СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синтаксическая роль частиц в предложении.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщить знания по теме «Частица»; развивать орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора.

Просмотр содержимого документа
«Синтаксическая роль частиц в предложении.»

Урок

Тема Синтаксическая роль частиц в предложении.

Цель урока: обобщить знания по теме «Частица»; развивать орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора.

Ход уроков

1.Организационный момент.

Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Осложненный словарный диктант

- Составьте словосочетания со словами: Карикатура, недосягаемый, предварительный, сатира, ста­рательно, чемпион.

ІІ. Сообщение темы и целей урока. Запись даты и темы урока.

III Изучение нового материала

1 Слово учителя

 Скажите, чем отличаются все служебные части речи, в частности, частица, от знаменательных частей речи? (нет конкретного лексического значения, нет морфологических признаков, не является членом предложения).

 - Сейчас немного окунемся в историю: 
Термин частица является буквальным переводом латинского слова particula и употребляется в языкознании в двух значениях: широком – когда к частицам речи уже 200 лет относят все служебные части речи, противопоставляя их знаменательным частям речи (А.А. Шахматов, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов).
Более 100 лет назад (в 1897 г.) впервые в русской и зарубежной лингвистике ученый Добиаш назвал частицу самостоятельной частью речи и отграничил ее от других служебных слов. С тех пор термин частица употребляется и в узком значении – для именования конкретной части речи.
- Какая точка зрения, на ваш взгляд, более убедительная? Почему?
Роль частиц в художественном произведении чрезвычайно велика. Они придают тексту экспрессивность, емкость, выразительность.

2.ЗАДАНИЕ . Записать предложения . Анализ частиц

  1. Осёл увидел Соловья

И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!» («Осёл и Соловей») -Ка – смягчает требование повелительного глагола. (смягчение)

  1. Вот пуще прежнего пошли у них разборы и споры. («Квартет») Вот – частица указательная. (указание)

3. «Соседка, слышала ль ты добрую молву?»- Вбежавши, Крысе Мышь сказала.  («Мышь и Крыса.») Ль – вопросительная частица. (вопрос)

  1.  Если голова пуста, То голове ума не придадут места.  («Парнас») Не – отрицательная частица. (отрицание)

  1. А Васька всё-таки курчонка убирает. («Кот и повар») Всё-таки – усилительная частица. (усиление)

6.  Что за уха! Да как жирна… («Демьянова уха») Что за – как – восклицательные частицы. Да – усилительная. (восклицание)

  1. Великий человек лишь громок на делах. («Две Бочки»). Лишь – ограничительная частица. (ограничение)

ВЫВОД- Итак, мы видим, что в этих предложениях разные частицы выполняют различные функции. В зависимости от того, с какой целью говорящий употребляет ту или иную частицу, выделяются три большие группы частиц: формообразующие, отрицательные, модальные.

3. Самостоятельная работа

Анализ предложений

Задание: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и зна­ки препинания, определить разряд и значение частиц.

Древн...я культура так(же) отд...лена во времени от сегодн... шнего человека как д...леки от нас звезды.

Пр...слушиват...сяликсоветуастрол...гапока(не,ни)зан...мат... ся деламира(с, сс)чита(н, нн)ыми на длительную п...рспективу?

Разве я мог заснуть в пустом мрач... ном доме пр...слушиваясь к завыванию ветра и скр...пящ...м ступеням ветхой лес...ницы?

Если(бы) (не)ты, я (н...)за(что)(бы) (не)справился!

Объяснение (комментарий ):

Древняя культура так же отдалена во времени от сегодняш­него человека, как далеки от нас звезды.

Прислушиваться ли к совету астролога пока не заниматься делами, рассчитанными на длительную перспективу?

Разве я мог заснуть в пустом мрачном доме, прислушиваясь к завыванию ветра и скрипящим ступеням ветхой лестницы?

Если бы не ты, я ни за что бы не справился!

1-е предложение: смысловая усилительная частица же.

2-е предложение: смысловая вопросительная частица ли, смы­словая отрицательная частица не.

3-е предложение: смысловая вопросительная частица разве.

4-е предложение: формообразующие частицы бы, образующие форму условного наклонения глагола; частицы не, придающие от­рицательное значение местоимению и глаголу-сказуемому; частица ни, усиливающая отрицание.

Закрепление материала

Работа у доски

ЗАДАНИЕ Дополните текст необходимыми частицами (именно, все-таки, ведь, разве, а вот, даже, неужели, да еще и, едва ли, просто).

Сделайте вывод о роли частиц в тексте:
(Все-таки) у птиц забавные встречаются имена. (Разве) поверишь, что водится птица-поганка. Поганка, (да еще и) рога, и птичка-завирушка есть. Или (просто) юла. (А вот) совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и (даже) чечевица. А (неужели) плохое название чиж или чечетка? (Едва ли) непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик. (Именно) названия-прозвища лучше всего! (По Н.И.Сладкову.)

Материал для справок : именно, все-таки, ведь, разве, а вот, даже, неужели, да еще и, едва ли, просто.

Подведение итогов урока.

Составление синквейнов о роли частиц в тексте

РЕФЛЕКСИЯ

«Три М».

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.



Оценивание

Домашнее задание (дифференцированное задание):  

1группа. Выполнить упражнение 357.

2 группа. Написать сочинение – рассуждение на тему «Зачем нужны частицы в предложении?»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!