Технология формирования навыков скорочтения у младших школьников с ЗПР
Одна из основных задач современной школы заключается в правильном и осмысленном чтении школьников. Дети с ЗПР – особая категория детей, которая в условиях инклюзивного образования сегодня включена в общий образовательный процесс наравне с детьми «норме». Дети с задержкой психического развития - это особая категория детей с ОВЗ у которых отмечается замедленный темп развития психики. Чаще всего обнаруживает себя при поступлении ребёнка в первый класс, выражающееся в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, превалировании игровой деятельности, а также неспособности заниматься интеллектуальной и мыслительной деятельностью. Понятно, что обучение таких детей обусловлено спецификой их развития, в связи с чем, обучить чтению такого ребенка крайне трудно, однако необходимо рассматривать в данном контексте каждый отдельно взятый случай и исходить из принципа индивидуальности. Итак, технология скорочтения - способность человека к прочитыванию необходимого объема информации в несколько раз быстрее, усваивая ее при этом в полном объеме. Однако, данная технология актуальна в ее применении нормотипичным человеком, что касается ребенка с ЗПР, то здесь достаточно увеличить значительно скорость чтения ребенка при осознанном восприятии текста - и это будет достижением. В развитии скорости чтения детей с ЗПР очень важно совершенствовать технику чтения, правильность прочитываемого, скорость и темп, а также уровень понимания прочитанного. При использовании специальных методик оценки сформированности навыка чтения у детей с ЗПР уровень развития навыка чтения – ниже среднего и низкий. На формирующем этапе, при систематическом развитие некоторых психических функций ребенка с ЗПР , посредством чтения развивается лексическая, семантическая и фонематическая речь.
Первое, что необходимо ученику с ЗПР - это гармонизация работы полушарий и межполушарных взаимодействий. Ведь у него отсутствуют именно те навыки, которые обеспечивает слаженная работа полушарий головного мозга.
Как только мы начинаем развивать головной мозг ребенка с ЗПР, его память и усидчивость, он сразу начинает лучше понимать и воспринимать информацию, способен надолго запоминать школьные материалы и использовать их в процессе обучения в школе. Благодаря чему ему становится проще учиться. Сегодня существует множество методик развития навыков чтения, которые направлены на:
развитие умения выделять смысл текста;
развитие навыков правильного чтения: проговаривание слов целиком, без «заглатывания» окончаний и искажений слогов и звуков;
распознавание знаков препинания и умение их интонировать;
увеличение скорости чтения.
Иными словами, работа ведется в двух направлениях: понимание прочитанного и технику чтения. И работа эта производится в четыре этапа:
Графическое восприятие буквы.
Понимание понятия «слог» и развитие навыка слогового чтения.
Внятное чтение словами целиком.
Чтение предложениями и понимание прочитанного.
Дислексия – это нарушение способности овладения навыкам письма и чтения при сохраненной способности познавать новое. Выделяются следующие ее виды:
Семантическая – характеризуется недоразвитым звуковым синтезом и нечеткостью понимания синтаксический связей в предложениях. У детей с ЗПР не в полной мере сформирована способность воспринимать слова, разделенные на слоги, восстанавливать и синтезировать их.
Аграмматическая – искажаются префиксы, суффиксы, окончания, заменяются морфемы.
Фонематическая – чаще всего дети с диагнозом ЗПР сложно воспринимают мягкие и твердые, глухие и звонкие пары звуков, в процессе чтения переставляются звуки, «проглатываются» окончания, пропускаются или добавляются звуки.
Оптическая – у ребенка нарушена функция оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Детям сложно конструировать изображение, найти различия или сходства, обычно возникают проблемы восприятия в чтении следующих букв: У-Ч, Ж-К, Х-К, Р-Ь, В-З, Д-Л, Т-Г.
Мнестическая – отсутствует навык устанавливать связь между изображением буквы и ее звуком, ребенок попросту не запоминает, каким звуком сопровождается та или иная буква.
Выработка навыка чтения у детей с ЗПР требует целенаправленного и кропотливого коррекционного вмешательства с участием таких специалистов, как: дефектолог, логопед, коррекционный педагог. Важно понимать, что работа всех этих профессионалов будет сведена на ноль, если в процессе коррекции не будут участвовать родители.