СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: "Аутодеструктивное поведение. Основные виды. Профилактика".

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для педагогов школы.  В конспекте дается понятие аутоагрессивного поведения, рассматриваются его основные виды.   Предоставляются основные виды и формы профилактики девиантного поведения подростков.

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Аутодеструктивное поведение. Основные виды. Профилактика".»

АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ. ПРОФИЛАКТИКА.

narke – оцепенение и mania – безумие, восторженность) – в медицине болезнь, характеризующаяся патологическим влечением к наркотикам, приводящим к тяжелым нарушениям функций организма; в психологии – потребность употреблении какого-либо лекарственного средства или химических веществ для избежания дискомфорта, возникающего при прекращении употребления, т.е. зависимость от химических веществ; в социологии – вид отклоняющегося поведения.



Наряду с несомненной пользой и преимуществом компьютера, бессистемное и длительное просиживание за ним, несоблюдение мер защиты и безопасности, может принести огромный вред растущему детскому организму, физической и психологической направленности, привести к так называемой «компьютерной зависимости».

Зависимость – это нахождение в чьей-либо власти, в чьем-либо подчинении, связанный в своих действиях, мыслях и т. п. чужой волей, влиянием.

Понятие «компьютерная зависимость» появилась в 90-х годах ХХ века для обозначения непреодолимого, болезненного желания пользоваться компьютером, интернетом.

К омпьютерная зависимость реализуется в таких формах, как:

  • Значительное улучшение настроения от работы за компьютером,

  • Нежелание оторваться от работы или игры на компьютере,

  • Если Вы отрываете больного от компьютера, он испытывает раздражение, даже проявляет некоторую агрессию по отношению к Вам.

  • Неспособность спланировать окончание работы или игры на компьютере,

  • Пренебрежение домашними делами в пользу компьютера,

  • Пренебрежение личной гигиеной и сном в пользу компьютера,

  • При общении с окружающими сведение любого разговора к компьютерной тематике,

  • Отказ от общения с друзьями, навязчивое влечение к компьютерным играм,

  • Патологическое пристрастие к виртуальным знакомствам и общению посредством социальных сетей,

  • Навязчивый web-серфинг – бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.

Для компьютерозависимого человека ничто и никто не приносит такого удовольствия и радости, как компьютер: к нему он постоянно стремиться, живет в виртуальном мире, и если по какой-то причине не удается сесть за компьютер – начинается настоящая «ломка». Проблема кроется не столько в «объекте» зависимости, сколько в самом человеке.

Физические отклонения у больного, страдающего компьютерной зависимостью:

  • нарушение зрения,

  • снижение иммунитета,

  • головные боли,

  • повышенная утомляемость,

  • бессонница,

  • боли в спине,

  • туннельный синдром (боли в запястье).

Факторы способствующие «компьютерной зависимости»:

  • врожденные особенности нервной системы (например, постоянная необходимость в поднятии тонуса);

  • недостаточный уровень зрелости, способности к самоконтролю ( дети и подростки – особая группа риска, в связи с физиологической незрелостью нервной системы);

  • конфликтные взаимоотношения в семье: как явные, так и скрытые конфликты, которые сопровождаются эмоциональным отвержением ребенка;

  • проблемы в отношениях со сверстниками: как ощущения неприятия группой, так и слепое подчинение нормам группы;

  • хроническая недостаточность здоровых ярких впечатлений, положительных эмоций, переживаний опыта как побед, так и поражений, сопровождающихся поддержкой окружающих и личностным ростом.

Этапы формирования «компьютерной зависимости»

  • На начальном этапе – формирование зависимых форм поведения происходит всегда на эмоциональном уровне.

  • Следующий этап характеризуется формированием последовательности прибегания к объекту зависимости. Устанавливается определенная частота реализации зависимого поведения. В этот период увеличивается количество времени, проводимого за компьютером, невозможность остановиться.

  • На третьем этапе желание общения с компьютером становиться настолько интенсивным, что отношение к проблемам окружающих людей, включая наиболее близких, теряет какое-либо значение. Наблюдается ощущение пустоты, депрессии, раздражения, пренебрежения семьей и друзьями. Появляются проблемы с учебой, работой, нерегулярным питанием, пренебрежением личной гигиеной, расстройством сна.

