СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система уроков по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри" 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система данных уроков может быть использована  при изучении поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри".

Просмотр содержимого документа
«Система уроков по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри" 8 класс»

Урок 1.

«Мцыри».

История создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция.


Цель урока: познакомить учащихся с историей создания поэмы, показать особенности композиции и сюжета.

Задачи урока:

  1. обучающая: познакомить учащихся с историей создания поэмы, выявить структурные особенности произведения.;

  2. развивающая: развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать;

  3. воспитывающая: формирование нравственной позиции учащихся


Вид урока: усвоения нового материала


Тип урока: комбинированный урок


Оборудование урока:

- текст поэмы;

- портрет поэта,

- иллюстрации к поэме «Мцыри».

Методические приемы:

- рассказ учителя;

- сообщения учеников,

- вырази­тельное чтение,

- анализ эпизодов,

- беседа по вопросам.


Словарная работа.


Поэма - крупное стихотворное произведение с развернутым сюже­том. Относят поэмы обычно к лиро-эпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбе своих героев, рисуя картины жизни, поэт вы­сказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.

Тема — изображение характеров и ситуаций, взятых автором из ре­альной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира. (Это то, о чем пишет автор.)

Идея — главная, обобщающая мысль в художественном произведе­нии, отражающая отношение автора к действительности и выступаю­щая через всю систему образов.

Сюжет — основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности (то есть в по­следовательности, которая предусмотрена композицией данного про­изведения).

Композиция — построение художественного произведения, струк­тура соединения отдельных частей в одно целое.


Опережающее домашнее задание: прочитать поэму, составить цитатный план, подготовить сообщения об истории создания поэмы.


Ход урока


I. История создания поэмы. Слово учителя.


В 1837 году Лермонтов задумался написать «записки молодого мо­наха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. идеала...» От этой записи до появле­ния «Мцыри» прошло восемь лет. За это время Лермонтов несколько раз возвращался к задуманному сюжету. Сначала он пишет поэму «Ис­поведь», действие которой происходит в Испании в середине века. Ге­рой «Исповеди» - монах, нарушивший обет, полюбивший монахиню и осужденный за это на смерть. В 1835 — 1836 годах появляется поэма «Боярин Орша», герой которой, Арсений, бесправный раб могущест­венного боярина, воспитанный в монастыре, влюбляется в барышню и также предан суду монахов, но ему удается бежать. В этих двух произве­дениях, где большое место занимает монологи — исповеди, есть строки, которые позже вошли в поэму «Мцыри», написанную в 1839. Именно в ней замысел Лермонтова нашел наиболее совершенное воплощение.

Действие поэмы происходит в Грузии, которую Лермонтов хорошо знал. Возникновение замысла биограф Лермонтова П.А. Висковатов связывает с путешествием поэта по старой Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета ря­дом с Тбилиси), расположенную в месте слияния рек Арагвы и Куры; собор Светицховели, где находятся могилы последних грузинских ца­рей Ираклия II и Георгия XII. Там, по свидетельству родственников Лермонтова А.П. Шан-Гирея и А.А. Хастатова, Лермонтов встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по ро­ждению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре. Маленький го­рец долго не мог привыкнуть к монастырской жизни, тосковал и делал попытки убежать на родину. Последствием одной такой попытки была долгая тяжелая болезнь, едва не убившая его. Однако, в конце концов он смирился со своей долей и провел жизнь в стенах древней обители. Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь Джвари, стоящий на горе напротив Свети Цховели, на другой стороне реки.


П. Реализация домашнего задания

Сообщения учеников об истории создания поэмы «Мцыри»


  1. Беседа по прочитанной поэме.


а) Приём словесной ассоциации /цель – выяснить, что ученики знают о Мцыри в начале изучения темы/ на листочках написать слово Мцыри и рядом 2-3 слова, которые возникают в вашем сознании мгновенно, ассоциируются с этим словом/


б) Беседа по вопросам /Цель - выявить отношение учащихся к произведению Лермонтова/.

- Какие впечатления произвело произведение Лермонтова на вас?

- Какие сцены в поэме наиболее запомнились?

- Каким вы представляете себе главного героя?

- Какие чувства вызывает у вас герой поэмы? Менялись ли они в процессе чтения?

- Каким вы назовете главное настроение поэмы?

(Грустное, печальное; тяжелое, безысходное; свободное и грустное од­новременно; появляется ощущение одиночества и счастья, веры в победу.)


IV. Определение темы и идеи произведения - аналитическая работа

а) работа с эпиграфом /чтение и комментарий/

Перечитаем эпиграф к поэме. Он взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и не­покорном», как в пылу гнева назвал его отец. Однажды Саул дел клят­ву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не отомстит своим врагам, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил клятву. Само­вольно напав на врагов и разгромив их, он, смертельно усталый, в лесу обмакнул палку в сот медовый «и обратил рукою к устам своим, и про­светлели глаза его». Саул, узнав об этом, решил умертвить сына. Иона­фан сказал: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду, и вот я должен умереть». Но народу сказал Саулу: «Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого. И освободил народ Ионафана, и не умер он».

