СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Целевая программа по экологическому воспитанию обучающихся на 2023-2024 учебный год

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публикация представляет из цебя целевую программу по экологическому воспитанию обучающихся, рассчитанную на один учебный год

Просмотр содержимого документа
«Целевая программа по экологическому воспитанию обучающихся на 2023-2024 учебный год»

«Утверждаю»

директор ГБОУ РО

«Новочеркасская школа-интернат

_______________Н.П. Новикова

Пр. №___от____________2023 г.








Целевая программа по экологическому воспитанию обучающихся

на 2023-2024 учебный год
































г. Новочеркасск

Пояснительная записка

В последние годы экологический фактор стал реально лимитировать народное благосостояние: ухудшается здоровье населения, увеличивается число генетических нарушений, сокращается продолжительность жизни. Можно сказать, что взаимодействие человеческой цивилизации и биосферы Земли зашло в тупик, так как люди стали забывать, что сами они — часть природы. Выход из этого тупика только один — радикальная перестройка деятельности человека в соответствии с законами жизни биосферы. Согласно экологическому подходу, устойчивое развитие — это такое развитие, которое не выводит систему за пределы хозяйственной емкости биосферы. Оно не вызывает в биосфере процессов разрушения, деградации, результатом которых может стать возникновение принципиально неприемлемых для человечества условий жизни. При переходе России на модель устойчивого развития, экологическое образование и просвещение населения приобретают приоритетное значение.

В настоящее время везде и всюду говорят об экологии, о глобальном экологическом кризисе. Но мало кто понимает и знает, что такое экология, что изучает эта наука. Многие школьники, да и взрослые, ответят на этот вопрос банально: «Уборка мусора, защита природы и т. д.». Знания же того, что собственно такое окружающая среда, каковы ее основные компоненты, как эти компоненты связаны друг с другом, каково реальное воздействие деятельности человека на каждый из этих компонентов в отдельности и на всю систему в целом, а, следовательно, и того, каковы действительные причины кризисного состояния окружающей среды, у рядового гражданина отсутствуют. И тем более отсутствуют знания о том, как изменить экологическую ситуацию к лучшему.

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. В обществе эта личность действует в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за полноценное развитие цивилизации.

Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, учителя, воспитатели и родители, поэтому основной целью данной программы является формирование экологической культуры как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой. В основе программы – создание условий для воспитания экологически культурной личности, которые формируют для детей мир, где каждый ребенок имеет возможность индивидуального развития, самосовершенствования в области экологических знаний.

Цель программы – формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе.

Для достижения поставленной цели и результата ставятся следующие задачи, которые совпадают с основными задачами деятельности школы-интерната и определены уставом:

  1. создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе путем удовлетворения обучающихся в самообразовании и дополнительном образовании;

  2. формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания программ, их адаптации к жизни в обществе;

  3. создания основы для осознанного выбора и последующего освоения профессии;

  4. создание условий для развития экологической культуры личности обучающегося через активное сотрудничество с МБУ ДО «Эколого-биологический центр»;

  5. воспитание гражданственности и любви к Родине;

  6. формирование экологической культуры школьников;

  7. формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к окружающей среде как главному общественному достоянию на основе принципов общечеловеческой морали;

  8. формирование экологического сознания и гражданской позиции личности как одного из компонентов экологической культуры;

  9. усиление роли дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности обучающихся в окружающей среде;

  10. формирование у школьников представления об активном и здоровом образе жизни;

  11. вовлечение всех групп обучающихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума.

Для реализации необходимы научно-методическое и организационно-управленческое сопровождение, обеспечивающие и предполагающие следующие направления:

  • введение основ экологического образования в программы всех школьных предметов, от биологии до изобразительного искусства (введение эколого-краеведческих компонентов);

  • совершенствование и апробация новых педагогических методик и программ экологической направленности;

  • разработка комплекса учебных программ, определяющих экологическое образование обучающихся (учебные предметы и междисциплинарные курсы);

  • организация курса лекций для обучающихся, учителей и родителей по экологической этике и глобальным проблемам окружающей среды;

  • осуществление отбора и подготовки одаренных школьников для участия в олимпиадах, конкурсах;

  • разработка программы внеурочной и внешкольной деятельности обучающихся (экологические тропы, экскурсии, школьные олимпиады, ролевые игры, эколого-краеведческая работа);

  • осуществление контроля экологических знаний путем разработки специальных тестов.

ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интернат» долго и плодотворно сотрудничает с МБУ ДО «Эколого-биологический центр». Сотрудники центра являются консультантами исследовательских работ школьников, организуют семинары, лекции и другие эколого-просветительские мероприятия совместно с педагогами школы-интерната. Особая роль в построении эффективной модели экологического образования отводится социальному партнерству, ориентированному на создание общего информационного поля, позволяющего консолидировать имеющиеся ресурсы.

Школа-интернат - общеобразовательное учреждение со сложившимися традициями в области экологического воспитания обучающихся. За долгое время экология как наука, вид мышления и деятельности развивалась, приобретая содержательный, конструктивный и инновационный характер. В настоящее время наше образовательное учреждение имеет четкую структуру экологического образования.

  1. Структура экологического образования

Экологическое образование должно строиться по принципу непрерывности, то есть охватывать начальную школу, основную и среднюю. Поэтому мы считаем, что целесообразно разделить структуру и содержание экологического образования на 3 блока в соответствии со ступенями образования.

Школьники принимают активное участия в различных экологических акциях, в конкурсах на лучший рисунок, экологический плакат, стихотворение, сочинение о родном крае.

