Новосибирск 2022 г.
Название предмета: русский язык | Класс: 4 | Урок № 91 | Дата: 24.02.2022г. |
Тема: | «Сочинение по картине Н.К.Рериха «Заморские гости». |
Образовательные цели: | Создать условия для составления текста по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости» |
Развивающие цели: | Способствовать развитию умений определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине, составлять предложения с именами прилагательными, редактировать текст, самостоятельно составлять план текста, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме |
Воспитательные цели: | Содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке Воспитывать навыки адекватной самооценки работы по заранее оговоренным условиям; формировать волевые качества личности обучающихся: терпеливость, выносливость, доведение работы до конца |
Место урока в системе уроков данного раздела: | Урок-практикум |
Тип урока: | Развитие речи, применение знаний на практике |
Межпредметные связи: | Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство. |
Познавательные УУД: | Планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; |
Коммуникативные УУД: | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта |
Регулятивные УУД: | Самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; |
Личностные УУД: | Осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников |
| |
№ | Этап урока | Форма/приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ресурс |
1 | Подгото вительный | | 1. Подбирает текстовый материал (параграф учебника и/или материал). 2. Подготовка заданий для практической работы. 3. Подготовка иллюстративного материала по теме урока 4.Подготовка презентации | Выполнение домашнего задания учебник стр.40 упр.84 Работа с дополнительным текстом «Это интересно» | 1.Презентация. Слайды по теме урока 2. Дополнительный текст «Николай Константинович Рерих (1874–1947)» 3.Эталоны к уроку. 4. Бланк для написания сочинения 5. Карта помощница. 6.Уучебник Русский язык часть 2 |
2 | Организационный | Коллективная фронтальная беседа | Проверяет готовность класса к уроку. Приветствует учащихся, настраивает на работу. Моря бывают разные - И Черные, и Красные, В них небо отражается По-разному чуть-чуть. По-разному соленые, Различно населенные, Но сердце равно просится На каждое взглянуть. -Что вы себе представляете, когда слышите слово море? (ассоциации) А море – это всегда что? (корабли) - А может ли один человек совладать с силой моря? - Только командой, целой флотилией, и сегодня на уроке мы будем работать одной командой. | 1.Готовятся к работе: организуют рабочее место. Приветствуют учителя. Записывают ассоциации на доске. | На доске Море |
3 | Центральный этап | 1.Актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания нового материала. | - Чтобы наш урок прошёл успешно, мне потребуется ваша помощь. А также ваши знания. В частности, знаете ли вы пословицы и поговорки? Я хотела бы в ваш багаж добавить ещё несколько. Прочитаем их. - О чём они? Какой общей темой объединены? - А теперь давайте попробуем «объединить» море и гостей. Что могло бы получиться? Откройте картинную галерею в вашем учебнике и подумайте, с репродукцией какой картины мы сегодня будем работать. - Где вы встречали имя этого художника? | Отвечают на вопросы учителя. Анализируют пословицы. - Мы будем работать с репродукцией картины Н.К.Рериха «Заморские гости». Показывают знание текста домашнего упражнения | Слайд №2 Слайд №3 Учебник «Картинная галерея» |
| | 2. Проверка домашнего задания (учебник, упражнение 84). | Организует проверку домашнего задания. Проводит беседу о проделанной работе. (упр.84) -Обменяйтесь тетрадями и проверти домашнее задание вашего одноклассника. -Сравните с эталоном на доске. | Проверяют домашнее задание одноклассника, сравнивая с эталоном на доске. Оценивают работу на оценочной прямой | Слайд №4 |
| | 3. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? – Определите цели урока. – Сегодня будем писать сочинение по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости» | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока. | Слайд №5 |