- Как вы думаете, с какой интонацией - смирения или протеста - произнес эти слова Ионафан, отвечая Саулу?

- Первоначально эпиграфом к поэме «Мцыри» Лермонтов хотел избрать французское изречение «Родина бывает только одна». Почему, по—вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обра­тился к Библии («Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю») ?

- Как эпиграф связан с темой и идее произведения?


б) Определение сюжета и композиции

Тема «Мцыри» - изображение сильного, смелого, мятежного чело­века, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, стра­дающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал.

Идея — лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.


V. Сюжет и композиция поэмы.


1. Группа вопросов, преследующая цель обеспечить усвоение школьниками содержания поэмы:

- Что видел Мцыри на свободе?

- Что делал он, вырвавшись из монастыря?

- Что узнал о себе герой за три блаженных дня?

- Почему так кратко изложение жизни Мцыри в монастыре?

(Жизнь в монастыре не очень красочна, а 3 дня свободы стали целой жизнью. Да и о чем писать - о страданиях)


2. Каков сюжет поэмы?

(Он прост: история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудав­шийся попытке бежать из монастыря. Жизнь Мцыри бедна внешними со­бытиями; мы узнаем лишь, что герой никогда не испытал счастья, с дет­ства попал в плен, перенес тяжелую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. Бегство из монастыря и трех­дневное скитание знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмыс­ленности монастырского скитания, приносят ощущения радости жизни, но не приводят к желанной цели — вернуть родину и свободу. Не найдя пу­ти в родную страну, Мцыри снова попадет в монастырь. Смерть его неиз­бежна; в предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всем, что успел увидеть и пережить за «три блаженных дня».)


3. В поэме такая последовательность в изложении сюжета не вы­держана.


Посмотрите еще раз текст поэмы и определите, как она построена. Что дает для понимания характера героя 2-я глава?

/Композиция поэмы очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе — строфе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) пред­ставляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написана целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получил он за многие годы мона­стырской жизни./


- Почему, по-вашему, повествование в последующих главах пе­редано герою?

/В центре поэмы — образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, он не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внут­ренний мир героя, а внешние обстоятельства его Жизни лишь помогают раскрытию характера. Монолог — исповедь позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что по рассказу лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил («душу можно ль рассказать?» - обращается он к монах. /


- Слово «исповедь» имеет следующие значение: покаяние в гре­хах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов. В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

- Каков ваш план? /реализация домашнего задания/

- Композиция монолога — исповеди дает возможность постепен­но раскрыть внутренний мир героя. Просмотрите текст, опре­делите, как она построена?

(Глава 3,4,5, - Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и откры­вает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, «душой — ди­тя, судьбой — монах», он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали их к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавля­ются все естественные стремления.

Глава 6,7 — Мцыри рассказывает, что он увидел «на воле». Откры­тый им чудный мир резко контрастирует с мрачным видом монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о вещных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами их рисует, рас­крывает его пламенная, цельная в своих устремлениях натура.

С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трехдневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что пере­чувствовал и пережил за эти дни своеобразной жизни. Теперь уже после­довательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вме­сте с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри.

Глава 25-26 - прощание Мцыри и его завещание. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказыва­ется признать монастырское существование. Последние его мысли — мысли о ро­дине, свободе, жизни.)


VI. Выводы


Из всего сказанного о композиции, сюжете что мы вынесем для себя с урока:

1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жиз­ни Мцыри и исповеди героя, причем порядок при изложении событий изменен.

2. Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.

3. Все события трехдневных скитаний Мцыри показано через его восприятия.

4. Названные особенности сюжета и композиции позволяют со­средоточить все внимание на характере центрального героя.


Домашнее задание.


1. Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника».


2. Ответить на вопросы:

- Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь.)

- Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих ски­таний? Указать главы.

- Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему? Указать главы.

- Почему погиб Мцыри?


3. В главе 11 карандашом отметьте все художественно-изобразительные средства, которые помогают определить характер героя и состояние природы.


4. Индивидуальное домашнее задание: чтение наизусть эпизодов из поэмы /главы – 11; 17,18; выразительное чтение – главы 6, 8.


Материал для учителя

После того как в 1801 году к России присоединилось Грузинское цар­ство, перед Россией важная задача: обеспечить торговлю и безопасное со­общение с Закавказьем. Но путь в Грузию лежал через земли Северного Кавказа и через ущелья Главного Кавказского хребта, заселенный горски­ми народами, которые противились продвижению русской власти на Кав­каз. Так началась кавказская война, длившаяся долгие годы.

После окончания войн с Наполеоном царское правительство решило повести с горцами более решительную борьбу. На Кавказ был послан гене­рал А.П. Ермолов, прославившийся в сражениях Отечественной войны 1812 года. Он был назначен командующим войсками Кавказского корпуса и «главноуправляющим» в Грузию.

Ермолов прибыл в Тифлис в 1816 году. Прежде всего он занялся по­стройкой укреплений на Северном Кавказе, вдоль берегов Трека и Сунжи. А через два года повел оттуда планомерное наступление в горы Централь­ного Кавказ.

