СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Совесть, как добродетель»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребята, вы слышали такие выражения, как «совести у тебя нет», «бессовестный»... Что означают эти слова? Есть ли у человека совесть? Что такое совесть? Зачем она нам нужна? На эти трудные вопросы мы постараемся сегодня ответить.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Совесть, как добродетель»»

Тема урока: «Совесть, как добродетель»   Урок ОРКСЭ (модуль «Светская этика») в 4 классе Выполнила: Раченко Елена Львовна, учитель МОУ Песковская СОШ г о Коломна

Тема урока: «Совесть, как добродетель»

Урок ОРКСЭ (модуль «Светская этика») в 4 классе

Выполнила: Раченко Елена Львовна,

учитель МОУ Песковская СОШ г о Коломна

Тема урока: «Совесть, как добродетель» Цель урока: объяснить детям понятие «совесть», как внутренний регулятор нравственного поведения Задачи: - определить значение слова «совесть», его понимание детьми; - развивать речь детей, умение рассуждать, доказывать, аргументировать, предполагать; - воспитывать в детях чувство ответственности за своё поведение, поступки

Тема урока: «Совесть, как добродетель»

  • Цель урока: объяснить детям понятие «совесть», как внутренний регулятор нравственного поведения
  • Задачи:
  • - определить значение слова «совесть», его понимание детьми;
  • - развивать речь детей, умение рассуждать, доказывать, аргументировать, предполагать;
  • - воспитывать в детях чувство ответственности за своё поведение, поступки
 выражения: «совести у тебя нет», «бессовестный»...  Что означают эти слова? Есть ли у человека совесть? Что такое совесть? Зачем она нам нужна? - В википедии сказано: «Со́весть — психический процесс, вызывающий эмоции и рациональные ассоциации, основанные на моральной философии или системе ценностей личности» - В словаре Даля: «совесть, как нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла ...» - В словаре Ожегова: «совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом»

выражения: «совести у тебя нет», «бессовестный»... Что означают эти слова? Есть ли у человека совесть? Что такое совесть? Зачем она нам нужна?

  • - В википедии сказано: «Со́весть — психический процесс, вызывающий эмоции и рациональные ассоциации, основанные на моральной философии или системе ценностей личности»
  • - В словаре Даля: «совесть, как нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла ...»
  • - В словаре Ожегова: «совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом»
из истории… В Древней Греции 2400 лет назад философ Демокрит был первым, кто попытался понять, что такое совесть. Это было так давно, что еще даже не было слова «совесть». Демокрит писал, что это переживание связано со стыдом, но отличается от него. Стыд - тяжелое переживание позора перед другими людьми за своё поведение. А вот совесть - это «стыд перед самим собой». Она мучает человека независимо от того, знают ли окружающие о его поступке. Это переживание может возникать одновременно с проступком и после, при воспоминании о нём. По мнению Демокрита, надо стыдиться не только дурных поступков, но даже речей и мыслей о них. Многие, даже великие философы, считали, что человек рождается совестливым. Современная светская этика учит, что совесть развивается и воспитывается в реальных земных условиях жизни людей. Слово «совесть», образовано из слов: со - совместное и весть - знание. Это доказывает, что совесть у человека возникает только тогда, когда он знает что добро, а что зло. Кроме того, надо знать, что под добрым и злым понимают другие. Этому человек и учится.

из истории…

  • В Древней Греции 2400 лет назад философ Демокрит был первым, кто попытался понять, что такое совесть. Это было так давно, что еще даже не было слова «совесть». Демокрит писал, что это переживание связано со стыдом, но отличается от него. Стыд - тяжелое переживание позора перед другими людьми за своё поведение. А вот совесть - это «стыд перед самим собой». Она мучает человека независимо от того, знают ли окружающие о его поступке. Это переживание может возникать одновременно с проступком и после, при воспоминании о нём. По мнению Демокрита, надо стыдиться не только дурных поступков, но даже речей и мыслей о них.
  • Многие, даже великие философы, считали, что человек рождается совестливым. Современная светская этика учит, что совесть развивается и воспитывается в реальных земных условиях жизни людей. Слово «совесть», образовано из слов: со - совместное и весть - знание. Это доказывает, что совесть у человека возникает только тогда, когда он знает что добро, а что зло. Кроме того, надо знать, что под добрым и злым понимают другие. Этому человек и учится.
Обратимся к сказкам…   Вспомним «Сказку о рыбаке и рыбке», как поступала старуха? ( Просмотр отрывка мультфильма… )   Фильм: https:// www.youtube.com/watch?v=jFtFAPlPyxE