  • Четвертый этап – полная доминация зависимого поведения. Происходит полное погружение в зависимость, окончательное отчуждение и изоляция от общества. Наступает период общего кризиса, духовного опустошения

К ак уберечь ребенка от компьютерной зависимости:

  • Позаботиться о гармоничном развитии ребенка с самых ранних лет, до появления в его жизни компьютера.

  • Помогать наполнять жизнь ребенка разносторонней «внеучебной» деятельностью, например, занятиями спортом, музыкой и т. п., которые будут приносить ему радость.

  • Приобщать детей с раннего возраста к выполнению обязанностей.

  • Научить ребенка справляться со стрессовыми ситуациями, расслабляться и снимать ежедневное напряжение «здоровым» путем (водные процедуры, зарядка, катание на велосипеде и др.).

  • Установить четкие правила пользования компьютером и понимать, что:

  1. Ребенку от 5 до 7 лет нежелательно взаимодействовать с компьютером более 7-10 минут в день.

  2. Для детей 7-12 лет норма – 30 минут в день.

  3. Дети 12-14 лет могут проводить за компьютером 1 час в день.

  4. От 14-17 лет максимальное время для работы за компьютером 1,5 часа.

  5. Необходимо осуществлять контроль за компьютерными играми и ребенком, вхождением в интернет и посещением сайтов.

  6. Быть в этих вопросах достойным примером для своего ребенка.

Все это оградит Вашего ребенка от такой «тихой», но страшной болезни, как компьютерная зависимость.

Т ест на детскую Интернет-зависимость (С.А. Кулаков, 2004)

Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда

1. Как часто Ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования сетью?
2. Как часто Ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в компьютере?
3. Как часто Ваш ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи?

4. Как часто Ваш ребенок формирует новые отношения с друзьями по сети?
5. Как часто Вы жалуетесь на количество времени, проводимые Вашим ребенком в сети?

6. Как часто учеба Вашего ребенка страдает из-за количества времени, проведенном Вашим ребенком в сети?

7. Как часто Ваш ребенок проверяет электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?

8. Как часто Ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими?
9. Как часто Ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в Интернете?

10. Как часто Вы заставали своего ребенка пробивающимся в сеть против Вашей воли?

11. Как часто Ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?
12. Как часто Ваш ребенок получает странные звонки от его новых сетевых «друзей»?
13. Как часто Ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили по поводу пребывания в сети?
14. Как часто Ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у Вас не было Интернета?

15. Как часто Ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в сеть, когда он находится вне сети?

16. Как часто Ваш ребенок ругается и гневается, когда Вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в сети?

17. Как часто Ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в сети?

18. Как часто Ваш ребенок злится и становится агрессивным, когда Вы накладываете ограничение на время, которое он проводит в сети?
19. Как часто Ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в сети?

20. Как часто Вы чувствуете подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает?


Интерпретация: при сумме баллов 50-79 родителям необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь вашего ребенка и всей семьи.
При сумме баллов 80 и выше, у ребенка с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и ему необходима помощь специалиста.

Пищевые аддикции

Пищевые аддикции представляют собой отдельную группу нехимических зависимостей, где состояние, вызываемое приемом пищи (или, наоборот, голода) способствует формированию и закреплению зависимости.





Суициды

Суицид (самоубийство) – это лишение себя жизни на добровольной основе, без участия других людей. К сожалению, в современном обществе форма сведения счетов с жизнью является достаточно частым явлением. Причины самоубийства могут быть абсолютно разными, человек принимает такое решение на основании определенных жизненных трудностей психологического и социального характера.

Согласно исследованиям, 75 % людей, планирующих свести счеты с жизнью так или иначе раскрывали свои намерения. Это были как открытые угрозы, так и едва заметные намеки на готовящееся самоубийство. Практически все эти люди посещали психологов, работников социальных служб, врачей или педагогов, из чего можно сделать вывод, что они пытались высказаться. Признаки планируемого самоубийства выявляются во время беседы и проявляются в двойственности чувств. С одной стороны, они испытывают безнадежность, а с другой, надеются на спасение. В большинстве случаев аргументы за и против такого поступка имеют достаточно уравновешенный характер. Зачастую можно помочь простыми словами поддержки. Если этого не сделать, чаша весов склонится в пользу совершения самоубийства. Именно поэтому так важно знать признаки, по которым можно понять о планируемом суициде.