Лермонтов рассказывает в своей поэме о судьбе шестилетнего ребен­ка-горца, который попал на Северный Кавказ в плен к русским. Ермолов взял его с собой в Тифлис, но в пути мальчик заболел. В Грузии, на послед­ней станции Военно-Грузинской дороги - Мцхете, возле самого Тифлиса, генерал отдал его на излечении монахам. Так мальчик попал в монастырь, который находится.

Там, где, сливаясь, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струй Арагвы и Куры.

Когда Мцыри стал понимать по-русски, его окрестили и стали гото­вить к пострижению в монахи. Но он страстно мечтал о свободе, рвался на родину и тосковал. Монастырь стал для него ненавистной тюрьмой. Одна­жды он убежал, но заблудился и снова попал в тот самый монастырь, из которого так страстно мечтал вырваться. Он не может жить в тюрьме после того, как глотнул воздуха свободы и должен навсегда расстаться с мечтой о ней. В этом и заключается основная идея поэмы.

Эпиграфом для «Мцыри» Лермонтов взял библейское изречение, оз­начающее: «Вкушая, вкусил мало меда, и вот я умираю». Под медом поэт подразумевает сладость свободы.

Перед смертью Мцыри рассказывает монаху о своей единственной страсти, которая жгла и сожгла его, - о страсти к свободе, которая звала его.

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

У него была в жизни единственная цель:

он ... цель одну,

Пройти в родимую страну,

Имел в душе...

В устах Мцыри Лермонтов вложил свои заветные чувства и мысли. Как и Мцыри, ссыльный поэт рвался домой. Подобно ему мечтал о свободе. Пламенная исповедь Мцыри звучала как призыв к свободе, к соверше­нию богатырских подвигов во имя любви к родине.

Следуя в 1837 году по Военно-Грузинской дороге к месту ссылки, Лермонтов остановился в древней грузинской столице Мцхете. Побродил по окрестностям Мцхете, осмотрел старинный мцхетский собор Светицховели. Монах-проводник указал ему на могилы грузинских царей Ираклия II и Георгия XII, при котором произошло присоединение Грузии к Россий­ской империи. Об этих надгробиях речь идет в той строфе «Мцыри», где говорится о старике стороже, сметающем пыль с могильных плит,

Которых надпись говорит

О славе прошлой — и о том,

Как, удручен своим венцом,

Такой-то царь в такой-то год

Вручал России свой народ.

На остроконечной горе, над самым слиянием Куры и Арагвы, виднел­ся старинный монастырь Джварис-сакдри (Монастырь креста), который теперь нередко называют монастырем Мцыри.

Эти впечатления и легли в основу поэму о судьбе монаха, погибающе­го в монастырской неволе.

Но создал Лермонтов эту поэму уже по возвращении из ссылки. На рукописи выставлено число: «1839 года 5 августа». А на обложке написано заглавие: «Бэри». К тому слову Лермонтов сделал примечание: «Бэри по-грузински: монах». Но герой поэмы не монах: его еще только готовят в мо­нахи. А для таких в грузинском языке имеется другое название - «Мцыри». И Лермонтов переменил заглавие.

Знакомый Лермонтова, А.Н. Муравьев, писал, что ему посчастливи­лось стать первыми читателями этой поэмы, когда он навестил Лермонтова в Царском Селе.

«В летний вечер я к нему зашел, - вспомнил Муравьев, - и застал его письменным столом с пылающим лицом и с огненным глазами, которые были у него особенно выразительны».

- Что с тобой? - спросил Муравьев.

- Сядьте и слушайте, - отвечал Лермонтов.

«И в ту же минуту, - говорит Муравьев, - в порыве восторга прочел мне от начала до конца всю свою великолепную поэму «Мцыри», которая толь­ко что вылились из-под его вдохновенного пера»,

Муравьев, конечно, и не подозревал, что поэма, которую он слышал в тот вечер в чтении самого Лермонтова, вынашивалась и обдумывалась в продолжение девяти лет.











Урок 2.

Образ Мцыри и его понимание счастья.


(Презентация в Power Point прилагается)


Цель урока: выяснить характер Мцыри и его представление о счастье.


Задачи урока:


1) обучающая: дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы посредством анализа текста, работы с иллюстрациями; дать возможность выяснить, что значит счастье в понимании Мцыри;

  1. развивающая: развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать; навыки выразительного чтения и чтения наизусть;

  2. воспитывающая: формирование нравственной позиции учащихся, интереса к лирическим произведениям и творчеству М.Ю.Лермонтова.


Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний


Тип урока: комбинированный урок


Оборудование урока:

- текст поэмы;

- цитаты в рабочих тетрадях;

- портрет поэта,

- иллюстрации к поэме «Мцыри».

Методические приемы:

- рассказ учителя;

- сообщения учеников,

- вырази­тельное чтение,

- анализ эпизодов,

- беседа по вопросам,

- выбор художественно-изобразительных средств.


План урока:


Содержание этапов урока:

Методы и формы работы:

1. Оргмомент Приветствие

2. Выход на тему урока. Словарная работа

3. Работа с текстом. Фронтальный опрос с элементами

эвристической беседы, анализ.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Работа над эпиграфом к теме Аналитическая деятельность

5. Домашнее задание. Чтение наизусть, подготовка к тесту.