Обратимся к сказкам… Вспомним «Сказку о рыбаке и рыбке», как поступала старуха? ( Просмотр отрывка мультфильма… )

  • Фильм:
  • https:// www.youtube.com/watch?v=jFtFAPlPyxE
Выразительное чтение. Чтение вслух .  А.Барто «Совесть» - чтение стихотворения Я кошку выставил за дверь, Сказал, что не впущу. Весь день ищу ее теперь, Везде ее ищу. Из-за нее Вторую ночь Все повторяется Точь-в-точь, Во сне, как наяву: Я прогоняю кошку прочь, Я прогоняю кошку прочь, Потом опять зову.

Выразительное чтение. Чтение вслух . А.Барто «Совесть» - чтение стихотворения

  • Я кошку выставил за дверь,
  • Сказал, что не впущу.
  • Весь день ищу ее теперь,
  • Везде ее ищу.
  • Из-за нее
  • Вторую ночь
  • Все повторяется
  • Точь-в-точь,
  • Во сне, как наяву:
  • Я прогоняю кошку прочь,
  • Я прогоняю кошку прочь,
  • Потом опять зову.
Игра «Собери пословицу»:   - Без совести и при большом уме не проживешь. - Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека -  Вода все отмывает, кроме нечистой совести. - Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста. - Бессовестный любит того, у кого есть совесть, потому что его легче обмануть. - В ком стыд, в том и совесть.

Игра «Собери пословицу»:

  • - Без совести и при большом уме не проживешь.
  • - Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека
  • -  Вода все отмывает, кроме нечистой совести.
  • - Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста.
  • - Бессовестный любит того, у кого есть совесть, потому что его легче обмануть.
  • - В ком стыд, в том и совесть.
Притча….о совести.   Чтение притчи вслух.   Нашёл совестливый человек чужой кошелек. А в нём – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да ещё и осталось! Обрадовался человек.   Вопрос к классу: – Как вы думаете, чему обрадовался человек? Как бы вы поступили в подобной ситуации. – Послушайте продолжение притчи. Но не деньгам. А тому, … что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да ещё б и на вечность хватило!

Притча….о совести. Чтение притчи вслух.

  • Нашёл совестливый человек чужой кошелек.
  • А в нём – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да ещё и осталось! Обрадовался человек.
  •  
  • Вопрос к классу: – Как вы думаете, чему обрадовался человек? Как бы вы поступили в подобной ситуации.
  • – Послушайте продолжение притчи.
  • Но не деньгам.
  • А тому, … что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой.
  • Да ещё б и на вечность хватило!
Э. Асадова «Именем совести». Ведь каждый, ну буквально каждый, Коль жить пытался похитрей, Встречался в жизни не однажды С укором совести своей. Мы вправе жить не по приказу И выбирать свои пути. Но против совести ни разу, Вот тут хоть режьте, скажем сразу, Нельзя, товарищи, идти! Нельзя ни в радости, ни в горести, Ни в зной и ни в колючий снег. Ведь человек с погибшей совестью Уже никто. Не человек! Какие б ни грозили горести И где бы ни ждала беда, Не поступайся только совестью Ни днём, ни ночью, никогда! И сколько б ни манила праздными Судьба тропинками в пути, Как ни дарила бы соблазнами – Взгляни на всё глазами ясными И через совесть пропусти.

Э. Асадова «Именем совести».

  • Ведь каждый, ну буквально каждый,
  • Коль жить пытался похитрей,
  • Встречался в жизни не однажды
  • С укором совести своей.
  • Мы вправе жить не по приказу
  • И выбирать свои пути.
  • Но против совести ни разу,
  • Вот тут хоть режьте, скажем сразу,
  • Нельзя, товарищи, идти!
  • Нельзя ни в радости, ни в горести,
  • Ни в зной и ни в колючий снег.
  • Ведь человек с погибшей совестью
  • Уже никто. Не человек!
  • Какие б ни грозили горести
  • И где бы ни ждала беда,
  • Не поступайся только совестью
  • Ни днём, ни ночью, никогда!
  • И сколько б ни манила праздными
  • Судьба тропинками в пути,
  • Как ни дарила бы соблазнами –
  • Взгляни на всё глазами ясными
  • И через совесть пропусти.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!