Ребята включаются в практическую деятельность по охране окружающей среды. В зависимости от ситуации, времени года, они выполняют роль «голубых» и «зеленых» патрулей и просто защитников природы. Акции «Кормушки для птиц» и «Накорми бездомное животное» уже стали традицией школы-интерната.

Каждый класс в течение года работает над экологическим проектом. И каждый год темы проектов многообразные и интересные.

Главным условием в формировании гармонично развитой личности является сама природа с ее великим даром – чрезвычайно благоприятно действовать на ум и чувства детей. Без практического изучения природы невозможно познать ее научные основы.





2.Формирование экологической культуры в дополнительном образовании

Дополнительное экологическое образование школьников осуществляется такими нетрадиционными формами, как экологические выставки, олимпиады, экскурсии на природу, экологические походы, эколого-просветительские мероприятия, конференции, акции.

Через вовлечение обучающихся во внеклассные мероприятия дети не только получают дополнительную информацию об экологической ситуации в своей местности, в том или ином регионе страны, планеты в целом, но и имеют возможность поучаствовать в природоохранных делах.

Примерный план мероприятий*

Сентябрь

  • 5-9 сентября – День здоровья

  • Третья декада сентября - старт работы по классным проектам. Линейка старта классных проектов

  • День чистоты (каждая вторая, четвертая пятница).

  • Принятие решения об участие в программе «ЭкоШкола Зеленый флаг».

Октябрь

  • Праздник «Осень время для прогулок…».

  • 10 октября – олимпиада по экологии среди учеников 2-9 классов.

  • 16 октября – День работников заповедного дела

  • 17 октября – Олимпиада по экологии «Экознайка».

Ноябрь

  • Изготовление кормушек (1 класс и родители).

Декабрь

  • 12-21 декабря - Работа «Новогодней мастерской». Арт-мастерская «Спасем лесную красавицу»

  • Обзор экологической прессы «Природа просит помощи».

Январь

  • Акция «Птичья столовая».

  • 21 января – научно-исследовательская конференция «В мир поиска, в мир творчества, в мир знаний».

Февраль

  • Акция «Зимние бусы»

  • Конкурс на лучший стенд «Эколята» и «Молодые защитники Природы».

Март

  • Третья декада марта – подведение итогов акций «Птичья столовая» и «Зимние бусы».

  • Обзор экологической прессы «Природа просит помощи».

Апрель – декада экологии:

  • 1 апреля – День птиц (классный час в 1-4 классах).

  • классные часы в начальной школе;

  • конкурсы детского творчества;

  • интеллектуальный марафон для 5-8 классов;

  • экологические дебаты;

  • школьная экологическая конференция «Чтобы узнать и сохранить, нужно увидеть и полюбить».

Май

  • Акция «Чистый дворик – чистая Планета»

  • Первая декада мая – классные часы «Уроки мира»

  • Отчет по программе «ЭкоШкола Зеленый флаг».

*план варьируется каждый год, в зависимости от темы года.

3.Предполагаемые результаты  работы по программе:

  1. Образовательные:

  1. Окончание начальной школы – сформированность положительного отношения ребенка к учебе (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень произвольного поведения детей в природе, умеющих планировать и контролировать свои действия, овладения обучающимися доступными им способами и навыками исследовательской и проектной деятельности;

  2. Основная школа:

- продолжение формирования прочных, устойчивых основ экологических знаний, повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и индивидуальных способностей в области экологических наук;

- эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы-интерната и города;

- возрастание познавательного интереса обучающихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;

- активизация познавательной деятельности обучающихся;

- вовлечение обучающихся в практическую  деятельность;

- формирование в каждом ребенке творческой личности с развитым самосознанием;

- привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.

  1. Педагогические:

- использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;

- повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, профориентация и трудовое воспитание;

- взаимодействие участников проекта служит формированию гуманизации образовательного процесса.



Литература:

  1. Аксенова Э. А. Развитие ключевых компетенций у школьников Германии // Школьные технологии.- 2010. № 2, - с. 111-118

  2. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая психология и педагогика. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 476 с.

  3. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. Экологическая компетенция – новый планируемый результат экологического образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2007. – № 3. – С. 3–8.

  4. Захлебный А. Н. Экологическая компетентность как новый планируемый результат экологического образования // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2008. - № 2, - 11-16 с.

  5. Иванов Д. А., Митрофанов Г. К., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 186 с.

  6. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления, 2011.

  7. Мельков Я.А. Создание международного экологического научно-исследовательского полигона // Учебно-исследовательская деятельность в образовательном пространстве современной школы: материалы всерос. научн. –практ. конф. (г. Улан-Удэ) 20-21 октября 2010 г.). – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2011. – С.130

  8. Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации (проект) // Прил. к журн. «Вестник экологического образования в России». –2000. – № 1. – 20 с.

  9. Пистунова Л. Е. Формирование экологической компетенции у студентов ВУЗа / автореферат – Кемерова: 2006. – 23 с.

  10. Стрелова О. Ю. Проектная деятельность как способ формирования профессиональных компетентностей студента и преподавателя. – Улан-Удэ, Издательство БГУ, 2009 – 115 с.

  11. Суравегина И. Т., Сенкевич В. М. Экология и мир: Методическое пособие для учителя. – М.: Новая школа, 1994. – 90 с.

  12. Ясвин В. А. Психология отношения к природе. – М.: Смысл,2000. – 456 с.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!