Словарная работа.

Образ в литературе — художественное обобщение, выраженное в частном. Показ общих качеств в индивидуальном.


Романтический герой — образ героя, для которого характерна ак­тивная жизненная позиция, стремление вмешаться в жизнь и изменить ее (у активных романтиков).


Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.


Опережающее домашнее задание:

1. Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника».


2. Ответить на вопросы:

- Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь.)

- Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих ски­таний? Указать главы.

- Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему? Указать главы.

- Почему погиб Мцыри?


3. В главе 11 карандашом отметьте все художественно-изобразительные средства, которые помогают определить характер героя и состояние природы.


4. Индивидуальное домашнее задание: чтение наизусть эпизодов из поэмы /главы – 11; 17,18; выразительное чтение – главы 6, 8.




Ход урока


Место для эпиграфа




Тема нашего с вами урока «Образ Мцыри и его понимание счастья». Запишите тему и оставьте место для эпиграфа к ней. Мы вернёмся к нему в конце урока. На прошлом уроке мы с вами рассмотрели сюжет и композицию поэмы «Мцыри» и убедились, что это романтическая поэма. А это означает, что герой поэмы должен быть романтическим. Попробуем это доказать.

I. Реализация домашнего задания.


Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника.


/Комментарий учителя.

Лермонтов не дает подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от мира, полной отказ от собственной личности, «служение богу», вы­ражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре — послушание. Принявший монашеских обет оказывался навсегда отрезанным от человеческого общества; воз­вращение монаха к жизни запрещалось.

Для героя монастырь — символ неволи, тюрьма с сумрачными сте­нами «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обреченным на вечное рабство и одиночество («быть рабом и сиротой»). Автор не рас­крывает характера мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем дает несколько штрихов его поведения и личность пленника-горца вырисовывается отчетливо. Он вынослив («Без жалоб он томился — даже слабый стон из детских губ не вылетел»), горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чув­ства одиночества ни тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о его могу­чем духе, унаследованном от отцов./

Итак, чего желает Мцыри? /Он хочет изменить свою жизнь, он активен. /


II.Словарная работа.


А теперь обратимся к записи на доске.


Романтический герой - …


Таким образом, мы с вами пришли к выводу, что Мцыри - /романтический герой/


Обратимся к теме урока ещё раз – «Образ Мцыри и его понимание счастья».

- что, по-вашему, значит быть счастливым?

………………………………………………..

а для других?

………………………………………………..

А вот что говорит об этом словарь по этике:


«Счастье -… такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости … полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.


Несколько изменив, давайте запишем в тетрадь следующую формулировку:

Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.


III. Аналитическая работа.


- Почему место действия – Кавказ? /Кавказ – символ свободы, красоты, счастья/

- Какова цель побега? Что значит, для Мцыри быть свободным?


Цитаты:

а) Давным — давно задумал я // Взглянуть на дальние поля, //Узнать, прекрасна ли земля,// Узнать, для воли иль тюрьмы// На этот свет ро­димся мы.

б) ...Мою пылающую грудь // Прижать с тоской к груди другой,// Хоть не знакомой, но родной.

в) Я мало жил, и жил в плену.// Таких две жизни за одну,// Но толь­ко полную тревог,// Я променял бы, если мог.

г) ...Я цель одну — // Пройти в родимую страну—// Имел в душе.


Давайте обобщим:


С чем же связано представление Мцыри о свободе? /Со счастьем!!!/


Представления о свободе связано у Мцыри с мечтой о воз­вращении на родину, стать счастливым. Быть свободным — значит, для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать «из семьи чу­жой». Живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»:

Про милых, близких и родных,

Про волю дикую степей,

Про легких, бешеных коней,

Про битвы чуждые меж скал...

В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв». В этом его счастье.


IV. Работа над образом Мцыри. (Беседа по тексту поэмы).


1. Слово учителя.


Главная страсть героя — стремление жить полно, в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далекой любимой родине.


2. Работа с текстом.


- Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скита­ний?

(Ответ — в 6 главе, половина 9-ой, 10-ой, 11-ой.)


Вывод:

Личность Мцыри, характер его отражаются в том, какие картины привлекают его и как о них говорит. Его поражает богатство и много­образие природы, контрастирующие с однотонностью монастырской обстановке. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувст­вие всему живому.

3. Роль пейзажа в поэме.

- Какова роль пейзажа?

Пейзаж в поэме играет существенную роль, тем более он дан в вос­приятии героя, значит, становиться средством характеристики Мцыри.

- Давайте послушаем выразительное чтение наизусть главы 11 с описание утра.

- Что особенного вы от­метите. Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу?

Обратите внимание на иллюстрации. Какая из них, по-вашему, соответствует данной главе?

Пейзаж необыкновенно красив, для героя он вдвойне привлекате­лен тем, что это для Мцыри первое утро на воле. С этого утра начинается для него познание мира, и романтически настроенный юноша населяет ее фантастическими незримыми существами, знающими тайны «неба и земли». Синеву и чистоту небес герой также воспринимает необыкно­венно, готов видеть «ангела полета». Поэтически возвышенная душа и стремление к свободе позволяют Мцыри сравнить вольную жизнь, ди­кую природу с раем. Перед смертью это сравнение приобретает еще бо­лее мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов грядущее после смер­ти «рай вечности» променять на осуществление своей мечты.