Признаки бывают поведенческие, словесные и социальные, при этом причины самоубийства могут быть любые. В первой группе признаков отмечаются постоянные высказывания и нездоровые шутки на тему смерти, а поведенческие могут проявляться во внезапной раздаче личных вещей. Сюда также относится наведение порядка в личных бумагах, делах, примирение с людьми, а также резкая смена привычного поведения. Ситуационные признаки проявляются в социальной изолированности, неожиданном кризисе в семье, алкоголизме.

Анализируя причины самоубийств, статистика говорит о том, что основными среди них являются: возрастной кризис; грубые психические расстройства личности; развод с женой/мужем; смерть супруга; отсутствие семьи; неизлечимая болезнь; отсутствие работы; одиночество. Согласно статистическим данным, 30 % попыток совершить самоубийство повторяются спустя время, а 10 % осуществляются. Кроме того, попытки свести счеты с жизнью фиксируются в 6 раз чаще, чем завершенные суициды.

Ученые выделили группу риска, где возможность совершения самоубийства значительно выше, чем у других людей. Сюда относятся:

  • лица, ведущие изолированный образ жизни, так называемые одиночки;

  • подростки с нарушениями межличностных отношений;

  • люди, злоупотребляющие алкоголем или наркотическими веществами;

  • личности с криминальным или девиантным поведением;

  • люди с повышенным уровнем самокритичности, а также страдающие от различных унижений;

  • лица, пережившие утрату близкого человека;

  • подростки с фрустрацией и взрослые, страдающие неврозами.

Все причины самоубийства могут иметь психологический аспект или социальный. Глубокий конфликт мотивов внутри личности может привести к попытке свести счеты с жизнью.

Психологические причины самоубийства часто кроются в раннем детстве человека. Как правило, это авторитарные родители, которые проявляют чрезмерную жестокость в воспитании. Зачастую результатом этого является проявление агрессии во взрослом возрасте, когда человек пытается таким образом изменить свою жизненную ситуацию. Если объектов агрессии найти не удается, она может обратиться на саму личность, что приведет к суициду. Другой психологический аспект суицида связан с истерическими и демонстративными проявлениями. Как правило, это желание манипулировать другим человеком. Например, девушка может принять большую дозу снотворного, надеясь, что ее спасут, а отношение молодого человека к ней изменится. Или парень может сознательно участвовать в опасных гонках, стремясь таким образом воздействовать на эмоции любимой. Как далеко может зайти человек в своих попытках манипулировать, не знает даже он сам. Но чем осознаннее мотивы действий, тем меньше трагических последствий. Еще одна психологическая причина суицида – это желание наказать на невнимание. Человеку в данной ситуации кажется, что люди будут горько жалеть о своем поведении после его смерти. К сожалению, такая причина не имеет под собой реальной основы, те, кого он хочет наказать, как правило, не очень переживают такой уход из жизни. Это основные причины самоубийств у взрослых и подростков, при этом чаще всего это касается именно молодых людей определенного возраста.

Уход из дома, бродяжничество

Одна из тех проблем, которые относятся к разряду вечных, повторяющихся из поколения в поколение, при любом общественном строе, в любой культуре – это проблема социального аутсайдерства. Одна из крайних форм аутсайдерства – бродяжничество.

Бродяжничество выражается в повторяющихся уходах из дома или учреждения. Может быть как осознанным действием, так и формой патологических реакций (неконтролируемым действием). Формирование склонности к бродяжничеству напрямую зависит как от индивидуальных особенностей личности, так и от факторов микросоциальной среды, ее окружающей. Провоцировать несовершеннолетних на бродяжничество могут многочисленные факторы. Прежде всего, семейная среда: разногласия между родителями, алкоголизм родителей, насилие над ребенком, гиперопека над детьми.

Дети чутко реагируют на пренебрежение их интересами и потребностями, что  создает не только реальную угрозу психическому, физическому, нравственному развитию ребенка, но и обуславливает рост числа детей и подростков, покинувших родительский дом и оказавшихся в неблагонадежных компаниях.

Проявления бродяжничества встречаются среди несовершеннолетних в основном в возрасте от 7 до 17 лет, преимущественно у мальчиков. Дети до семилетнего возраста из дома не убегают. Впервые это может происходить в возрасте от 7 до 9 лет, но довольно редко. Чаще всего побеги из дому совершают подростки 10-13 лет. Подросткам, склонным к побегу, свойственны такие качества личности как нестабильность поведения, повышенная возбудимость, эмоциональная незрелость. Начиная с 14-15 лет проявления уходов и бродяжничества постепенно уменьшаются.

