СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературы в 5 классе.

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.»

Технологическая карта урока литературы в 5 классе.

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

(По рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»)

Тип урока: комбинированный

Базовый учебник: «Литература» 5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. Москва «Просвещение» 2023 год.


Тема

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

Цели на достижение результата


- Личностные: способность к самооценке и саморазвитию на основе прочитанного, коррекция качеств характера.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, уметь извлекать информацию ,проводить сопоставительный анализ, делать выводы.


Планируемый результат

Предметные:

Знать содержание прочитанного произведения.

Уметь сравнивать характеры героев в начале произведения и в конце произведения, понимать зависимость поступков от качеств характера. Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героя.

Личностные:
Научиться проводить самооценку личности на основе прочитанного и использовать возможность улучшить качества своего характера.

Формировать осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающуюся в поступках.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Особенности изображения героев, Сопоставительный анализ характеров литературных героев.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Учебник. Литература. 5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин

- Компьютер

- Мультимедийный проектор

- Презентация к уроку

Формы работы на уроке

Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа.

Технологическая карта урока литературы

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Ожидаемые результаты

I. Вызов

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Приветствие.

- Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с интересным рассказом, дома вы его ещё раз внимательно прочитали, а сегодня нам предстоит серьёзный разговор о прочитанном. Вы готовы к разговору?

Учащиеся произносят слова: Я готов к разговору, а ты?

Коммуникативные ууд


Готовы к уроку, психологический, эмоциональный настрой

II. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: определение содержательных рамок урока.

  1. Как часто жизнь ставит перед нами сложные задачи. Как часто нам приходится совершать выбор. От нашего решения и выбора зависит то, как мы поступаем.

2.Включает презентацию.

- Как вы думаете, почему появилось слово «Характер»?

Характер – это….

- Составим кластер, называя качества характера.

3. Работа со словом «Судьба»

Составление кластера.

- Как вы думаете, зависят ли друг от друга характер и судьба?

1.Выдвигают предположение о теме урока, ставят цель, определяют задачу.




2.Работают с презентацией.




3. Отвечают на вопросы.




4. Устанавливают связь между понятиями.


III. Актуализация знаний. Постановка цели урока.



Цель этапа: актуализация и личностное восприятие. Целеполагание.








Постановка проблемного вопроса.

  1. На прошлом уроке мы прочитали рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Как вы думаете, о чём пойдёт разговор сегодня? И при чём здесь характер, судьба?

  2. Да, вы правы. Разговор наш пойдёт о главных героях рассказа : Жилине и Костылине.

Мы попробуем вместе найти ответ на вопрос:

Как сказываются жизненные принципы, индивидуальные черты характера человека в ситуации выбора?

Жилин и Костылин



  1. Рассуждают, отвечая на вопрос. Приводят примеры из личных впечатлений.










Формулируют цель урока на основе обобщения сказанного.


IV Проверка домашнего задания

  1. Дома вы внимательно читали рассказ, работали с текстом .

  2. Расскажите, как вёл себя Жилин.

  3. А Костылин?



Афиширование знаний, выполнение домашнего задания. Выступают перед одноклассниками.


V.Осмысление.

Работа по теме урока, углубление знания и понимания прочитанного.


  1. Проанализируем поведение героев. Одинаково или по-разному они ведут себя в тех же жизненных ситуациях?

  2. Узнайте у своих одноклассников их впечатления о поступках героев (2-3 мин). Ответ начните так: Я думаю, что…..»

ФИЗМИНУТКА

  1. Послушайте эпизод побега Жилина и Костылина и приготовьтесь ответить на вопрос: Как рассказчик относится к героям?

  2. Как он выражает это отношение?

  3. Посмотрите в учебнике иллюстрации художника Иткина (стр 254). Что можно сказать о героях, изображённых на рисунке?

Проводят сопоставительный анализ поведения героев.

Делают выводы.

Отвечают на вопросы.


Выполняют обсуждение .


Выступают, высказывают свою точку зрения,









Определяют отношение к героям автора.










Личностные результаты:

Эмпатийность, толерантность

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.


Коммуникативные УУД:

формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности

VI. Самостоятельная работа

Цель этапа: тренировать способность к обобщению

Организует самостоятельную деятельность учащихся.

  1. Мы начали урок со слов ХАРАКТЕР и СУДЬБА, у вас на столах лежат карточки с фамилиями главных героев , укажите, какими качествами характера обладает каждый из них.

  2. Учитель читает финал рассказа

-Как вы думаете, почему так по-разному сложилась дальнейшая судьба героев?

Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку, выступают, называя качества характера героев.

Регулятивные УУД: Умение самостоятельно обобщить и сделать вывод.

осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.


Личностные УУД: самоопределение. Умение выражать свои мысли.


VII Решение проблемы








VIII. Домашнее задание.

Цель этапа: осознание своей учебной деятельности.


Создаёт проблемную ситуацию.

- Как сказываются жизненные принципы, индивидуальные черты характера человека в ситуации выбора?

Всегда ли человек сам выходит из трудной жизненной ситуации? Кто помогал Жилину? Дина. Прошу вас дома ещё раз обратиться к произведению и подготовить рассказ о Дине. Можно нарисовать портрет Дины, какой вы её себе представляете.




Отвечают на проблемный вопрос, используя знания, полученные на уроке в ходе обсуждения.



Познавательные УУД:

делать выводы, обобщения.


Коммуникативные УУД:

Умение слушать других и уважать чужое мнение

IX. Итог урока


Цель этапа:

оценить результаты собственной деятельности









X. Рефлексия

Итак, у нас сегодня получился серьёзный разговор на основе прочитанного.

ВЫБОР .( написано на доске)

Ответьте на вопрос: «Что значит совершить правильный выбор?»

Мы сегодня говорили о двух литературных героях, Жилине и Костылине, они разные по характеру, разная у них и судьба. Какой совет вы дали бы самому себе после знакомства с судьбами героев?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Подводят итоги.







Прогнозируют коррекцию собственного поведения.


Личностный результат УУД:

способность к самооценке

саморазвитию Практическое применение учебного материала






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!