимание на экран
Показ ролика «Уроки Саакяна - Древняя Греция»
И так куда приглашают нас герои?
Вы готовы отправиться в эту страну?
Скажите, а что вы узнали о Древней Греции?
Учитель:
Древняя Греция удивительная страна. Я предлагаю вам совершить путешествие на земли Древней Эллады. Давайте отправимся в эту страну на ракете «Временных лет». Я прошу вас сесть удобнее, пристигнуть ремни, закрыть глаза и произнести волшебные слова «Крибля, крабля, бумс»
(Слайд ракета – космическая музыка)
Вот мы и в Древней Греции. Добро пожаловать на землю Древней Эллады.
Презентация «Карта Древней Греции» - слайд 1
Входят два экскурсовода (ими являются ученики данного класса, на их головах греческие диадемы)
Экскурсоводы:
Мы дети Эллады, посланцы величественной Афины приветствуем вас на нашей красивейшей земле. Позвольте напомнить вам, что Греция расположена в Юго-Восточной Европе, на юге Балканского полуострова, значительную часть страны покрывают горы, которые изолируют друг от друга Северную, Среднюю и Южную части страны. Пролетая вы, конечно же, увидели Эгейское, Ионическое, Средиземное моря, которые омывают страну. Здесь вы увидите красивейшие города мира: Афины, Микены, Фивы, Спарту, Марафон. (свой рассказ они сопровождают показом на карте). Добро пожаловать в нашу страну.
Учитель: Во время нашего путешествия вам предстоит разгадать много загадок, чтобы дойти до конечного пункта нашего путешествия - горы Олимп. Вспомните, кто жил на этой горе? Верно греческие боги.
- А какой город получил название от названия этой горы? - Олимпия.
- Кому были посвящены эти игры?
- В каком году прошли первые олимпийские игры?
Вот и мы сегодня будем посвящать свои успехи Зевсу. На каждом этапе за правильно выполненные задания вы будете получать необычный камень. Этими удивительными «камнями загадками» вы будете мостить дорогу к вершине Олимпа. Если вы правильно даете ответ, то помещаете свой «камень» на листе « маршрут к Олимпу».
Первое задание
Мы вам предлагаем провести Олимпийские игры, но они необычные и заключаются в том, кто быстрее и точнее ответит на вопросы, которые на камнях записали древние мастера. Этими удивительными «камнями загадками» мы будем мостить дорогу к вершине Олимпа. Если вы правильно даете определение историческому понятию, то помещайте свой «камень» на доске по стрелкам ( на доске вверху иллюстрация Зевса к нему с низу доски идут стрелки). Исторические понятия:
Стратег. Демократия. Стиль. Ареопаг. Ипподром. Фаланга. Оратор. Лаконичная речь. Гражданин.
( ответы команд, размещение камней на доске)
Вы приблизились к вершине Олимпа.
А сейчас вас ждут новые испытания внимание на слайд
Второе задание
| Эта коварная богиня спровоцировала Троянскую войну | Богиня раздора |
| Это был герой троянской войны, но оказался уязвимым в пятку | Ахилесс |
| Древнегреческий царь, который упорно не хотел воевать в Троянской войне и долго не мог попасть домой | Одиссей |
| Этот предмет таил смерть Троянцам | Троянский конь |
| Этот предмет таил смерть Троянцам | Троянский конь |
| Он отменил долговое рабство, но был по достоинству не оценен в Афинах | Солон |
| В этом государстве греки утверждали, что дети принадлежат не родителям, а государству | Спарта |
| В этот год глашатаи разносили по городам Эллады добрую весть «Священный мир объявлен, дороги безопасны!» | Олимпийские игры |
| Это были легкие суда греков очень маневренные | Триеры |
- Вы преодолели ещё один участок пути. И получаете новое задание.
Учитель.
Предлагаю вам самостоятельно представить туристические агентства. Их название находится на ваших столах: театралы, полководцы, археологи.
Слайд 10
Чтобы продолжить наше путешествие я предлагаюсь подзарядиться
- Физкультминутка
Задание 3.
Дать рекламу своего агентства.
Требования таковы:
1. Она должна быть убедительным настолько, чтобы, даже самому закоренелому скептику захотелось побывать в Древней Элладе!
2. Реклама может быть в форме плаката, частушки, песни, стихотворения, научного сообщения. Для выполнения задания 2 минуты.
И так, вам слово. Давайте поприветствуем агентства: «Театралы», «Археологи», «Полководец», «Философы»
Презентацию готовит все команды, вместе и защищают.
Задание 4.
Прошу всех участников нашего путешествия получить маршрутные листы, выполнить задания указанные в них. Перед каждой группой стоит задача коллективно определить, к каким событиям относятся иллюстрации, затем каждый из участников группы по желанию рассказывают об одном из событий. В рассказе должны соблюдаться хронологическая последовательность. Ваша экскурсия должна быть интересной.
Через 3 минут каждое агентство начнет свою экскурсию по заданному маршруту.
Защита презентации.
Маршрут №1. «К древним на праздник». На маршрутном листе четыре иллюстрации «На представлении в древнем театре», «Здание греческого театра», «Праздничное шествие на Акрополь», «Сцена из «Антигоны». Задание: определить, к каким празднествам древних относятся иллюстрации, где они происходили, рассказать о каждом из праздников.
Маршрут №2. « К памятникам архитектуры». На маршрутном листе четыре иллюстрации: «Световой колодец в царском дворце на Крите», «Парфенон. Храм Афины», «Олимпия», «Статуя Афродиты».