4. Анализ художественных приемов.


- Какие художественно-изобразительные средства использует автор для того, чтобы передать состояние природы и чувства героя?


Реализация домашнего задания. /работа с текстом/

Главные художественные приемы в поэме — олицетворение и сравнение. Интересно, что в основе развернутой метафоры — олицетво­рение двух берегов горного потока лежит русская народная загадка («Два братца в воду глядятся, никогда не сойдутся»).

Сравнения: вершины гор «курилися, как алтари»; снега горят, «как алмаз»; облака сравниваются с караваном белых птиц. Пейзаж показан глазами героя и передает по мысли и чувства. Первая картина — разде­ленные потоком берега — одиночество, отчаяние. Заключительная— облака, направляющиеся на восток, к Кавказу, - непреодолимое стрем­ление на родину.


- Что дало Мцыри испытать ощущение Счастья?

Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить.

а) Бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край.

б) Встреча с грузинкой.

в) Бой с барсом.

Бегство из монастыря во время горы дало наслаждение ощутить дружбу «меж бурным сердцем и грозой»; общение с природой принесло радость (ему «было весело вздохнуть...ночную свежесть тех лесов»); в битве с барсом он познал счастье борьбы и восторг победы; встреча с грузинкой вызвала «сладкую тоску». Все эти переживания Мцыри объ­единяет одним словом — жизнь!.. «Что делал я на воле: Жил».


-Давайте послушаем эпизод «Бой с барсом» главы 17,18

……………………………………….

V. Итог урока.


- Так что же значит для Мцыри счастье?

/ответ строится по ОП (опорному предложению):

Я считаю, что понятие счастья Мцыри сродни понятиям….. /свобода, родина, воля/


- Запишите ваш вывод в тетрадь.


- А теперь вернёмся ещё раз к теме урока. На столах у вас лежат листы с тремя цитатами из «Мцыри». Какая, по-вашему, может быть эпиграфом к уроку. /Вторая/


- Запишите её в качестве эпиграфа.


!!! Приём ассоциации!!! /в зависимости от времени/

Оценки.


Домашнее задание.

1. Подготовить для выразительного чтения наизусть отрывок из «Мцыри».

2. Подготовиться к тесту по поэме «Мцыри»




(Раздаточный материал на каждую парту).

Увы! – за несколько минут

Между крутых и тёмных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял….


Я мало жил и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.


Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы…
































Урок 3.

Своеобразие поэмы «Мцыри».

«Мцыри как романтическая поэма»

Цели урока:

1) обучающая: сделать выводы об особенностях поэмы «Мцыри» как роман­тического произведения;

  1. развивающая: развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать;

  2. воспитывающая: формирование нравственной позиции учащихся


Оборудование урока:

- текст поэмы;

- портрет поэта,

- иллюстрации к поэме «Мцыри».

Методические приемы:

- лекция учителя;

- сообщения учеников,

- вырази­тельное чтение,

- сопоставительный анализ,

- беседа по вопросам,

- тестирование


Словарная работа.

Антагонизм - непримиримое противоречие.

Пассивный - не проявляющий деятельности, безучастный, безраз­личный к окружающей жизни.

Патетика (книжн.) — наличие страстного, взволнованного, ис­полненного пафоса тона в чем-либо.

Пафос (книжн.) - страстное воодушевление, подъем, энтузиазм.


Ход урока


I. Реализация домашнего задания.


П. Лекция учителя о романтизме как литературном направлении.

Цель: не пытаясь дать законченных формулировок, раскрыть уча­щимся некоторые черты романтизма и кратко показать, как он возник и развивался.

Тезисы лекции.

1. Романтизм - один из разновидностей художественного отраже­ния и воспроизведения действительности. Как и реализм, он отражает жизнь, но иными средствами и в иной форме.

2. Романтизм как литературно-художественное направление воз­ник в антологическом обществе в результате разлада личности и обще­ства, в результате несоответствия мечты и действительности. Писатель-романтик не стремился к многостороннему и всеохватывающему изо­бражению действительности, к созданию многогранных и сложных человеческих характеров. Для него главное — выразить и утвердить свою мечту и идеал, противостоящий современной действительности.

3. В зависимости от характера этого идеала различаются 2 направле­ния в романтизме, который условно можно назвать пассивным и актив­ным романтизмом. В произведениях, относящихся к первому направле­нию, заметно стремление увести читателя от современной действитель­ности в прошлое, идеализация этого прошлого, противопоставление его непримиримому настоящему. Бывает и так, что писатель-романтик пы­тается создать «сладостную легенду», прекрасный, но иллюзорный и фантастический мир, не смыкающийся с реальной действительностью. И в том и в другом случае воля человека к жизни не усиливается, а ослаб­ляется, проповедуется пассивный уход от окружающей реальности.

