СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физики в 8 классе по теме "Постоянные магниты. Магнитное поле"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок физики в 8 классе по теме "Постоянные магниты. Магнитное поле"

Просмотр содержимого документа
«Урок физики в 8 классе по теме "Постоянные магниты. Магнитное поле"»

Урок 32. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов

Цель: продолжить формированиепредставлений обучающихся о поле, как виде материи; сформировать понятия об основных свойствах постоянных магнитов и магнитном поле Земли; формирование понятий магнитное поле, силовые линии, практически получить картину силовых линий магнитного поля. Развивать практические навыки, аналитические способности, умения наблюдать за ходом эксперимента, анализировать, делать выводы. Воспитание сознательной дисциплины, самостоятельности, уважительного отношения к труду, познавательной активности при выполнении фронтального опыта.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:постоянные магниты разной формы, магнитные стрелки на подставках, скрепки; кусочки разных металлов, пластика, бумаги, дерева;железные опилки, иголка на нитке, свечка.

Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Демонстрационный эксперимент.Учитель показывает притяжение иглы на нити при поднесении к ящику. Постановка проблемы: Почему… (магнит в ящике).

  3. Постановка цели урока: (слайд 2)

  1. Ввести понятие постоянного магнита.

  2. Познакомить со свойствами постоянных магнитов.

  3. На практике получить картину силовых линий магнитного поля.

  4. Ввести понятие магнитное поле Земли и его значение.

  1. Актуализация опорных знаний. Повторение по теме «Электрическое поле».(слайд 3). Фронтальный опрос:

  1. Что такое электрическое поле?

  2. Перечислите основные свойства электрического поля

  3. Чем принято пользоваться при графическом изображении электрического поля?

  4. Что указывают силовые линии?

  5. Как направлены силовые линии? Покажите на рисунке.

5. Изучение нового материала.

Постоянный магнит– это тело, длительное время сохраняющее намагниченность.

Основное свойство магнитов: притягивать тела  из  железа  или  его  сплавов (напр. стали).Фронтальный эксперимент:Из тел находящихся в ящичках, определить какие притягиваются, используйте ластик, линейку, ручку и др. (слайд 5)

Заполните таблицу(обучающимся предлагается заполнить таблицу в рабочих тетрадях):

Притягиваются

Действие незаметно

 

 

Постоянный  магнит  всегда  имеет  2  магнитных полюса:  северный  N  и  южный   S. (слайд 5) Наиболее  сильно магнитное поле постоянного магнита у его полюсов. (по рис.16.12 с.73)

Взаимодействие полюсов магнитов. Одноименные … , разноименные …

Постоянные магниты изготавливают обычно из железа, стали, чугуна и других  сплавов  железа (сильные магниты), а   также  из  никеля,  кобальта  (слабые  магниты).

Магниты  бывают  естественные  (природные)  из  железной  руды магнитного железняка  
и  искусственные,  полученные  намагничиванием  железа при  внесении  его в  магнитное  поле.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ МАГНИТЫ. Природные (или естественные) магниты - это куски магнитного железняка.
Магнитный железняк или магнетит в разных странах называли по-разному: 
китайцы называли его чу-ши;
греки – адамас и каламита, геркулесов камень; 
французы – айман; 
индусы – тхумбака; 
египтяне – кость Ора,
испанцы – пьедрамант; 
немцы – магнесс и зигельштейн;
англичане – лоудстоун.

Почти половина этих названий переводится как "любящий",
именно так описывалось основное свойство магнитов - притягивать, «любить» железо.

По химическому составу магнетит состоит на 31% из FeO и на 69% из Fe2O3.

Один из самых сильных естественных магнитов был, по преданию, у Ньютона – в его перстень был вставлен магнит, поднимавший предметы, масса которых была в 50 (!) раз больше массы самого магнита.

Проблемный вопрос: «Каким образом осуществляется взаимодействие магнитов?»

Вводится понятие «магнитное поле»

Фронтальный эксперимент:на один из магнитов положить лист бумаги, насыпать железные опилки, полученный спектр магнитного поля нарисовать в тетради и на доске.

Для постоянного полосового магнита:




Для постоянного дугообразного магнита.



Вводится понятие «силовые линии магнитного поля»

Проводится анализ формы линий магнитного поля, Вывод: «силовые линии магнитного поля замкнуты»

Фронтальный эксперимент: магнитная стрелка на острие имеет вполне определенную ориентацию в пространстве. Что происходит при поднесении кусочка железа или постоянного магнита? Земля – большой магнит! (железо-никелиевое ядро)

Магнитное поле Земли.(слайд 10)

Демонстрация фото магнитное поле Земли. Магнитосфера Земли. Защитное значение для всего живого на Земле.(слайд 11)

В 1600 году английский ученый Уильям Гильберт в своей книге «О магните, магнитных телах и большом магните - Земле».представил Землю, как гигантский постоянный магнит, ось которого не совпадает с осью вращения Земли (угол между этими осями называют магнитным склонением).

