Базовый учебник: «Литература» 5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. Москва «Просвещение» 2023 год.
Тема | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. |
Цели на достижение результата | - Личностные: способность к самооценке и саморазвитию на основе прочитанного, коррекция качеств характера. - Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью. - Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод. - Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, уметь извлекать информацию ,проводить сопоставительный анализ, делать выводы. |
Планируемый результат | Предметные: Знать содержание прочитанного произведения. Уметь сравнивать характеры героев в начале произведения и в конце произведения, понимать зависимость поступков от качеств характера. Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героя. Личностные: Научиться проводить самооценку личности на основе прочитанного и использовать возможность улучшить качества своего характера. Формировать осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающуюся в поступках. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Особенности изображения героев, Сопоставительный анализ характеров литературных героев. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | - Учебник. Литература. 5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин - Компьютер - Мультимедийный проектор - Презентация к уроку |
Формы работы на уроке | Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемые результаты |
I. Вызов Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. | Приветствие. - Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с интересным рассказом, дома вы его ещё раз внимательно прочитали, а сегодня нам предстоит серьёзный разговор о прочитанном. Вы готовы к разговору? | Учащиеся произносят слова: Я готов к разговору, а ты? | Коммуникативные ууд Готовы к уроку, психологический, эмоциональный настрой |
II. Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: определение содержательных рамок урока. | Как часто жизнь ставит перед нами сложные задачи. Как часто нам приходится совершать выбор. От нашего решения и выбора зависит то, как мы поступаем. 2.Включает презентацию. - Как вы думаете, почему появилось слово «Характер»? Характер – это…. - Составим кластер, называя качества характера. 3. Работа со словом «Судьба» Составление кластера. - Как вы думаете, зависят ли друг от друга характер и судьба? | 1.Выдвигают предположение о теме урока, ставят цель, определяют задачу. 2.Работают с презентацией. 3. Отвечают на вопросы. 4. Устанавливают связь между понятиями. | |
III. Актуализация знаний. Постановка цели урока. Цель этапа: актуализация и личностное восприятие. Целеполагание. Постановка проблемного вопроса. | На прошлом уроке мы прочитали рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Как вы думаете, о чём пойдёт разговор сегодня? И при чём здесь характер, судьба? Да, вы правы. Разговор наш пойдёт о главных героях рассказа : Жилине и Костылине. Мы попробуем вместе найти ответ на вопрос: Как сказываются жизненные принципы, индивидуальные черты характера человека в ситуации выбора? Жилин и Костылин | Рассуждают, отвечая на вопрос. Приводят примеры из личных впечатлений. Формулируют цель урока на основе обобщения сказанного. | |
IV Проверка домашнего задания | Дома вы внимательно читали рассказ, работали с текстом . Расскажите, как вёл себя Жилин. А Костылин? | Афиширование знаний, выполнение домашнего задания. Выступают перед одноклассниками. | |
V.Осмысление. Работа по теме урока, углубление знания и понимания прочитанного. | Проанализируем поведение героев. Одинаково или по-разному они ведут себя в тех же жизненных ситуациях? Узнайте у своих одноклассников их впечатления о поступках героев (2-3 мин). Ответ начните так: Я думаю, что…..» ФИЗМИНУТКА Послушайте эпизод побега Жилина и Костылина и приготовьтесь ответить на вопрос: Как рассказчик относится к героям? Как он выражает это отношение? Посмотрите в учебнике иллюстрации художника Иткина (стр 254). Что можно сказать о героях, изображённых на рисунке? | Проводят сопоставительный анализ поведения героев. Делают выводы. Отвечают на вопросы. Выполняют обсуждение . Выступают, высказывают свою точку зрения, Определяют отношение к героям автора. | Личностные результаты: Эмпатийность, толерантность Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Коммуникативные УУД: формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности |
VI. Самостоятельная работа Цель этапа: тренировать способность к обобщению | Организует самостоятельную деятельность учащихся. Мы начали урок со слов ХАРАКТЕР и СУДЬБА, у вас на столах лежат карточки с фамилиями главных героев , укажите, какими качествами характера обладает каждый из них. Учитель читает финал рассказа -Как вы думаете, почему так по-разному сложилась дальнейшая судьба героев? | Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку, выступают, называя качества характера героев. | Регулятивные УУД: Умение самостоятельно обобщить и сделать вывод. осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные УУД: самоопределение. Умение выражать свои мысли. |
VII Решение проблемы VIII. Домашнее задание. Цель этапа: осознание своей учебной деятельности. | Создаёт проблемную ситуацию. - Как сказываются жизненные принципы, индивидуальные черты характера человека в ситуации выбора? Всегда ли человек сам выходит из трудной жизненной ситуации? Кто помогал Жилину? Дина. Прошу вас дома ещё раз обратиться к произведению и подготовить рассказ о Дине. Можно нарисовать портрет Дины, какой вы её себе представляете. | Отвечают на проблемный вопрос, используя знания, полученные на уроке в ходе обсуждения. | Познавательные УУД: делать выводы, обобщения. Коммуникативные УУД: Умение слушать других и уважать чужое мнение |
IX. Итог урока Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности X. Рефлексия | Итак, у нас сегодня получился серьёзный разговор на основе прочитанного. ВЫБОР .( написано на доске) Ответьте на вопрос: «Что значит совершить правильный выбор?» Мы сегодня говорили о двух литературных героях, Жилине и Костылине, они разные по характеру, разная у них и судьба. Какой совет вы дали бы самому себе после знакомства с судьбами героев? | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Подводят итоги. Прогнозируют коррекцию собственного поведения. | Личностный результат УУД: способность к самооценке саморазвитию Практическое применение учебного материала |