И есть романтизм, отрицающий безобидную действительность во имя новой лучшей жизни, приотворяющей перспективы ее развития.

В произведениях писателей-романтиков этого направления выра­жается не стремление уйти от действительности, а жажда активного вмешательства в жизнь с целью ее изменения, что побуждает волю к жизни, стремление к борьбе. Это романтизм активный, прогрессивный.

4. Героем романтических произведений обычно выступает чело­век, враждующий с обществом или непонятый им. Основное внимание сосредотачивается на раскрытии его внутреннего мира, а не на показе событий или истории его жизни. В связи с этим в романтичных произ­ведениях лирический элемент преобладает над эпическим. Часто автор не скрывает своего сочувствия герою и подчеркивает наиболее сильные черты его характера, иногда возвышаясь до пафоса, что и дает возмож­ность говорить об «исключительном характере» романтического героя. Но нередко в романтическом герое (например, у Жуковского) не пер­вый взгляд выступает пассивность, покорность, отрешенность от жиз­ни. И в том и в другом случае образ в романтическом произведении предстает несколько обобщенным, он мало индивидуализирован, как бы отвлечен от частностей.

5. Отвлеченна и условна также обстановка в романтических произ­ведениях. Для них необычное («исключительные») обстоятельства, в которых живет и действует герой. Отсюда повышенный интерес писа­телей к экзотике и часто встречающиеся фантастические элементы в сюжете. В описании обстановки, как правило, отсутствует точность деталей.

6. Более эмоционален, приподнят, часто патетичен, насыщен тро­пами и фигурами язык романтического произведения.


III. Особенности «Мцыри» как романтической поэмы.

- Где происходит действие поэмы?

{На Кавказе, среди вольной и мощной Кавказской природы, родствен­ной души героя. Но герой томится в монастыре.)

- Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведении?

(Они родственны герою, и зов свободы оказывается непреодолимым, как зов природы — песню о любви ему поет рыбка, «как брат» он готов обняться с бурей, «как зверь» он чужд людей. И напротив, природа враж­дебна и чужда монахам монастыря: «Мцыри убегает в час ночной, ужас­ный час, // Когда гроза пугала вас, // Когда, столпясь при алтаре, // Вы ниц лежали на земле».)

Сюжет поэмы кажется привычным романтизмом — герой, иска­тель свободы, бежит из мира неволи. Мы встретимся с такой ситуации в «Кавказском пленнике» и «Цыганке» А.С. Пушкина. Но в поэме Лер­монтова есть поворот, кардинально изменяющий традиционную си­туацию. Пленник и Алеко рвут связи со своим привычным окружением

и уходят в чужой, экзотический мир вольности (на Кавказ, к цыганам), Мцыри же бежит из чужого, насильственного навязанного ему мира в мир родной, естественный.

- Почему поэт, по-вашему, изменяет традиционную ситуацию?

(Лермонтов воплотил в Мцыри страстную мечту о герое, гордом, сво­бодном и сильном человеке, противостоящем «постыдно-равнодушным» современникам, для которого «свобода» и «родина» означают одно и то же. Человек должен сам выбрать свой путь — таково кредо поэта.)

- Почему поэт избрал форму исповеди?

{Она помогает поэту психологически правдоподобно раскрыть внут­ренний мир Мцыри в системе образов-переживаний. Чтобы понять ха­рактер Мцыри, необходимо все пережить вместе с ним: монастырскую неволю, радость свободы, упоение от боя с барсом, отчаяние оттого, что не попал в родную страну; безнадежность, когда вновь возвращается к своей тюрьме. Исповедь Мцыри занимает почти все текстовое простран­ство поэмы (она лишь прерывается краткой авторской справкой) и обра­щена к определенному персонажу — старому монаху, которого Мцыри на­зывает сначала отчужденно-враждебно «старик», а затем по-христиански - «отец». Точка зрения автора на происходящее не пред­ставлена, она исчезает после краткой экспозиции. Старый монах не про­износит ни слова в ответ не исповедь Мцыри. Таким образом, читатель видит все происходящее с героем только его глазами, что способствует характерной для романтического повествования субъективности. Испо­ведь является важным сюжетообразующим элементом.)


IV. Сопоставительный анализ. Работа в тетрадях.

Задание.

Сравните высказывание И. Андронникова о М.Ю. Лермонтове с высказыванием В.Г. Белинского о Мцыри. Обоснуйте свое мнение строчками поэмы.

«И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека гру­стного, строго, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным и беспощадным умом...» (И. Андронников);

«Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская на­тура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности» (В. Г. Белинский).


Выводы.

Об особенностях романтизма, проявившихся в поэме «Мцыри».

В целом и форма изложения (поэма — исповедь), и экзотическая об­становка, и характер главного героя, и отсутствие диспозиции между ним и автором, лирически приподнятый язык поэмы - все это свиде­тельствует о следовании Лермонтовым чисто романтическим традициям.

Тезисы

1. Лермонтовский романтизм не был уходом от окружающей со­временности, а напротив, означал жажду ее изменения и являлся вы­ражением передовых идеалов времени.

2. Пафосом романтических поэм Лермонтова («Мцыри») было утверждение необходимости свободы для человека и отрицанием раб­ства и смирения.

