СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок -исследование по теме "Изменение глаголов по временам"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок -исследование по теме "Изменение глаголов по временам"»

Изменение глаголов по временам

Тип урока: открытие новых знаний.

Форма урока: урок - исследование

Тема: «Изменение глаголов по временам».

Цель: Формирование умения образовать временные формы глаголов, от глаголов в неопределённой форме совершенного и несовершенного вида

Задачи:

Образовательные: знакомить с изменением глаголов по временам, наблюдать образование и функционирование форм настоящего времени

– обобщить и систематизировать имеющиеся знания о глаголе, формировать умения выделять глагол среди других частей речи, изменять по временам

Развивающие:развивать умение определять изученные грамматические признаки глаголов; развивать орфографическую зоркость, устную речь учащихся, навыки самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки;

Воспитательные: воспитание сознательного отношения к учебе и интереса к изучению русского языка, воспитывать волевые качества (терпение, умение выполнять работу до конца).

Метапредметные УУД:

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; понимать учебную задачу и активно включаться в деятельность; учиться работать по предложенному плану; определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с предложенными критериями;

Познавательные: строить рассуждения; извлекать информацию, представленную в разных формах; рефлексия способов действий, контроль процесса и результата действий;

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слышать и слушать других,

Предметные: умение определять временные формы глагола; распределять глаголы по временным формам; изменять глаголы по временам, правильно образовывать временные формы; подбирать в тексте подходящие по смыслу глаголы.

Формируемые УУД.

Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу по русскому языку; умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения.


Формы организации деятельности детей: коллективная, индивидуальная, парная.



I. Организационный этап


 Здравствуйте ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет нам радость от общения друг с другом. Садитесь, пожалуйста.


II. Актуализация знаний


1) - Откройте тетради, запишите число «Двадцать восьмое марта Классная работа»

- Прочитайте предложение. Спишите в тетрадь данное предложение «Больше всего я люблю действовать, не люблю предлоги и всем известную частицу»

- Какую информацию о глаголе даёт нам это предложение? ( глаголы обозначают действия, глаголы не употребляются с предлогами, не с глаголом пишется раздельно)


- Что можно добавить про глагол ещё?


2) - А теперь обратимся к истории (1 ученик рассказывает и прикрепляет таблички

Слово «глагол» заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», «глаголить» значило говорить…

Федор Иванович Буслаев, известный русский ученый, говорил: «Глагол есть старинное речение и значит тоже, что слово: стало быть глагол есть всё то, что говорит, что сказывает о предмете; потому - то глагол и бывает сказуемым»

Слово «глагол» постепенно утратило старое значение. Теперь это название одной из частей речи.

- По частоте употребления глагол занимает второе место после существительных.


3)Повторим материал прошлого урока и расшифруем ключевое слово. Выберите верные ответы и впишите соответствующую букву на следующую строчку в тетради.


1. Глаголы в неопределённой форме:

О) отвечает на вопросы что делать? что сделать?

К) имеют суффикс л

Л) это изменяемая форма




2. У глаголов неопределённой формы можно определить

А) время

С) число

Т) вид


3. Выбери в словосочетаниях глагол в неопре­деленной форме.

М) работает добросовестно

К) привезти груз

Х) гулять ежедневно


4. Сколько временных форм имеют глаголы?

И)2 Р)3 Д)4


5. Если глагол отвечает на вопрос что делает? что делают?, то он в форме...

В) прошедшего времени;

Ы) настоящего времени;

З) будущего времени.


6. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

Б) Что делает? что делают?

У) Что сделает? что будет делать?

Т) Что делал? что делали?


7. Выбери глагол будущего времени.

Г) пробежала Ф) летит

Я) воркует И) напишу


8. Какие высказывания имеют отношение к глаголам прошедшего времени?

Ж) имеют суффикс ТЬ и ТИ

Ч) отвечают на вопросы что делает? что делают?

Е) изменяются по родам.

- Прочитайте слово, которое у вас получилось (ОТКРЫТИЕ)


III. Постановка цели и задачи урока. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Сегодня, мы продолжим работать над глаголом и попробуем сделать открытие. Рассмотрите таблицу.

-Что объединяет вопросы? (вопросы глаголов н.ф) Чем отличаются?

- К какому виду относится каждый из вопросов? (сов.в и несов.в)



- Назовите вопрос несовершенного вида (что делать?) Запишите в таблице

- Назовите вопрос совершенного вида (что сделать?) Сделайте запись рядом с вопросом.

- А теперь самостоятельно, в таблице от вопросов н.ф. образуйте вопросы прошедшего, настоящего и будущего времени и запишите их в таблицу. Не забывайте обращать внимание на вид и вопрос н.ф

Время

Вид

Что делать?(……….. вид)

Что сделать? (…………. Вид)

Пр.в. (уже)

 

 

Н.в. (сейчас)

 

 

Б.в. (потом)

 

 

Дети заполняют таблицу самостоятельно.

Учитель. Ребята, с какими трудностями вы столкнулись?

(Не получилось образовать вопрос настоящего времени у совершенного вида)

- Я хочу предложить вашему вниманию сказку, которая поможет решить возникшие трудности. Автор этой сказки Татьяна Рик. Писательница написала серию интересных книг про части речи. Советую вам их прочитать. Читая эти книги вы с лёгкостью будете разбираться в русском языке.

- Возьмите текст сказки, которая поможет нам. Положите перед собой. Давид будет читать, а вы следите.

Чтение сказки сильным учеником

В городе Частей Речи жили два братца-глагола с одинаковыми именами – ВИД. Братья были близнецами, может, поэтому родители не стали мудрить с именами, но, чтобы как-то их различать, стали называть одного НЕСОВЕРШЕННЫМ, а другого – СОВЕРШЕННЫМ.

