СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему «Русский фольклор. Малые жанры фольклора».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему «Русский фольклор. Малые жанры фольклора».»

Урок по литературе в 5 классе.

Тема: «Русский фольклор. Малые жанры фольклора».

Цель урока: 1. Дать понятие о фольклоре, его особенностях, разновидностях малых жанров. 2.Уделить внимание развитию речи учащихся.

Задачи урока: Научить учащихся различать разные жанры фольклора. Привить любовь к богатству народного творчества. Развивать читательские способности детей.

Ход урока.

Организационный момент.

Эпиграф урока.

«Подлинную историю народа нельзя знать, не зная устного народного творчества… от глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории.»

М. Горький

Актуализация знаний учащихся.

- М. Горький призывал: «Изучайте фольклор, учитесь на нем. Без знания прошлого нет будущего».

- Что мы сегодня должны узнать на уроке?

(Познакомится с понятием «фольклор»)

-Верно, итак, запишите, пожалуйста, в тетрадях тему нашего урока:

«Русский фольклор. Малые жанры фольклора».

Фольклор - народная мудрость (от англ. cлов folk-народ, lore- мудрость)

Фольклор мы называем устным народным творчеством, потому что он создавался народом, передавался из уст в уста, от одного поколения к другому.

Работа по учебнику. Чтение статьи о фольклоре.

-Назовите малые жанры фольклора.

Жанры фольклора.

- С помощью учебника дайте определение следующих жанров УНТ, фольклора: пестушка, потешка, колыбельная песня, закличка, приговорка, прибаутка, считалка, скороговорка, загадка. Определение жанров запишите в тетради.

4. Поиграем. Определите, к какому виду фольклора относится приведенный текст.

Правильно, пестушка.

-Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не намочи!
Зря в окошко не стучи.(закличка)

- Выйдет Ваня-пастушок,

Заиграет во рожок.

А рожок из бересты,

Значит, водой будешь ты! (считалка)



Расскажите про покупки,

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои. (скороговорка)

-Любимый жанр фольклора у детей и взрослых- загадки… Загадки– это стишки или прозаические выражения, описывающие предмет, не называя его самого. Чаще всего основное внимание в детских загадках уделяется какому-нибудь уникальному свойству предмета или его сходству с другим предметом.

Для наших далеких предков загадки являлись своеобразным средством испытания мудрости и смекалки сказочных героев.

-Отгадайте загадку.

Никого не обижает, а ее все толкают (дверь).

Пословицы и поговорки – отражение народной мудрости. Поговорка –законченное суждение, пословица – часть суждения. Задача пословицы научить мудрым мыслям, заключенным в предельно короткую форму.

-Объясните значение пословиц и поговорок.

  1. Повторение-мать учения.

  2. Корень учения горек, да плод его сладок.

  3. Учась, узнаешь, как мало знаешь.

  4. Если за день ничему не научился- зря прожил день.



5.Домашнее задание.

Прочитайте и перескажите статью, составленную по книге В. Аникина. Выпишите из различных источников (2-3) примера малых жанров фольклора.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!