Технологическая карта урока по теме «Возникновение земледелия и скотоводства» с использованием сингапурских образовательных структур
Автор: Кадиров Ринат Монирович, учитель истории и обществознания МБОУ «Многопрофильная №181» Советского района, г. Казани
Тема | «Возникновение земледелия и скотоводства» |
Цель и задачи | - Создание условий для формирования представлений об условиях, которые способствовали развитию земледелия и скотоводства. 1. Образовательная: Формировать систему знаний с помощью ключевых понятий урока; 2. Развивающая: развитие навыков устной речи, умения работать в паре, группах, развивать навык работы с исторической картой; 3. Воспитательная: формирование навыков учебной деятельности, поддержание интереса к изучению истории, формирование таких качеств как умение самостоятельно и коллективно решать учебные задачи, сотрудничество и взаимопомощь. |
Тип урока | Изучение нового материала |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
Научится: применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности. Получить возможность научиться: высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории. Применять знания в различных ситуациях. Творчески подходить к заданиям. | Личностные: Формирование ответственного отношения к учению; Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. Метапредметные: Коммуникативные: уметь строить речевое высказывание по образцу, использовать адекватные языковые средства, формулировать ответы на вопросы учителя и одноклассников, Познавательные: осознанно построить речевое высказывание на тему «Возникновение земледелия и скотоводства», уметь логически правильно построить маршрут движения. Регулятивные: уметь самостоятельно оценивать свои достижения в различных видах речевой деятельности и сравнивать свою оценку с оценкой учителя. |
Основные понятия | Производящее хозяйство, серп, мотыга, зернотерка, керамика, ткачество, циновка, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитвы, идолы. |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
История, физкультура | - фронтальный опрос - парная работа - групповая работа - индивидуальная работа - сингапурские обучающие структуры (Continuous Round Robin, Simultaneous Round Table, Corners, Mix-Freeze Group, Take off-Touch down, Rally Table) | - учебник - презентация с заданиями - карта - «Мэнэдж Мэт» (инструмент для управления классом) - карточки для оценивания - Е.Н. Сорокина. Поурочные разработки по всеобщей истории к учебнику А.А. Вигасина и др. (М. Просвещение). Москва. «ВАКО» |
№ | Этапы работы | Содержание этапа |
1. | Организационный этап учебного занятия | Время | Используемые ресурсы |
| Организационный момент (настрой на урок, мотивация к новым знаниям) | 1 минута | |
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Цель: – Подготовка класса к работе Здоровается. Ставит проблемный вопрос урока: перечислите условия, которые способствовали развитию земледелия и скотоводства. | - Записывают тему урока, заполняют тетради Заполнение схемы охота→ собирательство→ пользовались плодами природы не влияли на среду→ присваивающее хозяйство | Коммуникативные: Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально; формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение; Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. |
2. | Этап целеполагания | Время | Используемые ресурсы |
| Целеполагание и мотивация | 7 минут | сингапурская обучающая структура Continuous Round Robin |
Учебная игра. | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Цель: - поставить познавательную задачу. Задание учащимся: — Прочертите линию после последнего ответа. Сейчас я включу музыку (она должна быть ритмичной, но не очень громкой). Для вас это сигнал встать и начать двигаться по кабинету, чтобы записать как можно больше идей одноклассников. Как только музыка прекратиться (через 5 минут), вы вернетесь на свои места. | Цель: - сформулировать задачу урока. Ответы учащихся: ( Отвечая на наводящие вопросы, сами делают выводы о цели урока.) - (Ученики обсуждают ответ на вопрос по кругу) | Познавательные: принимать участие в беседе, формулировать и ставить познавательные задачи. Регулятивные: уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой. Личностные: мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная). Коммуникативные: взаимодействие с учителем и одноклассниками во время беседы. |
| Обобщение ранее изученного материала | 15 минут | сингапурские обучающие структуры Simultaneous Round Table, Corners, Mix-Freeze Group |
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Цель: - активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. 1. Задание учащимся: (сингапурская обучающая структура Simultaneous Round Table) Цели:подготовка уч-ся к осознанию ими внутренней потребности к построению учебных действий, организация фиксирования каждым учащимся индивидуа-льного затруднения в пробном действий Продолжительность: 3-5 мин Цель:- совершенствование навыков монологической речи Проблема: Почему на определенном этапе развития человеческого общества возникли скотоводство и земледелие? Какие перемены в жизни людей произошли с возникновением земледелия и скотоводства? 2. Задание учащимся: (сингапурская обучающая структура Corners) Задача учителя на данном этапе проследить, чтобы дети не «кучковались» и не использовали время, отведенное на игру, для праздного общения. Вернувшись в группы, ученики по очереди зачитывают записанные идеи. (сингапурская обучающая структура Mix-Freeze Group) | Цель: - участвовать в групповой работе с целью поиска и сравнения информации. Ответы учащихся Показывают требуемые территории, отвечают на вопросы. Формулируют цель урока: определить, от чего зависит благополучие человека, его семьи, общества? 