СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку в 8 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе. Тема: "Обособленные обстоятельства".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку в 8 классе.»



Технологическая карта урока русского языка в 8 классе

Тема: «Обособленные обстоятельства».


Тип урока: Урок – исследование (в основе системно-деятельностный подход).

Методические приёмы: повторение, создание кластера, тренировочные упражнения, волшебный квадрат, исследование, формулировка выводов, обобщение, работа с учебником.

Цель урока: знакомство с обособленными обстоятельствами, выраженными одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.

  1. образовательный аспект цели: формирование навыка определять обособленные обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.

  2. развивающий аспект цели: развитие исследовательских умений обучающихся; активизация познавательной деятельности: умение анализировать, делать выводы, обобщения; развитие критического мышления; совершенствование коммуникативной компетенции;

  3. воспитывающий аспект цели: воспитание творческого самовыражения; умения работать в группе.


Задачи урока:

- сформировать эмоциональный настрой;

- вызвать познавательный интерес к проблеме как психологическую готовность к поиску её решения;

- организовать совместное с учителем формулирование проблемы, постановку цели учебной деятельности;

- способствовать умению строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- научить извлекать необходимую информацию из прочитанного текста и делать выводы;

- обеспечить понимание, отработку и усвоение новых знаний;

- обобщить изученный материал;

- формировать умения самоанализа и самооценки процесса и результата собственной деятельности;

Методы урока:

1) метод мотивации учебной деятельности (создание проблемной ситуации)

2) метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (исследование)

3) метод формирования новых умений (изучение текста, упражнения)

4)методы обобщения и систематизации изученного (кодирование и декодирование информации: создание и чтение таблицы

5) методы контроля результатов обучения (письменный - «Резюме»)

Формы организации учебной деятельности обучающихся:

- фронтальная;

- групповая;

- парная

Оборудование урока:

- компьютер

- мультимедийный проектор

- листы формата А4 с напечатанными текстами

- учебник










Ход урока:

Обращаться с языком кое-как, значит

и мыслить кое-как: неточно,

приблизительно, неверно.

(А Толстой)

I.Оргмомент.

Рефлексия в начале урока. 1мин

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, и мы рады нашим гостям, желаем им добра. А вам, ребята, хочу пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом.

Запишите в тетради число, классная работа. Чего не хватает на доске?

- Правильно. Темы урока. Тему урока вы определите сами.

Итак, за работу.

II. Актуализация и пробное действие.

-Какие законы предстоит нам понять, вы скажете сегодня сами. О чём мы говорили на предыдущих уроках? ( Об обособленных определениях и приложениях)

1. Работа c предложениями: (5 мин)

Даны предложения (записаны на доске, распечатка), прочитайте их и расставьте знаки препинания, занести номер предложения в тетрадь в 2 столбика (1 столбик – обособленные определения, 2 столбик - обособленные приложения),

  1. Листья падая шепчутся. ( Листья, падая, шепчутся)

  2. Он, страстный рыболов, всё своё время проводил на реке. (приложение. относится к личному местоимению)

  3. Старинный парк, обнесённый оградой, раскинулся недалеко от дома. (определение стоит после определяемого слова)

  4. Погруженный в раздумья, я вышел из кабинета.

( согласованное определение, относится к личному местоимению )

  1. Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. (приложение. Относится к имени собственному и стоит после него)

  2. Река пенилась вздымая валы. (Река пенилась, вздымая валы.)

7. Мальчик, по имени Валек, угрюма шатался иногда по городу. (приложение. Присоединяемые союзами или словами: по имени, по фамилии, по прозвищу, родом и т.д)

8. Выбирай друга не спеша, а еще меньше спеши менять (Выбирай друга не спеша, а еще меньше спеши менять)

9. Задачу я решил шутя.

10. Серёжа бежал сломя голову. (Серёжа бежал сломя голову)


Обособленные определения

Предложения №

Обособленные приложения Предложения

3, 4

2, 5, 7





1.Проверка выполненной работы по слайду.

Проверяется задание.

учитель демонстрирует номера предложений, если неправильно, дети исправляю

(5 мин) Ученик у доски расставляет знаки препинания и объясняет их (обособление) (предложения 2,3,4,5,7 записаны на другой доске).Оценивание!


1. Фронтальный опрос

Какую тему изучаем:

-Давайте вспомним, что такое обособление?

+выделение по смыслу и интонационно второстепенных членов предложения, чтобы придать им самостоятельность.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор об обособленных членах предложения.

О каких обособленных членах мы уже говорили на предыдущих уроках?