Уходы можно разделить на реактивные, планируемые и немотивированные.

Реактивные уходы (как реакция на внешнюю ситуацию) наблюдаются у детей и подростков с «трудным» темпераментом, имеющих в характере заостренные черты: повышенную обидчивость и чувствительность. Первые уходы, в большинстве случаев, связаны с сильными переживаниями обиды, ущемленного самолюбия (например, после физического наказания) и являются формой проявления реакции протеста либо вызваны страхом наказания, тревогой по поводу предстоящей ответственности за тот или иной поступок, получением неудовлетворительной оценки в школе и т.п.

В этих случаях без принятия мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности, высока вероятность аффективного поведения со стороны этих несовершеннолетних.



Лживость

Ложь, будь она детская или взрослая - это искажение действительности ради достижения желаемой цели, либо искажения нежелаемых последствий.

В большей или меньшей степени искажение действительности встречается у всех детей. При этом стоит различать ложь и фантазирование. Жизнь каждого ребёнка-дошкольника наполнена выдумками и фантазиями. Это одна из психологических особенностей возраста, так как способность отделять мир от реальности формируется к началу школьного этапа жизни, т.е. к 7-8 годам. Ребёнок-дошкольник часто склонен изображать события не такими каковы они на самом деле, а какими ему хотелось их видеть; он фантазирует, играя ими, отождествляя себя персонажами сказок. Однако чрезмерное пристрастие ребёнка к мысленному, а затем словесному проигрыванию воображаемых ситуаций может свидетельствовать о каком-либо неблагополучии в его эмоциональной жизни, недостатках воспитательной среды. В фантазиях ребёнок всегда находится в выигрышном положении, участвует в интересных событиях. Этим он как бы пытается компенсировать реальное положение вещей, в которых его роль незначительна, а эмоциональный мир беден. Такое фантазирование легко переходит в ложь с элементами хвастовства, когда ребёнок в ответ на недооценку его окружающими людьми, стремиться преувеличить свои достоинства.

Но если в 4-5 лет фантазии ребёнка невинны, то в 5-6 лет малыш начинает задумываться над тем, как можно избежать наказаний. Интуитивный поиск способов избегания неприятностей останавливается на самом лёгком- лжи.

Это средство всегда доступно и помогает в минимальные сроки достичь желаемого.

Ложь по своей природе многолика и многогранна, так же многочисленны и мотивы, толкающие ребёнка на ложь.

Как это часто бывает, неблаговидные поступки детей являются следствием ошибок и просчетов взрослых. Например, ребёнка обвиняют в том, что он без разрешения съел все конфеты, оставленные на столе, а фантики были найдены у брата. Малыш отказывается говорить, что это не он подбросил фантики. Взрослым есть над чем задуматься. Во-первых, это сигнал о том, что не всё благополучно в отношениях между братьями, но скорее всего это не простая детская ревность, а неосознанно культивируемое родителями соперничество, проявляющееся в сравнениях с друг другом. Во-вторых, нужно помнить, что у дошкольников волевые усилия или произвольный контроль поведения развиты слабо, они не могут противостоять соблазну. Тем более, что система запретов со стороны многих взрослых неоправданно широка, а следовательно, малоэффективна.

Другой причиной лживости ребёнка может быть завышенная система требований, предъявляемых к нему родителями. Скорее всего, эти требования не основываются на реальных возможностях и желаниях ребёнка. В этом случае он пытается оградить себя от необоснованных нападок, а также уберечь родителей от разочарования.

Обычно, оправдывая своё неумение что-либо делать (в зависимости от требований родителей), ребёнок косвенно обвиняет кого-либо или что-либо другое: обстоятельство, нерадивость воспитателей, сверстников, учителей. А невротизированные родители, обделенные, по их мнению жизнью, идут на поводу у такой лжи. Чаще всего такая ситуация складывается в неполных семьях, в которых мать одна воспитывает ребёнка, желая ему самого лучшего и боясь, что его обидят.

Что же является движущей силой, толкающей ребёнка на ложь? Страх!

Страх потерять любовь родителей, их расположение, страх быть неоправданно обвиненным, наказанным. Трагизм ситуации в постоянном страхе быть пойманным. В итоге - замкнутый круг. Постепенно он привыкает к такой ситуации и развивается в рамках двойной морали - для себя и для других.