3.Формулируют тему урока «Переход к производящему хозяйству: возникновение земледелия и скотоводства» Цель: - понять звучащую речь на слух и извлечь необходимую информацию; участвовать в групповой работе. Ответы учащихся: Показывают требуемые территории, отвечают на вопросы. Формулируют цель урока: определить, от чего зависит благополучие человека, его семьи, общества? 3.Формулируют тему урока «Переход к производящему хозяйству: возникновение земледелия и скотоводства» | Познавательные: развитие языковых способностей к догадке, наблюдение, поиск нужной информации, сравнение; повторить изученный материал. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать предложения и оценку своих одноклассников в процессе работы в группе. Коммуникативные: участвовать в работе группы; распределять роли, договариваться друг с другом и приходить к общему решению в совместной деятельности; построение высказываний в соответствии с коммуникативными задачами. Личностные: доброжелательное отношение к другим участникам учебной деятельности. |
4. | Динамическая пауза | Время | Используемые ресурсы |
| | 3 минуты | сингапурская обучающая структура Take off-Touch down |
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Цель: - смена учебной деятельности на уроке. Задание учащимся: Работа с понятиями | Цель: - сделать динамический перерыв и повторить понятия Ответы учащихся: Поясняет задание на слайдах Слайды Задание 1. Первое животное, которое приручил человек – это А) овца Б) коза В) собака Г) корова Задание 2 Раньше других растений земледельцы стали выращивать А) рожь Б)гречиху В) ячмень и пшеницу Г) кукурузу | Познавательные: повторение изученных ранее слов. Коммуникативные: понимать на слух речь учителя и воспроизводить действия. Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной форме. |
5. | Этап применения знаний и умений в новой ситуации | Время | Используемые ресурсы |
| | 10 минут | сингапурская обучающая структура Rally Table,задания на карточке. |
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Цель: - проверка и закрепление полученных знаний. Организует презентацию подготовленных групповых заданий, предоставляет ресурсы для работы. Демонстрирует алгоритм работы, стимулирует поиск Задание учащимся: -Работа по группам: 1. Найти в учебнике информацию о первых земледельцах. Выделить понятия для «Словаря». Составить кластер – «Первобытные земледельцы». Расскажите о трех гл. орудия первобытных земледельцев. 2. Найти в учебнике информацию о скотоводах для составления схемы, которая бы объясняла зависимость нужд человека и приручения животных. Определите понятия для «Словаря». Какой зверь был одомашнен первым, как он помогал людям. | Цель - самостоятельно выполнять задание, выявлять и корректировать возможные ошибки. Ответы учащихся: Обсуждение предложенных вопросов, работа с истор. картой, исследование географического района первичного земледелия, заполнение контурной карты. 1. Какие территории на земле были раньше всего освоены земледельцами и почему? 2. Какие территории были пригодны для разведения скота и почему? групповое проектирование и представление своего материала, составление схем, словаря, текста. | Познавательные: повторить изученный материал, понимать с опорой на наглядность и языковую догадку основное содержание небольшого письменного задания. Коммуникативные: понимать на слух речь и ответить на вопрос, уметь ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы. Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во время выполнения задания. Личностные: доброжелательное отношение к другим участникам учебной деятельности. |
6. | Рефлексия | Время | Используемые ресурсы |
7 минут | Карточки для оценивания |
| | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Цель: - подведение итогов работы на уроке. Задание учащимся: Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся: О чем мы узнали на уроке? Что мы записали в тетради? Что мы увидели в презентации? Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке). Что понравилось? Что не понравилось? Почему? | Цель: - сформулировать полученные результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Ответы учащихся: Отвечают на вопросы | Познавательные: оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: выделять и формулировать результат работы, осуществлять пошаговый контроль по результату. Личностные: формировать адекватную мотивацию учебной деятельности, понимать значение знаний для человека. |
7. | Итоговый этап учебного занятия | Время | Используемые ресурсы |
| Домашнее задание | 1 минута | Дневник |
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Цель: – развитие навыков чтения во время выполнения устного домашнего задания. Задание учащимся: - § 4. рабочая тетрадь упражнение № 16 | Цель: – осмыслить и записать домашнее задание. Ответы учащихся: Записывают в дневник | Познавательные: осуществлять анализ информации. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. |
Тест. Возникновение земледелия и скотоводства
а. человеческое стадо б. племя в. соседская община
а. охота б. скотоводство в. собирательство
а. цари б. жрецы в. Старейшины
а. корова б. лошадь в. Собака
а. 10 тысяч лет назад б. 3 тысяч лет назад в. 200 тысяч лет назад
а. мотыга б. заостренный камень в. плуг
а. из шелка б. из шкур диких животных в. из хлопка