+обособления определений и приложений.

2. Мозговой штурм («Да»/ «Нет») На листиках

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся 2 мин.

1. Второстепенный член предложения, выделяемый по смыслу и интонационно, называется обособленным? Да

2. В русском языке различаются обособленные определения, приложения,? Да

3.Согласованные определения являются обособленными, если относятся к любому местоимению? Нет

4 Согласованные распространенные определения, стоящие после определяемого существительного, обосабливаются? Да

5. Согласованные определения, стоящие перед определяемым существительным, всегда обособляются? Нет

6. Если приложение с союзом «как» можно заменить сочетанием «в качестве», то оно обособляется? Нет

7. Приложение после имени собственного Всегда обособляется? Да

Оценивание( Листочки переверните и положите на край стола, они нам ещё пригодятся)

III. Объяснение темы и цели урока.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Сейчас мы с вами попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Когда вы выполняли проверочную работу, почему вы не отметили предложения №1,6,8,9,10? Разве нет в данных предложениях обособленных членов? Внимательно посмотрите на них и скажите, есть ли у них что-то общее? Нужны ли запятые в этих предложениях? Почему? Какие второстепенные члены обособляются в этих предложениях?

Вывод: тема урока – «Обособленные обстоятельства».

Постановка проблемы. 2мин.

- М.В. Ломоносов однажды сказал: «Знаки препинания ставятся в силу разума». Послушайте притчу и постарайтесь решить пунктуационную задачу, опираясь на свой разум:

«Однажды богатый путешественник заблудился и стал просить бога о помощи. Он даже написал клятву на клочке бумаги: «Обещаю за свое спасение поставить статую золотую, пику держащую». Путешественник спасся, но ему стало жалко обещанного богу золота.

Однако он придумал, как выполнить обещание и при этом сэкономить…»

- Как он это сделал? На компьютере (Поставить статую, золотую пику держащую.)

IV. Работа по теме урока.

1. Анализ имеющейся информации

Мы продолжаем с вами работать с обособленными членами предложения. Сегодня мы поговорим об обособленном обстоятельстве. (Фронтальный метод работы)

  1. Что обозначают обстоятельства? (Обстоя́тельство  ― второстепенный член предложения, зависящий от сказуемого и обозначающий признак действия или признак другого признака.)

  2. На какие вопросы отвечают обстоятельсва? (Обстоятельство. Отвечает на вопросы как? каким образом? где? куда? откуда? когда? почему? отчего? зачем? с какой целью?... Подчеркивается точка тире_._._._.)

  3. Какими частями речи могут быть выражены обстоятельства? (обстоятельства чаще всего выражены: существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога; наречием; местоимением-наречием; деепричастием; инфинитивом.

На сегодняшнем уроке мы поговорим об обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастием или деепричастным оборотом

  1. Что такое деепричастие? (Деепричастие — это особая, неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы «Что делая?», «Что сделав?»_
    Деепричастие совмещает в себе признаки глагола: вид и возвратность —

и наречия: неизменяемость и синтаксическую функцию — обстоятельства.

 

Деепричастия бывают  несовершенного вида: «Что делая?» становясь, засыпая;

и совершенного вида: «Что сделав?» посмотрев, уснув.

 

Деепричастия несов. в. образуются от основ глаголов наст. вр. с помощью суффиксов -а, -я.( слушая, деля, прощая, любуясь)

Что такое деепричастный оборот? (Деепричастный оборот — это деепричастие с зависимыми словами. В предложении деепричастныйоборот всегда выполняет функцию обстоятельства. Так как деепричастие обозначает дополнительное действие,деепричастный оборот всегда относится к глаголу) Я смотрел на восходящее солнце, не отрывая глаз.


2. Готовясь к уроку, я прочитала замечательную притчу, где автор активно использует деепричастия. Послушайте, о чем она? (Распечатка у каждого)

1. Пушистые птенцы мирно спали в гнезде пеликана. 2.Но гадюка была совсем близко. 3. Глаза ее сверкнули зловещим блеском, и началась расправа.4. (Получив по смертельному укусу) птенцы так и не проснулись. 5. (Довольная содеянным) злодейка уползла в укрытие. 6. Вскоре вернулся с охоты пеликан.7. «Без них нет мне теперь жизни!» - разразился он вдруг громкими рыданиями (глядя на мертвых детей). 8. «Пусть я умру вместе с ними!» 9. Он начал клювом раздирать себе грудь у самого сердца. 10. Горячая кровь ручьями хлынула из раны (окропляя тела бездыханных птенцов.) 11. (Теряя последние силы) пеликан бросил прощальный взгляд на гнездо и вздрогнул… 12.О чудо! 13. Его пролитая кровь и любовь вернули птенцов к жизни ( вырвав из лап смерти). 14. И тогда ( счастливый) он испустил дух.

