«Утверждаю»
директор ГБОУ РО
«Новочеркасская школа-интернат
_______________Н.П. Новикова
Пр. №___от____________2023 г.
Целевая программа по экологическому воспитанию обучающихся
на 2023-2024 учебный год
г. Новочеркасск
Пояснительная записка
В последние годы экологический фактор стал реально лимитировать народное благосостояние: ухудшается здоровье населения, увеличивается число генетических нарушений, сокращается продолжительность жизни. Можно сказать, что взаимодействие человеческой цивилизации и биосферы Земли зашло в тупик, так как люди стали забывать, что сами они — часть природы. Выход из этого тупика только один — радикальная перестройка деятельности человека в соответствии с законами жизни биосферы. Согласно экологическому подходу, устойчивое развитие — это такое развитие, которое не выводит систему за пределы хозяйственной емкости биосферы. Оно не вызывает в биосфере процессов разрушения, деградации, результатом которых может стать возникновение принципиально неприемлемых для человечества условий жизни. При переходе России на модель устойчивого развития, экологическое образование и просвещение населения приобретают приоритетное значение.
В настоящее время везде и всюду говорят об экологии, о глобальном экологическом кризисе. Но мало кто понимает и знает, что такое экология, что изучает эта наука. Многие школьники, да и взрослые, ответят на этот вопрос банально: «Уборка мусора, защита природы и т. д.». Знания же того, что собственно такое окружающая среда, каковы ее основные компоненты, как эти компоненты связаны друг с другом, каково реальное воздействие деятельности человека на каждый из этих компонентов в отдельности и на всю систему в целом, а, следовательно, и того, каковы действительные причины кризисного состояния окружающей среды, у рядового гражданина отсутствуют. И тем более отсутствуют знания о том, как изменить экологическую ситуацию к лучшему.
Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. В обществе эта личность действует в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за полноценное развитие цивилизации.
Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, учителя, воспитатели и родители, поэтому основной целью данной программы является формирование экологической культуры как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой. В основе программы – создание условий для воспитания экологически культурной личности, которые формируют для детей мир, где каждый ребенок имеет возможность индивидуального развития, самосовершенствования в области экологических знаний.
Цель программы – формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе.
Для достижения поставленной цели и результата ставятся следующие задачи, которые совпадают с основными задачами деятельности школы-интерната и определены уставом:
создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе путем удовлетворения обучающихся в самообразовании и дополнительном образовании;
формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания программ, их адаптации к жизни в обществе;
создания основы для осознанного выбора и последующего освоения профессии;
создание условий для развития экологической культуры личности обучающегося через активное сотрудничество с МБУ ДО «Эколого-биологический центр»;
воспитание гражданственности и любви к Родине;
формирование экологической культуры школьников;
формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к окружающей среде как главному общественному достоянию на основе принципов общечеловеческой морали;
формирование экологического сознания и гражданской позиции личности как одного из компонентов экологической культуры;
усиление роли дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности обучающихся в окружающей среде;
формирование у школьников представления об активном и здоровом образе жизни;
вовлечение всех групп обучающихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума.
Для реализации необходимы научно-методическое и организационно-управленческое сопровождение, обеспечивающие и предполагающие следующие направления:
введение основ экологического образования в программы всех школьных предметов, от биологии до изобразительного искусства (введение эколого-краеведческих компонентов);
совершенствование и апробация новых педагогических методик и программ экологической направленности;
разработка комплекса учебных программ, определяющих экологическое образование обучающихся (учебные предметы и междисциплинарные курсы);
организация курса лекций для обучающихся, учителей и родителей по экологической этике и глобальным проблемам окружающей среды;
осуществление отбора и подготовки одаренных школьников для участия в олимпиадах, конкурсах;
разработка программы внеурочной и внешкольной деятельности обучающихся (экологические тропы, экскурсии, школьные олимпиады, ролевые игры, эколого-краеведческая работа);
осуществление контроля экологических знаний путем разработки специальных тестов.
ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интернат» долго и плодотворно сотрудничает с МБУ ДО «Эколого-биологический центр». Сотрудники центра являются консультантами исследовательских работ школьников, организуют семинары, лекции и другие эколого-просветительские мероприятия совместно с педагогами школы-интерната. Особая роль в построении эффективной модели экологического образования отводится социальному партнерству, ориентированному на создание общего информационного поля, позволяющего консолидировать имеющиеся ресурсы.
Школа-интернат - общеобразовательное учреждение со сложившимися традициями в области экологического воспитания обучающихся. За долгое время экология как наука, вид мышления и деятельности развивалась, приобретая содержательный, конструктивный и инновационный характер. В настоящее время наше образовательное учреждение имеет четкую структуру экологического образования.
Структура экологического образования
Экологическое образование должно строиться по принципу непрерывности, то есть охватывать начальную школу, основную и среднюю. Поэтому мы считаем, что целесообразно разделить структуру и содержание экологического образования на 3 блока в соответствии со ступенями образования.
