Актуализация знаний (проверка домашнего задания и повторение пройденной темы) | Учащиеся выполняют задание, после этого вместе с учителем проверяют правильность его выполнения. Ответы учащихся: 1.+2. +3. –4. +5. –6.-7. +8. –9. + 10. – | Ребята, дома вы должны были прочитать параграф 17 и выполнить после этого параграфа вопросы и тестовые задания на стр. 64. Давайте проверим, как вы сделали домашнее задание. На листах, которые лежат у вас на парте выполним задание. Ваша задача прочитать написанные утверждения и либо согласиться с ними и поставить рядом знак + или не согласиться и поставить знак -. На доске тоже будут написаны те же самые утверждения, что и у вас. Вы делаете задание самостоятельно, затем мы проверим задание и обсудим ваши ответы, на выполнение задания 3 минуты. Лист-опросник «Да»или «Нет» (приложение 1) Контролирует правильность ответов. | Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Развивать мотивы учебной деятельности. |
2.Мотивационный этап | Включение учащихся в диалог. Выдвигают предположение о теме урока. Формулируют цель урока. Записывают тему урока в тетрадь. Оценивают себя. - О сере (Аржаана). -Свойства и применение серы. Целью урока является изучение свойств и применение серы (Чаяна). - На этом уроке мы изучим физические и химические свойства серы, нахождение в природе, его области применения. (Айрат) | -Мы продолжаем изучение отдельных элементов VI группы главной подгруппы. Урок посвящен одному из самых интересных элементов этой группы. Показывает видеоролик. Содержание видеоролика: «Этот элемент и его соединения известны с глубокой древности. Хрупкое вещество желтого цвета, легко измельчается в порошок, легко плавится. Неметалл. Выходы этого желтого горючего вещества человек встречал в кратерах спящих вулканов. В Древнем Китае смесью этого вещества с натриевой селитрой и древесным углем- черным порохом наполняли бамбуковые трубки-прообраз современных ракет. Шло время… Человек научился добывать его из открытых карьеров и очищать его от пустой породы. С его помощью натуральный каучук превращается в резину, получают препараты от кожных заболеваний, спички и даже гипс на поломанной конечности». -Вы догадались, о каком химическом элементе и простом веществе идет речь? -Как можно сформулировать тему и цель нашего урока? - Правильно, молодцы! Сегодня мы посвятим наш урок изучению свойств и применение серы. Запишите в таблицу тему урока: Свойства и применение серы. Напишите свою фамилию и имя. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. |
3. Первичное усвоение новых знаний. | Чаяна выходит на доску и делает опыт. Он добавляет воду в стакан с серой. -Желтый, порошкообразный, практически не растворим в воде… Ученики дают ответы. - Для серы характерны степени окисления -2, +4,+6.(Долума) -Окислитель и восстановитель. (Айрат) Учащиеся наблюдают эксперимент. Работают в парах. Проговаривают свои предположения о решении проблемных ситуаций выслушивают варианты товарища. Работают с таблицей ПСХЭ. Сера с натрием 2Na + S = Na₂ S (Хургулек) Нg + S = Нg S (Мунзак) Zn + S = Zn S (Айсуу) Об этом соединении серы упоминал А.С.Пушкин в своем стихотворении: «Тогда услышал я (о диво) запах скверный, как будто тухлое разбилося яйцо, иль карантинный страж курил жаровней серной, я нос себе зажав, отворотил лицо…» Далее учащиеся самостоятельно записывают уравнения реакции в таблице, на «закрытой доске» ученик записывает уравнения реакций, затем учитель все проверяет. Серу применяют: - пиротехнике, - борьба с вредителями и заболеваниями растений - производство спичек - производство серной кислоты - в медицине.