(Леонардо да Винчи)

Понравилась она вам? Определите тему.

  • Придумайте название. («Сердце отдаю детям»)

  • Назовите проблему. ( Проблема родительского и сыновнего долга.)

  • Тема - родительская любовь

2. Создание проблемной ситуации

Работа над текстом притчи в парах.

Задание. Уместны данные деепричастия и деепричастные обороты в тексте? Каким членом предложения они являются? С какой целью они использованы?

Когда обособляются? Вы смогли правильно обособить обстоятельства, выраженные деепричастиями?

Проверка по слайду.

Осознание и формулирование проблемы

- Итак, когда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастным оборотом? (обособляются всегда, в каком бы месте предложения они не стояли).

2.Осознание недостаточности имеющихся знаний. Выявление места и причины затруднения.

- В полной мере мы обладаем сведениями, чтобы ответить на вопрос: «Когда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастием или деепричастным оборотом?» ( Нет)

- Что в таком случае нужно сделать, чтобы ответить на интересующий нас вопрос?

Вспомнить сведения о деепричастии и деепричастном обороте;

Узнать условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом;

Научиться обособлять обстоятельства и употреблять их в устной и письменной речи.


Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе)

Давайте разберёмся, вернёмся к знакомым предложениям.

Всегда ли обособляются обсоятельства, выраженные деепричастным оборотом и деепричастием ?

  1. Запись 1 предложения и разбор (Записаны на другой доске, пишем в тетради в таблицу. Пример таблицы на доске)

Листья, падая, шепчутся.

-Почему поставили запятые? (падая – деепричастие)

А когда мы выделяем речевой фрагмент по смыслу и интонационно? Что такое обособление? (Выделение членов предложения для придания им относительной смысловой самостоятельности, особой значимости в высказывании.)

-Какой второстепенный член обособляется в этом предложении? Чем осложнено предложение?

Вывод: обособляется одиночные деепричастия. (Записывают в таблицу)

Запись 2 предложения. Река пенилась, вздымая валы.

Вывод: обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, обособляются.

- Мы отметили, что обстоятельства, выраженные деепричастием и деепричастным оборотом, обособляются. Всегда ли они обособляются или есть особые условия, когда они не обособляются? Продолжим наше исследование.

Разбор 3 предложения.

Выбирай друга не спеша, а еще меньше спеши менять

-Где стоит одиночное деепричастие? (После глагола)

-На какой вопрос оно отвечает? (как?)

-Посмотрите внимательно, имеет ли оно добавочное действие?

(Добавочного действия не имеет, оно утратило свои главные свойства.)

-Каким членом предложения оно является?

(Оно является обстоятельством)

-Каким синонимом можем заменить деепричастие? (тщательно)

К какой части речи приближается?

( По значению приближается к наречию)

-Какой отсюда вытекает вывод?

Выбирай друга (как?) не спеша. Это обстоятельство образа действия. Оно выражено наречием, образованным из деепричастия. В произношении не обособляется и на письме не выделяется запятыми. Делаем вывод, записываем в таблицу.

-Только сочетание семантико-синтаксических условий определяет обособление одиночного деепричастия, причем семантические условия часто бывают решающими. Так в данном случае деепричастие утратило свои глагольные признаки, не выполняет в предложении функции добавочного сказуемого, находится после глагола, по значению оно приближается к наречию. Такие деепричастия не обособляются.

Отличить бывает трудно, поэтому запишите в тетради наречия, образованные от деепричастий.( Слайд)

СПАЛ СИДЯ , СЛУШАЛ МОЛЧА, РАБОТАЛ СТОЯ

ЧИТАЛ ЛЕЖА , ВЕЗ ШУТЯ , ВСТАЛ НЕХОТЯ, ШЛИ НЕ СПЕША

Слайд

Запись: лёжа, сидя, стоя, молча, не глядя, нехотя, играя, шутя.

Вывод: Деепричастия перешедшие в наречия никогда не обособляются

Слайд № 9

Запись последнего предложения

Серёжа бежал сломя голову

Что значит – сломя голову?

Что такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания)

Замените фразеологизм наречием. (Быстро)

Вывод: деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические обороты не обособляются.

