СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сетевой проект экологическая направленность Мы за экологию

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сетевой проект экологическая направленность Мы за экологию»

Тема: Леворукие дети, особенности их организации во внеурочной деятельности

Левшами, по разным оценкам, являются от 7 до 17% населения Земли. Хотя левши существовали на протяжении всей истории человечества, относились к ним, как правило, настороженно. Прошли времена Средневековья, когда их считали «отродьем диавола». Прошли времена СССР, когда их переучивали, привязывая «неправильную» руку к стулу. И всё же с левшами до сих пор связано много мифов. Действительно ли они более талантливые и творческие? Требует ли обучение ребёнка-левши особого подхода? Об это мы сегодня вам расскажем

Принято считать, что леворукость — это нормальное явление.

С года до полутора лет обычный здоровый ребенок не обращает внимания на то, какая рука у него является ведущей, когда берет ложку, чашку или игрушку. Между тем, если измерить их силовые показатели, то у правшей в правой руке они будут выше, чем в левой. Если не акцентировать внимание крохи на том, какой рукой он ест, рисует, играет, то вполне может получиться так, что малыш, когда вырастет, с одинаковым успехом сможет управлять как левой, так и правой рукой.

Важно понимать, что леворукость — это ни в коем случае не патология и не отклонение от нормы. А значит, леворукие дети не нуждаются в том, чтобы их переучивали управляться правой рукой. Отмечено, что малыши, которых с детства пытались переучить, быстро уставали, теряли аппетит, страдали головными болями и нарушениями сна, в некоторых случаях даже заикались. Все это указывает на то, что для ребенка такие меры были серьезным стрессом и его сознание оказывало им активное сопротивление.

От 7 до 17% населения – левши. Это значит, что примерно каждый седьмой малыш рождается правополушарным. И в этом нет патологии или отклонения от нормы. С точки зрения биологии левши – генетически здоровые люди.

Среди подтвержденных факторов леворукости можно выделить три:

До рождения: генетический фактор.Правополушарность заложена в ДНК, и уже в момент зачатия будущий ребенок – левша.

При рождении: травматический фактор. Компенсация последствий левополушарных родовых травм приводит к активному развитию правой стороны.

После рождения: фактор среды. Здесь могут быть подражание, вынужденность, переученность, травмы правой руки.

Проблемы левшей

Большинство людей на Земле праворукие, и это сказывается на всей культуре — от приветствия правой рукой до правил дорожного движения и письма (хотя, как известно, есть исключения).

«Правостороннее» мышление отражено во многих языках, в том числе и в русском: слово «левый» часто используется в значениях «лишний», «неверный», «незаконный» (левая детальлевый доход, пойти налево), в то время как «правый» ассоциируется с «истинным» и «верным» (правда, правильный, православие).

Впрочем, лингвистическая дискриминация — не самая большая проблема леворуких людей. Куда важнее трудности, которые они испытывают в быту и при обучении.

  • Чистописание. Начертание букв справа налево придумано не для левой руки. Левше очень трудно выводить буквы с наклоном вправо. А в процессе письма левая рука движется по только что написанному тексту, размазывая чернила. Кроме того, леворукие дети чаще, чем правши, пишут буквы не в ту сторону (R вместо Я, N вместо И). Всё это — причины «грязи в тетради», которую так ненавидят учителя.

  • Использование ножниц. Обычные ножницы заточены так, чтобы их было удобно держать в правой руке. В левой они часто «зажёвывают» материал (особенно плотный — текстиль или картон) или режут не по намеченной линии. Первый выход — найти удобные ножницы: существуют даже специальные модели для левшей. Второй — научиться резать правой.

  • Ориентация в пространстве. Даже взрослые левши нередко путают право и лево. Скорее всего, у этой проблемы социальные корни. Левше чаще приходится использовать правую руку, чем правше — левую. Открывать большинство дверей, держаться за поручень эскалатора, переключать передачи в машине. Роль ведущей руки смещается, и возникает лёгкая дезориентация. Вторая возможная причина связана с обучением. Взрослые обычно говорят: «правая рука — та, которой ты ешь». А потом вспоминают, что с их ребёнком эта аналогия не работает, и исправляются: «то есть та, которой ты НЕ ешь». Возникает путаница. Хорошо запомнить, где право, а где лево, помогают подвижные игры, например твистер.

  • Координация. Родители левшей периодически слышат от воспитателей в садике: «у него (неё) нарушена координация, он(а) не может правильно повторить движение — всё делает в другую сторону». И советуют обратиться к неврологу. Но координация здесь ни при чём: проблема снова в ориентации. Детям-левшам проще «отзеркалить» движение стоящего напротив, чем мысленно развернуть его и сделать в том же направлении. Решение простое: и учитель, и ученик, должны стоять напротив зеркала. Тогда ребёнок без труда сможет повторять за преподавателем.

  • Музицирование. Некоторые инструменты можно перестроить под левую руку (как делает это Пол Маккартни со своей гитарой), но лишь некоторые. Например, игра на клавишных всегда требует более сложных движений правой рукой. Это не значит, что левше закрыт путь в пианисты, — просто обучение потребует больше времени и терпения.

Особенности обучения ребёнка-левши

Понять, левша ребёнок или правша, можно уже в три месяца. Давайте малышу игрушки и следите, какой ручкой он к ним тянется, в какой держит увереннее, какой трясёт активнее.

Впрочем, иногда ведущая рука окончательно определяется только к четырём-пяти годам. И если это левая рука — нет смысла сразу обращаться к психологу. Достаточно следовать рекомендациям:

Не переучивайте

Ни в коем случае не настаивайте, чтобы ребёнок рисовал или писал правой рукой, даже если вам не нравится, как у него получается левой. Со временем ребёнок сможет лучше, но только своей ведущей рукой. Переучивание вызывает неврозы, заикание, проблемы с самооценкой и даже расстройства личности. Корявый почерк — точно не повод обрекать ребёнка на пожизненную психотерапию.

Не заостряйте внимание

Не выделяйте леворукость как особенность — ни в позитивном, ни в негативном ключе. Дайте ребёнку не чувствовать себя другим хотя бы в кругу семьи — его леворукость и так не останется без внимания. Конечно, учителя не станут заставлять его писать правой, и едва ли он станет объектом насмешек, но с нездоровым интересом столкнётся не раз. Каждый левша на протяжении жизни вынужден отвечать на ряд странных вопросов: «Ты что, левша?», «А тебе удобно левой рукой писать?», «А правой ты совсем не умеешь?», «А правда, что у вас правое полушарие сильнее развито?». Конечно, со временем они привыкают философски относиться к такому вниманию, и всё же порой это раздражает.

Не списывайте всё на леворукость

Воздержитесь от навешивания ярлыков: «У тебя плохо с математикой потому что ты левша». Это несправедливо. Если у ребёнка трудности, они не обязательно связаны с тем, левша он или правша.

Не забывайте о второй руке

Этот же совет можно дать родителям правши: дети часто ленятся и пытаются делать всё только ведущей рукой. Гармонично развить обе поможет лепка, игры с мячом, плавание и музыкальные инструменты.

Проявляйте терпение

Не раздражайтесь, если ребёнку сложно научиться резать ножницами, пользоваться вилкой или завязывать шнурки, глядя на вас. Ребёнку-левше действительно трудно учиться у правши: приходится не только запоминать положения, но и мысленно переносить их на другую руку. Поэтому лучше возьмите его руки в свои и проделайте нужные действия несколько раз.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!