Еще одной широко распространенной причиной детской лжи является, пример окружающих ребёнка взрослых.

Дети-дошкольники склонны к подражанию, они перенимают манеру поведения, движения, слова тех людей, которые им нравятся и которые пользуются у них авторитетом. Чаще всего таковыми являются родители. И если ребёнок часто становиться свидетелем лжи роди родителей, он начинает воспринимать её как норму. Тем труднее объяснить ему, что «обманывать нехорошо».


Агрессивное поведение

Агрессивное поведение подростка – это своеобразная форма протеста, вызванная непринятием его, как личности. Подростки, проявляющие агрессию, наделены низким уровнем интеллекта, тяготеют к подражанию.

Причины

Враждебность, направленная на более слабого – это показатель проблемы внутри характера ребенка. Зачастую трудные дети растут в проблемных семьях или сами пострадали от личностного унижения. Объектом их мести является не обидчик (он гораздо сильнее несовершеннолетнего), а личность слабее, чаще это младшие дети, которые ниже по социальному статусу и воспитываются неполными семьями.

Агрессивность несовершеннолетних вызвана нарушениями в эмоциональной сфере. Совершая насилие, ребенок не может соотнести насколько это физически и эмоционально болезненно тому, над кем он издевается.

Задатки к проявлению эмпатии формируются еще в дошкольном возрасте, ответственность за это несут родители.

Это значит, что причиной возникновения агрессивного поведения является безответственность родителей. Это не единственная причина развития агрессивности у несовершеннолетних.

Нередко агрессивность ребенка происходит под давлением группы. Механизм давления в группе может склонить к насилию несовершеннолетнего без его желания проявлять данный поступок. Инициатор насилия, демонстрируя членам группы, что способен на многое, а значит он «крутой», подбадривает каждого из окружения и убеждает, что на их стороне сила.

Психологические исследования выявили, что в три года малыш пребывает на пике своей агрессивности. Это вызвано тем, что крохам нереально трудно в этот период усвоить запреты, а также правила поведения. От родителей будет зависеть, как неадекватное поведение малыша они перенаправят в мирное русло. Перво-наперво, это зависит от самого поведения родителей, насколько они миролюбивые и доброжелательные.

Таким образом, описывая причины зарождения агрессивного поведения подростков, следует учитывать семейное воспитание. Равнодушие к детским проблемам, отсутствие поддержки формирует эмоциональный вакуум у подростка, который перерастает в неспособность контролировать самостоятельно эмоции. В пубертатный период ребенок подвержен, как эмоциональному, так и психологическому давлению и наиболее нуждается в понимании близких. Родители, увлеченные работой, карьерой, игнорируя потребности подростка, откупаются от него различными подарками и свободой действий.

Взрослым следует развивать у ребенка умение понимать собственные чувства, учиться контролировать их. Подросток должен видеть, как негативные проявления выразить более спокойно, не доставляя вред другим и самое главное себе.


Граффити

 Изображения или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях.

К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти всё: от просто написанных слов до изысканных рисунков.




Субкультуральные девиации













Психологическая помощь при девиантном поведении


1) психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика);

2) психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация).

Психологическая превенция (профилактика отклоняющегося поведения).

Под профилактикой отклоняющего поведения подразумевают систему мероприятий, направленных на предупреждение, предохранение или устранение факторов риска такого поведения. Профилактика может быть индивидуальной, в ходе которой воздействие происходит на конкретную личность.

Индивидуальная профилактика предусматривает включение личности в процесс самопомощи, соблюдение личностью правил общежития, нормативных отношений, правил поведения, здорового образа жизни, рационального режима.

Профилактика может быть коллективной, предполагающей комплекс мероприятий, направленных на просвещение, объяснение, коррекцию группы людей. Общественная профилактика предполагает включение в процесс социальных институтов, в том числе и законодательных, которые направлены на обеспечение благоприятных для развития личности условий жизнедеятельности, развития, устранение факторов, провоцирующих развитие девиаций в обществе, повышение социально-экономических условий, обеспечение насущных потребностей для жизнедеятельности граждан.

Традиционно в медицине и психологии обсуждается три вида профилактики

Профилактическая работа может принимать различные формы. Е.В.Змановская выделят три основные, которые представлены на рисунке


Предлагаемые формы работы оказывают некоторое влияние на изменение поведения, в частности, подростков. У каждой из предложенных форм есть свои положительные и отрицательные особенности. Так организация среды иногда вызывает протест в подростковом возрасте и в силу возрастных особенностей только провоцирует девиантное поведение, особенно если лица, которым поручена организация среды, не пользуются авторитетом.