Гильберт подтвердил свое предположение на опыте:
он выточил из естественного магнита большой шар и, приближая к поверхности шара магнитную стрелку, показал, что она всегда устанавливается так же, как стрелка компаса на 3емле.Графически магнитное поле Земли похоже на магнитное поле постоянного магнита.

В 1702 году Э. Галлей создает первые магнитные карты Земли. Основная  причина  наличия  магнитного поля  Земли   в  том,  что  ядро  Земли   состоит  из  раскаленного  железа  (хорошего  проводника электрических  токов,  возникающих  внутри  Земли).

Магнитное поле Земли образует магнитосферу, простирающуюся на 70-80 тыс. км в направление Солнца.  Она экранирует поверхность Земли, защищает от вредного влияния заряженных частиц, высоких энергий и космических лучей, определяет характер погоды.

Магнитное поле Солнца в 100 больше, чем земное.

  1. Закрепление изученного материала.(слайды 12-24)

Тест, на листочках запишите правильные коды ответов на следующие вопросы:

  1. Постоянный магнит – это…

А. сильно намагниченное тело

Б. тело из закаленной стали или специального сплава, которое хорошо намагничивается

В. намагниченное тело, которое притягивает к себе железные предметы

Г. тело, сохраняющее свою намагниченность

  1. Какие места постоянного магнита оказывают наибольшее магнитное действие?

А. их концы; южный и северный полюсы

Б. находящиеся в середине магнита; полюсы

В. все места оказывают одинаковое действие

Г. среди ответов нет верного

  1. Какое из названных здесь веществ хорошо притягивается к магниту?

А. Полиэтилен

Б. Чугун

В. Древесина

Г. Медь

  1. Какое из ниженазванных веществ не притягивается к магниту?

А. Сталь

Б. Магнитный сплав

В. Кобальт

Г. Резина

  1. Как взаимодействуют разноименные полюсы магнитов?

А. Отталкиваются друг от друга

Б. Не реагируют на присутствие друг друга

В. Притягиваются друг к другу

Г. Притягиваются друг к другу только при очень малом расстоянии между ними

  1. Как взаимодействуют одноименные полюсы магнитов?

А. Отталкиваются друг от друга

Б. Не реагируют на присутствие друг друга

В. Притягиваются друг к другу

Д. Притягиваются друг к другу только при очень малом расстоянии между ними

  1. Какая из приведенных на рисунке картин магнитных линий магнитного поля соответствует случаю взаимодействия одноименных полюсов магнитов?



А. №1 Б. №2 В. №3Д. Среди ответов нет верного

  1. На рисунке представлены картины магнитных полей между полюсами магнитов. На какой из них слева находится северный полюс?

А. №1 Б. №2 В. №3

Д. Среди ответов нет верного

  1. Тот факт, что в каждом месте Земли магнитная стрелка компаса устанавливается в направлении «север-юг», свидетельствует о том, что…

А. на нее действуют магнитные силы

Б. на нее действует магнитное поле Земли

В. она всегда ориентируется в определенном направлении

Г. среди ответов нет верного

  1. Где находится южный магнитный полюс Земли?

А. Около ее северного географического полюса

Б. Там же, где южный географический полюс

В. Пока неизвестно

Г. Среди ответов нет верного

  1. Где находится северный магнитный полюс Земли?

А. Там же, где ее северный географический полюс

Б. Около южного географического полюса

В. Там же, где находится южный географический полюс

Г. Его точное местоположение еще не определено

  1. Какова роль магнитного поля Земли на существовании на ней жизни?

А. Оно благотворно влияет на растительный мир нашей планеты

Б. Оно благотворно влияет на фауну Земли

В. Оно защищает людей от вредно воздействующих космических частиц

Г. Оно защищает живые организмы от губительного действия космического излучения

Обменяйтесь своими ответами, проверьте, поставьте оценки за тест(слайд 25)

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Рефлексия(слайд 26)

  1. Домашнее задание: учить §16, ответить на вопросы с. 70; решить задача 16.1 с.73 (слайд 27)


Список литературы

  1. О.Ф. Кабардин. Физика 8 класс, учебник для общеобразовательных организаций. Москва «Просвещение» 2014

  2. М.Е. Тульчинский. Качественные задачи по физике в средней школе. Пособие для учителей.Издание четвертое, переработанное и дополненное. Москва «Просвещение» 1972



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!