СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Роль народных праздников в приобщении воспитанников к русским народным традициям»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание как формирование всесторонне развитой личности человека составляет одну из главных задач современного общества. Оно требует усилий, направленных на создание социальных условий и реализацию новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В статье вы познакомитесь с информацией, которая способствует воспитанию полноценной личности, развитию нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков.

Просмотр содержимого документа
««Роль народных праздников в приобщении воспитанников к русским народным традициям»»

Региональная студенческая научно-практическая конференция

«Макаренковские чтения»


«Роль народных праздников в приобщении воспитанников к русским народным традициям»


Воробьева М.Н., преподаватель профессиональных модулей

Прозоров Н.К., студент 204 группы


Без прошлого — нет будущего,
Без языка — нет нации,
Без нации — нет культуры,
Без культуры — нет народа.


Воспитание как формирование всесторонне развитой личности человека составляет одну из главных задач современного общества. Оно требует усилий, направленных на создание социальных условий и реализацию новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека.

В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии – всё это являют нам творения народных умельцев.

В наши дни, как никогда раньше открыто встал вопрос о самом существовании того, что мы называем русской цивилизацией. Некоторые средства массовой информации занимают откровенно враждебную позицию по отношению к русской культурной традиции, русскому человеку, русскому языку.

В России именно традиционная культура, фольклор, декоративно-прикладное искусство всегда определяли развитие национальной духовности, литературы, искусства. Именно стабильные древние формы в эпоху цивилизационного упадка и хаоса могут сыграть исцеляющую роль, содействовать выживанию человечества.

Воспитание учащихся на традициях русской культуры – одно из важнейших направлений работы образования в целом. Работа эта основана на ознакомлении учащихся с русскими семейно-бытовыми традициями, с народными песнями и танцами, промыслами, ремёслами, праздниками и обрядами.

Народные художественные традиции занимают важное место в жизни каждого народа, дают огромное поле деятельности в работе с детьми, обладают большими воспитательными возможностями. Народные традиции имеют важное значение в духовной культуре подрастающего поколения, особенно сегодня.

Народные праздники  всегда являлись неотъемлемой частью духовной культуры народа, его жизни. Невозможно найти периода в истории человечества,  в котором бы не существовало праздника.

Праздники в русских традициях развивают у учащихся эмоциональную восприимчивость и вырабатывают эстетические критерии в оценке культурного наследия своего народа. Их цель не столько обучить, сколько познакомить с народным искусством.

Праздники народного календаря – это коллективная национальная форма осознания мира и своего места в нем. Стихия народной игры, народная музыка, различные формы организаций жизни детей в стиле народного календаря - все это обеспечивает эффективное приобщение подрастающего поколения к русским национальным традициям. Входя в мир народных традиций, в мир национальной культуры ребенок становится участником акта творчества, носителем народного сознания.

Русские народные праздники позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Важнейшим принципом их реализации является гуманизация целей педагогической работы с детьми. Именно через праздники взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его развития.

Если обратиться к народному календарю, то можно выделить ряд основных народных праздников и традиции их празднования, опираясь на которые можно проводить различные мероприятия для детей разного возраста:

- Праздник «Рождество», который включает в себя: приготовление обрядовых блюд (каши, кутья, коливо и сочиво), детские и подростковые славления, молодежные и взрослые колядования, посевания и обход ряженых, катание с гор, народный театр, молодецкие забавы и кулачные бои.

- Праздник «Масленица», который включает в себя: приготовление обрядовых блюд (блины, пироги, оладьи, хворост), поминальные обряды, катание с ледяных гор, молодецкие забавы, борьба и кулачные бои, объезды родни, родовые обряды, строительство крепостей, снежных городов, штурмы и разрушения снежных городов, сжигание соломенных чучел, старой соломы и ненужной одежды в масленичных кострах, чин примирения, совершающийся как в храмах, так и на улицах, и по домам (рис. 1), [6, с. 87].


Рисунок 1 – Масленица и Воевода на празднике «Масленица» - ШТРК

- Праздники «Пасха и Красная Горка», которые включают в себя: приготовление обрядовых блюд (яйца-крашенки, куличи, творожные пасхи), традиции пасхальных крестных ходов, традиции пасхальных костров, колокольных звонов, волочебные обходы, игры с яйцами-крашенками, традиции весенних хороводов и хороводных игр, поминальные обряды [6, с. 137].

- Праздник «Троица», который включает в себя: обрядовые девичьи «стреловые» и троицкие хороводы, украшение – «завивание» березки, обходы с березкой по деревне, приготовление обрядовых яичных блюд (яичница, крашеные яйца и так далее), «развивание» и погребение березки, обрядовые игры «похороны Костромы», качание на качелях, общие хороводы и хороводовые игры, поминальные обряды [6, с. 147].

- Праздник «Ивана Купалы», который включает в себя: обрядовые умывания росой, традиции обливания водой, обрядовые купания, зажигание костров, купальские хороводы и хороводовые игры [6, с. 161].