Назвали они их так не случайно.  ВИД НЕСОВЕРШЕННЫЙ – был рассеянным и не придавал значения внешнему виду: пиджак у него всегда был измят, поля его шляпы обвисли. Но такой внешний вид ему прощали, ведь он был умный, добрый и приветливый.

Младший брат – ВИД СОВЕРШЕННЫЙ – отличался аккуратностью, всегда был одет, как говорится, с иголочки.

Виды были трудягами, учились в школе на одни 5. Оба брата близнеца изменялась по числам. Но вот к изменению по временам у ВИДОВ отношение было разное.  Неодинаковое отношение было у братьев к НАСТОЯЩЕМУ ВРЕМЕНИ.

ВИД НЕСОВЕРШЕННЫЙ считал, что НАСТОЯЩЕЕ – это самое главное, оно исходит из ПРОШЛОГО и подготавливает БУДУЩЕЕ, поэтому он изменялся и в настоящем, и в прошедшем, и в будущем времени, правда, изменяться во времени в будущем ему помогал друг БЫТЬ.

ВИД СОВЕРШЕННЫЙ считал, что НАСТОЯЩЕГО практически не существует, что это всего лишь неуловимое мгновение, стремительно превращающееся в ПРОШЛОЕ, что так же быстро его сменяет миг из БУДУЩЕГО, который через мгновение опять же становится ПРОШЛЫМ. И с настоящим ВИД СОВЕРШЕННЫЙ не желал иметь никаких дел, так что изменялся он только во времени прошедшем  и в будущем  причём сам, без помощника.

С тех далёких пор братья-глаголы с одинаковым именем ВИД и противоположными прозвищами НЕСОВЕРШЕННЫЙ и СОВЕРШЕННЫЙ выросли, но не изменили своего отношения к настоящему времени. Впрочем, вдвоём они прекрасно управляются со всеми временами: у ВИДА СОВЕРШЕННОГО нет времени настоящего, зато будущее время у него простое. ВИД НЕСОВЕРШЕННЫЙ трудится во всех временах и награждён за труд сложным будущим временем. Каждый из братьев ощущает свою значимость и полезность в своей стране, а это – самое главное!


- Ребята о ком эта сказка? (о братьях близнецах)

- Как звали братьев? (Вид)

- А как их различали?

- Почему их так назвали, чем братья отличались друг от друга?

- Что объединяло братьев? (изменялись по числам)

- К какому времени у братьев было неодинаковое отношение? (к наст. вр.)

- Какой из братьев считал , что настоящего времени нет? (Совершенный вид)


А ТЕПЕРЬ ребята, сделайте НЕСКАЗОЧНЫЙ ВЫВОД:

Настоящее время не образуется от глаголов совершенного вида!

Заполним таблицу на доске.

Время

Вид

Что делать? (несов.вид)

Что сделать? (сов. вид)

Пр.в. (уже)

что делал?

что сделал?

Н.в. (сейчас)

что делает?

-

Б.в. (потом)

что будет делать?

что сделает?

Проверьте себя по эталону и оцените. Оценку поставьте в нижнем правом углу таблицы.

Физминутка

Я буду называть слова-глаголы, а вы если глагол совершенного вида тянете руки вверх, а если несовершенного стоите на месте. (Играют, прыгнул, слушать, подойдёт, хвалить, улыбнулся, изменился, радуется, пропоёт, менять, помочь, красит, засмеялся.

IV. Первичная проверка понимания.

- Ребята, попробуем воспользоваться нашей таблицей в следующем задании.

Перед вами 2 пары слов. Прочитайте.

- Что их объединяет? (однокоренные, глаголы н.ф)

- Чем различаются ? (вопросами, разный вид)

- Какие одинаковые орфограммы встречаются в глаголах? (учитель обозначает точками орфограммы)

А теперь образуйте возможные формы времени от глаголов н.ф. с использованием составленной таблицы. 1 вариант работает с первой парой, 2 вариант со 2 парой.

Звонить- звонит, звонил, будет звонить.

Позвонить- позвонил, позвонит.



Повторять- повторяет, повторял, будет повторять.

Повторить – повторил, повторит.

Проверка. Зачитайте, записанные вами глаголы. Оцените себя на полях.





V. Первичное закрепление.

Работа по учебнику стр.77 №159

- Поработаем в учебнике. Откройте стр.77, найдите №159

- Вставим пропущенные буквы.

- Какие однокоренные глаголы встречаются в упражнении? (надеть, одеть)

- Почему в первом случае использовали слово надеть, а во втором одеть?

(надеть (неодуш. предмет)что?, одеть (одуш. предмет) кого?

- Что нужно сделать, чтобы предложения получились правильными?

- Поставьте глаголы, данные в скобках в форму прошедшего времени и запишите предложения.

Проверка. Оценивание.

IV. Итог урока. Видео

Добрый день! Это программа городские новости и я её ведущая ….

Мы ведём прямой репортаж из 13 школы города Благовещенска.

Сегодня здесь в 4 –б классе прошёл открытый урок. На урок пришли гости. Давайте зайдём и узнаём как прошёл урок.


Вопросы ученикам:

- Ребята, над какой темой вы сегодня работали?

- Что нового узнали про глагол?

- Чем вам понравился урок?


- Ирина Владимировна, чтобы вам хотелось сказать?

Мне хотелось бы поблагодарить ребят за хорошую работу.

и закончить наш урок словами К.Г. Паустовского “С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, шум садов, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия”. Таким словом можно назвать глагол, о котором мы во время изучения данной темы узнали много нового и интересного.




















.





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!