Урок по литературе в 5 классе.
Тема: «Русский фольклор. Малые жанры фольклора».
Цель урока: 1. Дать понятие о фольклоре, его особенностях, разновидностях малых жанров. 2.Уделить внимание развитию речи учащихся.
Задачи урока: Научить учащихся различать разные жанры фольклора. Привить любовь к богатству народного творчества. Развивать читательские способности детей.
Ход урока.
Организационный момент.
Эпиграф урока.
«Подлинную историю народа нельзя знать, не зная устного народного творчества… от глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории.»
М. Горький
Актуализация знаний учащихся.
- М. Горький призывал: «Изучайте фольклор, учитесь на нем. Без знания прошлого нет будущего».
- Что мы сегодня должны узнать на уроке?
(Познакомится с понятием «фольклор»)
-Верно, итак, запишите, пожалуйста, в тетрадях тему нашего урока:
«Русский фольклор. Малые жанры фольклора».
Фольклор - народная мудрость (от англ. cлов folk-народ, lore- мудрость)
Фольклор мы называем устным народным творчеством, потому что он создавался народом, передавался из уст в уста, от одного поколения к другому.
Работа по учебнику. Чтение статьи о фольклоре.
-Назовите малые жанры фольклора.
Жанры фольклора.
- С помощью учебника дайте определение следующих жанров УНТ, фольклора: пестушка, потешка, колыбельная песня, закличка, приговорка, прибаутка, считалка, скороговорка, загадка. Определение жанров запишите в тетради.
4. Поиграем. Определите, к какому виду фольклора относится приведенный текст.
Правильно, пестушка.
-Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не намочи!
Зря в окошко не стучи.(закличка)
- Выйдет Ваня-пастушок,
Заиграет во рожок.
А рожок из бересты,
Значит, водой будешь ты! (считалка)
Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои. (скороговорка)
-Любимый жанр фольклора у детей и взрослых- загадки… Загадки– это стишки или прозаические выражения, описывающие предмет, не называя его самого. Чаще всего основное внимание в детских загадках уделяется какому-нибудь уникальному свойству предмета или его сходству с другим предметом.
Для наших далеких предков загадки являлись своеобразным средством испытания мудрости и смекалки сказочных героев.
-Отгадайте загадку.
Никого не обижает, а ее все толкают (дверь).
Пословицы и поговорки – отражение народной мудрости. Поговорка –законченное суждение, пословица – часть суждения. Задача пословицы научить мудрым мыслям, заключенным в предельно короткую форму.
-Объясните значение пословиц и поговорок.
Повторение-мать учения.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Учась, узнаешь, как мало знаешь.
Если за день ничему не научился- зря прожил день.
5.Домашнее задание.
Прочитайте и перескажите статью, составленную по книге В. Аникина. Выпишите из различных источников (2-3) примера малых жанров фольклора.