(Айрана) | В течение всего урока вы будете работать на таблице, которая лежит перед вами (приложение 2) . Начнем с физических свойств, как вы думаете, какими физическими свойствами может обладать сера? Лабораторный опыт 1 Демонстрация растворимости серы в воде. - Давайте добавим воды в стакан с серой, что наблюдаете? Хорошо, вы многое назвали правильно. Теперь давайте запишем в таблицу: - Сера- твердое вещество желтого цвета, плохо проводит тепло и электрический ток, в воде не растворяется. Знакомит с понятием «флотация». Явление несмачиваемости серы получило название флотация. Отсюда произошло название «флот». Корабли тоже плавают по воде, как частицы серы. Лабораторный опыт «Аллотропия серы» Из-за своей легкоплавкости сера из одной аллотропной модификации при нагревании может переходить в другую. Давайте посмотрим опыт, как кристаллическая сера превращается в пластическую серу. Теперь перейдем к химическим свойствам серы. - Какие степени окисления может проявлять сера в соединениях? Значит, сера в свободном состоянии может повышать свою степень окисления до +4 или до +6, или понижать степень окисления до -2. Как называется элемент, который понижает свою степень окисления и как называется элемент, который повышает свою степень окисления? -Хорошо, значит, сера может проявлять как окислительные свойства, так и восстановительные свойства. У вас в таблице есть 2 графы, сера как окислитель и сера как восстановитель. Сейчас мы их с вами заполним. 1.Сера как окислитель взаимодействует с металлами, с образованием сульфидов металлов. Сера взаимодействует с водородом с образованием сероводорода. Давайте проведем лабораторные опыты взаимодействия серы с некоторыми металлами. Попробуйте самостоятельно записать уравнения реакций Na + S = … 2. Задача: В мед.кабинете был разбит градусник, и ртуть раскатилась по полу. Часть её собрали в сосуд, который закупорили, а несколько шариков закатилось в щель. Медик попросила учителя химии помочь обеззаразить помещение от пролитой ртути. Что будет делать учитель? Учитель знакомит с процессом демеркуризации – система специальных мероприятий по очищению помещений, емкостей и т.п. от разлитой ртути. Нg + S = … 3. Учитель демонстрирует опыт (взаимодействие серы с цинковой пылью) Zn + S =… Н₂ + S = Н₂S↑(газ с запахом тухлых яиц) Растворенный сероводород содержится в аржаане Тарыс нашей республики. Он помогает при многих болезнях, в том числе при хронических заболеваниях, болезнях эндокринной системы и системы кровообращения. Хорошо, а теперь запишем уравнения реакции, где сера проявляет восстановительные свойства: S + O₂ = SO₂ S + 3F₂ = SF₆ (подсказка, сера в соединении со втором проявляет максимальную СО = +6) Последний пункт нашей таблицы – это применение серы. Откройте учебники на стр. 66 и коротко запишите самостоятельно в таблицу где применяют серу. А затем вместе проверим. Показ слайдов «Применение серы» | Уметь применять знания, полученные ранее, строить логическую цепочку рассуждений, понимать и формулировать правила: флотация, демеркуризация. |
4-5. Первичное осмысление и закрепление знаний. | Работа у доски по уравнениям реакций. Проверяют написанные ранее уравнения реакций. Дают названия соединениям серы. Составляют окислительно – восстановительные реакции. Оценивают себя. Ученики дают ответы. | а) Давайте вернемся к химическим свойствам серы (проверка у доски написания уравнений учащимися). б) Дайте название образовавшимся соединениям серы. в) В каких реакциях сера проявляет окислительные свойства, а в каких восстановительные. Составьте электронный баланс. Сегодня мы много узнали о сере и ее физических и химических свойствах, давайте вспомним, что у нас сегодня было на уроке. Теперь мы накопили достаточный объем знаний и сможем справиться с заданиями формата ОГЭ (Вопросы на экране) (приложение 3) Хорошо, вы справились с этим заданием, а теперь сдайте, пожалуйста, ваши работы, на следующем уроке вы получите за них оценки. А сейчас оценки за работу на уроке. | Умение применять «новые знания» на практике. |