Урок
Тема Синтаксическая роль частиц в предложении.
Цель урока: обобщить знания по теме «Частица»; развивать орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора.
Ход уроков
1.Организационный момент.
Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Осложненный словарный диктант
- Составьте словосочетания со словами: Карикатура, недосягаемый, предварительный, сатира, старательно, чемпион.
ІІ. Сообщение темы и целей урока. Запись даты и темы урока.
III Изучение нового материала
1 Слово учителя
Скажите, чем отличаются все служебные части речи, в частности, частица, от знаменательных частей речи? (нет конкретного лексического значения, нет морфологических признаков, не является членом предложения).
- Сейчас немного окунемся в историю:
Термин частица является буквальным переводом латинского слова particula и употребляется в языкознании в двух значениях: широком – когда к частицам речи уже 200 лет относят все служебные части речи, противопоставляя их знаменательным частям речи (А.А. Шахматов, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов).
Более 100 лет назад (в 1897 г.) впервые в русской и зарубежной лингвистике ученый Добиаш назвал частицу самостоятельной частью речи и отграничил ее от других служебных слов. С тех пор термин частица употребляется и в узком значении – для именования конкретной части речи.
- Какая точка зрения, на ваш взгляд, более убедительная? Почему?
Роль частиц в художественном произведении чрезвычайно велика. Они придают тексту экспрессивность, емкость, выразительность.
2.ЗАДАНИЕ . Записать предложения . Анализ частиц
Осёл увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!» («Осёл и Соловей») -Ка – смягчает требование повелительного глагола. (смягчение)
Вот пуще прежнего пошли у них разборы и споры. («Квартет») Вот – частица указательная. (указание)
3. «Соседка, слышала ль ты добрую молву?»- Вбежавши, Крысе Мышь сказала. («Мышь и Крыса.») Ль – вопросительная частица. (вопрос)
Если голова пуста, То голове ума не придадут места. («Парнас») Не – отрицательная частица. (отрицание)
А Васька всё-таки курчонка убирает. («Кот и повар») Всё-таки – усилительная частица. (усиление)
6. Что за уха! Да как жирна… («Демьянова уха») Что за – как – восклицательные частицы. Да – усилительная. (восклицание)
Великий человек лишь громок на делах. («Две Бочки»). Лишь – ограничительная частица. (ограничение)
ВЫВОД- Итак, мы видим, что в этих предложениях разные частицы выполняют различные функции. В зависимости от того, с какой целью говорящий употребляет ту или иную частицу, выделяются три большие группы частиц: формообразующие, отрицательные, модальные.
3. Самостоятельная работа
Анализ предложений
Задание: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, определить разряд и значение частиц.
Древн...я культура так(же) отд...лена во времени от сегодн... шнего человека как д...леки от нас звезды.
Пр...слушиват...сяликсоветуастрол...гапока(не,ни)зан...мат... ся деламира(с, сс)чита(н, нн)ыми на длительную п...рспективу?
Разве я мог заснуть в пустом мрач... ном доме пр...слушиваясь к завыванию ветра и скр...пящ...м ступеням ветхой лес...ницы?
Если(бы) (не)ты, я (н...)за(что)(бы) (не)справился!
Объяснение (комментарий ):
Древняя культура так же отдалена во времени от сегодняшнего человека, как далеки от нас звезды.
Прислушиваться ли к совету астролога пока не заниматься делами, рассчитанными на длительную перспективу?
Разве я мог заснуть в пустом мрачном доме, прислушиваясь к завыванию ветра и скрипящим ступеням ветхой лестницы?
Если бы не ты, я ни за что бы не справился!
1-е предложение: смысловая усилительная частица же.
2-е предложение: смысловая вопросительная частица ли, смысловая отрицательная частица не.
3-е предложение: смысловая вопросительная частица разве.
4-е предложение: формообразующие частицы бы, образующие форму условного наклонения глагола; частицы не, придающие отрицательное значение местоимению и глаголу-сказуемому; частица ни, усиливающая отрицание.
Закрепление материала
Работа у доски
ЗАДАНИЕ Дополните текст необходимыми частицами (именно, все-таки, ведь, разве, а вот, даже, неужели, да еще и, едва ли, просто).
Сделайте вывод о роли частиц в тексте:
(Все-таки) у птиц забавные встречаются имена. (Разве) поверишь, что водится птица-поганка. Поганка, (да еще и) рога, и птичка-завирушка есть. Или (просто) юла. (А вот) совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и (даже) чечевица. А (неужели) плохое название чиж или чечетка? (Едва ли) непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик. (Именно) названия-прозвища лучше всего! (По Н.И.Сладкову.)
Материал для справок : именно, все-таки, ведь, разве, а вот, даже, неужели, да еще и, едва ли, просто.
Подведение итогов урока.
Составление синквейнов о роли частиц в тексте
РЕФЛЕКСИЯ
«Три М».
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Оценивание
Домашнее задание (дифференцированное задание):
1группа. Выполнить упражнение 357.
2 группа. Написать сочинение – рассуждение на тему «Зачем нужны частицы в предложении?»