Подготовка и проведение народных праздничных традиций позволяют использовать богатые возможности народной культуры для духовного развития учащихся, дают возможность каждому из участников приобщаться к народному творчеству, а наиболее одаренным детям – стать творцами в сфере народной художественной культуры.

Во время прохождения производственной практики в учреждении дополнительного образования «Дом детства и юношества» города Болотное, мною организуются и проводятся различные виды деятельности, связанные с народными праздниками. Один из них - мастер-классы, для проведения которых подготавливаются рассказы и беседы о традициях гуляния народных праздников, об их истории и символах.

Так, например, к празднику Масленицы мною был организован и проведен мастер-класс по изготовлению солнца – символа жизни.

Наши предки почитали солнце, как Бога, ведь оно давало жизнь всему. Люди радовались солнцу, которое с приближением весны начинало появляться все чаще. Поэтому и появилась традиция в честь весеннего солнца печь круглые, по форме напоминающие солнце,  лепешки на Масленицу. Считалось, что съев такое кушанье, человек получит частичку солнечного света и тепла. Со временем лепешки заменили блинами. Круглые, румяные, горячие, –  блины являются символом солнца, а значит, обновления и плодородия.

Во время проведения мастер-класса демонстрировались фильмы, о праздновании Масленицы, прослушивались песни народного праздничного календаря. Также во время работы проводились народные игры, соответствующие празднику Масленица, такие как: «Растяпа» и «Я веселая ткачиха». Ведь, каждому празднику – свои народные игры. Так, например, во время празднования Рождества, на святочных вечерках проводились такие игры как: «Соседи», «Тону», «Номера» (рис. 2). А для праздника Троица предусмотрены игры: «Третий лишний с ремешком», «Шишки, желуди, орехи», «Кострома».

Рисунок 2 – Народная игра «Номера»


Мероприятия связанные с народными праздниками проводятся и для студентов Болотнинского педагогического колледжа, специальности «Педагогика дополнительного образования». Так, 6 марта был проведен мастер-класс: «Магнит на холодильник «Масленичное солнце», на котором студенты выполняли из картона, бумаги и магнита символ праздника Масленица - солнце (рис. 3).


Рисунок 3 – Мастер-класс для студентов БПК


В качестве помощи, для организации и проведения народных праздников и мастер-классов, выступает программно-методический сборник: «Духовно-нравственное воспитание и традиционная культура» (авторы: Рублев Анатолий Владимирович и Рублева Татьяна Сергеевна). Программно-методический сборник – это замечательная помощь для педагогов основного и дополнительного образования, который включает в себя авторскую образовательную программу, методическое пособие «Сибирский календарь» с аудио- и видеоприложениями и методическое пособие «Русский традиционный костюм» [6, с. 2]. Просматривая фильмы и прослушивая народные песни, учащиеся понимают и усваивают лучше информацию о народных традиционных праздниках. Окунаются в те времена, в которых жили их бабушки и дедушки. Проникаются глубиной народных традиций. В фильмах принимают участие воспитанники Школы традиционной русской культуры, такие же дети, как и сами учащиеся. И это несет вдвойне большее значение для детей.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники формируют у учащихся уважение к своему прошлому, своим истокам, истории и культуре своего народа.

Небольшой опыт работы в данном направлении показал, что светлое и радостное общение детей — важное условие для развития личности ребенка и возрождения народных традиций. Мы должны сохранить народные праздники для себя и потомков, ведь праздники наших дедов и прадедов — это душа народа.


Литература


  1. Белов В.И. Лад. Очерки о народной эстетике / В.И. Белов. – М.: Молодая гвардия, 1989. – 289 с. - ISBN: 5-235-00349-7. – Текст : непосредственный.

  2. Ипатов А.Н. Православие и русская культура / А.Н. Ипатов. – М.: Советская Россия, 1985. – 128 с.

  3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры / М.Ф. Литвинова. – М.: Просвещение, 1986. – 79 с.

  4. Миненко Н.А. Культура русских крестьян Зауралья / Н.А. Миненко. – М.: Наука, 1992. – 222 с. – ISBN: 5020100560. – Текст : непосредственный.

  5. Прокопец О.Н. Традиционный мир детства: исследование и педагогические технологии / О.Н. Прокопец – Тула: Дом народного творчества, 1993. – 95 с.

  6. Рублев А.В., Рублева Т.С. Духовно-нравственное воспитание и традиционная культура: Программно-методический сборник / А.В. Рублев., Т.С. Рублева. – Новосибирск: НП Издательский дом «Историческое наследие Сибири», 2007. – 256 с. - ISBN: 5-8402-0241-Х – Текст : непосредственный.

  7. Шестун Е. Православная педагогика / Е. Шестун. – М.: Про-Пресс, 2002. – 559 с. - ISBN 5-89510-010-4. – Текст : непосредственный.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!