Задание: определить архитектурные памятники, найти на карте места, где они находились, дать краткое описание, указать дальнейшую судьбу.
Маршрут №3. «Вслед за полководцами» На маршрутном листе четыре схемы сражений: Марафонского, Фермопильского, Саламинского, при Гавгамелах. Задание: определить схему каждого сражения, найти на карте его место, назвать враждующие стороны и кто из полководцев командовал войсками, кратко рассказать о ходе сражения и его результатах.
Маршрут № 4 « Кому принадлежат слова?». На маршрутном листе тексты: « Знай же, циклоп, что тебя ослепил … знаменитый властитель Итаки!», « Врага бояться меньше, чем собственных сограждан», «Мать черная, земля многострадальная, с которой сбросил я позорные столбы…», «Наше государство является школой всей Эллады, и каждый из нас может с легкостью проявлять свою личность в различных условиях».
Задание: определить, кому принадлежат слова и какому событию они адресованы.
Экскурсоводы:
Уважаемые пассажиры, вы показали хорошие знания по истории Древней Эллады, и мы вас приглашаем в древнегреческую школу, куда спешат в рассветный час городские и сельские мальчишки. Там начинается урок истории.
Задание 5
В гимнасии. Ученик ( костюм: кусок ткани поверх рубахи)
Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные! Сегодня, я, учитель Беотий, ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, бойтесь наказания. Приходите сюда, едва поднимется солнце, а уходите не раньше первых сумерек. Не шалите - розги всегда лежат перед вами. Не толкайтесь, не пристало здесь играть и шалить, потому что священные стены храма знаний – любят слушать мудрые речи, ибо «Невежда - самое дикое из существ на земле». А теперь перестаньте дрожать, оторвитесь от своих рабов - педагогов, сядьте прямо и начнем урок.
На амфорах, вырезанных из цветной бумаги, написаны вопросы. Их можно расположить в виде веера, как билеты. По желанию ученики выходят к доске вытягивают «амфору - билет» и отвечают на вопрос (в зависимости от времени предлагается определенное количество вопросов).
Какие чудеса света появились в Греции?
Какие науки были известны грекам?
Какие представления показывали в древнегреческом театре?
Почему слова «библиотека», «музей», «театр» стали международными?
Что олицетворяли богини: Ника, Афина?
Назовите знаменитого врача, в честь которого названа клятва врачей в
наши дни.
7. Назовите имя слепого поэта, написавшего два замечательных произведения.
8. Кто в афинских семьях делал ежедневные покупки на рынке?
9. Как воспитывали спартанских мальчиков?
Задание 6
А сейчас я скажу вам фразу, которую вы должны выразить одним словом и объяснить, почему это именно так?
1. Самовлюбленный человек (Нарцисс).
2. Долгие странствия, приключения, рассказ о них (Одиссея).
3. Бдительный сторож (Цербер).
4. Уязвимое место (Ахиллесова пята)
Подведение итогов- предоставление листе « маршрут к Олимпу».- дети показывают их, можно поместить на доске.
VI Этап. Рефлексия.
Вот и подошло концу наше путешествие по Древней Греции. Очень много вами разгадано загадок Древней Греции.
Что вам больше всего запомнилось. Понравилось? Чему вы научились у древних греков? Как вы оцениваете свою работу?
А сейчас я попрошу вас сесть удобнее в нашу ракету, пожелать всем хорошей дороги и прибыть в наш 21 век. (звучит музыка).
Д/З п. 40 стр 190-195
появились в Греции?
известны грекам?
показывали в древнегреческом
театре?
«музей», «театр»
стали международными?
Ника, Афина?
6. Назовите знаменитого врача,
в честь которого названа
клятва врачей
наши дни
7. Назовите имя слепого поэта,
написавшего два
замечательных произведения.
8. Кто в афинских семьях
делал ежедневные
покупки на рынке?
9. Как воспитывали
спартанских мальчиков?
Экскурсоводы:
Мы дети Эллады, посланцы величественной Афины приветствуем вас на нашей красивейшей земле. Позвольте напомнить вам, что Греция расположена в Юго-Восточной Европе, на юге Балканского полуострова, значительную часть страны покрывают горы, которые изолируют друг от друга Северную, Среднюю и Южную части страны. Пролетая вы, конечно же, увидели Эгейское, Ионическое, Средиземное моря, которые омывают страну. Здесь вы увидите красивейшие города мира: Афины, Микены, Фивы, Спарту, Марафон. (свой рассказ они сопровождают показом на карте). Добро пожаловать в нашу страну.
В гимнасии. Ученик ( костюм: кусок ткани поверх рубахи)
Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные! Сегодня, я, учитель Беотий, ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, бойтесь наказания. Приходите сюда, едва поднимется солнце, а уходите не раньше первых сумерек. Не шалите - розги всегда лежат перед вами. Не толкайтесь, не пристало здесь играть и шалить, потому что священные стены храма знаний – любят слушать мудрые речи, ибо «Невежда - самое дикое из существ на земле». А теперь перестаньте дрожать, оторвитесь от своих рабов - педагогов, сядьте прямо и начнем урок.
Маршрут № 4 "Кому принадлежат слова"
1. Знай же, циклоп, что тебя ослепил… знаменитый властелин Итаки!
2. Не дайте поработить древнейший в Элладе город.
3. Мать чёрная земля многострадальная, с которой сбросил я позорные столбы.
4. Если останешься жив, замени чёрный парус на белый.