Информирование о вреде наркотиков и алкоголя иногда имеет противоположный эффект и пробуждает любопытство у подростков, которые начинают этим интересоваться, предполагая, что они не попадут в зависимость. Если подростка запугивать отрицательным влиянием наркотиков, ситуация может измениться в худшую сторону из-за когнивно-эмоционального диссонанса. Часто информация о вреде наркотиков и алкоголя запаздывает, а после 14 лет она не будет иметь вовсе никакого эффекта. Информационные беседы не должны касаться видов наркотических средств, а только последствий их приема. Поэтому профилактическую работу необходимо направить на обсуждение случаев летального исхода, разрушения личности, обсуждение способов противостояния, и формирование убеждений и веры в себя. Групповые тренинги позволяют формировать устойчивое поведение. Рекомендуется включать лиц девиантного поведения в следующие группы:


Вид тренинга

Содержание тренинга


1

Тренинг

резистентности

Тренировка навыков распознания способов вовлечения, давления, рекламы, близких в семье

2

Тренинг

ассертивности

Развитие навыков управления эмоциями и стрессом, принятия решений, повышения самооценки

3

Тренинг

социальных навыков

Навыков общения, взаимодействия, самоконтроля, уверенного поведения, разрешения конфликтов


Следующие формы профилактической работы представлены на рисунке







Семейное воспитание является весьма значимой формой профилактики. В задачи семьи включены заботы о формировании устойчивых интересов. Основные навыки взаимодействия с другими людьми личность должна получить в семье, тут же необходимо научить ценить других, любить. Оценивать любовь к себе, быть внимательным и благодарным. Все положительные потребности наблюдаются в семейном взаимодействии, поэтому через вовлечение в совместную ценностно-ориентационную деятельность можно достичь значимых результатов в профилактике девиантного поведения.

Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности

Понятие психологической интервенции отклоняющегося поведения личности (преодоление, коррекция, реабилитация).

Интервенция является важным направлением в профилактике. Слово «интервенция» происходит от латинских слов inter (между) и venire (приходить). Девиантная интервенция представляет собой процесс «вхождения между» фактором и девиантом, встраивание между причиной и следствием в целях предотвращения нарушений и разрушения психики. Это вид психологического вмешательства в пространство личности, в целях изменения установок, взглядов, стереотипов, ослабления вредных воздействий, обеспечения нормальной социальной адаптации. Интервенция осуществима только в том случае, когда сам девиант пожелает сотрудничать, или согласие дадут родители или близкие. В этом состоит основная трудность, потому как на первых этапах взаимодействия девиантной личности с психологом проявляется сопротивление, даже несмотря на то, что девиация является уже причиной глубокого нездоровья, социальной деградации, криминализации, потери семьи, жилья.

В перечень основных задач интервенции входят следующие:

- сформировать новую мотивацию, направленную на социальную адаптацию;

- проведение комплекса мероприятий по изменению личности и появлению конструктивных новообразований личности;

- работа с конкретными видами девиантного поведения;

- работа с социальными факторами, обеспечивающими благоприятное существование девианта для реабилитации.

Методы психологической интервенции соответствуют распространенным в психологической работе методам: консультация, психотерапия, тренинг. Самым распространенным методом является психологическое консультирование, в ходе которого используются и психотерапевтические методики из области психоанализа, гуманистической психологии, психологии поведения, когнитивной психологии.

В консультативной интервенции прибегают к разным видам психотерапевтического воздействия. Оказание поддержки девианту позволяет ему актуализировать защитные силы и выработать наиболее приемлемые способы сопротивления. В ходе взаимодействия происходит и переучивание, направленное на изменение поведения. В беседах и в процессе обмена информацией возможны внутриличностные изменения, осознание личностных проблем. Виды психотерапевтического воздействия могут варьироваться в зависимости от задач. Для более полного ознакомления с данным вопросом рекомендуется обратиться к Психотерапевтической энциклопедии Б.Д. Карвасарского, где предлагается большое количество видов психотерапии.

Эффективность интервенции может быть оценена по признакам, свидетельствующим об изменениях девиантного поведения и изменениях в уровне адаптации человека к социальным условиям.


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!