СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология формирования навыков скорочтения у младших школьников с ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья по формированию навыка скорочтения у детей с ЗПР. Актуальная тема  для педагогов и родителей детей с ЗПР.

Просмотр содержимого документа
«Технология формирования навыков скорочтения у младших школьников с ЗПР»

Технология формирования навыков скорочтения у младших школьников с ЗПР

Одна из основных задач современной школы заключается в правильном и осмысленном чтении школьников. Дети с ЗПР – особая категория детей, которая в условиях инклюзивного образования сегодня включена в общий образовательный процесс наравне с детьми «норме». Дети с задержкой психического развития - это особая категория детей с ОВЗ у которых отмечается замедленный темп развития психики. Чаще всего обнаруживает себя при поступлении ребёнка в первый класс, выражающееся в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, превалировании игровой деятельности, а также неспособности заниматься интеллектуальной и мыслительной деятельностью. Понятно, что обучение таких детей обусловлено спецификой их развития, в связи с чем, обучить чтению такого ребенка крайне трудно, однако необходимо рассматривать в данном контексте каждый отдельно взятый случай и исходить из принципа индивидуальности. Итак, технология скорочтения - способность человека к прочитыванию необходимого объема информации в несколько раз быстрее, усваивая ее при этом в полном объеме. Однако, данная технология актуальна в ее применении нормотипичным человеком, что касается ребенка с ЗПР, то здесь достаточно увеличить значительно скорость чтения ребенка при осознанном восприятии текста - и это будет достижением. В развитии скорости чтения детей с ЗПР очень важно совершенствовать технику чтения, правильность прочитываемого, скорость и темп, а также уровень понимания прочитанного. При использовании специальных методик оценки сформированности навыка чтения у детей с ЗПР уровень развития навыка чтения – ниже среднего и низкий. На формирующем этапе, при систематическом развитие некоторых психических функций ребенка с ЗПР , посредством чтения развивается лексическая, семантическая и фонематическая речь.

Первое, что необходимо ученику с ЗПР - это гармонизация работы полушарий и межполушарных взаимодействий. Ведь у него отсутствуют именно те навыки, которые обеспечивает слаженная работа полушарий головного мозга.

Как только мы начинаем развивать головной мозг ребенка с ЗПР, его память и усидчивость, он сразу начинает лучше понимать и воспринимать информацию, способен надолго запоминать школьные материалы и использовать их в процессе обучения в школе. Благодаря чему ему становится проще учиться. Сегодня существует множество методик развития навыков чтения, которые направлены на:

развитие умения выделять смысл текста;

развитие навыков правильного чтения: проговаривание слов целиком, без «заглатывания» окончаний и искажений слогов и звуков;

распознавание знаков препинания и умение их интонировать;

увеличение скорости чтения.

Иными словами, работа ведется в двух направлениях: понимание прочитанного и технику чтения. И работа эта производится в четыре этапа:



Графическое восприятие буквы.

Понимание понятия «слог» и развитие навыка слогового чтения.

Внятное чтение словами целиком.

Чтение предложениями и понимание прочитанного.

Дислексия – это нарушение способности овладения навыкам письма и чтения при сохраненной способности познавать новое. Выделяются следующие ее виды:



Семантическая – характеризуется недоразвитым звуковым синтезом и нечеткостью понимания синтаксический связей в предложениях. У детей с ЗПР не в полной мере сформирована способность воспринимать слова, разделенные на слоги, восстанавливать и синтезировать их.

Аграмматическая – искажаются префиксы, суффиксы, окончания, заменяются морфемы.

Фонематическая – чаще всего дети с диагнозом ЗПР сложно воспринимают мягкие и твердые, глухие и звонкие пары звуков, в процессе чтения переставляются звуки, «проглатываются» окончания, пропускаются или добавляются звуки.

Оптическая – у ребенка нарушена функция оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Детям сложно конструировать изображение, найти различия или сходства, обычно возникают проблемы восприятия в чтении следующих букв: У-Ч, Ж-К, Х-К, Р-Ь, В-З, Д-Л, Т-Г.

Мнестическая – отсутствует навык устанавливать связь между изображением буквы и ее звуком, ребенок попросту не запоминает, каким звуком сопровождается та или иная буква.

Выработка навыка чтения у детей с ЗПР требует целенаправленного и кропотливого коррекционного вмешательства с участием таких специалистов, как: дефектолог, логопед, коррекционный педагог. Важно понимать, что работа всех этих профессионалов будет сведена на ноль, если в процессе коррекции не будут участвовать родители.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!