СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение-исследование "Преданья старины глубокой..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сочинение-исследование "Преданья старины глубокой..."»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пронская средняя общеобразовательная школа» Пронского района Рязанской области







Конкурс «Край ты мой Рязанский»


Номинация «Легенды моего города, посёлка, села»


Сочинение - исследование


«Преданья старины глубокой…».


















Выполнила Мартыненко Вероника,

ученица 11 класса


Руководитель: Старикова Г.А.,

учитель русского языка и литературы





Пронск 2022

Пронск – мой любимый посёлок родной,

Пусть стар ты годами, но молод душой!

На тебя нападали ханы целой Ордой…

Но ты вновь возродился над Проней-рекой.

Н.Новикова

2021 год. У Пронска юбилей. Ему – 890 лет! Подумать только, почти тысячелетие! Сколько за это время рассказано о нём, прочитано книг и стихотворений, спето песен! Но все равно ещё остаются «белые пятна в его биографии». Обращаясь к истории посёлка, мы можем узнать и сейчас некоторые, давно забытые сведения.

Предания, сказания, легенды – зачастую в них много исторических фактов. Существует легенда, по которой основателем скопинского села Секирина был пронский житель.

В далёкие времена, в годы Мамаевских походов на Русь, бежал из Пронска старик Ягун, приговорённый за непокорность к смерти. Вместе с ним ушли красавица - дочка Прощена, конопатый сын Михаил, невестка Махоня. Пробирались они осторожно, по лесным тропам: ожидали погони. Но позади них было всё спокойно. В лесу тишина. Путники успокоились, и когда дорогу преградила широкая река, решили отдохнуть на берегу. Старик Ягун нагнулся и корявой горстью зачерпнул студёной прозрачной воды. Попил, выпрямился и молвил: «Вода добрая». Дальше беглецы уже не пошли. Избу построили из глины. Здесь-то, в овраге, и нашёл старик Ягун диковинный смоляной камень. Принёс его в мазанку и решил испытать в огне. Рассёк обухом топора, засунул в каменку, раздул подтопок и замер в удивлении: «Горит!» Вот так гласит народное предание о возникновении поселения, которое стало называться Секириным. Отсюда началась история использования каменного угля жителями окружающих селений.

В те далёкие годы Пронск и его жители становились героями не только легенд и преданий, но и произведений древнерусской литературы. Вот строки из знаменитой «Повести о разорении Рязани Батыем». «…И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский, что ему нет помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского, и тогда послал за братией своей: за князем Давыдом Ингваревичем Муромским, …, и за Всеволодом Пронским, и за другими князьями. И стали совет держать – как утолить нечестивца дарами. … И стал Батый воевать Рязанскую землю, веля убивать, рубить и жечь без милости. И град Пронск, и град Леб, и Ижеславец разорил до основания и всех людей побил без милосердия. И текла кровь христианская, как река сильная, грехов ради наших».

Религиозная тема занимает особое место в истории посёлка. По преданию, над городскими воротами Пронска ещё до татарского нашествия стояла древняя икона, которая была низвергнута оттуда при штурме города в декабре 1237 года. Татары не пощадили её. После их ухода икона была найдена в кустах, расколотая пополам. Предание уверяет, что в руках нашедшего половинки эти мгновенно накрепко соединились, и в память о чуде на месте обретения поверженной святыни был воздвигнут храм.

В одной старинной книге нашлась репродукция этой иконы: Богородица в левой руке держит развёрнутый свиток, правую чуть приподняла, обращаясь к Христу, который изображен в правом верхнем углу иконы. Более 500 лет эта икона служила людям.

В 1681 году в Пронске случился пожар. Он полностью уничтожил все деревянные строения города: храмы, церкви, острог, разбился красавец – вековой вестовой колокол. Об этом гласит челобитная воеводы Михаила Лихарева. Но главное, после этого пожара навсегда исчезла из города святыня Пронска – икона «Богоматерь Боголюбская».

Есть версия, что после несчастья она хранилась в семействе Василия Абрамовича Лопухина. У него имелось имение на самом юге Рязанского наместничества, в селе Зимарове Раненбурского уезда. Храму этого села он и завещал икону перед смертью. Упоминание о её новых чудотворных явлениях относят нас к 1771 году, когда её как избавительницу и спасительницу людей от моровой язвы – чумы торжественно, с Крестным ходом, встречали в Москве у Варваринских ворот. Она прибыла из храма села Зимарова и стала называться «Зимаровской».

В Москве с неё был сделан список для некоторых московских храмов. И теперь ежегодно в православном календаре отмечается 1 июля – день почитания списков с Боголюбской иконы: Зимаровской и Московской. В экспозиции Архангельского храма музея-заповедника рязанского кремля имеется миниатюрный список с этой иконы, выполненный в 1860 году бисером и золотой нитью благодарной прихожанкой Екатериной за чудесное исцеление её от недугов.

Есть еще несколько интересных фактов из истории Пронска. Ходила в народе и такая легенда: в Пронском княжестве находился меч самого святого Георгия-Победоносца, одного из самых почитаемых святых на Руси. По преданию, именно этим мечом, обладавшим магической силой, князь Даниил Пронский нанёс победоносный удар по татарской коннице в битве на реке Воже.

Не могу оставить без внимания такую легенду: когда-то пронская земля была покрыта густыми дубравами. Недаром на гербе Пронска изображён дуб. Легенда гласит: ещё в 18 веке в пронском уезде рос толстый древний дуб «со скважиной». Он пользовался у простого народа особым уважением: бедных детей, страдающих грыжей, протаскивали сквозь дубовую «скважину» раза по три. Уходя от дуба, каждый больной оставлял и прикреплял на нём часть своего платья, пояс или кушак. Где стало с дубом – неизвестно, но на гербе посёлка он есть.

Продолжают «биографию» Пронска и современные авторы, надеясь, видимо, что когда-нибудь будущие поколения жителей обязательно её прочтут. Разве можно не прочитать такие проникновенные строки писателя Ю.Рябкова:

«Любознательный путешественник, впервые увидев Пронск, показавшийся из-за пригорка по дороге из Скопина, не может не обратить внимания на то, как живописно расположился мирный городок среди увалов над широкой поймой тихой речки Прони.

Особенно хорош город при вечернем солнце, когда небо украшено пышными, неторопливыми облаками. Ну, а если ко времени поспели хлеба и добавили своих красок в палитру пашен и лугов, то и вовсе слов нет, чтобы сказать, как всё это хорошо и красиво».

А воспитатель детского сада Коршунова Л.В. посвятила любимому Пронску лирическое стихотворение, которое впоследствии стало песней:

В краю Рязанском древний Пронск стоит,

Он пыль веков в холмах своих хранит,

В окрестность гордо смотрит свысока.

Течёт здесь Проня – тихая река.

Есть на свете краше чудо-города,

Но милей нам будет Пронск всегда.

Мы навек незримо связаны с тобой,

Дорог нам наш Пронск родной!

Я думаю, если жители так любят свой посёлок, он будет стоять вечно.











Герб Пронска

























Икона Богородицы Боголюбской (Зимаровской)





























Битва на реке Вожа


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!