СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сенсорная интеграция

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание сенсорной комнаты в школе на данный момент - необходимое условие для тех школ, которые находятся в сельской местности, и у родителей нет возможности возить детей с ОВЗ в специализированные городсие классы.

Просмотр содержимого документа
«Сенсорная интеграция»

Сенсорная интеграция

Сенсорное развитие – один из фундаментальных компонентов общего развития ребёнка, в дальнейшем становящийся основой формирования интеллектуального составляющего личности. Оно строится на способности познания окружающей действительности при помощи информации, поступающей от органов чувств – зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, вестибулярным аппаратом (отвечает за чувство равновесия, положения тела в пространстве). В последнее время наблюдается тенденция на увеличение детей с нарушением сенсорного развития, что влечёт за собой проблемы в общем и интеллектуальном становлении. И помочь в данном случае может метод сенсорной интеграции. Подробно разберём, что это за методика, что она включает в себя, как проходят эти занятия, что для них необходимо, и могут ли родители самостоятельно организовать интеграционную терапию на дому.

Естественная сенсорная интеграция, происходящая без целенаправленного влияния извне, - это согласованный процесс обработки головным мозгом сигналов, поступающих от органов чувств. При определённых расстройствах сенсорный аппарат передаёт информацию в мозг, но обработка её происходит лишь частично или не происходит вовсе. Таким образом, мозг не даёт необходимого ответа, возникает ложное восприятие действительности, отсутствие формирования целостной картины окружающего мира. А это, в свою очередь, провоцирует различные психофизические нарушения. В таком случае сенсорная интеграция требует дополнительной внешней стимуляции и принудительного развития. И для этой работы существует специальный метод, автором которого считают английского эрготерапевта Джин Айрес. Его цель помочь становлению, доформированию и автоматизации процесса полной необходимой обработки ощущений, поступающих от органов чувств к головному мозгу, с помощью специальных упражнений. Занятия, развивающие сенсорный компонент, вполне можно организовать в виде игры. Обычно так и делают, чтобы без проблем вовлечь в эту деятельность ребёнка. Но, несмотря на кажущуюся простоту, упражнения, влючённые в описываемый метод, направлены на работу с функциями головного мозга. Поэтому разрабатывать комплекс таких занятий, а также применять их на практике должны специалисты, прошедшие соответствующую подготовку по данному направлению. Обычно дополнительную квалификацию, позволяющую использовать этот метод получают педагоги, чья деятельность так или иначе связана с детьми, имеющими нарушения функционирования ряда систем организма. Как правило, это коррекционные психологи, нейропсихологии, дефектологи, логопеды-дефектологи, логопеды. Стоит отметить, что для каждого ребёнка подбирается свой комплекс упражнений, который поможет решить имеющиеся задачи, связанные с индивидуальными нарушениями в развитии и поведении. Именно поэтому работа по данному методу начинается с комплексной диагностики.

Чтобы терапевтические занятия по развитию системы ощущений и их связки с работой мозга были максимально эффективными, специалисты рекомендуют использовать специально оборудованные пространства. Их называют сенсорными комнатами.

Создание и оборудование такой комнаты в школе – стало необходимым условием для обучения и развития личности ребенка с ОВЗ.

Сенсорная комната – среда, созданная с применением особого оборудования, работа которого направлена на принудительную стимуляцию систем восприятия – слуха, зрения, обоняния, осязания, вестибулярного аппарата. Стимуляция достигается с помощью звуковых, световых, тактильных, массажных инструментов, приспособлений для развития ощущения тела в пространстве.
Виды сенсорных комнат:

Релаксационнная – направленная на расслабление, снятие тревожности;
Активационная – направленная на стимуляцию двигательной активности, взаимодействие с предметами, развитие крупной и мелкой моторики.
В зависимости от вида комнаты, будет отличаться и её наполнение. Релаксационные комнаты оборудуют приборами, излучающими неагрессивный рассеянный свет. Тактильные поверхности в таком пространстве покрывают мягким материалом, пол и стены – матами. Среди других инструментов для развития сенсорики в комнате расслабления используют подвесные конструкции – зеркальные шары, сухой дождь; сухой бассейн, установки для воспроизведения спокойной музыки и звуков природы, приборы для мягкой ароматерапии, кресла-качалки, кресла-мешки. Активационные сенсорные пространства наполняют акустическими тактильными панелями для стен, тактильными дорожками для ног, воздушно-пузырьковыми панелями, станами и трубами, с вибрационным эффектом, возникающим при касании. Зрительной стимуляции в этом пространстве способствуют проекторы, дающие световые изображения в виде разных фигур, прожекторы, излучающие свет разных цветов, устройства, обладающие светооптическими свойствами, светозвуковые панели, панно, декоративные гирлянды. Также при организации активационной среды используют гаджеты для воспроизведения классической музыки, массажные мячи, балансировочные диски, качели-гамаки, качели-гнёзда. Назначение сенсорных комнат может быть не только в развитии обработки ощущений. Занятия с детьми в таких пространствах применяют для:

  • Расслабления и снятия тревожности;

  • Уменьшения избыточной активности;

  • Коррекции реакций вегетативной нервной системы;

  • Устранения неврологических расстройств;

  • Создания благоприятного эмоционального фона.

Таким образом, такие комнаты помогают детям в их развитии и воспитании.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!