3. В центре поэмы «Мцыри» не разочарованный индивидуалист, а сильный человек, жаждущий счастья и жизни. Для него характерно не мрачное человеконенавистничество или презрение к людям, а страст­ное стремление к слиянию с теми, кого он считает родным себе по духу.

4. Поэт воспевает не столько самого героя, сколько его идеалы. Ценность романтического героя определяется для автора характером и направленностью его протеста и мечты.

5. И характер героя, и обстановка действия, являлись неисключи­тельными, в то же время художественно правдивы и мотивированны. Конкретность и правдивость их не снимает романтического природы поэмы, которой присущи эмоциональная сила, высокий лиризм, яр­кость и приподнятость тона.

6. Романтизм Лермонтова, сложившийся под воздействием луч­ших традиций романтического творчества Пушкина, Байрона, Рылеева и других, открыл новую страницу в истории мировой романтической литературы, оказав, несомненно, влияние на следующие поколения русских писателей и поэтов, в частности, на Горького: герои его роман­тических рассказов и песен по духу близки лермонтовскому Мцыри.


V. Тест

1. Эпиграф к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» взят из:

а) былин в) древнерусских летописей

б) Библии г) стихотворения Горация

2. В чем заключается смысл эпиграфа ?

а) восстание против судьбы, против Бога

б) раскаяние, безнадежное смирение

в) защита права человека на свободу

3. Определите жанр произведения.

а) баллада в) поэма-исповедь

б) элегия г) притча

4. Какие рифмы использовал автор в поэме «Мцыри»

а) женские рифмы б) мужские рифмы в) и те, и другие

5. К какому литературному направлению можно отнести поэму ?

а) сентиментализм в) романтизм

б) реализм г) классицизм

6. Что можно назвать символом свободы в поэме ?

а) степь в) барса

б) Кавказ г) девушку-грузинку

7. Выделите черты романтизма в поэме «Мцыри».

а) бурная, неистовая природа б)гибель героя

в) герой одинок и не понят миром

г) введение сна героя в сюжет поэмы

д) мотив борьбы, мятежа

8. Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри» ?

а) Природа противопоставлена монастырю как свобода неволе

б) Природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу

в) Природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю

г) Природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета

9. Определите стихотворный размер, использованный М. Ю. Лер­монтовым в поэме.

а) анапест в) амфибрахий

б) дактиль г) ямб

10. Какой момент в сюжете поэмы является центральным ?

а) побег из монастыря в) бой с барсом

б) встречу с грузинкой г) гибель Мцыри

П. В исповеди Мцыри звучит

а) гнев, негодование г) утверждение своей правоты

б) смирение, покаяние д) призыв отказаться от бес-

в) грусть, размышления плодной борьбы

12. Почему местом действия поэмы выбран Кавказ?

а) проявляется любовь автора к Кавказу

б) природа Кавказа сродни натуре главного героя в)связь с историей России

г) место действия отвечает романтической направленности по­эмы

13. В чем заключается основная идея произведения?

а) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения

б) тоска по воле

в) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти

г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма


Домашнее задание.

Подготовка к сочинению. Подобрать материал из текста поэмы, выписав цитаты, характеризующие любовь Мцыри к жизни и природе, его жажду подвигов и борьбы, его страстное стремление к свободе и постоянную тоску по родине и родному дому.

Материал для учителя

«Мцыри» как романтическая поэма.

Поэма 1839 года «Мцыри» - одно из главных, программных произве­дений Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотива­ми его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, с природой, темой Земли и Неба.

В основе сюжета «Мцыри» лежит традиционная романтическая ситуа­ция: бегство из неволи. Эта тема пронизывает все творчество Лермонтова: и лирический герой большинства его стихотворения, и герои многих его эпических и драматических произведений несут на себе печать беглеца. Особое место среди этих героев занимают образы беглого монаха («Испо­ведь») и пленника монастырской тюрьмы («Боярин Орша»).

Образ монастыря как тюрьмы всегда занимал поэта. В контексте его философских исканий важнейшее место занимает тема монашеской схи­мы, добровольного и сознательного ухода от мира в сферу абсолютного добра. Этому добровольному отказу от жизни в миру в лермонтовском творчестве противостоит тема заточения героя в монастырь, попытка об­щества во имя высоких идей совершить насилие над личностью. В конеч­ном итоге мысль поэта концентрируется на важнейшем аспекте бытия: на проблеме свободы выбора.

«Мцыри» - апофеоз лермонтовского романизма. Герой — могучая лич­ность, противостоящая окружающему миру, бросившая ему вызов. Действие разворачивается на Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Мцыри превыше всего ценит свободу, не принимает жизнь «вполсилы»:

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял, бы если б смог.

Романтический мотив единения человека со стихией у Лермонтова многократно усилен: душа Мцыри стремится к слиянию с родной стихией. Эта духовная связь с родиной — главная черта Мцыри, определяющая весь образ героя. Он несет родину в себе, в собственной душе - и на чужбине ему заведомо нет жизни. Лермонтов создает образ героя, неотделимого от своего отечества, жертвующего жизнью и вечным блаженством ради мгно­вения слияний с родиной:

Увы! — за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял...