| | 4. Подготовка к восприятию картины. Знакомство с биографией художника | Дома вы ознакомились с текстом. -Что вы узнали из текста о Николае Константиновиче Рерихе? Учитель комментирует выступление учащегося, добавляет, исправляет, уточняет. - Наш урок посвящен необычному художнику. Николай Константинович Рерих (1874–1947) был и художником-археологом, и художником - литератором, и художником-философом. | Зачитывают основную информацию из текста о творчестве художника | Приложение1 Слайд №6 Слайд №7 |
| | 5. Анализ картины как произведения искусства. | Предлагает рассмотреть картину. Задает вопросы с целью помочь учащимся выполнить анализ картины как произведения искусства. | Отвечают на вопросы учителя. Рассматривают картину. Выделяют художественные средства. Определяют идею картины. Делятся своими впечатлениями о картине. | Слайд №8 Листы-помощники Приложение2 |
| | 6.Исторические факты | – Давайте подробнее познакомимся с работой художника. Приложение | Транслируют знания, полученные на уроках окружающего мира по теме «Государство Русь» Читают карту древней Руси | Слайд №9 Слайд №10 Приложение 3 |
| | | – Какое настроение вызывает у вас эта картина? Поделитесь впечатлениями о картине. | Высказывают свое мнение о картине. | Слайд №11 |
| | 7.Составление плана текста | Проводит работу по составлению плана текста. Задает вопросы по картине. - Выскажите предположения: какой будет текст по типу? – Сколько частей будет в тексте? Как оформляется каждая часть сочинения? – О чем мы будем писать во вступлении? – О чем будем писать в основной части? – Как закончим сочинение? – Составьте план текста. – Предлагаю вынести план на доску. | Отвечают на вопросы. - Текст описание. – В тексте будет три части: вводная, основная, заключительная. Каждая новая часть начинается с красной строки. – Во вступлении мы напишем о Н. К. Рерихе и его картине. – В основной части будем писать о заморских гостях, плывущих на расписных ладьях, о северной природе. – В заключении выразим свое отношение к картине. Составляют план к тексту. | Слайд №12 |
| | 8. Лексико-орфографическая подготовка Работают на компьютере в парах | Организует лексико-орфографическую работу по тексту сочинения. – Объясните значение слов «ладья», «варяги», «щит», «кольчуга». Можно воспользоваться компьютерами – Когда мы пишем изложения и сочинения, мы стремимся не допускать повторов. Предлагаю подобрать синонимы к словам, записанным на доске. | На практике применяют способы действия по правилу, пользуются алгоритмическими предписаниями, инструкциями. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работают на ноутбуках в парах 1.Объясняют значения слов. 2.Подбирают синонимы. | Слайд №13 Слайд №14 ноутбуки |
4 | Контрольный | Самостоятельная работа обучающихся по написанию сочинения | Организует устное сочинение текста. – Перескажите текст по плану Задание: записать сочинение | Несколько учеников составляют устный рассказ по картине Учащиеся составляют и записывают сочинения. | Слайд №15 Бланки для написания сочинения Приложение 4 |
5 | Реф лек сия | Итог урока. Рефлексия | Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися. – Предлагаю трем ученикам зачитать свои сочинения, а мы внимательно послушаем и проанализируем. – Кому удалось последовательно построить предложения, избегая повторов слов? – С каким произведением живописи мы сегодня познакомились? – Что вам помогло понять замысел художника и рассказать об этом? – Какие знания и умения вам были необходимы для работы? – Предлагаю трем ученикам зачитать свои сочинения, а мы внимательно послушаем и проанализируем. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. – Какой этап урока у вас вызвал трудности? – Что понравилось? – Чему научились? – Какое настроение у вас было во время работы на уроке? Нарисуйте своё настроение на листе бумаги. Спасибо за работу! Благодарит учащихся за активную и плодотворную работу, отмечает успешность овладения содержанием урока - Какова была цель урока? Цель достигли? | Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке. Учащиеся составляют устные ответы по схеме «Я написал…, мои ожидания оправдались (не оправдались) …» Рисуют своё настроение на листе бумаги. | Слайд №16 Слайд №17 Листы бумаги |