г.Алейск – 2017г.
МБ ДОУ «Детский сад №5»
В старшей группе воспитатель: Осипенко Р.И. Знакомство с окружающим миром
Тема: «Алтайский государственный заповедник»
Предварительная работа:
Рассматривание карты алтайского края, открытки, альбомы с животными Алтайского края, чтение сказок: «Сартакпай», «Ячменное зерно», «Верная сестра», «Теертпек», Кедр и человек»
Материал:
Репродукции «долины Чулышмана», рыбы, животные , мхи, грибы, лишайники.
Цель: Познакомить детей с Алтайским государственным заповедником.
Задачи: Дать понятия, что такое заповедник. Показать, какие охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем краю. Воспитывать чувство гордости и сопричастности охране редких растений и животных.
Дидактическая игра: «Посели животных» Цель: закрепить знания мест обитание животных(лес, луг, водоем).
Ход занятия
Воспитатель проводит беседу о природе.
- Что такое природа? ( природа это – солнце, вода, трава, грибы, насекомые , рыбы, звери и т.д.)
- А от природу жизнь человека зависит или нет, как вы думаете? ( человек живет в природе и от природу зависит жизнь человека)
- А может ли человек губить природу?
Вос-ль – Люди могут приумножать природу, а могут и погубить. В истории человечества много примеров, когда человек наносил огромный вред растительному и животному миру. И от этого стали исчезать многие виды живых существ.
- Но человек умеет исправлять свои ошибки. Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники.
- Что такое заповедник? ( заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где все охраняется. Запрещается рвать цветы, травы, грибы. Ловить рыбу, также охотиться на птиц и животных.)
- Ребята, а вы знаете, что в нашем, родном крою есть тоже заповедник, а называется он «Алтайский государственный заповедник». И мы отравимся сейчас туда. Степь – в долине Чулышмана и его верховьях.
Физкультминутка
Колеса у автобуса все крутятся,
И вертятся, и крутятся,
Колеса у автобуса все крутятся
Целый день-деньской.
(Вертите и крутите рукам)
Дворники у автобуса так свистят:
"Свист-свист-свист, свист-свист-свист",
Дворники у автобуса так свистят
Целый день-деньской.
(Двигайте руками как "дворниками")
Двери у автобуса открываются,
Закрываются, открываются,
Двери у автобуса открываются
Целый день-деньской.
(Закрывайте и открывайте рукой глаза)
Вот мы и прибыли в долину Чулышмана . Посмотрите какие виды перед вами. (дети рассматривают репродукции)
- Посмотрите перед вами виды, включенные в Красную книгу РФ имеющиеся на территории «Алтайского государственного природного заповедника»
- грибы: сетконоска сдвоенная;
- лишайники: лобария легочная;
- мхи: кампилиум Крылова,лептоптеригинандрум южно-альпийский;
- плауновидные: полушник озерный;
-покрытосеменные: венерин башмачок крупноцветковый, лук алтайский, надбородник безлистный, ревень алтайский;
- рыбы: ленок;
- птицы: горный гусь, дрофа, орлан-белохвост, черный аист,
черный гриф;
- млекопитающие: алтайский горный баран, снежный барс.
- Это малая доля живых существ , которые живут у нас в заповеднике. И нам ныне живущим на этой земле нужно охранять и беречь их.
- Пришла пора нам возвращаться.
Физкультминутка ( поездка на автобусе)
- Ну вот и вернулись мы с вами из такого прекрасного, таинственного и завораживающего места, как заповедник. Вам понравилась. Мы с вами еще не раз отправимся в заповедник и узнаем, кто же там работает, и своим трудом помогает нам сохранять такую красоту.
Дидактическая игра: «Посели животных»
Каждый ребенок получает набор картинок, на которой изображены лес, луг, водоем, берег водоема, горы, небо. Педагог показывает картинку с разными животными, а дети показывают, где он обитает.
Аутотренинг
- А сейчас закроем глаза – мы с вами отдохнем (звучит музыка, «голоса леса»)
Ярко светит солнце,
Дует легкий ветерок, я вдыхаю его чистый
Свежий воздух
Колышется трава луга
Надо мною гордо кружат птицы
Мне хорошо и приятно
Я очень рад. Что встретился
С удивительном, миром заповедника
Я хочу жить в мире с природой