Свобода для Мцыри - высшее благо, главная ценность жизни. Время в монастыре было лишь цепочкой томительных часов, сплетающихся в дни, годы... Три дня воли стали истинной жизнью:

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил — и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Эти три дня полной, абсолютной свободы позволили Мцыри узнать себя. Он вспомнил детство: внезапно открылись ему картины младенчест­ва, ожил в его памяти родина:

И вспомнил я отцовский дом,

Ущелье наше и кругом

В тени рассыпанный аул...

Увидел «как живые» лица родителей, сестер, односельчан... Мцыри за три дня прожил всю жизнь: он был ребенком в родитель­ском доме, нежно любимым сыном и братом; он был воином и охотником, борясь с барсом; был робким влюбленным юношей, в полном восторге на глядевшем на «деву гор». Он был во всем истинным сыном своего земли и своего народа:

...да, рука судьбы

Меня вела иным путем...

Но нынче я уверен в том,

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов.

В образе Мцыри все романтические черты призваны усилить, довести до высшего наклада ощущения трагедии несостоявшейся жизни героя, его несбывшейся судьбы. Ведь у героя поэмы нет даже имени - он лишен все­го: родины, отчего дома, близких и даже собственного лица. Все в мире стремится лишить Мцыри воли, уничтожить его индивидуальность — и только зов родины, врожденное стремление к свободе может он противо­поставить враждебному миру. И ценою жизни одерживает победу.

Образ Мцыри - героя, не мыслящего себя вне активной жизни, вне деяний и порывов, самой сутью своей противостоит «позорно-равнодушному» поколению «смиренных рабов».














































Урок 4.

Обучающее сочинение по поэме «Мцыри»


Цель урока: подготовка к домашнему сочинению по теме «Харак­теристика Мцыри».


Ход урока


I. Реализация домашнего задания.


II. Обсуждение темы сочинения.

Слово учителя.

Сочинения-характеристики - наиболее распространенный вид работы. Известно, что литература отражает действительность в художе­ственных образах. В центре литературного произведения почти всегда стоит человек - мыслящий, чувствующий, тесно связанный с окру­жающим его миром. Образ выражает определенную идею, придающую ему обобщающий смысл и типизирующее знания.

Наиболее полным бывает сочинение, в котором анализируются приемы построения образа (персонажа): в процессе анализа, опираясь на художественный текст, автор сочинения раскрывает существенные чер­ты героя, прибегая при этом к описанию, и к рассуждению, и к повест­вованию. Свои суждения нужно строить, идя от фактов, эпизодов, дово­дов к обобщенным выводам, к установлению внутренней связи между всеми качествами героя, их взаимообусловленности и законности.

В сочинении-характеристике литературного героя необходимо по­казать жизненные обстоятельства и условия, в которых он формиро­вался как представитель определенной среды, как личность. Социаль­ная характеристика персонажа включает в себя рассмотрение его взглядов, убеждений, идеалов, нравственных принципов. Все эти и другие качества проявляются в словах и делах человека, в его поступ­ках, действиях, в конфликтных ситуациях, в отношении к другим лю­дям, в высказываниях о нем других персонажей.

Очень важно проследить эволюцию характера в сюжетном разви­тии произведения, выявить идейный смысл образа (что в нем утвер­ждается или отрицается), а так же отношение автора к герою. Сущест­венная сторона характеристики — речь персонажа, в которой проявля­ется его неповторимая индивидуальность. Характер героя раскрывается особенно отчетливо через монолог или несобственно-прямую речь (от второго и третьего лица).

Следует также проанализировать другие способы художественной обрисовки и приемы создания образа (портрет, пейзажи, деталь, изо­бразительно выразительные средства).

Немаловажное значение для полноты характеристики имеет оценка героя в критике. Автор также может выразить свое отношение к персонажу.

Единого подхода к анализу образа литературного героя не может быть, так как приемы создания художественных образов у писателей различны. Они зависят от задач, которые ставит перед собой писатель.


III. Составление плана характеристики Мцыри и его обсуждение.


Характеристика Мцыри.

I. Вступление. Поиски Лермонтовым идеального героя-борца.

II. Основная часть. Мцыри как романтический герой.

1. Прошлое героя.

2. Монастырь как символ неволи.

3. Основные черты характера юноши.

а) окружающей обстановкой; картинами природы;

б) в исповеди—монологе;

в) через цепь поступков;

г) через художественные средства;

д) через эпиграф.

4. Внутренний мир героя; его мечты о свободе, о родине, о доме.

5. Авторское отношение к персонажу.

6. Белинский о Мцыри.

7. Чем мне близок Мцыри?

III. Какая общественная проблема привела автора к созданию по­добного образа?


IV. Написание вступительной части работы и ее обсуждение.

«Мцыри» - романтическая поэма Лермонтова. Сюжет этого про­изведения, его идеал и композиция тесно связаны с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. Лермонтов ищет своего идеального героя — борца и находит в образе Мцыри, в котором во­площает лучшие черты передовых людей своего времени.


Домашнее задание.

Дописать сочинение.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!