Школьники принимают активное участия в различных экологических акциях, в конкурсах на лучший рисунок, экологический плакат, стихотворение, сочинение о родном крае.
Ребята включаются в практическую деятельность по охране окружающей среды. В зависимости от ситуации, времени года, они выполняют роль «голубых» и «зеленых» патрулей и просто защитников природы. Акции «Кормушки для птиц» и «Накорми бездомное животное» уже стали традицией школы-интерната.
Каждый класс в течение года работает над экологическим проектом. И каждый год темы проектов многообразные и интересные.
Главным условием в формировании гармонично развитой личности является сама природа с ее великим даром – чрезвычайно благоприятно действовать на ум и чувства детей. Без практического изучения природы невозможно познать ее научные основы.
2.Формирование экологической культуры в дополнительном образовании
Дополнительное экологическое образование школьников осуществляется такими нетрадиционными формами, как экологические выставки, олимпиады, экскурсии на природу, экологические походы, эколого-просветительские мероприятия, конференции, акции.
Через вовлечение обучающихся во внеклассные мероприятия дети не только получают дополнительную информацию об экологической ситуации в своей местности, в том или ином регионе страны, планеты в целом, но и имеют возможность поучаствовать в природоохранных делах.
Примерный план мероприятий*
Сентябрь
5-9 сентября – День здоровья
Третья декада сентября - старт работы по классным проектам. Линейка старта классных проектов
День чистоты (каждая вторая, четвертая пятница).
Принятие решения об участие в программе «ЭкоШкола Зеленый флаг».
Октябрь
10 октября – олимпиада по экологии среди учеников 2-9 классов.
16 октября – День работников заповедного дела
17 октября – Олимпиада по экологии «Экознайка».
Ноябрь
Декабрь
12-21 декабря - Работа «Новогодней мастерской». Арт-мастерская «Спасем лесную красавицу»
Обзор экологической прессы «Природа просит помощи».
Январь
Акция «Птичья столовая».
21 января – научно-исследовательская конференция «В мир поиска, в мир творчества, в мир знаний».
Февраль
Март
Третья декада марта – подведение итогов акций «Птичья столовая» и «Зимние бусы».
Обзор экологической прессы «Природа просит помощи».
Апрель – декада экологии:
классные часы в начальной школе;
конкурсы детского творчества;
интеллектуальный марафон для 5-8 классов;
экологические дебаты;
школьная экологическая конференция «Чтобы узнать и сохранить, нужно увидеть и полюбить».
Май
Акция «Чистый дворик – чистая Планета»
Первая декада мая – классные часы «Уроки мира»
Отчет по программе «ЭкоШкола Зеленый флаг».
*план варьируется каждый год, в зависимости от темы года.
3.Предполагаемые результаты работы по программе:
Образовательные:
Окончание начальной школы – сформированность положительного отношения ребенка к учебе (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень произвольного поведения детей в природе, умеющих планировать и контролировать свои действия, овладения обучающимися доступными им способами и навыками исследовательской и проектной деятельности;
Основная школа:
- продолжение формирования прочных, устойчивых основ экологических знаний, повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и индивидуальных способностей в области экологических наук;
- эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы-интерната и города;
- возрастание познавательного интереса обучающихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;
- активизация познавательной деятельности обучающихся;
- вовлечение обучающихся в практическую деятельность;
- формирование в каждом ребенке творческой личности с развитым самосознанием;
- привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.
Педагогические:
- использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;
- повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, профориентация и трудовое воспитание;
- взаимодействие участников проекта служит формированию гуманизации образовательного процесса.
Литература:
Аксенова Э. А. Развитие ключевых компетенций у школьников Германии // Школьные технологии.- 2010. № 2, - с. 111-118
Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая психология и педагогика. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 476 с.
Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. Экологическая компетенция – новый планируемый результат экологического образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2007. – № 3. – С. 3–8.
Захлебный А. Н. Экологическая компетентность как новый планируемый результат экологического образования // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2008. - № 2, - 11-16 с.
Иванов Д. А., Митрофанов Г. К., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 186 с.
Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления, 2011.
Мельков Я.А. Создание международного экологического научно-исследовательского полигона // Учебно-исследовательская деятельность в образовательном пространстве современной школы: материалы всерос. научн. –практ. конф. (г. Улан-Удэ) 20-21 октября 2010 г.). – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2011. – С.130
Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации (проект) // Прил. к журн. «Вестник экологического образования в России». –2000. – № 1. – 20 с.
Пистунова Л. Е. Формирование экологической компетенции у студентов ВУЗа / автореферат – Кемерова: 2006. – 23 с.
Стрелова О. Ю. Проектная деятельность как способ формирования профессиональных компетентностей студента и преподавателя. – Улан-Удэ, Издательство БГУ, 2009 – 115 с.
Суравегина И. Т., Сенкевич В. М. Экология и мир: Методическое пособие для учителя. – М.: Новая школа, 1994. – 90 с.
Ясвин В. А. Психология отношения к природе. – М.: Смысл,2000. – 456 с.