Российская научно-социальная программа
для молодежи и школьников «Шаг в будущее»
I муниципальный форум научной молодежи «Шаг в будущее»
Для учащихся 1-11 классов
(Россия, п. Усть-Ордынский, 12 апреля 2024г)
«Украшения в этно-стиле из бисера»
Автор: Бахлуева Алиса Александровна
Россия, Иркутская область, с. Алужина
МОУ Алужинская средняя школа
8 класс
Научный руководитель:
Бунаева Евгения Михайловна
учитель технологии
МОУ Алужинская средняя школа
Содержание
1. Обоснование выбора темы проекта ………………………………………………………...3
2. Актуальность проекта………………………………………………………………………...3
3. Цели и задачи проекта…………………………………………………………………….….4
4. История бисера………………………………………………………………………………..4
5. Выбор инструментов и материалов…………………………………………………………6
6. Технологическая последовательность ………………………………………………………6
7. Техника безопасности………………………………………………………………………...6
8. Экологическое обоснование …………………………………………………………………7
9. Заключение…………………………………………………………………………………….7
10. Список литературы…………………………………………………………………………..8
Обоснование выбора темы проекта
Я занимаюсь бисероплетением совсем недавно. И мне очень нравится работать с бисером. Красиво исполненные изделия будоражат мое воображение, и постоянно хочется сделать, что-то новое, используя разные техники плетения. Мои работы радуют не только меня одну, но и всех моих окружающих людей. И поэтому я решила сплести украшения в этно-стиле, используя национальный колорит своего народа. Бисероплетение не только формирует эстетический вкус, понятие прекрасного, но и черты характера необходимые любому человеку, такие как терпение, аккуратность, усидчивость. Во все времена изделия из бисера ценились высоко и являлись частью народной культуры. Овладев ремеслом бисероплетения, сделав его своей профессией, можно неплохо зарабатывать.
Актуальность проекта
Актуальность моего проекта состоит в том, что, освоив технику бисероплетения, можно создавать оригинальные украшения, предметы интерьера, украшать одежду. Изделия из бисера всегда модны и актуальны, а в магазинах они стоят очень дорого, но если изготовить самой, то можно сэкономить свой бюджет. И кроме того, изделия, изготовленные своими руками, сохраняют частичку тепла и любви того человека, который создавал эти украшения.
Цели: создание украшений из бисера в этно-стиле
Задачи:
повысить свою мастерство в технике бисероплетения
ознакомиться с историей бисероплетения
Развивать художественные и исследовательские способности
Разработать дизайн украшений
Пополнить коллекцию своих работ, выполненных в технике бисероплетения
История бисера
История бисера уходит корнями глубоко в прошлые времена. Необычный и великолепный по своим декоративным качествам материал всегда привлекал внимание мастеров с незапамятных времён. Стеклянными бусинами- непосредственными предшественниками бисера, украшали одежду древних египетских фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы. Большое внимание уделяли бисеру и на Руси. Первые сведения о его использовании в декорировании одежды относятся к 9 – 12 вв. На протяжении нескольких столетий центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. До этого его изготовляли в стеклодельных мастерских Германии и Галлии, из этих мест оно перекочевало в Византию, а уже из Византии пришло в Венецию. Остров Мурано был центром производства венецианского стекла. Очень страшное наказание ждало мастеров, за вывоз секретов производства стекла за границу. Таких людей объявляли изменниками государства, брали в заложники их родственников, чтобы добиться возвращения беглецов на родину, а затем убивали.
В 17 веке была первая попытка создать производство бисера у нас в России. В дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Но наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус продолжали ввозить из других стран. Однако дефицит на бисер всё равно оставался значительный. Поэтому М.В.Ломоносов, в совершенстве владевший техникой изготовления смальты – цветного непрозрачного стекла, решил расширить в России ещё одно направление стеклоделания – изготовления бисера.
По указу Сената, Ломоносову была предоставлена безвозмездная ссуда и земля. Фабрика была организована в 1754 году в Усть-Рудицах. Ломоносов постоянно совершенствовал технологию изготовления бисера, разрабатывал новое оборудование. Фабрика просуществовала до 1670 года, но после смерти Ломоносова её закрыли.
Во второй половине девятнадцатого века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества, она не могла удовлетворить спрос на этот материал. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Ронигера, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции.
Искусство изготовления изделий из бисера – одно из самых загадочных и интересных. Интерес к этому виду творчества в разное время то резко возрастал, то исчезал практически полностью. Например, в середине девятнадцатого века мало кто интересовался изделиями из бисера. В конце 19 – начале 20 века бисер стал необыкновенно популярен, и вещи, сделанные из него, можно было встретить повсюду: им оплетали сосуды и пасхальные яйца, из него плели бахрому, которой украшали различные предметы интерьера, им обшивали детали платьев и накидок. Украшения из бисера с удовольствием носили и городские модницы и простые деревенские девушки.
В России мастеров бисероплетения готовили не только в сельских кустарных мастерских, но и в Петербургской школе народного искусства, и школах художественных рукоделий многих губерний России. После революции все школы и мастерские были закрыты. Конечно, оставались мастера, умеющие и любящие создавать из бисера прекрасные изделия, но большинство людей не знали или забыли о существовании такого вида искусства. В середине двадцатого века казалось, что оно ушло в прошлое, но начиная где-то с 70-х годов бисероплетение стало потихоньку возрождаться. В 90-е годы 20 века оно уже было одним из самых любимых и популярных народных промыслов.
Выбор инструментов и материалов
Бисер, бусины разных цветов и размеров
Нити: синетические, армированные, из натуральных волокон
Леска и резинка разных диаметров
Иглы для бисероплетения
Застежки, карабины, швензы
Ножницы
Технологическая последовательность
Нарисовать схему плетения
Вдеть нить или леску удобной длины в иглу
Сплести по выбранной схеме украшения
Закончив плетение, закрепить все дополнительные приспособления
Техника безопасности
Перед началом работы нужно сосчитать иголки и булавки
Класть инструменты и приспособления в отведенное для них место
Быть внимательной
Обязательно использовать наперсток
Ножницы класть справа с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед
Экологическое обоснование
Бисероплетение не приносит никакого вреда экологии, потому, что оно практически безотходное производство, нет ни каких загрязняющих веществ в атмосферу, почву и водоемы. При работе нет резкого и вредного для организма человека постороннего запаха. Экономия денежных средств в отличие от предметов, украшений, приобретенных в ювелирных салонах.
Заключение
Во время выполнения проекта, я научилась не только разным техникам плетения, но и узнала много нового и полезного, научилась плести наиболее сложные украшения. Творческая работа убедила меня в моих способностях бисероплетения, и это мне пригодится в моей будущей жизни. Эти украшения, сделанные своими руками, будут радовать меня и моих близких, и могут послужить подарком для какого-нибудь неожиданного гостя. Украшения получились такие как я задумала, и они нужны для каждой стильной девушки. Я очень довольна и рада своим результатом, и думаю, что многие захотят изготовить такие же изделия, или хотя бы заиметь их в своей шкатулке.
Список литературы
Артамонова Е. Бисер. – М.: Академия развития, ООО Академия, К0, ООО Академия Холдинг, 2002
Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю мелкую моторику. СПб., 2000
Дубинина С.М. Плетение бисером «Домашнее рукоделие» – М.: Вече, 2000. – 192 с.