- Запишите свои выводы в виде таблицы

3. Проверка составленной учащимися таблицы.




 Обособляются

Не обособляются 

 

1. Деепричастные обороты в любом месте предложения.

 

 

1. Деепричастия, близкие к наречиям

 2. Одиночные деепричастия.

 


 

2. Фразеологические обороты.

 






  1. Взаимопроверка, взаимоконтроль;

Где мы можем проверить, полученную нами информацию?

  1. Работа с учебником (с. 176)

VI Закрепление изученного материала

1) Графический диктант.(Слайд) Выполняют на листочках

1. Увидя мои упражнения в географии, батюшка дёрнул меня за ухо. (А. Пушкин)

2. Он молча вышел из комнаты.

3. Трудились мы не покладая рук.

4. Разозлившись, он ударил кулаком по столу.

5. Уходя, гасите свет.

6. Очертя голову он кинулся вниз по крутому склону оврага.

7. Я люблю смотреть телевизор, сидя в большом кожаном кресле.

8. На том берегу, вспыхивая, мелькали огни.

9. Это упражнение выполняют стоя.

10. И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.(Листочки перевернуть)


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

-

-

+

+

-

+

+

-

-

Взаимопроверка.

Вывод: Обособляются обстоятельства, выраженные…..

Не обособляются……

2) Работа с фразеологизмами

- Как называются такие словосочетания?

-Какую роль они играют? (Фразеологические обороты делают речь более выразительной)

-Как же меняется характер высказывания, если говорящий употребляет фразеологический оборот?

(Высказывание с фразеологическим оборотом становится более выразительным.)

  1. Творческая работа

Ребята заменяют в данных учителем предложениях выделенные слова фразеологическими оборотами. (Запись на доске, работают в тетрадях, проверка устно)

а) Сегодня мальчики работали неважно (спустя рукава).

б) Проигравшие ушли с поля пригорюнившись (повесив нос).

в) Я быстро (сломя голову) бежал домой сообщить новость.

г) Дети слушали сказку с большим интересом (раскрыв рот).

4) Итак, ребята, обособляются ли обстоятельства, выраженные деепричастиями, если они представляют собой фразеологизмы? Почему?

(Обстоятельства, выраженные деепричастиями, если они представляют собой фразеологизмы, не обособляются, т.к. утрачивают глагольные признаки, не выполняют функции добавочного сказуемого.)

  1. Работа над грамматической ошибкой в употреблении деепричастных оборотов.

Несмотря на кажущуюся простоту, в употреблении деепричастий есть свои правила, о которых нельзя забывать.

- Чем осложнены все эти предложения? Сформулируйте задание к данным предложениям.

( Исправить речевые ошибки)

1. Подъезжая к городу, начался ветер.

2. Наклоняясь над рекой, у девушки упала в воду косынка.

3. Открыв окно, запахло соснами.

4. Создавая ценности, человек обновляет себя.

- Как можно проверить, правильно ли построено предложение с деепричастным оборотом?

-В предложениях с деепричастием/ деепричастным оборотом основное действие (глагол) и добавочное действие (деепричастие) должны относиться к одному субъекту (Учебник с. 180)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Поиграем в «Крестики- нолики» (работа на листочках)

Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, если есть обособление – поставьте букву о в соответствующий квадрат, если нет – букву н

  1. Долго стояла Оксана, раздумывая о странных речах кузнеца.

  2. Она слушала затаив дыхание.

  3. Катер, набирая скорость, дал сигнал.

  4. Не нужно было это делать спустя рукава.

  5. Широкие круги, плавно перекатываясь, закачались и пошли к берегу.

  6. Мы сломя голову неслись по ухабам.

  7. Жёлтый месяц, опускаясь на юг, замер на бледной завесе мглы.

  8. Она сидела молча.

  9. Задумчиво опустив головы, люди молчали.

У кого ответы совпадают, поднимите руки.

1

2

3

4

5

6

7

8

9









V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

Обратимся к эпиграфу урока.

-Прочитайте выразительно.

-Как он связан с нашим уроком ?

- Удалось нам решить проблему, возникшую в начале урока, и ответить на интересующий нас вопрос?

- Дети, оцените, пожалуйста, по 10-бальной системе всю работу класса на уроке с трех позиций

    • Я (Личный вклад, собственный труд)

    • Мы (Работа всего класса)

    • Дело (степень новизны темы)

Критерии: 0-5 баллов – «3»

6-8 баллов – «4»

9-10 баллов – «5»


VII. Домашнее задание:

П. 51. Упр. 317 (объяснение)





8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!