Самоанализ профессиональной деятельности
учителя немецкого языка
Григорьевой Ирины Александровны
Одной из важнейших целей современного образования является формирование информированной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию. Инновационные процессы, происходящие в российской системе образования, направлены на обеспечение высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, на обеспечение их профессионального самоопределения, на формирование общечеловеческих ценностей, развитие человека как личности. Основная цель моей работы – научить ученика учиться, обеспечить условия для становления его субъектных качеств, создать стойкую мотивацию в изучении иностранного языка, активизировать деятельность учащихся, развить навыки устной и письменной речи, творческие способности учащихся. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой главную-развитие познавательных способностей учащихся.
Задачи моей педагогической деятельности многофункциональны, но главными являются:
1. Повышение мотивации к обучению немецкого языка
2. Развитие иноязычной речи учащихся, творческого мышления, памяти.
3. Создание на уроке оптимальных условий для развития каждого школьника.
В своей педагогической деятельности опираюсь на методико-дидактические принципы обучения:
· принцип ориентированности на личность ученика;
· принцип межкультурного обучения;
· принцип взаимосвязанного обучения.
В своей работе столкнулась с некоторыми проблемами, одной из которых явилось снижение за последние несколько лет мотивации обучения, особенно это проявляется при переходе от среднего звена к старшему, о чем свидетельствует некоторое падение успеваемости. Я пришла к выводу, что нужно искать пути решения данной проблемы. С введением иностранного языка на начальной ступени обучения, главной задачей для себя ставлю повышение мотивации через развитие интереса к иностранному языку. Проанализировав большое разнообразие приемов организации учебной деятельности на начальной стадии изучения иностранного языка, я выбрала игру, поэтому последние годы работаю по теме «Игровые технологии на раннем этапе обучения иностранному языку».
Игра, как метод обучения, помогает мне активизировать мыслительную деятельность детей, их стремление к общению, делает учебный процесс интересным, развивает психические функции и способности учащихся. Игра, как говорил Л.С. Выготский, ведет за собой развитие.
Языковым материалом лингвистического компонента в содержании обучения языку являются строго отобранный фонетический, грамматический, и лексический минимум. Исходя из данного положения, языковые игры в моей методической копилке разделены на 3 аспекта: игры для формирования фонетических, лексических и грамматических умений и навыков.
Фонетические игры использую на начальном этапе обучения немецкому языку. У детей этой возрастной группы высоко развито восприятие и острота слуха. Они быстро схватывают тонкости произношения. Для его выработки применяю такие игровые приемы, как, например:
1) «Какой звук я задумала?» (игра- загадка). Называю цепочку слов, в которой встречается один и тот же звук. Отгадавший получает право загадать свою загадку.
2)«Назови слово» (игра с предметом). Бросаю участникам игры мяч, называя звук, участники возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится.
3)«Скороговорка» (игра-имитация). Учащиеся пытаются произнести за мной скороговорку, фразу, стишок на определенный звук.
4)игра в Эхо - учащиеся повторяют слово сначала громко, потом все тише и тише.
Лексические игры, например, «Лото», «Домино», «Поле Чудес», кроссворды, ребусы, словарный салат, лексическая змейка, лишнее слово в ряду и т. д. являются моими универсальными приемами, позволяющими активизировать различные серии языковых единиц.
Грамматические игры. Невозможно переоценить роль игровых приемов при предъявлении и тренировке в употреблении в речи грамматического материала, особенно для учащихся младшего и среднего возраста. С их помощью усвоение трудных правил, реалий становится легче запомнить и запоминается надолго. Это, например, такие игры, как игра в кубик – для отработки спряжения глагола, игра – ромашка – для отработки личных местоимений, игра в мяч – для отработки степеней сравнения прилагательных и другие.
При обучении алфавиту применяю игры с алфавитом. Здесь можно использовать разрезную азбуку, а также такие игры, как «Буква потерялась», «Соедини буквы по порядку», «Скажи слово на каждую букву», «Отгадай букву», «Алфавитная песенка» и т.д.
Работа на уроке организуется на основе совместного труда. При обучении учащихся говорению, работе с текстом, контроле лексики и грамматики применяю элементы работы в сотрудничестве. При освоении учащимися процесса говорения провожу на своих уроках ролевые игры. Такая форма работы создает условия для мотивации речевой деятельности школьников. Создаю ситуации, которые вызывают у детей потребность что-то сказать, спросить, выяснить, чем-то поделиться с собеседником. Школьники с удовольствием разыгрывают небольшие сцены из социально-бытовой сферы.
Игра позволяет неуверенным в себе учащимся преодолеть барьер неуверенности и высказаться по теме. Работая в группе, школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, согласиться или опровергнуть мнение партнера, целенаправленно слушать его. Практически все учебное время в ролевой игре отводится на речевую практику. В процессе игры сильные учащиеся помогают слабым. Диалоги позволяют учащимся проявить знание правил этикета
Формирование мотивации в обучении иностранному языку - это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению и осознания их самими учащимися.
Интерес, как мотив, на мой взгляд, играет важную роль в обучении иностранному языку. Если детям интересно учиться, они легко преодолевают трудности, хорошо овладевают материалом, у них формируются прочные речевые умения и навыки. Я пришла к выводу, чтобы поддержать интерес к изучению иностранного языка необходимо владеть некоторыми приемами и способами формирования положительной мотивации.
Применение и использование на уроках таких форм и видов деятельности, как фонетическая зарядка, физкультминутки, сказки, стишки, песенки, игры и ролевые игры, на мой взгляд, формируют положительную мотивацию, способствуют проявлению интереса и активности на уроках.
Очень важным фактором в обучении общению является речевая зарядка. Она вводит учащихся в мир культуры страны изучаемого языка, готовит их к общению. Она помогает учащимся снять языковой и психологический барьер, создать благоприятную, доброжелательную атмосферу, причем на всех трех ступенях обучения.
На раннем этапе обучения одна из основных задач учителя – сделать предмет интересным и любимым. Этому способствует проведение физкультминуток, которые снимают умственное напряжение, способствуют эмоциональной разгрузке учащихся и являются важным фактором в борьбе против гиподинамии. Провожу их в форме рифмовок, считалок, подвижных игр. Физкультминутки повышают интерес к овладению определенными знаниями, способствуют развитию фонетических, лексических и грамматических навыков. Учащиеся на младшей ступени, таким образом, быстро запоминают всевозможные рифмовки – иногда требуется назвать только первую фразу, дальше они вспоминают и выполняют сами.
Один из эффективных приемов обучения иностранному языку на раннем этапе, на мой взгляд, - это использование лексических сказок и песенок. Они максимально облегчают понимание и усвоение грамматического материала. Сказку ребенок воспринимает как игру, смысл которой заключается в развитии не только творческих сил и возможностей, но и в отработке языковых навыков и умений. В процессе пения также происходит усвоение языковых норм, причем легче обычного, ведь в песне слова рифмуются. Поэтому, иногда учащиеся вспоминают какие-либо фразы целыми строчками из песен, напевая их, или вспоминают строки из стихов.
Я заметила в своей практике, что использование игровых технологий на раннем этапе обучения приводит к повышению мотивации учащихся, о чем свидетельствует отсутствие неуспевающих по предмету, стабильное качество знаний по предмету.